Остров Чилоэ - мифы и реалии

Несомненно, венцом моего более чем четырехмесячного путешествия по Чили был остров Чилоэ, прекрасный своей природой, людьми и мифами. Остров Большой Чилоэ (Isla Grande De Chilo;) - центр архипелага Чилоэ в Патагонии у южного побережья Чили. Его площадь составляет 8394 км;, население превышает 150 тысяч человек.
Остров тянется вдоль побережья Чили от 41; до 43° южной широты. Его длина с севера на юг составляет около 190 километров. В центральной части вдоль острова расположены невысокие горы, высотой до 1048 метров над уровнем моря. Протяжённость с запада на восток составляет около 60 километров.
В доколумбовские времена остров был населен индейцами мапуче. В 1567 году на Чилоэ обосновались испанцы. После провозглашения Чили независимости от испанской короны (12 февраля 1818 год), Чилоэ продолжал оставаться в руках бывшей метрополии. Несмотря на изоляцию, остров был одним из форпостов испанского владычества в Новом Свете, пока в 1826 году здесь не установила свою власть молодая чилийская республика.
Несомненно, жемчужинами Чилоэ являются более чем сотня деревянных церквей, шестнадцать из которых внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старейшей из является церковь Iglesia Santa Mar;a de Loreto de Achao (1730).
В начале XVII века сюда прибыли первые миссионеры-иезуиты, которые рьяно приступили к евангелизации местного заблудшего населения. После изгнания иезуитов из Южной Америки в 1767 году, их сменили францисканцы. Стараниями монахов и местной рабочей силы было воздвигнуто множество деревянных храмов - от скромных сельских до кафедральных соборов.

Мифы Чилоэ

Лесные дебри островов архипелага и окружающие воды океана, заливов и проливов полны всевозможных чудищ, как добрых, так весьма злокозненных. С некоторыми из них, правда окаменевшими, можно познакомиться на центральной площади города Анкуд. Кратко опишем некоторых из них.

Brujos. На островах архипелага Чилоэ проживали (а по утведениям многих исследователей проживают и в настоящее время) люди, которым приписывалось обладание магическими силами и обширными знаниями в области натуропатической медицины, полученными ими как от местных индейских племен, так и от европейских ведьм. После испанского завоевания местные племена приняли католицизм, но не отказались полностью от собственных обрядов. Многие из них обладали знаниями об использовании растений в качестве лекарств или ядов, но держали это в секрете из-за страха быть обвиненными в колдовстве. Тех, кто обладал этим знанием, избегали и даже боялись их соседи, которые приписывали им огромные силы и связь с Дьяволом.
Народное поверье (и официальные судебные процессы) приписывают брухосам Чилоэ сложную организацию (La Recta Provincia, будет описана ниже), помощь магических существ и сверхъестественные способности.
Занятие колдовством на Чилоэ - большая привилегия и предпочтение обычно отдается родственникам и детям ведьм или некоторым людям, которые заключили с ведьмами определенные сделки. Чтобы стать колдуном, необходимо выполнить ряд обрядов. Прежде всего, необходимо «смыть крещение», то есть отказаться от христианства посредством ритуала, в котором посвящаемый должен провести сорок ночей, подложив голову под струю водопада. Затем он должен возвать к дьяволу, чтобы стереть причастие. Если вы хотите быстрее отменить крещение, то голову и тело необходимо омыть кровью некрещеного новорожденного. После этих ритуалов будущий ведьмак достигает большой умственной силы и обретает большую остроту чувств, благодаря чему он может читать мысли даже самых чистых людей.
После завершения этих испытаний его приводят на торжественное собрание в «Пещеру» (пещера Cueva de Quicav; на восточном побережье Чилоэ), где в присутствии Большого совета ведьм получает свое последнее испытание при посвящении. Обычно это связано с убийством любимого родственника и должно быть выполнено во вторник вечером. Позже, темной ночью, он должен голым сделать три полных круга вокруг островов, выкрикивая призыв к Дьяволу. После выполнения обряда и появления дьявола, вождь “brujos” вручает ему жилет «макунь» (“macu;), ранее сделанный тем же посвященным. В конце своих испытаний новоиспеченный колдун должен дать клятву в своей приверженности Дьяволу, поскольку Дьявол является Верховным главой Колдовства; хранить в секрете, что он ведьмак. Если же он нарушит данные клятвы, то умрет в течение года. После посвящения проводится грандиозный банкет, главным блюдом которого является запеченное мясо младенца.
Затем ученика чародея на некоторое время держат в полной изоляции с привязанной на лбу красным платком ящерицей  чтобы таким образом он мог обрести мудрость и магическую силу. Теперь новопосвященный может превращаться в животное (ящерицу, собаку, лошадь и т.д)., а также приобретает возможность летать, открывать двери без помощи ключей, усыплять людей и так далее. Однако, теперь он не сможет есть соль, воровать и прелюбодействовать.
Теперь остановимся на волшебном жилете Макунь, неотемлемом атрибуте чилотского ведьмака. Он делается из человеческой кожи, дает его владельцу способность летать и светится зеленым цветом, освещая путь и предупреждая столкновения с коллегами.
Мои попытки встретиться лично с брухосами и прочей чилотской нечистью успехом не увенчались, так как наш гид Макарена заявила, что после встречи с ними нужно молчать три года, а то помрешь.
Зато я отработал на судне девять месяцев с потомственным колдуном мотористом-филиппинцем. Он был обладателем огромного тома на латыни, написанного еще в 16 веке и дающем ключ к колдовству. Его земляки-филиппинцы приписывали ему все происходившие на борту пакости. Книгу я пытался у него выклянчить, но на траверсе горы Синай он прочитал заклинание, том вспыхнул у него в руках и он сбросил его за борт (по его словам). Дескать, решил начать праведную жизнь.
Для подтверждения своих магических способностей сей филиппинец вызвал боль в колене третьего механика-грека, личности весьма неприятной. На моих глазах он уколол иглой в колено тряпичной куклы с прикрепленными к ней волосами данного грека. Третий механик стал жаловаться на дикую боль в колене, не дававшую ему возможность ходить. В ближавшем порту захода (Бейруте) его отправили к врачу, но тот каких либо патологий не обнаружил.
Уверовав в магические способности филиппка, я предложил ему отправить на тот свет Борю Ельцина. Ему требовалась только фотография президента, которую я пообещал найти в каком-нибудь журнале. Но в последний момент Роберто от этой затеи отказался:
«Свяжись с тобой, так мы полмира на тот свет отправим!»
Описание всех сверхъестественных способностей брухосов займет слишком много места, посему перейдем к следующим существам этого удивительного острова.

Caleuche. Парусное судно-фантом, туманными ночами появляющееся в водах Чилоэ. Обладает способностью плавать как в надводном, так и в подводном положении. Экипаж состоит из brujos (ведьм, вернее ведмаков - мужской пол, женский - brujas) и моряков, погибших в кораблекрушениях, а по другому мнению - из похищенных моряков и рыбаков. Судно ярко освещено, с него доносится громкая веселая музыка. Встреча с Калеуче считается плохим предзнаменованием, но если кто-нибудь, обуреваемый любопытством, попытается преследовать судно-фантом, то оно превращается в тюленя или огромный ствол кедра, а члены его экипажа трансформируются в дельфинов или тюленей.
Caballo Marino. Огромный морской конь, служащий дежурной шлюпкой для brujos с Калеуче.  Если данные брухосы возжелают посетить берег, то он может нести на спине до трех ведьмаков и домчать их в любую точку назначения.
La Pincoya. Женщина исключительной красоты, символизирующая собой плодородие берегов Чилоэ и окружающего остров океана. Иногда ее можно увидеть на берегу вместе с мужем по имени El Pincoy. Эта прекрасная дама нежным голосом распевает мелодичные песенки и исполняет ритмичные чувственные танцы. Увидеть ее - хорошее предназменование для рыбаков, предвещающее богатый улов. Она всегда готова прийти на помощь жертвам кораблекрушения.
Fiura. Полная противоположность Пинкойе. Является синонимом уродства и зловредности. Ростом не более полуметра, имеет огромный бюст, длинные нос и черные волосы, уродливое лицо и тело. Ее матерью была La Coden;, злая женщина, известная своей распутной жизнью, а отцом - Трауко, ставший затем и мужем Фьюры. Живет в лесах, где ее можно встретить купающуюся в водопадах и расчесывающую волосы огромным хрустальным гребнем. Обладает огромным сексуальным влечением как к мужчинам, так и животным и требует внимания от любого встреченного в лесу мужчины и горе тому, кто попытается отказать Фьюре в любовных утехах. После совокупления мужчина впадает в безумие. Против людей и животных может применять «химическое оружие нервно-паралитического действия» - свое зловонное дыхание, которым она может наносить и тяжелые физические травмы. Избавить человека от ее порчи может только искусстнейший колдун.
El Trauco. Это существо с внешностью человека, отвратительными чертами и ростом не более 80 см, с ногами без ступней, сын мифической змеи Cai-Cai Vil;. Он бродит по лесам Чилоэ, одетый в коническую шляпу и одежду, сделанные из стеблей местного вьющегося растения. В его руках маленький волшебный каменный топорик, всего лишь тремя ударами которого можно срубить любое дерево.Это существо отличается огромной силой и способностью наносить урон на расстоянии, например, деформировать лицо или сломать кости человека, сделать его немым, просто взглянув на него. Эль Трауко известен тем, что соблазняет женщин взглядом или погрузившись в их сны, а затем делает их беременными. От него у Фьюры рождаются дети, которые становятся Трауко, если они мужчины, и Фьюры, если женщины, сохраняя имена и качества своих родителей.
Когда молодая женщина-чилотка беременела от «неизвестного» отца, то приписывали это Трауко, сохраняя ее честь.
Invunche. Это существо - человек-урод с отогнутой назад и приплюснутой головой, искривленными руками, пальцами, носом, ртом и ушами, раздвоенным языком. Педвигался Инвунче на одной ноге и руках, так как другая нога находилась сзади на шее или спине. Этот монстр не мог говорить, ограничиваясь издаванием гортанных, резких и неприятных звуков. Чтобы превратить мальчика в Инвунче, ведьмы сначала ломали ему ногу и заворачивали ее за спину. Затем они наносили магическую мазь на его спину, от которой вырастали густые волосы, раздавливали голову парой досок, чтобы придать ей удлиненную форму и разделяли язык надвое, имитируя язык змеи. После этого ритуала Инвунче кормили особым образом: сначала ему давали молоко черной кошки, а затем, когда у него вырастали зубы, переводили на мясо новорожденного ребенка, а когда он взрослел, то кормили мясом взрослых людей.
Инвунче охранял вход в пещеру Cueva de Quicav;, в которой находилась резиденция Короля ведьм. Он также был своего рода консультантом для ведьм Чилоэ, поскольку, несмотря на то, что он не был посвящен в колдовство, приобрел бесконечное множество знаний за время своей жизни в пещере. Его также использовали как инструмент мести или проклятия.
Если кто-то желает войти в пещеру, охраняемую Инвунче, то должен сначала поклониться ему, а затем поцеловать в анус.
«Пещера», по свидетельствам очевидцев (?), была высотой в три метра и длиной в триста, кроме огромного Зала заседаний, освещенного лампами из человеского жира, там были хозяйтвенные постройки и другие помещения.
La Voladora. Женщина, которае участвует в колдовстве на Чилоэ и обладает даром превращаться в птицу. Обычно ее выбирают на совете ведьм из одной из их дочерей. Воладоре передают некоторые магические знания, но ей не разрешается участвовать во всех действиях, связанных с колдовством, и многие из их секретов для нее запретны. Основная задача Воладоры - быть курьером ведьм, разносить сообщения внутри сообщества ведьм и людей, связанных с ними, она имеет разрешение убить человека, который не выполняет сделанное ему указания. При этом она превращается в птицу, чаще всего в Квакву (Nycticorax nycticorax). Это очень своеобразная, со своим характером, птица, которая, как и другие виды цапель, наносит резкий удар клювом, не издав ни малейшего звука, без промедления и без предупреждения.
Когда ведьмам потребуются услуги Воладоры, ей приказывают выпить волшебный эликсир, специально приготовленный выдающимся колдуном. После этого женщина изрыгает свои внутренние органы, которые она помещает в сосуд из сливового дерева и прячет их. Ее тело волшебным образом превращается в птицу и она летит в ночи, чтобы выполнить свою миссию, издавая неприятные крики, которые возвещают о несчастьях.
После того, как летающая женщина завершает свою миссию, она возвращается в поисках своих внутренностей и быстро их проглатывает, чтобы восстановить свое человеческое обличье. Но если кто-то их спрячет или уничтожит, она сохранят на всю оставшуюся жизнь облик птицы.

La Recta Provincia

Вышеупомянутые ведьмаки создали на территории Чилоэ свое подпольное государство, параллельное официальному правительству Чилийской республики - . La Recta Provincia.
La Recta Provincia.  - это термин, которым организация ведьм Чилоэ, называемая La Mayor;a («Большинство») или также Tribunal de la Raza Ind;gena («Суд аборигенов»), называла провинцию Чилоэ в период с конца 18-го по начало 20-го веков.
Ведьмы Чилоэ организовали Recta Provincia, чтобы защищать, контролировать и поддерживать в порядке колдовские практики, проводимые на архипелаге, поскольку полномочия, предоставленные ведьмам, были очень широкими, и ими нельзя было злоупотреблять.
Идеология этого общества сформировалась как на основе верований и магических знаний местных индейцев, так и знаний, почерпнутых из книги испанских колдунов,  носившей названия “Libro de arte”, “Levisterio” или “Revisorio”, будто бы врученной местной чародейке испанским лоцманом Хосе Мануэлем де Мораледа в 1786 году.
Юрисдикция общества распространялась на весь архипелаг и находилась в ведении «Короля», который возвлавлял управляющий совет или La Mayor;a. Остров делился на семь округов или республик с кодовыми названиями, взятыми из географических мест в Испании и ее колониях: Буэнос-Айрес, Испания, Лима, Перу, Саламанка, Сантьяго и Вильяррика.
Резиденция короля находилась в пещере Куэва-де-Кикави или Каса-Гранде и охранялась существом Инвунче. Дверь в пещеру имела замок, который можно было открыть только с помощью «алхимического ключа». Там же хранили “Libro de arte”и различные магические атрибуты.
Этот институт в культуре Чилоэ становится более могущественным, чем церковь, и серьезно угрожал законам и общественным институтам. Вначале действия общества не имели какой-либо отрицательной цели, а была посвящены «исцелению» тех, кто подвергся «порче», и наказанию тех, кто ее вызвал, поиску и наказанию лиц, совершивших убийство, кражу или порчу чужого имущества. Иногда жалобы были связаны с болезнью родственника, ставшего жертвой колдовства; в этих случаях требовалось излечение больного и наказание колдуна.
Те, кто обращался к этой организации, должны были предстать перед президентом своего округа, который направлял их петиции La Mayor;a, которые определяли наказание виновных. Почти всегда человек, ответственный за проклятия или ограбления, был неизвестен, поэтому магам приходилось обращаться к Чалланко, инструменту, который позволял им распознать виновных.
Услуги, предоставляемые Recta Provincia, были платными. Говорят, что эти вознаграждения использовались для оплаты почтовых услуг и заключения контрактов с командой Caleuche.
Хотя сначала все смертные приговоры должны были выноситься «Большинством», примерно к 1880 году случилось так, что многие ведьмы обходили это, выполняя «работу» без разрешения или ведома своего начальства.
Естественно, что данные деяния не остались без внимания правоохранительных органов Республики, которая в то время была самым светским и демократическим государством Латинской Америки. В 1880-1881 на острове по инициативе губернатора Чилоэ Мартиниано Родригеса прошел судебный процесс над руководством La Recta Provincia. Под меч правосудия попали около восьмидесяти человек, обвиненных в создании тайной организации, убийствах, вершении незаконного правосудия, колдовстве и т.д. Признанных виновными приговорили к тюремному заключению на срок от 70 дней до 3-х лет., а Recta Provincia была запрещена. Впоследствие, многих из осужденных оправдали.
После суда организация развалилась и постепенно ушла в небытие. Тем не менее, многие считают, что она продолжает действовать на Чилоэ, тайно и в соответствии со строгими законами, которые не позволяют узнать о ней тем, кто не владеет колдовством.


Рецензии