Джон Хендрикс. Отвечая на критику монергизма

ОТВЕЧАЯ НА КРИТИКУ МОНЕРГИЗМА
Джон Хендрикс

Время от времени я слышу критику учения о монергистическом возрождении, согласно которому Святой Дух является единственным эффективным средством в возрождении - так, что человеческая воля не имеет склонности к святости, пока она не возрождена, а значит не может сотрудничать в возрождении (возрождение предшествует вере). Многие из наших друзей-синергистов укажут на стихи, которые ясно показывают, что мы получаем дар Духа только ПОСЛЕ того, как поверим, так как же мы можем утверждать, что мы можем быть возрождены, не будучи обитаемыми Святым Духом?
Вот некоторые тексты Священных Писаний, которые обычно цитируются критиками монергизма как "тексты доказательств".
 Гал 3:2 “Я хотел бы узнать от вас только одну вещь: приняли ли вы Духа, соблюдая закон, или поверив тому, что услышали?
-- Итак, согласно этому отрывку, получили ли эти люди Духа до того, как уверовали, или после?
Деян. 2:38 “Покайтесь и креститесь, каждый из вас, во имя Иисуса Христа для прощения грехов. И вы получите дар Святого Духа?
 - когда они получили Святого Духа до веры или после?
Еф 1:13 “И вы были включены во Христа, когда услышали слово истины, Евангелие вашего спасения. Уверовав, ты был отмечены в Нем печатью, обещанным Святым Духом.
-- Когда они получили Святого Духа - после веры или до нее?
Это действительно хороший вопрос, который нуждается в дальнейшем разъяснении, чтобы людей это не смущало.
Приведенные выше стихи используются в попытке доказать, что, поскольку верующие получают Святого Духа (чтобы запечатлеть их и вселиться в них) после веры, это, следовательно, автоматически исключает любую Божью работу в неверующих до веры, которая, я буду утверждать, предполагает слишком многое. Все три этих стиха не говорят о том, какой может быть работа Духа в человеке до того, как он уверовал, поэтому это аргумент от  молчания, чтобы сделать вывод, что Бог, Святой Дух, фактически не приводит Своих людей к спасительной вере за кулисами, тем более, что это свидетельство многих других текстов Писания. Я обнаружил, что доктринальная ошибка обычно возникает, когда мы берем изолированные стихи, подобные этим, без предварительного ознакомления с непосредственным контекстом, а затем со всем советом Писания, чтобы сделать наши выводы. Здесь не только нет полного ordo salutis, ясно представленного в контексте этих стихов, но также нет никаких экзегетических оснований для вывода о том, что работа Духа по возрождению - это та же концепция, что и запечатление и пребывание в Нем.
Существует семь основных различных служений Святого Духа:
• Он обличает неверующих в грехе, праведности и суде: Иоан. 16:8-11.
• Призывает и возрождает (заставляя нас верить): 1 Кор 1:24; Иоан. 1:13, 3:1-8, 6:63-65; Тит 3:5, 1 Пет. 1:23-25; Иак. 1:18.
• Вселяется и крестит верующего: I Кор. 6:19; Рим.8:9; Иоан. 14:16; I Кор. 12:13.
• Запечатывает нас: Еф. 1:13-14; 4:30.
• Дарит дары: I Кор. 12:7-11.
• Наполняет верующего: Еф. 5:15-21; Гал. 5:16.
• Заставляет нас приносить плоды: Гал. 5:22-23. приспосабливая нас к характеру Иисуса Христа.
Но важно, чтобы мы внимательнее рассмотрели эти возражения одно за другим:
Деян. 2:38
Хотя не всегда ясно, контекст некоторых из этих стихов сам по себе даже указывает на работу Святого Духа до веры. Возьмите приведенный выше пример из Деян. 2:38 “Покайтесь и креститесь, каждый из вас, во имя Иисуса Христа для прощения грехов. И вы получите дар Святого Духа?. Почему Деян. 2:39, следующий стих, вовсе не цитируется, но опущен, поскольку он непосредственно квалифицирует предыдущий текст? В нем говорится: "Ибо обетование для вас и ваших детей и для всех, кто далеко, стольких, сколько Господь, Бог наш, призовет к Себе". Это показывает, что те, кто приходит к вере во Христа, - это только те, кого "Бог призывает к Себе". Слова "как можно больше" дают понять, что это не тот призыв, который принимают все люди. Тот самый текст, который вы используете, чтобы попытаться опровергнуть монергизм, на самом деле является доказательством его. Рим.8:30 подтверждает это толкование, когда говорится: "...тех, кого Он [Бог] призвал, Он также оправдал". Очевидно, что это означает "все которые были призваны (без исключения), также были оправданы". Все мы в какой-то момент сопротивляемся внешнему призыву Евангелия и различным движениям Духа, но когда Бог суверенно решает излить Свою благодать на Свой народ, мы подвергаемся восстановлению, наша естественная враждебность исчезает, и мы больше не желаем оказывать сопротивление. Внутренний зов Духа безошибочно приводит нас к вере в Искупителя. (Также см. 1 Кор 1:24 для внутреннего призвания)
Еф. 1:13
Приведенный выше отрывок из Послания к Ефесянам 1:13 также читается изолированно. Там сказано: "Уверовав, вы были отмечены в нем печатью, обетованным Святым Духом". Действительно, но опять же, как насчет контекста?. Есть и другие стихи, которые, по-видимому, подходят для этого. По иронии судьбы в контексте того же отрывка двумя стихами ранее говорится:"... также мы получили наследие, будучи предопределены в соответствии с замыслом Того, Кто творит все по совету Своей воли."(Еф 1: 11) В ст.5 даже говорится: "В любви Он предопределил нас усыновить как сыновей через Иисуса Христа Самому Себе, согласно доброму намерению Его воли, во славу славы Его благодати, которую Он свободно даровал нам в Возлюбленном..." Видите ли, эти стихи в том же контексте учат, что благодать Божья предшествовала нашей вере. Свободно дарованный означает "без условий" или нет, потому что Он реагировал на что-то в нас, например, на предвидение нашего выбора. Скорее, в тексте говорится, что это было только по благоволению Бога. Вы могли бы подумать, что Павел был достаточно ясен в этом отрывке, ведущем к вере, но, похоже, многие "случайно" упускают из виду свободную благодать Бога.
Гал. 3:2
“Я хотел бы узнать от вас только одну вещь: приняли ли вы Духа, соблюдая закон, или поверив тому, что услышали? (Гал 3:2) Опять же, контекст всего этого отрывка говорит о том, спасены ли мы законом или верой. Интересно отметить, что Павел использует детей Авраама в качестве примера. У Авраама было два сына, один от рабыни, а другой от свободной женщины. Сын от рабыни родился по плоти, а сын от свободной женщины по обетованию. Бог односторонне и монергистически пообещал, что у Авраама будет сын через Сарру. Аллегорически говоря, эти женщины представляют два завета: одна исходит с горы Синай, рожая детей, которые должны быть рабами; это Агарь. Авраам попытался обойти Божье обетование, родив обещанного сына через Агарь, свою рабыню, вместо того, чтобы поверить Божьему обетованию, что Он один осуществит это. Со стороны Авраама это представляет собой попытку синергетически привести в исполнение Божье обетование. Но Божье обещание было монергистическим, и он родил Исаака после того, как Сарра выйдет из детородного возраста, чтобы они получили послание о том, что спасение от Господа.
"Теперь вы, братья, как и Исаак, дети обетования. В то время сын, рожденный обычным способом, преследовал сына, рожденного по силе Духа. То же самое и сейчас. Но что говорится в Писании? "Избавься от рабыни и ее сына, ибо сын рабыни никогда не разделит наследство с сыном свободной женщины". Поэтому, братья, мы не дети рабыни, а дети свободной (Гал 4:28-31).

Божье Слово почитается, когда мы обдумываем асе, что Он сказал

Поэтому стихи нужно не только читать в контексте, но и всегда исследовать, чему учит вся Библия по определенному предмету. Дух вселяется в нас после того, как мы обретем веру - это верно, насколько это возможно, но это не показывает нам всей картины. Многие другие тексты Священного Писания совершенно ясно показывают, что благодать Божья и сила Духа должны действовать в нас, если мы хотим верить. Мы часто должны учитывать как то, что делает Бог, так и то, что делаем мы, и есть много мест, где Бог дает нам достаточно данных, чтобы видеть, что Он работает за кулисами, чтобы привести Свой народ к вере во Христа.
Хотя спасение - это единое дело Божье, полезно различать различные его аспекты, если мы хотим правильно понять Евангелие. Слово "возрождение" является синонимом понятия "рожденный свыше" и является тем, что изначально объединяет нас со Христом, дающим нам благодать верить (Иоан. 1:3, 6, 21). Священные Писания, как мы уже видели, ясно показывают нам, что наша вера является результатом, а не причиной действенного призвания, просвещения и внутренней работы Святого Духа (Иоан. 1:13, 1 Иоан. 5:1, Мтф. 16:17, Рим. 9:16, Евр. 12:2, 2 Тим. 1:9). То, что происходит за кулисами (работа Духа), не всегда обсуждается в каждом стихе, который показывает, что кто-то доверяет Христу. Но когда мы смотрим на весь совет Писания, это совершенно очевидно. Иногда Бог открывает духовное окно, чтобы мы могли мельком увидеть, что происходит, когда духовно мертвый человек возвращается к жизни. Деян.13:48 - это такой пример того, как Бог действует за кулисами, когда проповедуется Евангелие: "Когда язычники услышали это, они начали радоваться и прославлять слово Господне; и уверовали все, кому была назначена жизнь вечная".
Хотя все блага спасения происходят одновременно, будет полезно, если мы на мгновение выделим их здесь. (Имейте в виду, что все ссылки на последовательность во времени предназначены только для вашей пользы). Мы рождаемся заново только один раз, но это новое рождение имеет непреходящие последствия. Его вход и пребывание-все это часть того, что происходит мгновенно. Итак, возрождение - это работа Духа, действующего в нас, чтобы воскресить нас из духовной смерти, открыть наши духовные глаза и уши, чтобы мы могли видеть, понимать и наиболее охотно доверять Христу (и Его работе). В рамках одного и того же действия это немедленно и безошибочно приводит к нам в Духе, приходящем запечатать и вселиться в нас.
Как свидетельствуют многие тексты Священных Писаний, Дух может действовать в нас до того, как мы поверим, чтобы восстановить наше духовное зрение, но вера и запечатлевающая работа Духа приходят только как непосредственное следствие предыдущей причины. Когда Святой Дух как бы проращивает семя, брошенное проповедью слова Божьего, Дух также оживляет падшую природу избранных, чтобы Его слову с радостью подчинились. Наше новое расположение не может не гарантировать, что мы будем верить во Христа. В 1 Фес. 1:5 Павел даже различает Евангелие без силы Духа и Евангелие, включающее в себя дело Духа: "Ибо наше Евангелие пришло к вам не только в слове, но и в силе, и в Святом Духе , и с полным убеждением."Если мы посмотрим более внимательно, то в Гал. 3:2 говорится не столько конкретно о самом акте возрождения или о том, что привело к вере и вызвало ее, сколько о том, что мы запечатлены во Христе в результате одновременного эффекта возрождения, веры и оправдания. Этот конкретный текст (Гал 3:2) никоим образом не пытается отрицать работу Духа до веры, но больше заинтересован в объяснении не связанной с этим доктрины.
Таким образом, ясно, что все блага спасения, которые Христос приобрел для нас на кресте, тесно и органично взаимосвязаны, поскольку Дух применяет их к Своему народу. На самом деле возрождение, вера и запечатление Духа происходят одновременно, точно так же, как акт открытия наших глаз и акт видения происходят одновременно. В то время как духовное возрождение, отклик и пребывание в нем происходят одновременно, с абсолютной уверенностью можно сказать, что именно сила Божья заставила "свет" явиться (милосердно озарить наши помраченные умы)ь. Те, кто во плоти, находятся во тьме и не могут понять духовную истину. Но у тех, кто рожден от Духа, есть свет, в который они могут верить, подобно тому, как тепло есть огонь. Пытаться отделить различные аспекты спасения - все равно что пытаться отделить зрение от зрения или лучи солнца от самого солнца. Одно должно возникать из другого, и они не отделены друг от друга. Также несомненно, что сила повеления Христа воскресить Его предшествовала Духу и призывала Его дух, чтобы вернуться в Него. Точно так же Бог, дарующий нам силу новой жизни, и фактическое осуществление этой новой жизни тесно связаны друг с другом и являются компонентами, вызванными одним Богом.
Когда мы оправдываемся, Дух вселяется в нас, чтобы обитать, поскольку оправдывающие преимущества искупления были применены к нам. Оправдание позволяет, так сказать, Святому Духу пребывать в нас с тех пор, как наш грех был удален. Однако мы должны помнить, что все это происходит мгновенно, чтобы те грешники, которых Дух возрождает, когда они слышат слово, немедленно с радостью поверили во Христа. Но все это происходит по отношению к другим компонентам новой жизни. Таким образом, возрождение является мгновенным и в то же время имеет постоянные эффекты. Первая причинно-следственная работа подобна Духу, призывающему нас и дающему нам силу отклика, действующему в нас, через нас и вокруг нас. Здесь не происходит никаких процессов во времени. Наша вера сотворена Богом (Иоан. 3:20), но наш ответ несомненен, потому что именно Дух творит в нас жизнь. Мы должны признать, что Священные Писания не описывают точно, как это происходит, поэтому, безусловно, здесь есть тайна, но Писание прямо учит, что мы рождены от Бога и только тогда проявляем веру (Иоан. 1:13).

Ordo Salutis

Хотя верно, что не требуется никакого времени или последовательности, я не могу достаточно подчеркнуть, что возрождение, работа Святого Духа, которая приводит нас к живому союзу со Христом, имеет ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ связь и приоритет над другими аспектами процесса спасения. Другие преимущества, такие как обращение (вера и покаяние), оправдание, освящение и настойчивость, предполагают существование работы Духа, открывающей нам глаза и изменяющей мятежный настрой наших сердец. Однако работа по применению Божьей благодати - это единый процесс, данный избранным одновременно. Хотя эти преимущества нельзя разделить, полезно различать их для нашего понимания. Поэтому вместо того, чтобы навязывать хронологический порядок, мы должны рассматривать их как единую работу Бога, направленную на то, чтобы привести нас в союз со Христом. Герман Бавинк сказал о порядке спасения: "Возрождение, вера, обращение, обновление и тому подобное часто [в Библии] не указывают на последовательные шаги на пути к спасению, а скорее суммируют в одном слове все изменения, которые происходят в человеке". Другими словами, нет никакой задержки, и нет никого, кто родился бы свыше, кто не возлагал бы свою веру на Христа. Точно так же физический ребенок, когда он рождается, хватая ртом воздух,  его легкие впервые проявляются только после его рождения, не раньше, но это происходит как его/ее первое действие. Различные действия Святого Духа в нашем спасении, а также в приведении нас к вере происходят мгновенно . Возрождение несет в себе концепцию открытия наших глаз понимания, как это было в случае с Лидией (Деян.16.14).
Таким образом, хотя с библейской точки зрения правильно говорить, что Дух вселяется в нас, когда мы верим в Евангелие, даже сама способность смиренно принимать условия самого Евангелия должна прийти по Божьей благодати, чтобы открыть наше омраченное понимание. Аналогично, когда ученики спросили Иисуса после того, как он объяснил, что спасение было таким же трудным, как для верблюда пройти через игольное ушко, они спросили: "Кого же тогда можно спасти?" Иисус ответил: "То, что невозможно для человека, возможно для Бога". Другими словами, спасение только по благодати, вера всегда только по благодати "По благодати, через веуа, и это НЕ ОТ ВАС САМИХ, это дар Божий".(Еф 2:5, 8). Некоторые современные евангелисты, упустив из виду то, что на самом деле было приобретено в Реформации, превозносят sola fide (только веру) над столь же библейским учением sola gratia (только благодать). Зачем оглядываться назад и снова желать плоти, которую мы ели в Египте (в рабстве человеческих дел), когда теперь у нас есть чистая манна благодати от Бога (Иисуса Христа)? Для апостолов и реформаторов sola gratia всегда была высшей истиной, в то время как sola fide была предпоследней. Вера отворачивается от самой себя и смотрит на дело Христа, но ни у кого нет естественной способности к вере, иначе Бог спасал бы нас, основываясь на наших врожденных способностях. Что отличает нас от невозрожденных, так это благодать Божья, а не то, что мы можем произвести или внести свой вклад в цену нашего спасения самостоятельно.

Искупление и его связь с возрождением

Важно: Здесь я хочу показать дальнейшую связь креста и возрождения. Ошибка, совершаемая многими людьми в наших евангельских кругах в этом отношении, состоит в том, чтобы произвести небиблейское разделение работы Христа и нашего возрождения. То есть разделить их так, как будто они не имеют ничего общего друг с другом. Но Священные Писания учат, что Христос сделал все необходимое для нашего спасения, в том числе выкупил нас из нашего невозрожденного состояния.
"...Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который по Своей обильной милости снова породил нас [заставил нас родиться заново] к живой надежде воскресением Иисуса Христа из мертвых" - 1 Пет 1:3 (также см. Тит 2:14)
Р. Л. Дабни писал: "Жертва Христа искупила и обеспечила эффективное призвание избранных со всеми милостями, которые обеспечивают их веру, покаяние, оправдание, настойчивость и прославление. Теперь, поскольку жертва на самом деле приводит ко всем этим различным последствиям, все они включены в Божий замысел. Эта точка зрения удовлетворяет всем тем текстам, которые цитируются против нас:" Каким-то образом верить в то, что благодать Божья, которая помогла нам поверить, отделена от дела Христа, - значит делать все дело Христа бесполезным. Все христиане верят, что это приложение искупления ограничено теми , кто будет спасен. Итак, вопрос в следующем: кто ограничивает это применение искупления? Разве естественный падший человек, враждебный Богу, проявляя свою естественную свободную волю, помимо просвещаюющей благодати, ограничивает его? Или Бог, который от вечности питает к нам Свою любовь, определяет, к кому Он применит преимущества искупления? Если кто-то приходит к выводу, что это невозрожденный человек, который делает это автономно, то это равносильно вкладу веры, который сам по себе является принципом, стоящим в конечном счете независимо от Божьей благодати; исключительно благодаря природной одаренности человека свободной волей и, таким образом, все вытекает из врожденных способностей естественного человека. В этой небиблейской схеме некоторые люди от природы обладают этой способностью, а некоторые нет. Это противоречит Евангелию, которое говорит: "Что у нас есть такого, чего мы не получили?" Поэтому, когда Бог приходит к нам в Своей возрождающей благодати, даже это то, что Иисус купил для нас на кресте. Отделить это - значит сказать, что мы можем подтянуться за наши собственные ремни.
Кроме того, хотя это может быть непоследовательно для синергистов, (возможно) подсознательная вера в монергизм - это то, почему даже большинство из них на самом деле молятся за своих неверующих друзей и близких. Мы все делаем это, потому что справедливо верим, что Бог действительно собирается что-то сделать для них. Если Бог на самом деле не может войти и изменить расположение их сердец, то о чем мы, собственно, молимся? Если у каждого есть равные возможности перед Богом, и Бог больше ничего не может сделать, как доктринально говорят синергисты, то какой смысл молиться за наших неверующих друзей?. Любой Бог делает что-то в ответ на вашу молитву за душу этого человека, или Он этого не делает. Мы не говорим: "О Боже, пусть они самостоятельно примут правильное решение и т.д.!", Ибо такая молитва была бы равносильна тому, чтобы Бог ничего не делал, кроме как стоял в стороне со скрещенными руками, так сказать. Вместо этого мы молимся: "Боже, обрати их сердца к Тебе; открой их слепые глаза, открой их глухие уши и спаси их". Настоящая причина, по которой мы молимся, заключается в том, чтобы у кого-то была благодать верить и чтобы Бог преодолел это сопротивление людей, когда мы проповедуем Евангелие.
В заключение, даже начало и само желание веры, благодаря которому мы верим в Того, Кто оправдывает нечестивых, приходит к нам через возрождение - "И я уверен, что Тот, Кто начал в вас доброе дело, завершит его в день Иисуса Христа". (Фил. 1:6). Это Бог начал работу в нас, а не мы сами и ВСЕ те, в ком Он начал работу, и Он доведет до конца. Именно благодаря возрождению, вливанию и вдохновению Святого Духа внутри нас у нас  есть вера, воля или сила, чтобы делать все это так, как мы должны. Неужели вы ставите помощь благодати в зависимость от смирения или послушания человека и не согласны с тем, что послушание и смирение - это тоже дар благодати? Если вы это сделаете, тогда посмотрите внимательнее на Священные Писания, в которых говорится: "Что у вас есть, чего вы не получили?" (1 Кор. 4:7), и "Но по благодати Божьей я есть то, что я есть" (1 Кор. 15:10).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии