Кеша хороший

   
    В том году была лютая зима. Снега по колено, по ночам узоры на стекле, зато днем можно поваляться на снегу, глядя в небо и щурясь от солнца.
    Уставшая с дороги, я тогда приехала после годичного отсутствия  домой. Племянницы, семи и одиннадцати лет,  с порога подбежали ко мне  и восторженно закричали: "У нас попугай говорящий! Он говорит "Кеша хороший". Не дав мне  стряхнуть снег с шапки, снять обувь и пальто, они потащили меня за обе руки с двух сторон скорее на него посмотреть. Кеша сидел в просторной клетке над обеденным столом и, кокетливо наклонив головку с синей “шапочкой”, внимательно смотрел на меня, не мигая, черными глазками. Потом он издал мягкие переливчатые звуки в одной тональности, несомненно, дружелюбные и выражающие одобрение. Но из скромности  этот красивый и нежный волнистый попугайчик  не сразу сообщил мне, что он хороший.
   Через несколько дней я услышала, как Кеша это говорит. Но ничего больше. И перестала прислушиваться к его милому воркованию и иногда резким гортанным вскрикам.
   Так как  его клетка висела над обеденным столом, процесс обучения Кеши русскому языку проходил трижды в день. Каждый перед едой ему говорил  "Кеша хороший", а он наклонял головку вбок и повторял. Потом все болтали между собой, а он сидел на жердочке, наклонив головку к столу и поворачивая её то так, то эдак - ушком в сторону говорящего.
     Однажды сижу я там одна, курю, пью кофе и читаю  молча, вся в полном внимании к тексту. И вдруг краем уха слышу на смешном картавом, гнусавом попугайском языке: "Перестань курить! Подумай о своем здоровье! Где соль? Где ложки? Чай завари! Хлеб нарежь! Ну, сколько можно вас звать?!"  И так очень долго, не повторяясь.
     Когда все сели обедать, я попросила их кушать молча и повернуть ушки в сторону Кеши. Мы сидели и слушали его речи, забыв об обеде...
    О чем он только ни говорил! Какими познаниями в области здорового образа жизни не блистал! Не чужда была ему  и кулинария, жаль,  только теоретически. А также он сказал несколько фраз на языке кота по имени Стасик, который в это время сосредоточенно вылавливал лапой фрикадельки из кастрюльки на плите, воспользовавшись тем, что мы зачарованно наблюдали  за попугаем. Ведь тот не стоял как истукан на сцене, а в порыве ораторского вдохновения взлетал на жердочку, качал головой вверх-вниз, перемежал свою речь щёлканьем клюва, чириканьем воробья,  гудком чайника, скрипом не смазанной двери на балкон и хлопаньем крыльев. Периодически он быстро-быстро бегал по сцене, то есть по полу клетки, что-то бормоча себе под нос. Словом,  это было полноценное выступление талантливого артиста перед ошарашенной публикой.
     Без устали он:
-  многократно прочел нам лекцию о вреде курения и о том, что попугай может умереть от дыма сигарет;
- что Настя настоящий тунеядец, а Лена серьезная и ответственная девочка;
- больше всего досталось брату. Поручения сыпались на него одно за другим – починить, наконец, телевизор, вкрутить лампочку в коридоре, пропылесосить ковры, свозить детей в парк, выбрать время и покрасить бассейн на даче;
- бабулю он жалобно просил рассказать сказку или какую-то историю из жизни;
-  коту протяжно тянул  "Мяу-мяу- мяу-у-у!" и шипел, зато потом пел как соловей и даже частично продекламировал  пару детских стишков Корнея Чуковского.
     В конце концов он все-таки устал и сел на жердочку, нахохлившись,  и утомленно прикрыл глазки.
     Жаль, сколько мы ни прислушивались, никаких чужих секретов он так и не рассказал! Но в дальнейшем стали предусмотрительно думать, прежде чем в его присутствии что-то говорить.
     Однажды часов в десять вечера к маме за каким-то советом зашел сосед, семидесятилетний преподаватель университета, известный в Ташкенте знаток видов золота и его добычи. У нас в семье был закон:  гость должен выпить хоть пиалушку чая, а лучше чая с печеньем и конфетками. Поэтому я пригласила его за стол, над которым в своей клетке готовился ко сну наш хороший, золотой Кеша. Разговаривать особо было не о чем, поэтому сосед прислушался,  удивился и завистливо сказал: “`У вас попугай говорящий? Так много слов знает?!  У нас тоже был волнист;й попугайчик, только зеленый,  ни одного слова так и не научился  говорить. Он не в клетке сидел,  а по квартире летал. Я позавчера на него случайно наступил и он умер”.  Сосед усмехнулся, а мне стало не по себе, и продолжать разговор уже не хотелось.
    На следующий день примерно в то же время я сидела там же,  пила чай и читала книжку. Кешенька то бормотал что-то,  то закрывал глазки, нахохлившись. Время по-птичьему было позднее! Давно пора было уснуть! И вдруг он страшно вскрикнул и камнем упал с жердочки. Если бы я была попугаем, я бы сделала то же самое от страха за него. И тут мне пришла в голову одна из самых больших глупостей в моей жизни. Я осторожно вытащила его из клетки,  положила его себе  на ладонь спинкой вниз и стала причитать, плача. Он открыл глазки,  посмотрел на меня, глубоко вздохнул и умер. Тут уже сбежалась вся семья, и каждый гладил его на прощанье сквозь слезы. Мы никак не могли понять,  что с ним случилось. Ему и года еще не было,  он всегда был весел и здоров.
     Я сопоставила факты и пришла к выводу, что никогда не надо показывать своих талантливых питомцев чужим людям. У любой  “случайности”  есть причина.
    


Рецензии