Курсанты. Парашютные прыжки

 Парашютные прыжки, в Балашовском авиаучилище лётчиков, были обязательными для курсантов. Они планировались на 2-м курсе обучения и проводились до начала учебных полётов на самолёте.
 Этому предшествовала соответствующая подготовка.
После изучения парашютных систем, все курсанты прошли наземную тренировку. Кроме того, изучили устройство систем катапультирования, так как  чехословацкий самолёт Л-29, на котором нам предстояло летать, был оборудован катапультными креслами.
 
 Приёмы катапультирования отрабатывали на наземном тренажёре. Выстрел катапульты выбрасывал парашютиста на высоту  10 метров, после чего, необходимо было произвести все необходимые действия для раскрытия парашютной системы. Взрыв под креслом создавал перегрузку в 12g, что, достаточно реально, имитировало процесс аварийного покидания самолёта при катапультировании. Нагрузки на позвоночник были значительными.

 Практические прыжки с парашютом предстояло выполнить с самолёта.

 В погожий летний день курсантские отделения моей эскадрильи прибыли на училищный аэродром. После краткого инструктажа определили очерёдность выброски.
   
 Самолёт Ан-2, поочередно, поднимал группу курсантов на высоту 800 метров и в два захода десантировал их над лётным полем.
 Перед посадкой в самолёт, инструктор проверял парашюты и курсанты, друг за другом, в порядке очерёдности прыжков, размещались на сиденьях.    
Я, к тому времени, уже имел опыт прыжков в аэроклубе и достаточно уверенно представлял весь процесс. Для курсантов, которые готовились совершить свой первый прыжок, этот полёт был сложным психологическим испытанием.
 После набора высоты, самолёт "зависал" на горизонтальной площадке и курсанты, с интервалом в 2 сек., покидали воздушный корабль.
 Полёты шли в обычном порядке. Эмоциональные переживания у всех были написаны на лице.

У каждого начинающего лётчика, знакомство с небом запоминается на всю жизнь. Наверно, и мне эти прыжки оставили бы только моменты переживания перед открытым люком, если бы не произошедший инцидент, который запомнился на всю жизнь.

 Надо признать, что парашютные прыжки, ещё на гражданке, серьёзно испытали меня на выдержку в борьбе за овладение профессией лётчика.
 Первый прыжок в аэроклубе, для молодого парнишки, был на грани психологического срыва. Сомнения в возможности "шага в небо" терзали меня до самого момента покидания самолёта. Только после приземления я понял, что шагнул в новый для меня мир.
 На втором прыжке, у меня произошёл полный порыв купола парашюта ПД-47. Стропой парашюта разрезало купол на два больших лепестка. Приземление на запасном парашюте прибавило азарта. Я понимал, что стоит мне отступить и я уже никогда не смогу снова сделать этот шаг.
 В очередном прыжке, произошло перехлёстывание строп. Снова, приземление на запаске. Эти испытания не только сделали меня "героем" дня в аэроклубе, но и закалили уверенность в себе. Следующие прыжки, наполняли сердце радостью победы над высотой. Они и стали причиной моего решения стать лётчиком.
 
  В лётном училище, в моей учебной группе был курсант, который постоянно попадал в странные происшествия. О нём я писал уже раньше. Не обошлось без приключений с ним и на этот раз.
 По существующим правилам, очерёдность прыжка всегда определялась по весовой категории человека. Сначала должны были прыгать представители "тяжёлой" категории, за ними, курсанты полегче. Таким способом, обеспечивалась безопасность в воздухе, т.е. исключалась возможность схождения парашютистов.
 Мой "странный" курсант замыкал нашу группу, поскольку при росте под два метра, в его весе едва набиралось 50 килограмм.  Выпрыгнуть ему предстояло за мной через 2 секунды. Перед открытым люком самолёта он вплотную подошёл ко мне. Конечно, рекомендованный интервал при прыжке он не выдержал и прыгнул почти мне на спину.

 В только что раскрывшийся мой парашют, он влетел ногами и сразу провалился в стропы. Его купол, начавший раскрываться  почти одновременно с моим, не мог полностью наполниться воздухом, так как был в тени моего парашюта. Купол его раскрывался медленно и не охотно. Наконец, после наполнения воздухом, он натянул стропы моего "спутника", но запутавшиеся в стропах ноги, не отпускали.
  Мои попытки оторваться от него  скольжением не удавались. Я с силой тянул боковые стропы, но избавиться от запутавшегося "гостя" не мог.
 - Тяни боковые лямки! - кричу ему.
 Его беспорядочные дёрганья ногами в стропах моего парашюта только усложняли положение.
 Верхний купол стал гаснуть от затенения воздушного  потока моим парашютом.
 Мой "гость"  всё глубже проваливался ко мне в парашют.
 
 Вместе, мы ускоренным темпом приближались к земле. Парашюты, поочерёдно, то наполнялись, то гасли.
 Правильно было бы, открыть запасной парашют верхнему курсанту. В этом случае меньше вероятность запутывания парашютов. Но растерянность моего "товарища"  была мне понятна.

  Примерно, на 150 метрах высоты, я дёрнул кольцо запаски. С силой отбросил купол в сторону, опасаясь его попадания в стропы наших основных запутанных систем.
Момент наполнения запасного парашюта затормозил наше падение почти у земли. Вместе мы, прилично грохнулись на нашу родную землю.
 Прибывший медработник с тщательностью обследовал каждого. К счастью, обошлось без тяжёлых травм.
 Разными ушибами и дополнительным медицинским контролем, отделались мы за это приключение.   
 Нам повезло. Мой запасной парашют значительно уменьшил скорость снижения. Это спасло нас от травм. 

 Правда, в нынешнее время, изредка, побаливает спина да ноют колени в суставах. Может от возраста.
.


Рецензии
Уважаемый, Эдуард! Да, парашютные прыжки всегда были значительным событием сами по себе и зачавстую там происходили разные "интересные" происшествия. Но всё всплывает в памяти ностальгическим "елеем". Спасибо!
С уважением, Геннадий Чергизов.

Геннадий Чергизов   10.01.2022 20:48     Заявить о нарушении
Геннадий! Парашютные прыжки для лётчика всегда были неприятным испытанием. Любая травма могла существенно повлиять на судьбу и карьеру. Поэтому, мало кто испытывал радость от этого мероприятия. Моя судьба проверила меня ещё в юности, и оставила памятный след.

Эдуард Зайцев   11.01.2022 10:50   Заявить о нарушении