Слово и понятие - НЮ
Такого слова в бурятском языке нет, но оно участвует в образовании целого ряда слов со значением «начало, суть». В монгольском языке «ню» заменилось на «ну», это видно по предложенным ниже словам. Слово «ню» очень интересное, если учесть, что на французском языке под «ню» понимается обнажённая натура и картина с обнажённой моделью.
Дарга (бур.), (монг.) – Начальник, командир.
Нюдарга (бур.), нударга (монг.) – кулак
Нюдаргалха (бур.), нударгалах (монг.) – бить кулаком
Нюдэн (бур.), нуд (монг.) – глаз
Нюур (бур.), нуур (монг.) – лицо, страница
Нюур гараа угааха (бур.) – умывать лицо, умываться
Нюсэгэн (бур.), нуцгэн (монг.) – быть нагишом
Нютаг (бур.) – родина, нутаг (монг.) – родные кочевья
Нюуса (бур), нууд (монг.) – секрет, секретный
Нюуха (бур.), нуух (монг.) – скрывать, прятать
Нюль – так должен называться «нуль»
Выше мы привели десять слов, образованных с помощью «ню», при этом в словаре у бурят и монголов слова «ню» нет. Попытаемся понять, что же оно означает. «Дарга» на бурятском и монгольском обозначает начальника, а с добавлением к нему «ню», образуется «нюдарга» – кулак и «нюдаргалха» – бить кулаком. В этих словах мы определили «ню» как начало. Далее идёт «ню-дэн» – глаз, при этом «дэн» – лампа, светильник, близкое русскому «день». Итак, «нюдэн» – глаз, начало света, а без света и глаза не нужны. Здесь же приведём русские «нюни» – слёзы и «нюнить» – плакать; «нюни-слёзы» начинаются из глаз, а «нюнить-плакать» от «нюни-слезы». Далее в бурятском языке с «ню» образовано «нюур» – лицо, страница. Вспомним предположение, что «наран» изначально произносилось «нюра». В немецком «Нюрнберг» – солнечная гора, у татар «Нюрба» – солнечная земля. Таким образом, по аналогии, у бурят «нюур» – это лицо и страница. У русских это «харя», означавшее в древности лицо и солнце. Мы узнаём человека по лицу, а из страницы мы узнаём новое. Подобно этому, у немцев слово «вайс» имеет два значения: «вайс» – белое и «вайс» – знаю. «Ню» в составе слова «нюур» – лицо, страница нужно понимать как начало узнавания. Вот мы и добрались до «нюсэгэн» – быть нагишом, которое и можно сравнить с французским «ню» – обнажённая натура, и здесь нам нужно вставить современное слово, которым называют голых людей – «нудисты», вполне понятно, что изначально звучало «ню-дист». В сложном слове «нюсэгэн» понятие нагого заключено и в «сэгэн» – белое». Но, как это «сэгэн» похоже на немецкое «саген» – говорить и «сага» – сказание.
Нужно встать на позиции древних людей и согласиться, что изначально у них, как и у животных, живущих в природе, чутьё-нюх было на первом месте. Был важен запах-ню, который человек издавал сам, то есть, без примесей запаха одежды. Древнейшее слово «ню» мы спокойно можем вернуть в бурятскую лексику, «ню» – начало, суть. Далее идёт «нютаг» – родина, родное село, а у монголов «нутаг» – родные кочевья. Родина у нас там, где была перерезана пуповина. На монгольском «ню» произносится «ну», и в русском языке есть «ну». Русские говорят: «ну, поехали», «ну, пойдём». Вспомним слово «нутро» и поймём, что это и есть суть и начало самого человека, изначально оно произносилось «нютро». Последним доводом к тому, что в древности «ню» подразумевало начало, служат слова «нюур» – лицо и «нюра-наран» – солнце, суть и начало бога Ра. Подобно этому «Анга» – река и «Ра» составляют всем знакомое «Анга-Ра – Ангара». Солнце является сутью и началом земного мира, а лицо – суть и начало любого человека, «нюур» в качестве страницы является началом письменного познания. В немецком языке имя «Нюся» сохранилось как «нуць, нуцлих» – необходимое, нужное. Подтверждением тому, что имена Нюся, Нюха и Анна имели в древности понятие первой и главной, служит одна из вариаций третьего имени этой группы – «Нюра». На бурятском языке солнце называется «наран», а «узкий» – «найрин». Возможно, в древности так называлась нора. Членистоногое, живущее в речных норках, «рак», на бурятском языке называется «нарин бадаган», «норный бадаган», а просто «бадган» – это уже название болезни рак. Азербайджанский город «Наири» уже нужно понимать, как «солнечный».
Свидетельство о публикации №222011001419