Современное Искусство идет в народ

Вплоть до недавнего времени основным направлением развития Современного Искусства являлся поиск и отработка таких художественных форм, когда наибольший эффект достигается самыми «простыми» средствами.
 Под простотой имеется в виду то, что артефакты, подчас, выполняются без использования специализированных техник высокого уровня, таких, как  живопись или пластика; это могут быть «найденные вещи» или даже  бытовые предметы, примененные необычным образом, как, например, инсталляция «Бабочка» Ребекки Хорн. Видавший виды эмигрантский чемодан снабжен мотором, который его - то открывает, то закрывает, имитируя взмахи крыльев бабочки; подвешенный к потолку высокого помещения, объект то поднимается вверх, то опускается.
В произведениях современного искусства очень эффектно может быть использована даже  пустота. В качестве примера приведу шедевр Александра Бродского – инсталляцию «Цистерна». В ней использовалось подземное хранилище стратегического запаса питьевой воды для Москвы, созданное на случай термоядерной войны: это кубический объем глубиной минус четыре этажа, облицованный камнем (цистерна  расположена на одной из московских окраин). Помещение - абсолютно пустое, с голыми стенами; лишь на уровне минус второго этажа в них расположен ряд фальш-окон, излучающих искусственный свет; они прикрыты белыми шелковыми занавесочками, трепещущими на ветру, создаваемом бесшумными вентиляторами. В огромном зале царят полумрак и глухая тишина, и ты в нем - один. Сильнейшее высказывание о положении человека в Мире!
По мере развития Современного Искусства наблюдается невиданный прогресс в совершенствовании его форм; они становятся все более разнообразными, парадоксальными и изысканными;  параллельно идет естественный процесс его растущего отчуждения от народной массы, ибо оно становится все более непонятным простому человеку. В результате последний уже не смеется над ним, как было раньше, а его люто ненавидит.
Такое положение дел, по-видимому, стало не шутку беспокоить многих людей искусства, - как художников, так и кураторов, галеристов и музейщиков, в результате чего наметилась тенденция: постараться сделать Современное Искусство популярным. Добиться этого однако непросто.
Согласно Сьюзен Сонтаг, область Искусства целиком расположена вне территории, занимаемой текущей Действительностью; там действуют абсолютно иные законы. Этот принцип был до конца реализован в Современном Искусстве, и привел к тому, что его протагонисты превратились в тонкий слой художественной элиты, заключившей себя в башню из слоновой кости. Принимая  необходимость изоляции от жизни за императив, можно заметить, что, помимо области Искусства, имеются и другие анклавы, отделенные от реальной действительности, - например, Диснейленды, обнесенные заборами.
Кажется, идея гибридизации выставок Современного Искусства с Диснейлендом пришла одновременно в несколько голов, ибо сейчас открыты целых три масштабных выставки, которые ею вдохновлены.
Самая престижная из них – Первая всемирная биеннале «Искусство будущего», проходящая в Мультимедиа Арт музее Ольги Свибловой. Она интересна тем, что в ней представлены как традиционное Современное Искусство, так и гибридное, тяготеющее к аттракциону.
К первому я отношу «Турандот» - мультимедийную видеоинсталляцию группы AES+F,  - произведение необыкновенно эффектное и  зрелищное, но иносказательное  и остраненное до метафизики, даже где-то до эзотерики; это – зрелище элитарное.
В качестве другого примера традиционного Современного Искусства уместно привести видеоинсталляцию Михаль Ровнер «Механизм», раскрывающую весь масштаб дистанции, отделяющей произведение искусства от реального события, послужившего для него толчком.
«Диснейленд» на выставке в ММАМ представлен рядом аттракционов, например, “the Network” Анны Ротаенко – надувной клеткой, в которую, сняв обувь, можно зайти и попрыгать. Это – не только интерактивный объект, от которого в восторге детишки, но и прямое высказыванье, которое в искусстве, как известно, нежелательно. Наряду с другими, зачастую технически сложными интерактивными объектами, к Диснейленду следует отнести проект Энтони Гормли и Приямванды Натараджана «Лунатик» (Технология Virtual Reality). Ты надеваешь специальный шлем, и попадаешь в виртуальное интерактивное 3D пространство, в котором совершаешь путешествие в космос с облетом Луны. Эффектно, конечно, но тренажер для космонавтов все-таки имитирует реальную жизнь, и поэтому не относится к искусству.
Вместе с тем, Диснейленд привлек на выставку немало публики, и не исключено, что кое-кто из них, обратив внимание на произведения Современного Искусства, находящиеся рядом, к ним чуть-чуть привыкнет.
Вторая выставка гибридного жанра занимает сразу три площадки центра искусств «Винзавод»; это – “New Nature” прославленной отечественной арт-группы Recycle Group.
 Когда входишь в главный зал Большого Винохранилища, и попадаешь в густой лес из искусственных деревьев, то сравнение с Диснейлендом возникает совершенно спонтанно, а если еще поиграть на интерактивных барабанах, оно только усиливается. Аналогично, атмосфера  китча бросается в глаза при входе в залы Белого и Красного: лайтбоксы, ярко светящиеся кислотными тонами, отражающиеся в огромных зеркальных поверхностях, толпы полых антропоморфных фигур в кисейных оболочках.
Однако, по мере углубленного знакомства с выставкой, наряду с откровенным китчем, замечаешь подлинные шедевры элитарного Современного Искусства. Расскажу о некоторых из них.
«Искусственная грязь» - это «ковер», покрывающий пол в затененном помещении, который имитирует густую жидкую грязь до полной неразличимости. Ее мнимость выясняется лишь тогда, когда, выйдя на чистое место, с удивлением  обнаруживаешь, что твоя обувь нисколько не запачкалась: здесь наступает катарсис!
«Летящий камень по оси Y» представляет собой ажурную плоскую конструкцию, состоящую из поставленных друг на друга изображений кругов, расходящихся по водной поверхности от брошенного камня в восьми последовательных моментах времени (первый – на самом верху). Данный объект наделен необыкновенной притягательной силой; от созерцания его невозможно оторваться.
Данная выставка произвела на меня неизгладимое впечатление именно своей вопиющей неординарностью.
 «Это, бесспорно, новый жанр в экспонировании Современного Искусства, имеющий шанс на популярность благодаря свойственному ему ярмарочному блеску!» -  сам с собою рассуждал я, ходя, между тем, по необъятному выставочному пространству в полном одиночестве.
Третья выставка гибридного Современного Искусства проходит в медиацентре «Зарядье»; она называется «Новая красивая выставка». Когда я подошел к экспозиции, мне в глаза ударил ее стиль, имитирующий оформление новогодних распродаж в детских магазинах. Моя первая реакция была: обратиться в бегство, но все же я решил сначала по выставке пройтись; тут некоторые вещи заставили меня остановиться; в подписях под ними я вдруг  обнаружил знакомые, а то и прославленные имена. Вскоре замысел устроителей выставки стал для меня предельно ясен. В отличие от двух предыдущих, где объекты Современного Искусства соседствовали с китчевыми произведениями, гибридный характер данной выставки выражается в том, что  представленные на ней работы находятся где-то на полпути между традиционным Современным Искусством и наглым китчем.
Наиболее явно это проявилось на примере Павла Пепперштейна. Если на выставке в ММАМ можно видеть характерную для этого художника серию изотерических рисунков, символически иллюстрирующих сложные, предельно обобщенные метафизические понятия, а то и тайные, сакральные, смыслы, то на «Красивой выставке» представлены две картины: на одной изображен Киркоров («Бедросыч»); на другой – Алла Пугачева. Это ли не китч? Правда, выполнены они с высоким мастерством, свойственным Пепперштейну. Та же смесь высокого искусства с китчем просматривается и в «Кристаллах» Романа Ермакова, и в «Стуле Матисса» Дмитрия Колистратова, и в объектах Сергея Карева, и даже в скульптурах Александра Повзнера, созданных специально для данной выставки. Но, несмотря на китчевый их облик, они остались произведениями подлинного Современного Искусства, - это проявляется в том, что в них неистребим отблеск Вечности.
Проведя на выставки полтора часа, я, наконец, одобрил предложенный здесь метод пропаганды Современного Искусства: осталось только оценить его эффективность; - я стал наблюдать за публикой.
Поскольку Медиацентр расположен на бойком месте, посетителями выставка не обделена. Однако, походив минут пять между экспонатами, они быстро ее покидают. Видимо, им требуется гораздо меньше времени, чем мне, чтобы распознать в экспонатах ненавистное Современное Искусство; наш народ ушлый, - его на мякине не проведешь!
Здесь тоже в своеобразном преломлении  стоит проблема «вакцинации»: как привить нашему народу вкус к Современному Искусству?
                Январь 2022


Рецензии