Легенды о Генрихе Шульце

…Сошлись. И за руки обнялись,
И разошлись. Свисток. Борьба!
И закружились, завращались,
В атаке лбом касаясь лба.

(С. Жуков. Учитель)
 
…И не пройти его захваты,
Его железные тиски,
Его подножки и подхваты,
Его точеные броски.

(В. Петров. Уроки самбо)

О незначительном человечество не слагает легенд. Так говорил Николай Рерих.

Этот пост - малая часть Шульценианы. Многие из подобных историй передаются из уст в уста, становятся похожи на народные сказки о добром богатыре. Книга про Мастера ждёт автора, который обобщит воспоминания очевидцев и создаст из них целостную легенду.

БИОГРАФИЯ

Шульц Генрих Карлович (1929-1999), шестикратный чемпион СССР по самбо, чемпион Европы по дзюдо, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, судья международной категории, капитан первой сборной команды СССР по дзюдо. Выступал в самбо в весовой категории до 85 кг. В 1956 году основал секцию самбо в МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1963 году в составе команды из четырех выдающихся советских спортсменов-самбистов (кроме Шульца входили Олег Степанов, Владимир Панкратов и Дурмишхан Беруашвили) триумфально выступил в предолимпийском турнире по дзюдо, проходившем в Японии, не проиграв ни одной схватки. После завершения спортивной карьеры Генрих Карлович более 40 лет преподавал на кафедре «Физическое воспитание» МВТУ-МГТУ. Его ученики шестнадцать раз становились чемпионами СССР по самбо.

Славная биография, ничего не скажешь. Но всей популярности Шульца она не объясняет.  Пушница, Кузнецов, Невзоров, Степанов как спортсмены более титулованы - они чемпионы мира, призеры и победители Олимпийских игр. Есть более результативные тренеры. К примеру, Рудман, трехкратный чемпион мира, основал школу «Самбо-70», воспитавшую больше мастеров и чемпионов, чем школа Шульца. 

Так почему же именно жизнь Генриха Карловича притягивает растущее внимание, конвертируется в бесчисленные спортивные рассказы, рыбацкие байки, человеческие истории? - Хочется разобраться!

ГЕНИЙ САМБО

Гением борьбы называет Шульца чемпион СССР 1967 года, м.с.м.к. Николай Новиков. Он задается вопросом: кто из знакомых ему выдающихся спортсменов является гением? Харлампиев? - Он слишком много сил потратил на разработку и пробивание самбо. Чумаков? Это великий методист, а не борец в прямом смысле этого слова. Степанов? - блистательный спортсмен, великолепный технарь, однако, он ученик Чумакова, а у гениев не бывает учителей. «А вот Генрих Шульц уникален во всем, что касается самбо. Самородок! … Посмотрит полторы-две минуты за противником. Прикинет, что к чему. Выходит. Даёт захват. Делает броски, побеждает, покурит и готовится к следующей встрече. Если бы он захотел и решил, что шесть раз стать чемпионом СССР маловато, то стал бы столько раз, сколько угодно. Не сомневайтесь!»

Ему вторит з.м.с. Давид Рудман: «Шульц был очень крепок, но никогда не рассчитывал на силу. Он применял её только тогда и в том направлении, как того требовал поединок. Со стороны казалось, что он делает все легко, играючи. Генрих был высок, строен и имел добрый, веселый и мягкий характер. Схватки вел в прямой красивой стойке, виртуозно владел техникой бросков, охотно уступал сопернику захват, как бы приглашая поучаствовать в игре: кто – кого… Все хотели победить Генриха, но это было невозможно. Он неизменно находил брешь в защите соперника и всегда переигрывал в открытой борьбе».

Для борьбы Генрих сложен идеально – длинные торс и руки, сильные, чуть коротковатые для гибкого туловища ноги. Спина мощная (доставалось нам трудов - размять её в сауне!). В схватке он подвижен и устойчив, потому что центр тяжести тела расположен низко.

З.м.с. Олег Степанов рассказывал: «В 1963 году нам предстояло выступить в четырех городах: Йокогаме, Маэбаси, Кобе и Токио. Японцы нас принимали дружелюбно, но за соперников не считали. Были уверены, что победят «в сухую" со счетом 16:0.

Первый город - Маэбаси. Проигрываем хозяевам - 1:3. В Кобе добиваемся ничьей - 2:2. А в Йокогаме выходим на татами - и побеждаем японцев со счетом 3:1. У них шок! Газеты вышли с материалами в траурной рамке. Местная пресса писала: "По Японии прошел тайфун из советских дзюдоистов, одетых в японские кимоно".

В каждом новом городе правила соревнований меняются. Судьи все японские. Тренера нет. Но мы старались не ударить в грязь лицом, поддерживали друг друга. И вот Токио. Заключительные схватки. Против нас выставили цвет дзюдо. И здесь нас ждал сюрприз. Хозяева ввели ничейный результат. Иначе бы они могли проиграть, а это означало для них моральное харакири. В итоге мы уступили всего очко. Окончательный счет был 8,5 на 7,5 в их пользу».

В городе Кобэ один из судей, никогда не видевший, как японцы проигрывают, умер на краю татами. 

Шульц в том турнире ни единой схватки не отдал «самураям». Он нанес небывалое поражение Ямомоте, выдающемуся мастеру дзюдо, обладателю шестого дана. В схватке японец обрушил на Шульца град приемов, но наш борец был словно заколдован. В момент небольшой задумчивости соперника Шульц молниеносно перешел в атаку и провел бросок, а следом еще один с выходом на болевой. Чистая победа.

Позже Шульц вспоминал: «Начав бороться по дзюдо, самбисты имели  преимущество перед дзюдоистами, так как борьба самбо, основанная на национальных видах борьбы, гораздо богаче дзюдо … Своими приемами мы ставили их в положение новичков … ».

Его ученик, м.с.м.к. Кирилл Романовский говорит: «Никогда нельзя было предугадать, что Шульц сделает в следующую секунду на ковре. У него не было «коронных» бросков. Если было нужно, он сочинял их по ситуации». 

Генрих – весёлый бог борьбы. Коллеги по сборной, массажисты и зрители дружно сбегаются к ковру, на который вызывают Шульца. Знают, что может произойти шоу. И дожидаются!

К тому времени, когда я пришел в секцию (1974), Г.К. уже лет десять как оставил сборную СССР.  Но в случае необходимости мог выступить за МВТУ на первенстве столицы.  Вот он в финале сходится с супертяжем, пропадает под огромным противником, схватившим его за пояс сверху... и вдруг на глазах изумленной публики супертяж отрывается от ковра, будто  бы легко воспаряет над Генрихом и с грохотом рушится на ковёр. Чистая победа! Вот что мельница животворящая делает. Мастеру 47 лет.

А вот история от Сергея Катанского, тренера самбо и карате, много лет проработавшего под началом Учителя - она тоже из периода «играющего тренера».

«Случай был в МГУ на первенстве Москвы по самбо. Карлович тренировал  команду бауманцев и выступал за неё как участник. Стоит с Михаилом Житловским, покуривает, дожидаясь очередной встречи.  Вызывают на ковёр. Карлович затянулся и говорит: подержи Миша, не туши, я постараюсь быстро вернуться. Приветствовал противника, взял захват, выполнил висячку, завалил в партер и провёл болевой приём - рычаг локтя между ног. Только  ему как победителю руку опустили, он выхватил из рук Житловского  сигарету, затянулся и говорит: молодец Мишка, не погасил!..»

ТРЕНЕР

…В маленьком борцовском зале, на цокольном этаже Слободского дворца, я впервые оказался в 1973 году. Здесь занимались самбисты, классики и вольники. Поначалу я записался на вольную борьбу, но скоро перешел на самбо. Под общим руководством Генриха Карловича тренировались и новички, и молодые мастера – Глазков, Колычев, Лядов, Клецко, Дюков, Дачев.

В секции не чувствовалось жёсткой дисциплины, царил дух свободы, игры, творчества. Самбисты учились друг у друга, тренеры подходили с краткими подсказками. Шульц, бывший полутяж, уже слегка поправившийся, возился с тяжеловесами, а к «весам» меньше 80 кг относился с юмором. Но он всех держал в поле зрения.

Атмосфера коллектива заставляла самостоятельно расти, ездить по открытым коврам, набирать победы, мечтать о «большом ковре». Иногда на тренировки заглядывал Миша Илинич, девятнадцатилетний мастер спорта международного класса, призёр первенства Европы по дзюдо, весельчак и озорник. Много лет спустя он показал свой спортивный дневник: линованная школьная тетрадка с записями соревнований: противники, разряды, результаты схваток. Можно было видеть, как он рос: побед было заметно больше!

Поездки на соревнования в разные города запомнились не только анекдотами (их Карлович знал во множестве), но и своевременными рекомендациями - например, о том, как завязать руку противника, как сковать его захватом за пояс и немного перевести дух во время схватки. Погладит по голове, посмотрит в лицо, похлопает по плечу - давай, Серёня, ты готов!

А если возникнет спорная ситуация в судействе, тут уж никто не мог сравниться с Генрихом Карловичем в обосновании нужного решения. Воистину, он изгибал пространство под себя. Это была магия. При этом волшебнику не требовались крик или брань - он гнул свою линию не спеша, с улыбкой и спокойным голосом.

Всё гениальное просто

Николай Новиков пишет: «Истинная гениальность Шульца проявилась в создании системы непрерывного развития индивидуальной техники самбиста. Она срабатывала автоматически, почти без вмешательства тренера.

Суть её проста: борец определяет излюбленный прием и записывает его первым номером в столбец. Затем осмысливает вспомогательную «инфраструктуру»: стойку, захват, подходы, комбинации (в которых избранный приём начинает цепочку и заканчивает её), а также - контрприемы, защиты и прочее. Далее, любой прием из вспомогательного «набора» можно выбрать в качестве основного и записать его в следующий столбик. А затем уже к нему подыскивать новую серию вспомогательных движений. Вот и все.

Чем больше борешься, дольше живешь, тем арсенал приемов становится богаче. В этом оригинальность, простота и доступность метода непрерывного развития техники».

Подтверждаю: тончайшие нюансы борьбы Генрих Карлович излагал просто и понятно.  Мог, как никто, дать совет с учётом «физики» и психики ученика. Мне, например, одобрил «корягу» (боковой бросок с падением), а Лёне Топчиеву, моему земляку-красноярцу, отличавшемуся высокой скоростью реакции, посоветовал захваты за ногу и подсечки на контратаках. Лёня стал мастером спорта в 1978 году. 

Болгария-76

Солнечный сентябрьский день, Чёрное море. Учитель стоит по пояс в воде, лицом в сторону берега, и держит в вытянутых руках большой лист фанеры, оглядываясь на волны, накатывающие на берег. Мы замираем в весёлом ожидании. Волна накрывает его, рождая кучу брызг, откатывает назад - богатырь стоит на месте и  посмеивается.

Хохмить – любимое занятие «простого русского парня» Генриха Карловича Шульца, сына русской дворянки и красного латышского стрелка. По линии мамы он внук выпускника Императорского Московского Технического Училища. Впрочем, его родословная тоже относится к разряду легенд.

Памятный болгарский сбор! Я только что выполнил норматив первого разряда и был удостоен поездки в составе команды института - считай, причислен к небожителям. Пара дней в Софии, тренировочные схватки со студенческой командой Электротехнического института – и Слънчев Бряг!

Подходы, броски на песок, белые куртки - всё выглядело необычно и привлекало внимание пляжа. Наша тренировочная (и не только) жизнь кипела. Учитель нестрого следил за отбоем - важно было успевать на обязательные занятия. Не выспался я - твоя проблема, досыпай под кустиком, когда есть возможность.

Я принадлежал к числу хронически не высыпавшихся: на полуострове Несебър каждый вечер меня ожидали у развалин римской крепости. Так, за тренировками и поцелуями, промелькнул мой двадцатый день рождения.

УЧИТЕЛЬ

В головах самбистов бродит
Из вопросов винегрет.
На любой из них находит
Генрих Карлович ответ.
Про закон борьбы суровой,
Про рыбалку и любовь
Он расскажет. Мы готовы
Его слушать вновь и вновь…

(Студенческая песенка)

Эстония-82

Рассказы Шульца - отдельная статья. Он делал внушения как бы между прочим, часто в форме притчи или шутки. Вот он вспоминает соревнования и на примере обидного поражения говорит о пользе спортивного режима… Вот рассказывает о питании: «Не ешьте привокзальных пирожков, можете отравиться, как Султан Дачев в Ярославле. Лучше возьмите термос с куриным бульоном, творог, сладкий чай…». Анатолий Аркадьевич Харлампиев перед схватками подкармливал учеников сахаром и дольками лимона. Наш Карлович также уважал лимон, а в дополнение к нему – грецкий орех или вяленую воблу («стратегический продукт!»), кои вынимались из кармана и тут же, по кусочку, делились между всеми.

Вот он растолковывает тактику борца-самбиста применительно к теме соблазнения (он говорит: приманки) противоположного пола. «Нужна выдержка, - внушал он ученикам, - чтобы рыбка сама к вам в сети приплыла», - и выразительно посматривал на фигуристую массажистку. «Ничего, Генрих, ты от меня не получишь», - не выдерживала та. - «Рыбка тоже думает, что я её не поймаю».  (это тоже из воспоминаний Катанского).

А его незабываемые фразы! «Вперед, на русский город Калькутту!» (так он настраивал на борьбу). Или - «Жена, дети, сам скотина…» - когда он сердился на борца, пропускающего тренировки по семейным обстоятельствам. А так он подтрунивал над самбистом, на которого положила глаз симпатичная раздатчица в столовой: «Юст, юст, а как до дела, так в куст!» Имелось ввиду - любишь кататься (просить добавку творога - юста по эстонски), люби и саночки возить. А вот еще замечательное: «Серёньки хороши, а Саньки лучше». Что ж, Саньки приносили Учителю медали, а Серёньки пишут о нём книгу.

В карманах его необъятных, давно не глаженых брюк могли быть: рыболовные крючки, грузила, пакетик с червями и многое другое, что выдавало рыбака. Рыбалка была его страсть и постоянная тема баек! Вот он стоит как полководец на высоком бережку тихой речушки Пылтсамаа, поросшей кувшинками, а мы, в мокрых кедах и трениках, заводим к берегу невод, в котором среди коряг и тины бьётся пара пескарей… Невелик улов, зато к вечеру будет коптиться купленная на рынке рыба, и сколько же будет рассказов и смеха!

Учителя обожали женщины, он отвечал им взаимностью. Вот он берёт в свою лапу невесомую ручку «художницы» Ирины и обнаруживает неожиданное чувство ритма в фокстроте. В паре танцует на удивление согласованно. Посмеивается над нами:

- Вы, дураки, ищете в женщине форму, а я – содержание...

А эту историю про одураченного «плейшнера» я цитирую по Сергею Катанскому:  «Как-то днём (дело было в Пылтсамаа - СЖ) Карлович мне говорит:
- После ужина в комнату не заходи, я  часик занят буду,  напряжение хочу сбросить. И давай, чтобы не мешать друг другу  пароль на окне установим, как в «Семнадцати мгновениях весны».  Если я или ты   в комнате с подругой, то пароль стоит, а как дела закончатся, убираем.
- Какой пароль?   
- Давай так: термос будет стоять.

На том и порешили. Проверил я после ужина: пароль стоит. Ушёл на танцы. Перед вечерний проверкой студентов опять подошёл к окну. Пароль стоит. Думаю: ну, Карлович даёт! После проверки подошёл к окну: пароль на месте. Я погулял, потом пошёл в город у знакомых переночевал. 

Ранним утром  до зарядки  подошёл к окну, пароль стоит. Провёл зарядку, подошёл к окну:  пароль на том же месте. Как же я разозлился! Ну, думаю, сейчас покажу «им» кузькину мать! Врываюсь без стука в комнату, Карлович глаза открывает и удивлённо говорит:
- Ты где всё ночь шатался? Я  зарядку из-за тебя проспал, ты же всегда будильник заводишь.          

Я онемел от такого вопроса и жестом ему на термос показываю. Тут до Карловича дошло, он стукнул ладонью по своему лбу и жалостным голосом мне:
- Прости засранца, утомился, забыл с окна убрать…»

Всё так и было, только обманутых «плейшнеров» было двое - Серёга Катанский и я, потому что мы жили втроём в комнате флигеля баронской усадьбы. Думаю, Учитель никого к себе не приглашал, просто хотел нас разыграть да уснул нечаянно…

Люди вместо бумаг

В быту Генрих Карлович был прост, если не сказать – аскетичен. На бытовую сторону жизни не обращал внимания, порядка в вещи не вносил, бумаг не любил. Точнее, их оформление вызывало у него почти мистический ужас, он всячески оттягивал момент, когда надо было садиться за отчеты.

«Удивляло меня всегда, - пишет Сергей Катанский, - как (получалось, что) человек, который  мог на крупнейших соревнованиях собрать воедино все свои волевые качества и сильнейших соперников побеждать, - когда нужно было свои  рабочие документы в порядок привести, из него весь могучий дух выходил. … Почти всегда мы опаздывали к отчёту. Но вот магия! -  в последний момент нам говорят, что отчёт переносится по какой-либо причине. И так много раз было, и мы доделать всё успевали. А в кабинете заведующего Генрих Карлович  включал свою тактику подавления, и мы успешно отчитывались».

Гораздо важнее было то, что Генрих успешно отчитывался разрядниками и мастерами спорта! Он жил своими учениками, помогал им.  Сашу Рыбакова приметил школьником в Рыбинске, позвал поступать в Бауманку, поселил у себя дома на период поступления, довёл до мастера спорта. Чемпиона Кубка мира по самбо м.с.м.к. Сергея Авдонина взял на работу, когда у того были жизненные трудности. Сергей Михайлович уже 35 лет трудится тренером, а теперь и руководителем Школы самбо имени Шульца.

Последнее свидание

Году, наверное, в 1997-м случилось неожиданное и страшное: во время коронарографии оторвавшийся тромб попал в мозг - инсульт, паралич левой стороны тела и речи. Мы с моей женой Таней приходили к Учителю в Бакулевский центр - он лежал в отдельном зале (даже не палате). Он смотрел на нас, силился улыбнуться и плакал. Смотреть на это было очень тяжело.

В 1999 году великого Шульца не стало. Его сын Михаил устроил достойные похороны, поставил памятник и более 20 лет проводит в МГТУ всероссийские турниры памяти отца. На эти турниры собирается элита самбо - ветераны и участники соревнований.

Ученики

Среди самбистов-бауманцев много людей, сделавших научную и промышленную карьеру. Докторами наук и профессорами стали Алексей Михайлович Архаров (многолетний декан и зав кафедрой, действительный член Академии холода), Сергей Сергеевич Гаврюшин (комсомольский секретарь МВТУ, проректор Университета по науке и зав кафедрой), кандидатами наук – очень многие, среди них мастер спорта и заместитель декана Юрий Митрофанович Клецко, Андрей Дубин. Мастер спорта Борис Иванович Каторгин – известный конструктор и ученый, академик РАН – много лет возглавлял НПО «Энергомаш», проложил дорогу двигателю РД-180 на рынок США. Примеры состоявшихся учеников Шульца можно продолжать – получится длинный список.

НЕКОТОРЫЕ  УСВОЕННЫЕ УРОКИ

 1.  Настоящая сила должна быть доброй.
 2. Чтобы достичь чего-то значительного, надо посвятить себя этому целиком.
 3. Частный вывод из пункта 3: Чтобы побеждать в борьбе, надо бороться, а не бегать или плавать. Это справедливо для любого другого занятия.
 4. Техника имеет значение. Физическая сила тоже.
 5. Без друзей плохо. Без чувства юмора - смерть.
 6. Если есть силы - учись у мастера. Много сил - учись у разных мастеров.
 7. Частный вывод: иди к тем, кто выше тебя, и подтягивай до своего уровня тех, кто слабее. Но не спускайся до их уровня (совет профессора Архарова, друга Шульца).


Рецензии