Солигаличский Воскресенский монастырь

Костромская область, Солигалич, ул. Набережная

Храмы монастыря:

Собор Воскресения Христова
Церковь Богоявления Господня


Основание монастыря начинается с легенды. Местный князь в Пасхальную ночь лицезрел на северной стороне огненный столб и многократные раскаты грома. Князь был набожным и увидел в этом знамение. И как только праздники закончились, со свитой князь отправляется на север. Углубившись далеко в дремучие леса, отряд заблудился. Но помог случай - повстречал князь на одной из опушек монаха-отшельника. Тот и показал место, где появился тот огненный столб. На этом месте князь и закладывает деревянную церковь с посвящением Воскресению Христову. А чуть позднее и поучаствовал в основании и монастыря. И случилось всё это, по летописным источникам, не ранее 1335 года.

В этой местности была обнаружена соль и в скором времени здесь были организованы соляные разработки, что привело к образованию городка под названием Соль Галицкая. В это же время в деревянном монастыре подвизался и будущий последний митрополит, возглавлявший единую Русскую церковь, - святитель Иона Московский.

Как первоначально выглядел деревянный монастырь и сама Воскресенская церковь, не известно. И только почти через триста лет появляются новые сведения о Воскресенском монастыре. Он всё ещё деревянный и в нём уже две церкви. Помимо Воскресенской церкви, имеется и трапезная церковь Димитрия Солунского и  колокольня. Воскресенская церковь большая и даже пятишатровая. Но как раньше часто и было в деревянных монастырях, ближе к середине 17-го века случился пожар, который и пожог все строения монастыря.

Но через четырнадцать лет на месте погоревших церквей начинается строительство каменного Воскресенского собора - первого каменного храма Солигалича. Через шесть лет собор будет построен и освящён. А ещё через двенадцать лет была построена и тёплая Богоявленская церковь. Каменная шатровая колокольня была построена в то же время. И строили её местные мастера на средства местных горожан. Местные-то местные, но знакомые со столичным каменным строительством.

Видимо, в это же время были построены братский корпус, который располагался напротив Воскресенской церкви, а также и монастырская ограда. О других постройках монастыря ничего не известно. Нужно отметить, что в 1885 году было построено двухэтажное каменное здание духовного училища в стиле эклектике, рядом с Воскресенской церковью.

К периоду секуляризации монастырь уже был не богат. А когда его закрыли в 1765 году, то и совсем начал приходить в запустение. Вотчины монастырские изъяли в казну, а церкви стали приходскими. Но главное – это то, что местное соляное производство иссякло. 
 
До октябрьских событий 17-го года прошлого столетия церкви так и оставались приходскими. Буквально через несколько месяцев в городе произошёл бунт, итогом которого стали массовые репрессии против бунтовщиков, в составе которых было и духовенство города. Но даже на фоне произошедших событий служба в церквях продолжалась до конца 1920-х годов. Зачем сломали братский корпус, ограду и Святые ворота, известий нет. В обеих церквях были устроены склады.

До сих пор церкви и оставшиеся объекты монастыря заброшены и находятся в плачевном состоянии. Никто не принимает никаких мер для их восстановления и реставрации. А это, на минуточку, объекты 17-го века – узорочье и провинциальное барокко. И не где-нибудь в урочище, а в районном центре.

*Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии  - Кострома, губернская типография,  издание редакции Костромских Епархиальных ведомостей, 1911 г., стр. 300.

"Соборы.ру"

Фото автора. Корректура М. Зуйкова.

Русавкино, январь 2022 г.


Рецензии