История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 9

          ИСТОЧНИКИ СВЕДЕНИЙ О ПРЕДКАХ

          Ниже представлено описание основных источников, из которых взяты точные даты рождений, браков и смертей представителей рода Безпояско и родственных фамилий.

          МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА (метрика, книга метричная, метрическая тетрадь) – это церковная книга для записи рождений, браков и смертей в России, начиная с 18 века (православные метрические книги появились не ранее 1722 года) по 1918 год. Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трёх частей (отсюда её второе, менее распространённое наименование — троечастная книга) [1]:

          – «О родившихся». Помимо порядкового номера, в первой части указывались дата рождения и крещения, пол новорождённого и данное ему имя. Место жительства, сословная принадлежность, если это крепостной, то владельческая принадлежность (например, какому помещику принадлежали), вероисповедание, имя, фамилия, отчество отца и матери (или указывалось на незаконность рождения). Записывались крёстные родители (восприемники), их местожительство, сословная принадлежность и все остальные сведения. Указывалось, кто из священно- и церковнослужителей крестил ребёнка и где этот обряд происходил [1].

          – «О бракосочетавшихся». Во второй части метрической книги также приводились число по порядку и дата бракосочетания. Записывались имя, фамилия, отчество, место жительства, сословная и владельческая принадлежность, вероисповедание жениха и невесты, их возраст; для каждого супруга отмечалось, каким браком он венчался (первым, вторым, третьим и т. д.). В отдельную графу записывались свидетели (поручители), их местожительство, сословная и владельческая принадлежность. По желанию, свидетели могли сделать свою отметку в метрической книге. Указывалось, кто из священно- и церковнослужителей венчал этот брак [1].

          – «О умерших». Третья часть содержит число по порядку, дату смерти и дату погребения, сведения о месте жительства умершего, его сословном и владельческом положении, имени, фамилии, отчестве, возрасте и причине смерти, месте захоронения (для несовершеннолетнего – имя, возраст, а также сведения о месте жительства, сословном и владельческом положении, имени, фамилии и отчестве отца). Здесь указывалось, кто из священно- и церковнослужителей совершал погребение, и священник, исповедавший и приобщивший умершего накануне смерти [1].

          По каждой части приводились итоги за тот или иной месяц и за год в целом. В зависимости от времени создания метрической книги, некоторые сведения, приведённые выше, могут в ней отсутствовать.
Уполномоченные духовные лица одновременно заполняли две книги: одна оставалась на хранении в церкви (как правило, подлинная), вторая, заверенная священником, а позднее всем причтом, отсылалась в епархиальное управление. После принятия советской властью 16 сентября 1918 года «Кодекса законов об актах гражданского состояния…» метрические книги были отменены и их заменили актовыми (списочными) книгами в местных органах ЗАГСа. Однако на местах метрические книги велись ещё в течение нескольких лет.

          Метрическая книга – основной письменный источник при изучении истории своего рода, составлению родословной, поколенной росписи и родового древа [1]. Ниже приведён основной список письменных источников, на основе которых было построено родовое древо Беспояско. Изучено далеко не всё.

          Центральный государственный исторический архив, г. Киев (ЦГИАК) [2].
          Церковь св. Параскевы Пятницы, с. Антиповка Золотоношского повета Полтавской губернии (ныне Золотоношского района Черкасской области). Метрическая книга. Фонд (Ф.) 990. Опись (Оп.) 1. Дело (Д.). (год) 1356 (1779). Ф. 127. Оп. 1012. Д. (год) 899 (1779); 1006а (1795). Исповедная роспись. Ф. 127. Оп. 1015. Д. (год) 113 (1796).
          Церковь Святого Архистратига Христова Михаила, с. Драбово Золотоношского уезда (ныне Драбовского района Черкасской области). Метрическая книга. Ф. 127.  Оп. 1014. Д. (год) 99 (1786); Оп. 1012. Д. (год) 1006а (1795). Исповедная роспись. Ф. 127. Оп. 1015. Д. (год) 90 (1786); 113 (1796).
          Церкви Святого Николая (1-я и 2-я) с. Леськи Черкасского повета Киевской губернии (ныне Черкасского района Черкасской области). Метрическая книга. Ф. 127. Оп. 1012. Д. (год) 1064(1796); 1096(1797); 1179(1800); 1196(1801); 1211(1802); 1224(1803); 1248(1804); 1261(1805); 1276(1806); 1290а(1807); 1302(1808); 1317(1809); 1332(1810); 1347(1811); 1360(1812); 1374(1813); 1387(1814); 2306(1815); 1415(1816); 1430(1817); 1449(1818); 1465а(1819); 1479(1820); 1492(1821); 1507(1822); 1521(1823); 1537(1824); 1553(1825); 1573(1826); 1589(1827); 1610(1828); 1629(1829); 1648(1830); 1671(1831); 1701(1832); 1727(1833); 1753(1834); 1788(1835); 1824(1836); 1856(1837); 1891(1838); 1940(1839); 2003(1840); 2053(1841); 2114(1842); 2178а(1843); 2305(1845); 2368(1846); 2513(1848); 2578а(1849); 2647(1850); 2719(1851); 2789(1852); 2858(1853); 2938(1854); 2997(1855); 3067(1856); 3141(1857); 3258(1859); 3325(1860); 3382(1861); 3448(1862); 3517а(1863); 3574(1864); 3643(1865); 3708(1866); 3517(1867); 3879(1868); 3990(1869); 4088(1870); 4196(1871); 4304(1872); 4415(1873); 4521(1874). Оп. 1014. Д. (год) 101(1788); 253(1858). Исповедная роспись. Ф. 127. Оп. 1015. Д. (год) 279(1818); 306(1820); 326(1822); 344(1823); 363(1825); 374(1826); 389(1827); 400(1828); 412(1829); 428(1830); 443(1831); 460(1832); 479(1833); 494(1834); 525(1836); 547(1837); 562(1838); 578(1839); 598(1840); 638(1842); 658(1843); 677а(1844); 697(1845); 722(1846); 760(1848); 781(1849); 798(1850); 856(1853); 870(1854); 887(1855); 962(1859); 983(1860); 1023(1862); 1041(1863); 1065(1864); 1093(1865). Оп. 1016. Д. (год) 179(1816); 287(1821); 341(1847); 341(1847); 342(1841); 399(1851). Оп. 1017. Д. (год) 57(1788); 116(1835).
          Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Валява Черкасского повета Киевской губернии (ныне Городищенского района Черкасской области). Метрическая книга. Ф. 127. Оп. 1012. Д. (год) 888а(1786); 976(1793); 1064(1796); 1096(1797); 1179(1800); 1196(1801); 1211(1802); 1224(1803); 1248(1804); 1261(1805); 1276(1806); 1290а(1807); 1302(1808); 1317(1809); 1332(1810); 1347(1811); 1360(1812); 1374(1813); 1387(1814); 2306(1815); 1415(1816); 1432(1817); 1449(1818); 1465а(1819); 1479(1820); 1492(1821); 1507(1822); 1521(1823); 1537(1824); 1553(1825); 1573(1826); 1589(1827); 1610(1828); 1629(1829); 1648(1830); 1670(1831); 1700(1832); 1728(1833); 1754(1834); 1789(1835); 1855(1837); 1890(1838); 1942(1839); 2004(1840); 2054(1841); 2113(1842); 2177(1843); 2366(1846); 2430(1847); 2516(1848); 2643(1850); 2721(1851); 2788(1852); 2857(1853); 2936(1854); 2998(1855); 3067(1856); 3142(1857); 3201(1858); 3259(1859); 3323(1860); 3384(1861); 3448(1862); 3515(1863); 3639(1865); 3713(1866); 3784(1867); 3880(1868); 3991(1869); 4195(1871); 4305(1872); 4414(1873). Оп. 1014. Д. (год) 101(1788); 291(1819); 207(1844); 267(1864); 277(1870); 290а(1874). Исповедная роспись. Ф. 127. Оп. 1015. Д. (год) 239(1815); 282а(1818). Оп. 1016. Д. (год) 287(1821); 320а(1837); 328(1839); 342(1841); 341(1847); 399(1851); 473(1866); 600. Оп. 1017. Д. (год) 30(1787); 60(1788); 116(1835).
          Церковь Введение в храм Пресвятой Богородицы, с. Валява Черкасского повета Киевской губернии (ныне Городищенского района Черкасской области). Метрическая книга. Ф. 127. Оп. 1012. Д. (год) 888а(1786); 976(1793); 1064(1796); 1096(1797); 1179(1800); 1196(1801); 1211(1802); 1224(1803); 1248(1804); 1261(1805); 1276(1806); 1290а(1807); 1302(1808); 1317(1809); 1332(1810); 1347(1811); 1360(1812); 1374(1813);1387(1814); 2306(1815);1415(1816); 1449(1818); 1465а(1819); 1479(1820); 1492(1821); 1507(1822); 1521(1823); 1537(1824); 1553(1825); 1573(1826); 1589(1827); 1610(1828); 1629(1829); 1648(1830); 1670(1831); 1700(1832); 1728(1833); 1754(1834); 1789(1835); 1855(1837); 1890(1838); 1942(1839); 2004(1840); 2054(1841); 2113(1842); 2177(1843); 2303(1845); 2366(1846); 2430(1847); 2516(1848); 2577(1849); 2643(1850); 2721(1851); 2788(1852); 2857(1853); 2936(1854); 2998(1855); 3067(1856); 3142(1857); 3201(1858); 3259(1859); 3323(1860); 3383(1861); 3448(1862); 3515(1863); 3639(1865); 3713(1866); 3784(1867); 3880(1868); 3991(1869); 4195(1871); 4305(1872); 4414(1873). Оп. 1014. Д. (год) 101(1788); 207(1844); 277(1870); 290а(1874). Исповедная роспись. Ф. 127. Оп. 1015. Д. (год) 282а(1818); 291(1819). Оп. 1016. Д. (год) 287(1821); 320а(1837); 328(1839); 342(1841); 341(1847); 399(1851); 473(1866). Оп. 1017. Д. (год) 30(1787); 50(1788); 116(1835).
          Обе церкви. Метрическая книга. Ф. 127. Оп. 1014. Д. (год) 180(1836); 196(1859). Исповедная роспись. Ф. 127. Оп. 1015. Д. (год) 129(1799); 147(1801); 160(1802); 306(1820); 326(1822); 344(1823); 363(1825); 374(1826); 389(1827); 400(1828); 412(1829); 428(1830); 443(1831); 460(1832); 479(1833); 494(1834); 525(1836); 562(1838); 938(1842); 658(1843); 677а(1844); 697(1845); 722(1846); 760(1848); 781(1849); 798(1850); 856(1853); 870(1854); 887(1855); 983(1860); 1023(1862); 1041а(1863); 1065(1864); 1095(1865). Оп. 1076. Д. (год) 277(1868).

          Метрические книги церквей села Валява, находящиеся на хранении в Государственном архиве Черкасской области (ГАЧО) [3].
          1. Введенская церковь, с. Валява Хлыстуновской волости Черкасского повета Киевской губернии (ныне Городищенского района Черкасской области).
Родившиеся: 1799 – 1816: ф.171, оп.1, д.2; 1812 – 1814: ф.171, оп.1, д.7; 1816: ф.171, оп.1, д.7; 1818 – 1820: ф.171, оп.1, д.7; 1822 – 1826: ф.171, оп.1, д.7; 1834 – 1836: ф.171, оп.1, д.8; 1852 – 1864: ф.171, оп.1, д.13; 1877: ф.931, оп.1, д.3198; 1880 – 10.1885: ф.931, оп.1, д.3268; 10.1885 – 07.1893; ф.931, оп.1, д.3412; 1888: ф.931, оп.1, д.3412; 1889: ф.931, оп.1, д.3439; 1890: ф.931, оп.1, д.3412; 1893: ф.931, оп.1, д.3412; 08.1893 –  06.1897: ф.931, оп.1, д.3657; 06.1894 – 02.1895: ф.931, оп.1, д.3433; 09.1897 – 1899: ф.931, оп.1, д.3657; 1900: ф.931, оп.1, д.3359; 1901: ф.931, оп.1, д.3800; 1903 – 1905: ф.931, оп.1, д.3800; 1906 – 1909: ф.931, оп.1, д.3992; 1910 – 1912: ф.931, оп.1. д.4128; 1913: ф.931, оп.2, д.2; 1915 – 1917: ф.931, оп.2, д.2.
Венчание (брак): 1799 – 1816: ф.171, оп.1, д.2; 1812 – 1814: ф.171, оп.1, д.7; 1816: ф.171, оп.1, д.7; 1818 – 1820: ф.171, оп.1, д.7; 1822 – 1826: ф.171, оп.1, д.7; 1853 – 1869: ф.171, оп.1, д.15; 1877: ф.931, оп.1, д.3198; 1880: ф.931, оп.1, д.3268; 1882: ф.931, оп.1. д.3268; 1885: ф.931, оп.1, д.3412; 1888: ф.931, оп.1, д.3412; 1889: ф.931, оп.1, д.3439; 1890: ф.931, оп.1, д.3412; 1890: ф.931, оп.1, д.3433; 1892 – 1893: ф.931, оп.1, д.3412; 1894 – 1896: ф.931, оп.1, д.3657; 1898 – 1899: ф.931, оп.1, д.3657; 1900: ф.931, оп.1, д.3359; 1901: ф.931, оп.1, д.3800; 1903 – 1905: ф.931, оп.1, д.3800; 1906 – 1909: ф.931, оп.1, д.3992; 1910 – 1912: ф.931, оп.1. д.4128; 1913: ф.931, оп.2, д.2; 1915 – 09.1916: ф.931, оп.2, д.2; 1917: ф.931, оп.2, д.2
Умершие: 1799 – 1816: ф.171, оп.1, д.2; 1812 – 1814: ф.171, оп.1, д.7; 1816: ф.171, оп.1, д.7; 1818 – 1820: ф.171, оп.1, д.7; 1822 – 1826: ф.171, оп.1, д.7; 1877: ф.931, оп.1, д.3198; 1880: ф.931, оп.1, д.3268; 1882: ф.931, оп.1. д.3268; 1885: ф.931, оп.1, д.3412; 1888: ф.931, оп.1, д.3412; 1889: ф.931, оп.1, д.3439; 1890: ф.931, оп.1, д.3412; 1892 – 1893: ф.931, оп.1, д.3412; 1894 – 1896: ф.931, оп.1, д.3657; 1898 – 1899: ф.931, оп.1, д.3657; 1900: ф.931, оп.1, д.3359; 1901: ф.931, оп.1, д.3800; 1903 – 1905: ф.931, оп.1, д.3800; 1906 – 1909: ф.931, оп.1, д.3992; 1910 – 1912: ф.931, оп.1. д.4128; 1913: ф.931, оп.2, д.2; 1915 – 11.1916: ф.931, оп.2, д.2; 1917: ф.931, оп.1, д.2
          2. Покровская церковь, с. Валява Хлыстуновской волости Черкасского повета Киевской губернии (ныне Городищенского района Черкасской области).
Родившиеся: 1799 – 1816: ф.171, оп.1, д.18; 1801 – 1826: ф.171, оп.1, д.1; 1817 – 1829: ф.171, оп.1, д.4; 04.1839 – 09.1852: ф.171, оп.1, д.10; 09.1852 – 04.1865: ф.171, оп.1, д.14; 1877: ф.931, оп.1, д.3198; 1880 – 1882: ф.931, оп.1, д.3268; 1884: ф.931, оп.1, д.3268; 1885: ф.931, оп.1, д.3412; 1886 – 1896: ф.931, оп.1, д.3433; 1897 – 1899: ф.931, оп.1, д.3657; 1900 – 1901: ф.931, оп.1, д.3800; 1903 – 1905: ф.931, оп.1, д.3800; 1906 – 1909: ф.931, оп.1, д.3992; 1910 – 1912: ф.931, оп.1, д.4128; 1913 – 1918: ф.931, оп.2, д.2; 1920: ф.931, оп.2, д.2.
Венчание (брак): 1799 – 1821: ф.171, оп.1, д.3; 1801 – 1826: ф.171, оп.1, д.1; 1822 – 1829: ф.171, оп.1, д.4; 1877: ф.931, оп.1, д.3198; 1880 – 1882: ф.931, оп.1, д.3268; 1884: ф.931, оп.1, д.3268; 1885: ф.931, оп.1, д.3412; 1892 – 02.1905: ф.931, оп.1, д.3433; 1897: ф.931, оп.1, д.3657; 1899: ф.931, оп.1, д.3657; 1900 – 1901: ф.931, оп.1, д.3800; 1903 – 1905: ф.931, оп.1, д.3800; 1906 – 1909: ф.931, оп.1, д.3992; 1910 – 1912: ф.931, оп.1, д.4128; 1913 – 1918: ф.931, оп.2, д.2; 01.1918 – 06.1918: ф.931, оп.1, д.3433; 01.1919 – 07.1919: ф.931, оп.1, д.3433; 1920: ф.931, оп.1, д.3433; 1920: ф.931, оп.2, д.2.
Умершие: 1794: ф.171, оп.1, д.1; 1799 – 1815: ф.171, оп.1, д.3; 1801 – 1826: ф.171, оп.1, д.1; 1816 – 1833: ф.171, оп.1, д.5; 04.1839 – 09.1862: ф.171, оп.1, д.11; 1877: ф.931, оп.1, д.3198; 1880 – 1882: ф.931, оп.1, д.3268; 1884: ф.931, оп.1, д.3268; 1885: ф.931, оп.1, д.3412; 1897 – 1899: ф.931, оп.1, д.3657; 1900 – 1901: ф.931, оп.1, д.3800; 01.1903 – 04.1903: ф.931, оп.1, д.3800; 12.1903 – 1905: ф.931, оп.1, д.3800; 1906 – 1909: ф.931, оп.1, д.3992; 1910 – 1912: ф.931, оп.1, д.4128; 1913 – 1918: ф.931, оп.2, д.2.
          3. Ф.808. Оп. 1. Леськи. 1873. Именной список домохозяйств. Приведены данные по фамилиям и именам собственников земли (глав домохозяйств), количеству земли (какой и сколько), размеру выкупных платежей за землю, количеству членов семьи.

          Сведения по селу Драбово хранятся в г. Полтава в «Государственном архиве Полтавской области» (ГАПО) [4]. Хорошо, что вообще письменные источники есть и доступны для работы. Ведь Полтавский архив горел дважды: в 1917 году и в 1943 году (жгли немцы). Там почти ничего по изучаемому вопросу нет, кроме метрической книги села Драбово Золотоношского уезда за 1856 год (Оп. 3, Д. 52) и исповедных росписей того же села за 1824 и 1842 годы (Оп. 4, Д. 145; Оп. 4. Д. 283), которые ещё предстоит изучить.

          ИСПОВЕДНАЯ РОСПИСЬ (исповедальная ведомость, духовная роспись, великопостная роспись) – это ежегодный отчёт, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в 18 – начале 20 веков. Представляет собой посемейный список всех прихожан, проживающих в границах прихода (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года) с указанием для каждого человека «был ли он в этом году во время Великого поста или во время других трёх постов» на исповеди. Одна роспись оставалась на хранении в церкви, другая отсылалась в епархиальное управление [5].

          Поскольку в исповедных росписях записывалось общественное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то эти росписи, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в родословных исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем местностям, на которых переписи населения проводились изредка, или итоги переписей не сохранились до нашего времени [5].

          Старейшие указания по составлению исповедных росписей были даны святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Их появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором – не ходившие на исповедь, в третьем – раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром Первым был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы не исполнялся; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи. 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала почти без изменений до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоанновны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению, как не имеющие «исторической» ценности [5]. Сколько сведений безвозвратно пропало!

          Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин – от года создания росписи, от местности, в которой находился приход, от прилежания или желания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника «входящего» (приходящего). Обычно новая роспись переписывалась с росписи прошлогодней с внесением в неё изменений за истёкший период, исправлением старых ошибок, осознанным завышением/занижением возраста (лиц призывного возраста, невест и женихов…). Погрешность могла составлять до 5 лет для лиц в возрасте до 50 лет и до 10 и более лет для лиц старше 50 лет.

          РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ – письменные отчёты, отражающие итоги проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в 18 и первой половине 19 веков, проводившихся с целью налогообложения. Ревизские сказки представляли собой поимённые списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизских сказках (за некоторыми исключениями) учитывались лица мужского и женского пола, но в сводных отчётах «женский пол» никогда не присутствовал [6].

          В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян – старостами, в частных владениях – помещиками или их управляющими.

          В промежутках между переписями ревизские сказки уточнялись. Производился учёт наличия или отсутствия лица на время уточнения сведений, причём, в случае отсутствия, указывалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.) [6]. Все уточнения относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей переписи даже в случае смерти человека. Об этом шла речь в романе Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», написанном в 1835 году и впервые опубликованном в 1842 году. Книга рассказывает о похождениях Павла Ивановича Чичикова. Цель его действий заключается в скупке или безвозмездном приобретении умерших крепостных крестьян, которые по ревизским сказкам ещё числились как живые у местных помещиков, и последующем оформлении их на своё имя как живых с тем, чтобы в дальнейшем, предложив их в качестве залога в Опекунский совет, взять большую денежную ссуду [7].

          Сегодня ревизские сказки являются одним из важных источников в родословных исследованиях. Всего было произведено 10 переписей.

          При составлении родословной были использованы Ревизские сказки Черкасского уезда 1795 года (Государственный архив Киевской области (ГАКО) [8]. Ф. 280. Оп. 2. Д. 63. Часть (Ч.) 1 (Валява), Д. 62 (Леськи)). Ревизские сказки за 1782 год ещё не были изучены. Там же – в ГАКО в Ф. 297. "Переяславское поветовое и уездное казначейство" – находятся ревизские сказки по сёлам Золотоношского уезда за 1788, 1789, 1811, 1816, 1835, 1849, 1850, 1858, 1863, 1870 годы, подлежащие изучению. Они всё ещё ждут своего исследователя.

          В Государственном архиве Черкасской области (ГАЧО) [3] находятся Ревизские сказки сёл Золотоношского уезда за 1862 год (Ф. 402. Оп. 2. Д. 35). Они также ещё не обработаны.

          Кроме того, в ЦГИАК [2] (Киев) предстоит изучение следующих источников: Ф. 1034 «Смелянское духовное правление» (1773 – 1793 годы) и Ф. 990 «Переяславско-Бориспольская духовная консистория» (1729 – 1799 годы). Особенно интересует наличие сведений по Валяве за 1741 и 1746 годы, если они там есть. Там же находится Ф. 2218, Оп. 1 «Корсуньская полковая канцелярия, г. Корсунь» (1649 – 1707), а также Ф. 83 «Сведения Переяславской полковой канцелярии» (1698 – 1781). Все эти источники ещё не изучены. Только в этих источниках могут находиться сведения о нахождении казаков Безпояско в Валяве до 1767 года.

Также может оказаться полезным ознакомление с ревизиями Переяславского полка:
          1. Институт рукописи Национальной библиотеки им. В.И. Вернадского [9]. Ф. 1, Д. 54336; Д. 54337 (1726 г., 634 листов (л.)). Ф. 2. Д. 4286 – 4293 (Барышевская и Басанская сотни), 1744 г.;
          2. Центральный государственный исторический архив, г. Киев (ЦГИАК). Ф. 51. Оп. 3. д. 19313 (1729 г., 144 л.); д. 19360 (1731 г., 362 л.); д. 19365 (1732 г., 670 л.); д. 19368 (1734 г., 527 л.); д. 19366 (1736 г., 535 л.); д. 19374 (1737 г., 694 л.); д. 19376 (1738 г., 628 л.); д. 19378 (1739 г., 575 л.); д. 19334 (1740 г., 491 л.); д. 19335 (1741 г., 519 л.); д. 19339 (1742 г., 554 л.); д. 19340 (1743 г., 515 л.); д. 19346 (1747 г., 512 л.); д. 19360 (1750 г., 687 л.); д. 19352 (1752 г., 735 л.). Ф. 54. Оп. 2. Д. 368 (сотня Воронкова), 1777 г. Д. 534 (сотня Березинская), 1782 г. Д. 17851 (сотни 3 Переяславская и Трахтемировская), 1763 г. [2].

          В следующей главе мы вернёмся к истории о переписке жителей Валявы с Переяславским епископом и делам церковным, к непростым для Правобережья временам перед грозной Колиивщиной.

          ИСТОЧНИКИ:

1. Метрическая книга [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Метрическая_книга

2. Центральний державний історичний архів України, м. Київ (ЦДІАК України) [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://cdiak.archives.gov.ua

3. Державний архів Черкаської області [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://www.ck.archives.gov.ua

4. Офіційний сайт Державного архіву Полтавської області [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://poltava.archives.gov.ua

5. Исповедная роспись [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Исповедная_роспись

6. Ревизские сказки [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ревизские_сказки

7. Мёртвые души [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мёртвые_души

8. Державний архів Київської області [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://dako.gov.ua

9. Інститут рукопису | Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/node/1


Рецензии
Работа колоссальная! Просто любопытно и...увлекательно. Пожалуй начну с начала. С уважением.

Апарин Владимир   03.02.2022 14:57     Заявить о нарушении
Владимир, вижу, что Вы читаете одну главу за другой подряд. Большое спасибо за то, что Вы человек слова!

Дмитрий Беспояско   23.02.2022 00:25   Заявить о нарушении
Очень интересно ! И познавательно ! Такая сочная не выхолощенная история !!! Вы МАСТЕР!!! А главное это библиография! Виден труд автора. Это дорогого стоит. Жму руку!!

Апарин Владимир   23.02.2022 01:25   Заявить о нарушении
Владимир, благодарю за неожиданно высокую оценку работы. Надеюсь, что дальнейшие главы Вас не разочаруют. Удачи и творческих успехов!

Дмитрий Беспояско   23.02.2022 12:33   Заявить о нарушении