Литераторы о творчестве Ваграма Кеворкова

«Произведения Ваграма Кеворкова естественны и глубоки. В его героях мы узнаем себя, свои переживания, находим ответ на мучительные вопросы. И личные наши представления укрупняются, приобретают перспективу развития, помогая понять наше бессознательное тяготение к красоте, гармонии, а иногда и вовремя почувствовать опасность  случайного изменения первоначальных планов. Кеворков стремится к той степени искренности, откровенности, художественной дерзости, которой обладали наши классики и, главным образом, Чехов.
Для Ваграма Кеворкова нет никакого противоречия между интеллектуальным и чувственным началами, поскольку – пока тело живо, оно творит личность, но когда тело умирает, личность застывает в неподвижности. И отсюда, невзирая на такую цыганскую, языческую основу, вполне закономерен переход к методе, свойственной всем писателям, выражающейся в том, что самое значительное, что делает человек в жизни – зачатие потомства, творчество, труд, любовь – это самоотдача, только самоотдача дает удовлетворение. Выражения подобного рода звучат до одури привычно и тривиально, но совершенно исключительными они становятся, будучи записанными на бумаге». Писатель Юрий Кувалдин.

«В мир пришел новый писатель, серьезный и основательный, не юноша зеленый, а умудренный жизнью муж, со своим большим багажом, со своим материалом, со своим взглядом на мир, со своим словом – Ваграм Кеворков.

Все смешное у Ваграма Кеворкова происходит на серьезном фоне, а все серьезное – на смешном. И это делает его прозу особенно интересной, глубокой, многомерной, многослойной и многоплановой.
Читаешь прозу Ваграма Кеворкова и невольно думаешь: писатели – законспирированные агенты Всевышнего, его доверенные лица. Он дает им свою искру Божию и засылает их в разные уголки  страны и земного шара, в разные края и области, на разные секретные и несекретные объекты и площадки жизни, чтобы эти доверенные лица, ничем не выделяясь из массы, днем с огнем исследовали их, чтобы они окунулись в гущу жизни, во все ее глубины, собрали там ценный материал и написали правду о жизни и о людях, в художественной форме, и предъявили результаты своей работы пред очи Всевышнего и вошли в Бессмертие. И Ваграм Кеворков – один из них».  Из статьи поэтессы Нины Красновой, газета «Слово».

«У Ваграма Кеворкова зоркий глаз, чуткое ухо, цепкая творческая память и немалый жизненный опыт – все это необходимо писателю. Но прежде всего нужна любовь к слову.
«Гроза ходила-ходила кругами, мешала заснуть, и она лежала на своей кровати, думая о себе, о муже, о сыне – постепенно из  этих мыслей проступили слабые далекие звезды, потом крики утренних петухов, а потом распахнулся за деревней широкий луг, рассыпалась веселыми стайками земляника, и она берет и берет ее, и не может оторваться от этой сладкой, вызревшей ягоды… Но гулко ворчит за рекою в набухших тучах, ударило первыми каплями – и давай Бог ноги!..Только влетела в избу – раскололо грозой нависшее небо, ахнуло-жахнуло, треснуло страшно, согнуло ветром зеленые заросли, и застонали, завыли ветви, и заметались смутными тенями, и вот-вот страшной водой опрокинутся небеса!.. Но полило чуток, окропило землицу, освежило травы, и улетело мокрым ветром на дальнюю сторону…  А утром, когда в окне еще серо, скорей на покос – лето подогнало травы, и в самую пору теперь косить: росы пали великие!..» Уже этот отрывок из рассказа «Эликсир жизни» дает представление о Ваграме Кеворкове  как о тонком стилисте, всею душою чувствующем замечательную стихию русского слова.
В произведениях Ваграма Кеворкова нечаста прямая речь. Но уж если она есть, то является яркой характеристикой персонажа: «Конечно, иногда выпить можно, но не так, без бабов, по фулюгански, а в гости позвать кого! Едрить твою налево, русский народ всегда сам в гости звал! Это будет вже не пьянка, а выпивка! И не в рабочее время! Мы пока еще не монахи! Мы русские люди!» (Рассказ «Семен»)
Читая Ваграма Кеворкова, убеждаешься в том, что он относится к тому типу людей, которые просто не умеют что-либо делать плохо. Взялся Кеворков за «деревенскую» тематику, написал о председателе колхоза. Нет тут никакого соревнования с мастерами деревенской прозы. А как все у него динамично, тепло, светло, с какой симпатией к главному герою, к другим хорошим людям; эта теплота, этот свет – незаданный автором намеренно, но как бы сами излучаются из глубинной души его, рассказ появился будто единым взмахом пера вдохновенного мастера, и не знавшего никогда, «как это делается» - случай настоящей литературы. ( Из статьи критика Эмиля Сокольского «Ваграм Кеворков излучает добро», журнал «Наша улица»).

«Дорогой Ваграм, как и обещал, пишу тебе о впечатлениях от твоих творений (прочитал почти все тексты в присланных тобой двух томах и некоторые – в альманахах).
Лучшая твоя повесть, которую я ставлю рядом с солженицынским «Матрениным двором», - «Я живу возле Кремля», будет – я уверен – отнесена к классическим произведениям литературы нашего времени». (Из письма Германа Н.Фейна, русиста, профессора Гейдельбергского университета, ФРГ).


Рецензии