Морской волк из Заречного

                Морской волк из Заречного.
Как бы иронично не звучало, а больница – прекрасное место для знакомства. У кого что болит- тема для разговора, а уж если один из собеседников незаметно для обоих перешел на иную тему, о своей прошлой жизни, например, считай знакомство состоялось, и  Вам сулит скорее всего интересный рассказ.
Село Заречное в нашем районе стоит далековато от райцентра- за рекой, потому и Заречное, но ведь не за морем. Только родился и проживает здесь настоящий «морской волк». Кто что- то понимает в этом деле, знает- так уважительно величают человека, который с морем на «ты». Тот, кто пропитан насквозь ветрами и солью моря, а точнее океанов и для кого рокот волн за бортом и качка стальной махины, да еще плечо и рука такого же «волка» в тельняшке и кителе рядом- почти домашний уют. И сомневаться не надо- эти люди повидали немало  на своем веку. Они своей жизнью учили морскую азбуку.
Нам несказанно повезло с таким человеком. Хотя и чуть поздновато, поскольку ему уже идет девятый десяток, а точнее восемьдесят шестой год.
 Анатолий Яковлевич Ивлев, так наречен от рождения наш новый знакомый, бывший боцман Преображенской базы тралового флота объединения «Дальрыба», теперь инвалид, пенсионер.
Смотрю на фотографию свидетельства за номером 1494\133 о том, что владелец сего окончил курсы и получил специальность – матрос первого класса. Молодое лицо добродушного человека, хотя пронзительный взгляд говорит о силе характера. Но, не познакомившись ближе с Анатолием Яковлевичем, ни за что не скажете, глядя на фото, что у этого человека тысячи морских миль за спиной, а не сотни гектар им вспаханной земли. Впрочем и здесь не ошибемся- точно, начинал он свою трудовую жизнь все таки трактористом, хотя и не на наших полях. Помотала жизнь.
 Дошкольные годы прошли в родных пенатах, что впоследствии и стало одной из причин возвращения сюда к итогу жизни. Но школьные и годы взросления прошли на Донбассе, в Макеевке. В тридцатые года многие наши соотечественники искали в тех краях возможность для выживания. Отсюда же его родитель и отправился на фронт, и вся трагедия жизни в  оккупации для его семьи сказалась еще и тем, что из двоих детей- дочери и сына остался один- старшая дочь потерялась, что случалось в те годы нередко. Вернувшись с войны, отец, как ни пытался, найти её так и не смог.
Еще одним тяжелым грузом на плечи взрослеющего мальчика лег семейный разлад родителей. Отец отправляется в наши края, в Лев- Толстовский район и забирает к себе сына. К этому времени Анатолий заканчивает «фазанку»- школу ФЗУ по специальности тракторист, а значит он уже является обладателем  паспорта. Ко всему, имея душевную привязанность к технике, а так же определённый жизненный опыт он становился, как и многие его сверстники в то время нужным человеком для своей страны, которая  начинала восстанавливаться после тяжелой военной разрухи. 
Однако, полевые работы парня заинтересовали не на долгое время, потянула романтика в другие просторы. И вскоре он оказался в Дальневосточных краях, откуда до моря рукой подать.
В старые времена, когда на море царствовал парусный флот, в матросы набирали особый контингент – молодых рослых парней, одаренных к тому же большой физической силой. Обстановка того требовала. Поднять- опустить паруса на посудине, натягивая канаты в команде, да вверх- вниз бегать по вантам, матрос должен был делать не задумываясь. И он делал. Наш герой не обладает мощными физическими данными, не косая сажень в плечах. Но, как оказалось, в морском деле он стал незаменим. Корабль, в нынешнем понимании не дубовое корыто, плывущее, куда ветер подует. Современный корабль, даже не военный, а обычное рыболовное судно, это и завод, и дом на воде. Со всем набором конструкций и механизации, с собственными, независимо от погодных условий,  движущими и всяческими вспомогательными агрегатами. К тому же, жизненные условия для команды здесь созданы по высшему разряду. Может даже получше, чем на суше.  Потому и природные данные от работника моря требуются иные.
 Влюбился Анатолий в море сразу, и не просто в море, а в морской труд. Именно такой характер, такой настрой человека  требовался на корабле. Но в матросах он ходил не долго. Его организаторские способности, ответственность, решительность вскоре были замечены капитаном, и ему было предложено попробовать свои силы в должности боцмана.
 Вот тут хотелось бы особо остановиться. Капитан на корабле для любого работника- что называется «отец родной». У него же, для обеспечения его полноценной деятельности в разных сферах, есть первый помощник, второй. Помощники капитана, в будущем, возможно, сами капитаны, люди с образованием, с некоторыми профессиональными навыками. Боцман же назначается, как уже понял читатель, не по образованию, а по таланту. Он-  хранитель корабля. Помощник капитана может всю жизнь так и проходить в помощниках. С боцманом этого не бывает. Он- хозяин. Весь такелаж, его состояние и готовность к выполнению приказа капитана, обеспечение всей хозяйственной деятельность на корабле- в первую очередь на плечах боцмана. Боцман обязан быть уважаем! в команде. Он знает на корабле все. Без него корабельная крыса  не прошмыгнет,  волна о борт не плеснется. Потому он даже не помощник капитана, а его правая рука. Надежная рука.
И  было просто  удивительно узнать при первом знакомстве с Анатолием Яковлевичем, что в таком, на первый взгляд хрупком теле имеется такая мощь- личность! На мой вопрос, как обращались к нему матросы, он ответил безо всякой кичливости- Толик. И в этом все. Но это боцман! Какая скромность и такт. Ему не надо других званий и регалий. Но есть факт и еще интереснее: за то, что не давал спуску «шалунам»,  и не шёл ни у кого на поводу, за глаза, оказывается, его называли (прикройте уши)… «Дракон»! Вот так! Значит нельзя было иначе. Это море.
В первые свои рейсы Анатолию Яковлевичу приходилось набивать руку- ходить на небольших траловых суденышках. Самые же значимые отметины в его морском деле- служба на сейнере, размеры которого не малые-  около 100 метров в длину и примерно 10 в ширину. И из всей команды 12 человек в его непосредственном подчинении. К тому же это не хождение в прибрежной акватории. Приходилось бывать и в Тайланде и в Зеландии. Климат которых, правда, Анатолия Яковлевича не обрадовал. Вот с верфей Ванкувера забирать выполненные заказы для рыболовецкого флота Союза было сподручнее. Канада, все- таки ближе по широте нашим восточным водам. Только визу на выход в загранку приходилось долго ждать, но таковы правила, ни чего не поделаешь. 
Жизнь моряка, когда входит в привычное русло, размеренна, особый ритм: от трех месяцев до полугода в открытом море, примерно столько же на берегу. Большинство уделяют это время семье. У кого- то сочетание этих двух жизненных пластов происходит удачно. Случалось, по словам Анатолия Яковлевича, капитан по просьбе супругов брал на корабль в плавание обоих. Правда, каюта, предназначенная для четверых, в этом случае предоставлялась двум семейным парам (делите, как хотите). Позднее этот прием перестали применять, не прижился.
У Анатолия Яковлевича на суше тоже состоялось семейное гнездо. Появилась молодая супруга и вскоре двое сыновей, обзавелись квартирой. К сожалению, идиллия эта длилась не долго. И тогда море захватило его без остатка. Двадцать восемь лет отдано ему, и большую часть в одной команде. Обычно же меняют команду несостоявшиеся моряки, да они долго и не ходят. (Интересен такой момент- на вопрос к Анатолию Яковлевичу, сколько Вы проплавали, он сделал замечание: «По морю ходят, а не плавают!»).
И всякое случалось в этих походах- были приятные минуты, а были и минуты огорчений. Когда даже в мирной жизни теряли друзей. Что до конца дней не забудешь.
Это было в один из зимних месяцев возле бухты Иматра, недалеко от Магадана. Корабль стал метрах в ста от берега. Капитан распорядился дозаправить танки корабля питьевой водой из местного водопада, что был недалеко от берега и славился своей чистейшей горной водой. Снарядили шлюпку на берег с четверыми матросами и необходимым оборудованием. Только вахтенные прозевали, что они прихватили с собой и деньги. Дело в том, что на корабле сухой закон, а в бухте был магазинчик, где торговали спиртом (на севере этим не удивишь ни кого, только удивительно, он уже тогда оказался не лучшего качества).
Время шло, на корабле ждали воду, уже состоялся ожидаемый восьмиметровый прилив, а от посыльных ни слуху, ни духу.  Через несколько часов ожидания капитан снаряжает вторую шлюпку на поиски. Нашли сразу- двое замерзли, уснув на полпути к шлюпке, а двое утонули в приливной волне, но их прибило к берегу. Команда в шоке- с собой погибших не заберешь, надо хоронить на месте. Снова отправляют шлюпку с двумя матросами копать могилу. И как говорят у нас в народе- беда не приходит одна. Копают они, горемычные, и на тебе! Как в старом пиратском романе! Откапывают бутылку… Пробуют – вино. Кто когда закопал- попробуй узнай, а видно, старое. «Обмывают» покойных друзей и падают тут же. «Копачей» застали еще живыми- быстро хватились. 
По приходу в порт были крутые разборки. Первого пом. капитана по идеологической работе списали на берег. Капитану- строгий выговор по партийной линии. А две семьи потеряли кормильцев.  Двое матросов из отравившихся спиртом были еще совсем юнцы.
Так вот и шла жизнь под шум волны и дизелей. И даже при всех огорчениях было радостью ходить в море и считать именно это своей жизнью. Но отпуск из этой жизни тоже не выбросишь за борт. Бывало и такое- сходили на берег, а именно в это время выплачивали зарплату, а она была далеко не малая, с группой лучших друзей, таких же холостяков, брали билет на самолет и сматывались на время в столицу- расслаблялись в ресторанах (там тогда было надежнее). Чтобы их понять в тот момент, надо было попахать, то есть, половить рыбку в предыдущие полгода рука об руку с ними на корабле. И потому судить их все- таки сложно.
И плыло время, словно волна за кормой. И близился срок, который дает право и бывалому матросу на обеспеченный государством отдых. И тут происходит то, чего ни кто никогда не ждет. Последняя ходка, корабль у причала. Волна натягивает концы (причальные канаты) и они, словно струны обрываются. Поскольку обязанность боцмана быть при любой важной операции лично, Анатолий Яковлевич, стоящий рядом, оказывается захлестанным и закрученным оборванным концом.
Этим днем, таким памятным и коварным кончилась морская служба. И не состоялся пока уход на заслуженный отдых. Все. Как говорят- облом. Такое стечение обстоятельств.
 На лечение ушли годы. Но эти годы и полученная  инвалидность, не обозлили старого моряка, не расслабили, не заставили потеряться в жизни. И это годы, проведенные на борту судна, под шум волн и крики команд, закалили и помогли выстоять. У морского волка даже зубы все до одного свои, родные. Позавидуйте без зла! Потому и родился этот очерк.
Доживать Анатолий Яковлевич решил у себя на родине. Из близких людей в Заречном оставалась его двоюродная сестра, тоже одинокий  инвалид Анна Александровна. Да и вдвоем все- таки легче коротать старческие годы. И Камчатка, ставшая второй родиной, уступила первой.
Теперь трудно сказать- правильно ли поступил: отдаленное от центра село- непростая ситуация. Надорванное здоровье сказывается каждодневно- проблемы с вызовом врача, с выездом в больницу накладывают свой отпечаток на нынешнюю жизнь. Но даже и при таких личных проблемах Анатолий Яковлевич не забыл о просьбе краеведческого музея- предложил в подарок району, родной земле то, что осталось у него от морского труда- некоторые личные документы и китель боцмана рыболовецкого сейнера- настоящий, с погонами в четыре лычки с ромбом!
Но частенько, в бессонные ночи, когда некому потревожить покой старческого домика, в мысли старого боцмана приходит море. Оно пенится, качает, шумит привычным рокотом и зовет на далекую землю Камчатку, туда, где прошла жизнь. Морская- правильная и честная.
06. 04. 2016 г.                Колесник А. В.


Рецензии