Глава 5. Тирумала. Даршан Баладжи

 Я не могу в это поверить, таращу глаза в квиток, в словарь. Значит, спешить мне некуда, у меня ещё 12 часов в запасе, значит, можно отоспаться сидя на каменном полу. Проходит несколько минут и звучит команда: Подъём! Куда, зачем? Народ поднимается, тормошит сонных. Поднимается народ и в соседней аудитории. Интересно, как здесь проходят занятия, если ты можешь слышать не только своего лектора, но и лектора из соседней аудитории? Звучит команда сойти вниз. Толпимся внизу Снова команда: подняться вверх! Поднимаемся вверх и ждём. Открываются двери внизу, звучит  команда: Все вниз! Спускаемся. Народ из соседней аудитории куда-то ушел. Мы минуем соседнюю аудиторию аудиторию и куда-то идём. Думаю, со временем всё выясниться. Я куда-то иду. Я в потоке.  Кришна обо всем позаботился. Похоже, я иду на даршан к Вьенкатешваре. Ладно, посмотрим, но как быть с сумкой. Может быть в самом конце меня отфильтруют и не пропустят на даршан. Не страшно. У меня есть ещё время. Идём  широким коридором, который затем  разделяется поручнями на два потока, затем разделяется еще на три. А это чтобы не создавалась толкучка. Люди идут друг за другом тремя шеренгами по одному. Но всё же есть умельцы, которые локтями отжимают тебя, влазят вперёд или ещё толкает перед собой ребёнка, заталкивает в щель между людей, протискиваться сам и протаскает всю семью. Некоторое время спустя я наловчился не пускать хитрецов - прижимаюсь к впереди идущему, чтобы не дать хитрецу протиснуться передо мной. Щели нет, залезть хитрецу-умельцу некуда.

У меня слева каменная стена, мы идём по огромному полукольцу диаметром метров 200.

Сквозь решётчатые стены я вижу его весь. Я  вижу народ, который идёт друг за другом. Весь проход забит людьми. Внутри полукольца сад с подстриженными кустарниками и какими-то растениями. Райский уголок. Народ движется, но головы повернуты на эту красоту. Движемся без остановок, неспеша. Прошли полукруг, слева от меня каменная кладка стены. Очень древняя.  Дравидская. Камень потемнел от времени. Лестница.  Поднимаемся вверх по лестнице. Меня почему то отфильтровали и направили налево. Там только женщины, мужчины идут каким-то более длинным путём. Проходим этот лабиринт.  Надпись на плакате: приготовте 20 рупий за два ладу. Готовлю, подхожу к столу, отдаю деньги, получаю квиток-  20 рупий за два ладу. Идём дальше мимо клетки. В два окна выдают ладу. Протягиваю 20 рупий получаю один ладу, прячу в карман.

 Ещё множество входов, выходов, переходов во внутреннем дворе храма. Стоим у массивных каменных ворот. Слева ворота, справа - высокая металлическая колонна. Выкрашена бронзовой краской, метал возможно медь. Хотя для такого богатого храма возможно, что колонна золотая. Она ярко-жёлтая. Бронзовая краска быстро тускнеет на воздухе. Значит - золото.

 Народ выходит из ворот, выражает свое почтение священным камням, прикасаются к ним руками, затем ко лбу. Оборачиваюсь. Колонна посередине укрыта циновкой. С 4 сторон потемневшие четырёхугольные с узорами и барельефом каменные колонны. Дравидские. Им более 5000 лет. 5 тысяч лет назад Кришна явился на землю Индии. Произошла битва на Курукшетре. Была написана Махабхарата.

 Охранник постоянно заглядывает в ворота -  все вышли или нет. Проходит пять или десять минут. Нас впускают. И я почему-то не не помню, что я увидел, войдя в ворота. Помню, что начали поднимаются по ступеням в святилище. Проходы были узенькие, чтобы очередь шла по одному человеку. Справа стояла чёрная статуя Вьенкатешвара с огромным тилакой на лице, которая закрывала ему глаза. Люди почему-то не обращали внимание на Него. Возможно это была копия. Все смотрели влево. Я же пока ничего не видел направление и потому бросил свернутые в трубочку купюры правому Вьенкатешваре (на самом деле это была статуя Гаруды). Они долетели до подножия. И брахман, стоявший у статуи, поднял их. У подножия лежали монеты. Наконец я передвинулся вперёд и увидел тёмную нишу и где-то далеко характерную для Вьенкатешвара тилаку. Детали терялись во тьме.

Я представляю как мистически выглядело помещение храма при колеблющимся свете факелов. Сейчас же все помещения были освещены лампами дневного света и от мистических мистерий остались только каменные стены


Рецензии