Калифорнийский дневник

«Заметки Сергея Жукова о «космической» Калифорнии, какую не каждому удается увидеть. Среди небольшой россыпи наблюдений — встречи в компании Илона Маска SpaceX, флагмане коммерческой космонавтики, репортаж из Лаборатории реактивного движения НАСА в день ее наивысшего напряжения, связанного с посадкой на Марс научной лаборатории «Любопытство».
(www.bfm.ru, 21.08.2012)

1 августа 2012 года

Братья, Аэрофлот умеет создавать уют! Приветливые стюардессы, ароматное токайское, артистичный Роберт Дауни-Jr. в роли Шерлока Холмса, бесконечные озёра и леса Канады под аудиозапись стихов Тютчева… 12 часов перелета промелькнули как ящерица в траве. Джентльмен в правом кресле очень быстро стал некогерентен. Нагрузившись алкоголем, он ушел в параллельную Вселенную.

Глиссаду, что ведет с небес в город американской сказки, вы знаете не хуже меня. Невысокие плюшевые горы, изрезанные дорогами и редкими водоемами, возделанные долины, три острова близ материка, густонаселенная равнина, где парковки, шоссе и дома вплотную примыкают к ВПП. На траверзе приземлялся крупный лайнер. LAX — один из наиболее загруженных аэропортов мира.

Freeway заполнен, но пробки полегче московских. Дорожное полотно словно бы кто-то поскрёб большими граблями, говорят, эти бороздки — защита от аквапланирования. Бетон еще и нарезан пластами, чтобы не трескался при колебаниях температуры. Снега здесь не бывает, зато жара, когда из пустыни задует августовский суховей — будьте любезны! Тогда любая искра воспламеняет сухую траву и колючки, плюшевые горы становятся черными, а жители закупориваются в помещениях с кондиционерами, и пустых пластиковых бутылок из-под воды становится еще больше.

Пляж Санта-Моники живет днем и ночью. На широкой полосе песка темнеет беговая дорожка. В спортивных городках под открытым небом насилует себя атлетическая молодежь. Сам Шварценеггер качал стальные мышцы на этом пляже перед трудовой сменой в Голливуде. Теперь, правда, съемки все больше идут в Канаде: нет профсоюзов, статисты и осветители стоят дешевле, да еще правительство на каждый вложенный продюсером доллар добавляет свой — канадский…

Тучных людей хватает. Это главным образом люди из бедных кварталов, которые никогда не слышали о великом земляке Поле Брэгге. Неправильно питаются! Зато подтянутых пенсионеров из числа летного состава тоже хоть отбавляй. То лезут в горы, то грудью на доске, насквозь промокшие, ловят океанскую волну, то крутят велосипедное колесо. В разнообразии человеческого материала как в капле воды отражается Калифорния — край контрастов и бесконечных возможностей, край гениев, предпринимателей и расслабленных рантье.

Океанские волны порой не на шутку разгоняются — от самой Японии, и тогда крушат местные пляжи и скалы. В эти штормовые дни и ночи все население встает на защиту берега. А в хорошую погоду скалы, вывернутые вверх геодинамическими процессами, являют глазу исследователя историю докембрийского периода.
Слава Турышев покупает мне Balance B Complex, витамины для поддержания самочувствия при смене часовых поясов. Разница с Москвой составляет 11 часов. Наш общий знакомый Саша Кусенко называет jet lag атавизмом прошлого. По его теории (Саша астрофизик, профессор UCLA) люди стали массово перемещаться по планете и скоро выйдут на новый виток эволюции. Живущих в самолете «эволюционеров» здесь полно — тоже американский образ жизни. За истекший сколковский год и я втянулся в сей развивающий режим.

По TV крутят компьютерные ролики посадки Марсианской научной станции «Любопытство», крупнейшего ровера, когда-либо посланного человечеством к Красной планете. Событие состоится 5 августа. Научно-техническая общественность и публика активно готовятся. Говорят, в Пасадене в воскресный вечер не останется свободных мест в барах — событие не менее захватывающее (и уж точно более редкое), чем Олимпиада. На посадку меня, собственно, и пригласили. Немало намечено и деловых встреч.

2 августа
 
Начинается работа! Едем в стартап — компанию RadiaBeam Tchnologies. От Пасадены до Санта-Моники километров тридцать. Все здешнее побережье насыщено технологическими старт-апами. Силиконовая долина расположена в Сан-Франциско, на 500 км севернее, здесь же в основном мир аэрокосмоса, знаменитый Silicon Beach.

Компания специализируется в разработке и изготовлении оборудования и диагностических систем для ускорителей элементарных частиц, насчитывает 40 сотрудников, занимает 1600 кв. метров в здании, где по соседству расположена известная балетная школа. Такое соседство никого не пугает. Здесь мир точного фрезерования, чистых комнат, сложной сборки и уникальных разработок. Старт-ап был создан учеными UCLA несколько лет назад, его клиентами являются многие лаборатории мира.

Обсуждаем проект создания лаборатории в Сколково по тестированию микроэлектроники в условиях космической радиации. Речь идет об лазерно-плазменном ускорителе, который может создавать энергетические профили электронов и протонов, подобные тем, что имеются не только в естественных радиационных поясах Земли, но и на спутнике Юпитера Европе, регионе солнечной системе с наиболее интенсивным радиационным фоном. Таким образом, можно моделировать условия космоса и испытывать стойкость электронных компонентов, научных инструментов и узлов, а также небольшие спутники целиком. Проект интересен и нашим ядерному и биомедицинскому кластерам, поскольку ускоритель позволяет не только исследовать новые физический методы ускорения частиц, но создавать протонные пучки, прецизионно и однозначно убирающие опухоли в биологических тканях. Подтверждением важности предаваемого комплекса, заинтересованность в проекте нескольких крупных игроков в области создания микроэлектронной техники, протонной терапии и других.

Наша дорога — в LAX. Здесь, в ресторане, расположенном в круглом здании посреди аэродромного комплекса, встречаемся со Скоттом Вецелем (Scott Wetzel), менеджером научно-технологической программ в области космоса, сетей и коммуникаций компании Honeywell. Тема встречи — обсуждение проекта строительства уникальных радиоприёмных антенных комплексов в России и вхождение Honeywell в число ключевых партнёров в космическом кластере. Скотт относится к людям, которые умеют вдохновлять других людей. Предлагаемый проект, охватывает сразу несколько высокотехнологических областей и нацелен на создание наземного сегмента слежения за опорными небесной инерциальной системы отсчёта и аппаратами ГЛОНАСС в широком диапазоне радиоволн. Здесь и приход уникальных технологий в Россию, и обучение персонала, и долговременная научно-техническая программа исследований — поистине Сколковский подход к решению современных проблем.

Следующий адрес — Пасадена, офис Планетарного общества США. Нас встречают Лу Фридман, почетный директор общества, и Билл Най, нынешний президент. Они готовят Планетфест — большой фестиваль, приуроченный к примарсению ровера «Любопытство». Популяризация научных исследований — важнейшая задача Планетарного общества. Они занимаются и поддержкой проектов, которые сегодня кажутся фантастическими. Например, буксировкой небольшого астероида (7 метров в диаметре, 500 тонн) в окрестности Земли для обеспечения тренировок в межпланетных путешествиях астронавтов, созданию солнечного паруса для достижения быстрой доставки грузов в дальние регионы солнечной системы, и исследованиями таинственной аномалии Пионеров, до недавнего времени бросавшей вызов основам современной физики, и многие другие.

Лу и Билл тепло говорят о местных героях коммерческой космонавтики — Джордже Уайтсайдзе из VG (суборбитальный космический туризм), миллиардере Илоне Маске, основателе компаний SpaceX (ракеты, космические корабли и дальняя цель — полеты на Марс) и Tesla (электромобили).

День клонится к закату. Едем в планетарий. Тут есть чему поучиться нашим популяризаторам науки.

3 августа, пятница

Джон Спенсер — космический архитектор и основатель ассоциации космического туризма. Он принимает в своем домашнем офисе. «Здесь многие так живут», — поясняет Джон и ведет знакомить со своими коллегами, о которых чуть позже.

Его соседями являются лунный астронавт Базз Олдрин («он замечательный конструктор»), режиссер и естествоиспытатель Джеймс Кэмерон.

Джон делится своим вИдением будущего, рассказывает об основанном им движении Экономики космического опыта (Space Experience Economy). В движение вошли миллиардеры и мультимиллионеры — Пол Аллен, сэр Ричард Брэнсон, Джеф Безос, Илон Маск, Роберт Бигелоу и другие. Эти люди, сделав крупные состояния, вкладываются в освоение космоса!

Гость Спенсера, Иван Розенберг, веьма харизматичен. 15 лет назад он был приглашен в качестве консультанта для изменения организационной культуры в JPL.

- Когда рухнул Советский Союз, закончилась и холодная война. Прошли времена неограниченного финансирования, — рассказывает Иван. — И встала задача поменять установки людей. Я проводил большие семинары с тремя-четырьмя сотнями менеджеров Лаборатории — практических всех от среднего звена, до топ менеджеров лаборатории. Я спрашивал у них, как они понимают само понятие «менеджер». Что менеджер должен делать в новую эпоху? Как помочь организации стать конкурентоспособной?»

- О, так это вы автор «иванизации», о которой так много говорили в JPL! — вскидывается Слава Турышев.

- Да, именно так называли мою «перестройку», — улыбается Розенберг. — Все-таки удалось перевести Лабораторию на новые рельсы, что-то сдвинуть в мышлении людей, хоть это было непросто…

Иван приглашает войти в Aerospace & Defence Forum, обмениваться спикерами, идеями, услугами. В Калифорнии немало общественных движений аэрокосмической направленности, все они помогают действующему государственному и коммерческому сектору, составляют развитое профессиональное сообщество.

Всему свое время. Пока молод, занимайся науками и открывай новые направления. В среднем возрасте — руководи коллективами. А перейдя в старшую возрастную категорию, делись опытом, советуй и вдохновляй молодежь на достижение дальних горизонтов. Здесь, в Америке, я вижу наличие всех трех возрастов, преемственность поколений, нарушенную в моей стране.

...Наша дорога лежит в район, занятый военно-промышленными фирмами. Это Лонг Бич, огромная территория. Именно здесь расположено подразделение концерна Боинг, занятое концептуальными разработками и продвинутыми технологиями.

Руководитель подразделения Стив Джонтсон показывает нам картинки беспилотников, маленького шаттла, электроракетных двигателей. Мы понимаем, что найти точки соприкосновения будет непросто — мешает ITAR и симметричные российские ограничения, но Боинг уже ключевой партнер Сколково.

Наконец, SpaceX! Здание компании несколько разочаровало: обычный серый параллелепипед, каких тут много. Очарование возникает при входе в фойе. Девушка на рецепции оформляет пропуска посетителям — каждый желающий может познакомиться со знаменитой фирмой.

Приятно видеть разумное сочетание открытости и коммерческой тайны: заходи, смотри, но не фотографируй!

На большом экране идет нон-стоп видео, демонстрирующее достижения чуть менее чем двухтысячного коллектива: старт собственной ракеты Фалькон (Сокол), доставляющей на орбиту собственный грузовой корабль Дракон, стыковка Дракона к МКС…

Нас встречает Гвинн Шотвелл (Gwynne Shotwell), президент компании. При первом взгляде на нее возникает чувство симпатии. Стройная, с шапкой золотистых волос и открытой улыбкой, она словно бы источает тепло. Разговор легкий и дружественный.

Компания ждет решения НАСА по поводу разработки коммерческого пилотируемого корабля для доставки астронавтов на ближнюю и более отдаленные орбиты. Идет конкурс между несколькими фирмами; несмотря на недавний триумф грузового Дракона, победа в конкурсе не гарантирована.

Испытываю легкое нетерпение. Пора, наконец, посмотреть производство, от знакомства с которым, рассказывают, испытал нынешней весной чувство шока руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.

Мы проходим сквозь зону конструкторов (open space) и открываем дверь в мир производства.

Посмотрите направо — это наш ЦУП, здесь сейчас кафетерий, а недавно была свободная зона где стояли и орали от восторга молодые сотрудники SpaceX, сопровождая на экране стадии космического путешествия созданного ими корабля. Этот ролик побил рекорды в youtube.

Проходим несколько шагов, справа стоит летавший Дракон, вторая летная единица, за ним новый корабль — модель пилотируемого варианта. Гвинн предлагает заглянуть внутрь: семь кресел, расположенных в два этажа.

Позвольте, а где же пульт управления? Кто здесь командир корабля? Ответ меня поразил. Кресло командира может быть любым, главой экипажа назначается самый авторитетный астронавт, а пульта управления попросту нет, потому что все динамические операции проводятся без участия человека.

Времени на дискуссию не остается — Гвинн ведет экскурсию стремительно, успевая одарить улыбкой каждого встречного рабочего или инженера.

Вот, правее, зона сборки двигателей.

- А где вы фрезеруете и свариваете детали для двигателя?

- Здесь.

- А испытания?

- В Техасе.

Слева видна большая палатка в виде куба из пластичной прозрачной оболочки.

- Здесь мы варим корпуса ракет. А только что мы с вами прошли новое пространство, где будет происходит сборка авионики. А вот, кстати, огороженная зона с чистыми комнатами, где собираются приборы.

- А электронные компоненты для авионики?

- Закупаем.

- А сборка ракет?   

- Вон в той части зала, а чуть ближе на стапелях (то есть, прямо на полу) собираются несколько Драконов. SpaceX — это серийное производство.

У меня кругом идет голова. Все в одном производственном корпусе — и разработка, и производство всех составляющих ракетно-космической системы: двигателей, ракет, кораблей. В здание ввозят материалы и отдельные комплектующие, а вывозят готовые изделия.

- Как вы доставляете их на космодром?

- Грузовиками… - В устах Гвин все кажется очень простым.

- Откуда такое знание технологии?

- Я инженер-механик. Кстати, ваш руководитель Поповкин задавал немало отличных вопросов.

- Кто ведет финансы?

- Недавно наняли финансового директора, а то тащили эти вопросы вдвоем с Иланом (смеётся).

- А кадры?

- Недавно наняли 200 временных сотрудников для выполнения заказа, коллектив вырос до 2000 человек, надо подумать о кадровой службе… В компании нет VIP-персон, все менеджеры как на ладони, средний возраст коллектива составляет 27 лет (!), но при этом немало инженеров, все еще молодых, но уже имеющих опыт работы в аэрокосмической промышленности. Недавно состоялся первый выход на пенсию: 65-летний инженер после успешной стыковки Дракона к МКС, несмотря на уговоры остаться, сказал, что жена ждет его дома… Наш знакомый Иван Розенберг говорит, что в SpaceX совершенно новая, прогрессивная культура отношений.

Счастливчик Маск, что имеет такого партнера как Гвинн! Между ними разделение обязанностей: она отвечает за организацию серийного производства кораблей и ракет (на фоне активно ведущейся доработки изделий), а он занимается вопросами стратегического развития.

«Миссия компании — начать пилотируемое освоение Марса и тем сделать человечество мультипланетным».

Вот это я понимаю, вот это постановка жизненной цели!

Слава Турышев считает, что имея рядом такого эксперта по Марсу как коллектив опытнейшей JPL, команда SpaceX достаточно быстро освоит вопросы навигации, посадки и другие необходимые технологии, нужные для межпланетного перелета.

Кстати, на борту MSL, которая быстро приближается к Красной планете, установлена аппаратура измерения радиационной обстановки по траектории полета. Все было штатно, но прошли два пика, в которых радиационный фон в 10 раз превышал допустимый уровень. Но, похоже, система защиты аппарата справляется.

Мы прощаемся с гостеприимной Гвинн Шотвелл, полные впечатлений. Их требуется переварить. Как удалось молодому коллективу пройти за десять лет путь от стартапа до взрослой компании, которой НАСА доверяет (пусть и пока в числе нескольких отобранных конкурентов) будущее пилотируемых операций на околоземной орбите?

Хочется поговорить о многом. И национальной политике США, поставившей перед НАСА задачу постепенно передать ближнюю орбиту коммерческим компаниям.

И о смелых молодых миллиардерах, не побоявшихся вложить свои деньги в сектор, который ранее считался исключительным уделом крупной промышленности, выросшей на государственных заказах.

И о том, как правильно они пошли, не изобретая велосипед, а взяв технологические наработки предшественников (в том числе, и российские решения), но используя их, стали это делать быстрее, дешевле, а значит, эффективнее.

Они еще создадут свои прорывные технологии, пока же перед ними стоит задача творческого усвоения всех тех богатств, которые выработало человечество, и на этой прочной основе — задача достижения коммерческого успеха в той сфере, которую наши чиновники от космоса по-прежнему считают по определению неприбыльной, требующей госфинансирования forever…

4 августа, суббота

Не стану утомлять тебя, мой читатель, подробностями того, как я провел утро и день.

Утро прошло в переписке и написании дневника, а день — в шопинге. Отмечу лишь то, как легко и просто я расставался с деньгами в app store. Стив Джоббс изменил нашу жизнь во многих ее аспектах, в том числе, в сфере розничной торговли. Я не успел еще написать смску жене, как мне был доставлен со склада запрошенный i-pad и пришло время оплаты. Карточка вставлена в мобильный терминал, пальцем расписываюсь на сенсорном экране — и я обладатель подарка для сына.

Гениально продуманную упаковку тоже стоит отметить — все эти коробочки, пакеты… Читатель, ты и сам все это знаешь. ИТ-бизнесмены моего и следующего поколения дошли до каждого жителя Земли.

Наша с тобой задача состоит в том, как это сделать в аэрокосмической сфере, которая пока не является сферой массового потребления продуктов и услуг.

Вечер был интересен. Мы с Турышевым отправились в Малибу на вечеринку, посвященную предстоящей посадке. В гости к актеру Моргану Фриману были приглашены ученые, бизнесмены, актеры и политики, составляющие соль местного сообщества.

Умные разговоры учёных мужей были прерваны появлением на плоской крыше дома молодого шоумена в сопровождении очаровательной стройной блондинки с фотоаппаратом. Ветер играл с ее полупрозрачным платьем, длинным сзади и переходящим в миди впереди, стараясь еще больше открыть ее стройные ноги, а она прижимала платье к ногам, напомнив собравшимся ту, которой нет на Земле уже 50 лет, но память о которой живет в этих местах.

Нельзя было придумать лучшего трюка, чтобы привлечь всеобщее внимание к коллективному фотографированию, и мы заговорили о том, как важно уметь устраивать шоу вокруг межпланетных исследований.

Технологии - финансы - шоу — вот три кита, на которых должно строиться будущее освоение космоса. Во всяком случае, в этом убеждены в Калифорнии.

Наш собеседник - молодой журналист и поэт, мечтающий полететь в космос как литератор.

- Люди начинают понемногу понимать важность гуманитарной компоненты освоения космического пространства.

Знакомые слова! Здесь, во дворе частного дома с роскошным видом на океан, в соседстве с птичками колибри, снующими вокруг кустов, я словно бы попал на заседание Московского космического клуба.

Впрочем, шоу умеют устраивать не только голливудские актеры. Лаборатории реактивного движения  (JPL - Jet Propulsion Laboratory) это тоже блестяще удается, как мы сможем убедиться назавтра.

5 августа, воскресенье

Лаборатория ракетного движения (Jet Propulsion Laboratory — JPL) раскинулась в живописных предгорьях на окраине Пасадены. Посетитель, входя на территорию, видит как бы круглую площадку, выложенную камнями, вокруг которых растут большие сикаморы.

Считается, что в тридцатых годах прошлого века именно с этого места немецкий аэродинамик и профессор Калтеха Теодор фон Карман (Theodore von K;rm;n) вместе с учениками запускал первые ракеты с двигателями на спирту.

В 1944 году Калтех (California Institute of Technology — Caltech) поддержал инициативу фон Кармана и его молодых коллег по созданию JPL. Сегодня это федеральный центр исследований и разработок в составе университета, который управляется Калтехом по контракту с НАСА.

К 20 часам (время сбора гостей) стемнело. Машины, одна за одной, въезжали на парковку и плотно упаковывались офицерами службы безопасности. Получив бейдж, мы осмотрели развернутую под тентом экспозицию созданной здесь марсианской группировки — роверы Mars Sojourner, Spirit и Opportunity, Phoenix, а также марсианские обитальные станции — Odyssey, Mars Global Surveyor, и Mars Reconnaissance Orbiter (MRO).

Лаборатория располагает превосходным музеем, его двери сегодня распахнуты для посетителей — можно рассмотреть, например, легендарные Викинги, творение команды Карла Сагана. В конференц-зале все готово для пресс-конференции, но гораздо интереснее идти туда, где работает посадочная команда — в Тёмную комнату, в самый эпицентр события.

Эта та самая комната, в которой Карл Саган рассказывал миру о полётах «Викингов», «Пионеров», «Вояджеров» и многих других аппаратов, разработанных и запущенных НАСА и управлявшихся из JPL.

Вот и сейчас, по традиции, перед посадкой MSL в этой комнате собираются «друзья лаборатории из высоких мест», так или иначе связанных с судьбой космической программы — конгрессмены, сенаторы, руководители НАСА, JPL и Калтеха разных лет, актёры, и калифорнийские политики.

Охрана пропустила без проблем — то ли из-за джейпиэлевского пропуска Славы, то ли разряда моего бейджа (не вездеход ли мне выписали, благодаря громкому на данный момент слову «Сколково»?), то ли потому что несли коробки с бутербродами, помогая сотруднице Лаборатории.

В комнату, где работает Группа посадки, идти было неприлично, да и нельзя, но в небольшое помещение для гостей над ЦУПом — в самый раз.

Здесь уже были Морган Фриман, бывший администратор НАСА Даниэль Голдин, губернатор штата Калифорния Джерри Браун, несколько конгрессменов, представляющих Пасадину (где расположен Калтех) и Ла Коньяду (где расположена лаборатория).

Публика собралась колоритная, многие пришли с детьми и внуками, а губернатор — в сопровождении морпеха - офицера охраны.

Мы уселись на заднем ряду и стали наблюдать за происходящим. На большом экране включился обратный отсчет времени. Главными здесь были две строки — первая показывала время оставшееся до входа MSL в атмосферу Марса, вторая — время до посадки.

Появились тепло встреченные гостями администратор НАСА Чарльз Болден, президент Калтеха Жан-Лу Шамей и директор JPL Чарльз Илачи. Мне показалось, что карьера по крайней мере двух их этих троих людей напрямую зависит от результатов сегодняшнего события, разворачивающегося в миллионах километров от этой комнаты.

Мне стало: как сказывается нервное напряжение, которого не может не быть. Но внешне Администратор и Директор держались спокойно, раскованно и дружелюбно. Для нас, российских специалистов, такая открытость НАСА во время рискованной посадки, кажется необычной, вызывает уважение.

- Здесь всегда так поступают, - говорит Слава. - В НАСА понимают, что от мнения налогоплательщиков очень многое зависит, поэтому не упускают возможности информировать общественность о ходе своих миссий.

В Лаборатории раз в год проводятся дни открытых дверей, тогда за два дня ее посещает не менее 50 тысяч человек – людей так много, что напоминает поход в Диснейленд. В эти дни вход в лабораторию свободный для всех желающих. Выставляются на обозрение публики макеты практически всех миссий, разработанных в лаборатории, и показываются узлы перспективных проектов. Выступления перед разными аудиториями — тоже дело обычное.

Здесь, по гостевой комнате, расхаживает и ярко комментирует происходящее Джентри Ли, инженер старшего поколения, один из создателей «Викингов». Он заворожил меня на семинаре инноваторов в Пасадене весной нынешнего года рассказом о том, как он и его товарищи из JPL рисковали тогда, много лет назад. При нынешнем внимании к TRL (и тогдашнем уровне технологии) вряд ли «Викинги» покинули бы Лабораторию.

На большом экране в ЦУПе появляются лица специалистов Группы посадки. Они также комментируют ключевые моменты завершающего этапа полета.

- Ожидаемый промах при входе в атмосферу составит 250 метров…

Джентри Ли тут же вскидывает палец вверх:

- Промах 250 метров при расстоянии от Земли почти в 250 миллионов километров!

Гости, особенно из числа неспециалистов (их видно), потрясенно покачивают головами.

- Смотри ка, это Джефф Безос, основатель и глава компании Amazon .

Я уже знаю, что Безос инвестирует часть своих капиталов в космический бизнес. Удивительное это явление — молодые американские миллиардеры! Об этом подробно писал Юрий Караш.

Технология посадки нынешнего марсохода не то чтобы совершенно новая: частично такой метод применялся у «Викингов», часть элементов и узлов уже вылизана в программах предыдущих роверов, все этапы нынешней посадки отработаны на Земле, но все же данный сценарий и часть технических устройств применяются впервые.

Ровер велик, его уже не отправишь в надутых мешках прыгать по поверхности, гася энергию падения. Кроме того, люди в надутых мешках кувыркаться не станут — значит, на наших глазах отрабатывается способ примарсения человека!

Отвлекусь от репортажа. Приведу размышление эксперта Андрея Ионина:

«Думаю, американцы шаг за шагом готовятся к полету на Марс. И это идет по двум главным направлениям:

1. Железо и технологии. Марсоходы все больше и работают все дольше. «Оппотьюнити» вместо 3 месяцев работает уже 8, 5 лет! Поэтому у нового «Любопытства», рассчитанного на 2 года, есть все шансы дождаться высадки человека на Марс в районе 2035 г. — осталось всего- то 23 года.
Измеряют радиацию — в т.ч. и во время перелета (ведь многие говорят, что человеку просто не долететь живым (зрячим) до Марса). Отрабатывают систему посадки тяжелых аппаратов. Что-то на Марсе ищут: для будущих поселений — воду, для земных обывателей — чужую жизнь.

Учитывая, что этот марсоход сделали за 4 года, и только неувязки не позволили ему стартануть еще в 2008, то до 2030 года — будет еще не один марсоход.

2. Команда разработчиков марсианского проекта — от школьников, придумавших на международном конкурсе названия трех последних марсоходов, команды SpaceX до руководителя проекта «Любопытства» с ирокезом на голове.
Так что все идет логично в соответствии со стратегическим планом.

А нужно ли человеку лететь в дальний космос — вопрос уже риторический.
Если человек не летит на Марс, то зачем туда летать автоматам?

А если человек разумный, он должен задуматься о гарантиях сохранить разум, что без расселения в космосе выжить нам как виду практически невозможно».

Тем временем, пришел сигнал о входе аппарата в атмосферу. Это видно специалистам по нарастанию давления окружающей среды. Аплодисменты событию, состоявшемуся 16 минут назад!

16 минут — столько сигнал идет от Марса — это одна цифра, которая у всех на устах. «7 минут ужаса» — другая. Столько времени проходит от разделения посадочного модуля с ровером от перелетной платформы. Здесь остается только наблюдать — что и делают специалисты, говоря о том, что соприкосновение с Марсом уже произошло, но пока никто не знает, мягким или твердым оно было.

Наконец, есть сигнал о касании! Зал взрывается ликующими криками, аплодисментами, люди обнимаются.

Через несколько минут на экране разворачивается черно-белая картинка с двух камер ровера: на одном снимке видна «нога» аппарата, на другом — тень, которую «Любопытство» отбрасывает на поверхность планеты.

С радостным криком врывается Лори Гарвер, заместитель директора НАСА. И вообще, здесь творится такое…

Пресс-конференция запомнится несколькими моментами.

Высокопоставленные Болден и советник Президента Обамы по науке сказали несколько слов, но не присели за стол президиума — там были только творцы проекта.

Через зал, под аплодисменты и приветственные крики собравшихся, прошла часть команды проекта занятая в посадке — не менее сотни человек.

Атмосфера пресс-конференции была теплой, даже семейной. Люди знали, что хорошо сделали работу, они шутили, зал отзывался смехом.

Журналистов больше интересовали не технические вопросы, а человеческая история.

Это, бесспорно, большой успех Лаборатории и ее лидера. Илачи оказался хорошим директором и войдет в историю как победитель. В условиях сокращения бюджета на марсианские исследования он доказал необходимость проекта, выискивал внутренние ресурсы и теперь может смело запрашивать финансирование на продолжение работ.

Это большой шаг человечества в освоении Марса и Солнечной системы.

Жаль, что нас, россиян, нет на этой большой дороге. Да, тяжелый «Атлас» с MSL на борту ушел в космос на нашем двигателе РД-180. Да, на аппарате стоял прибор для измерения уровня радиации по траектории полета, разработанный группой доктора наук Игоря Митрофанова из ИКИ. Этот прибор в частности показал три большие вспышки, которые не предсказывались расчетами. Да, в JPL работает Слава Турышев, который создавал физические модели, алгоритмы и программное обеспечение для решения навигационной задачи. Но это — всё или почти всё.

Мы потеряли Фобос-Грунт, стартовавший в космос двумя неделями раньше MSL. У нас не прекращается череда аварий. Если быть перед собой честными, мы должны сказать: у нас больше нет конкурентоспособной планетологии. А космонавтику надо отстраивать заново.

Прилетев в Москву, я получил от Турышева смс со снимком парашютирующей станции. Снимок был сделан спутником MRO. Прибывающая на Марс станция и работающая на орбите спутниковая группировка действовали согласованно.

Делу время, но и потехе - час!

Разве можно здесь быть и не окунуться океане?

На пляжах Малибу — очень спокойно, по-семейному, хороший песок, калифорнийские пейзажи, но волны прохладные. Те, кому хочется больше тепла и развлечений, летят в Мексику.

Турышев провел меня заветной тропой в Дэйна Поинт, затёртой между скалами и прибоем. Временами надо было пробираться по мокрым камням, которые освобождались от воды на несколько секунд. Раз, два, три, пошел!.. однажды я не рассчитал, и волна, ударившись о камень, окатила меня с головы до ног.

В качестве приза за холодный душ было лежбище котиков, где родители вылизывали и кормили детенышей, грелись на солнце, налёживая жирок перед очередным заплывом в океан для прокорма.

Между котиками деловито сновали дикие утки с темным, почти черным оперением. Тут-же неподалеку копошились большие белые калифорнийские чайки, то и дело сновавшие по маленькому лежбищу, затёртому в прибрежных скалах.

А над головой величественно проплывали пеликаны красивым стреловидным клином вслед за вожаком.

Бесконечный круг жизни…


Рецензии