Начинай со своего дома. 3 серия

Увидев, что бояться нечего, Шурка открывает дверь шире и вежливо улыбается.

ШУРКА
Здравствуйте! Вы к нам? В издательство?

ВОЛЬСКИЙ
(сухо)
Мне нужен господин Зимин, он на месте?

ШУРКА
(с некоторым злорадством от невежливости гостя)
Пётр Петрович уже давно ушёл! И будет только завтра утром!

ВОЛЬСКИЙ
(недобро щурится)
А вот обманывать нехорошо, Александра...

Взгляд Вольского устремлён за спину Шурки. Она оглядывается — в холле стоит Зимин, глядя на Шурку с колючей неприязнью.

ШУРКА
(растерянно)
Здрасте, Пётр Петрович... А я думала, что вы уже ушли...

ЗИМИН
(холодно)
Как видите, я ещё на работе, Александра. И я бы посоветовал вам всё-таки впустить Родиона Сигизмундовича...

ШУРКА
(ошарашенно)
Родиона Сигизмундовича... Так вы...

Больше она не успевает ничего сказать. Вольский начинает подниматься по ступенькам крыльца, Шурка отскакивает назад, чуть не сшибая с места напольные часы.

ЗИМИН
Прошу вас ко мне в кабинет, Родион Сигизмундович!

Зимин направляется к себе, Вольский, смерив Шурку злым взглядом, идёт за Зиминым. Шурка на цыпочках продвигается к лестнице.

ЗИМИН
Александра, а вы разве не уходите?

ШУРКА
(замирает на месте)
А-а-а... Э-э-э... Так у меня же интервью, Пётр Петрович...

ЗИМИН
(непререкаемым тоном)
Уже поздно, завтра закончите. Идите домой, Александра!

ШУРКА
Хорошо... Сейчас только за сумкой сбегаю...

Шурка бежит по лестнице, спустя какое-то время спускается с сумкой в руке. Лицо её пасмурно. В холле по-прежнему находится Зимин, Вольского не видно.

ШУРКА
До свидания, Пётр Петрович! До завтра...

ЗИМИН
(идёт вслед за Шуркой к двери)
Я закрою за вами, Александра. Не забудьте, что завтра начинается работа над книгой...

ШУРКА
Как я могу об этом забыть?

Шурка выходит, дверь захлопывается, Зимин размеренно проворачивает ключ в замке. Несколько мгновений стоит у двери, задумавшись, лицо у него мрачное. Затем решительно разворачивается и направляется к своему кабинету уверенным шагом.

ИНТ. КВАРТИРА ШУРКИ ВЕЧЕР

Шурка скачет на одной ноге, пытаясь со второй стянуть туфлю. В одной руке у неё пакет с продуктами, в другой телефон, в который сейчас она громко и радостно говорит.

ШУРКА
Иннуля, я дома! Где мой Гошка, подать его сюды!

ГОЛОС В ТРУБКЕ
(язвительно)
Явилась, Шурочка?
(из трубки доносится лай)
Что-то ты быстро, племяшка, могла бы ещё пару дней дома не ночевать...

ШУРКА
Не ругайся, тётя, ты же знаешь, что моя работа...

ГОЛОС В ТРУБКЕ
Знаю, знаю, слышала сто раз! Ладно, веду твоего барбоса, потерпи ещё пять минут... Маргоша, а ну быстро в кровать!

Из трубки слышится детское верещание, визг, потом короткие гудки. Шурка, улыбаясь, засовывает трубку в карман и босиком идёт на кухню. Там она раскладывает продукты по местам, моет руки, что-то весело напевая себе под нос.

Раздаётся звонок в дверь.

ШУРКА
(громко)
Иду!

Шурка открывает дверь, и в коридор врывается собака, которая тащит за собой женщину в домашнем халате. Это ГОШКА, пёс смешанной породы, и ИННА, Шуркина тётя, живущая с мужем и тремя детьми в этом же подъезде. Инна заметно беременна, но весьма быстра в движениях.

Гошка с разбегу бросается на Шурку и облизывает её лицо, встав на задние лапы. Шурка весело хохочет, уворачиваясь.

ШУРКА
Гошка, перестань! Ну всё, ой не могу! Гошка! Ведь убьёшь на фиг родную хозяйку, а кто потом тебя тефтелями кормить будет?

ИННА
А ты думаешь, мои блюда для него отрава?

ШУРКА
(осторожно обнимает Инну)
Ну что ты, Иннулечка, ты потрясающая хозяйка!

ИННА
(улыбается)
Вот то-то же!
(оглядывает Шурку снизу доверху)
А ты как-то удивительно похорошела, мать... Впервые вижу человека, которому работа идёт на пользу...

ШУРКА
Так не упускай возможности любоваться на это чудо подольше!

ИННА
Я бы и рада, но ты же знаешь, мне ещё цветы моей жизни спать укладывать...

ШУРКА
(с усмешкой)
Маргаритку, Ромашку и Розу?

ИННА
(прикладывает палец к губам)
Тс-с-с, никаких ромашек! Наш папа не любит, когда я Ромку так называю...

ШУРКА
Вот мне интересно, Инк, как ты четвёртого отпрыска назовёшь? Опять цветочным именем?

ИННА
(устало отмахивается)
А, пусть теперь Сашка сам придумывает. А то всё я да я...

ШУРКА
(с беспокойством)
Я тебя не узнаю, тётушка...

ИННА
Да что-то я устала, Шур. И сны какие-то стали сниться... Тяжёлые... Отец твой...

ШУРКА
Папа? Иннуля, ну столько лет уже прошло, а ты всё никак...

ИННА
Никак, Шурочка. Так мне жалко и обидно, что он нас не видит, малышей моих... Тебя... Тебя особенно, Шурочка... Ох, как бы он радовался... Как они с твоей мамой тебя хотели, мечтали о тебе... Никогда мне об этом не забыть, понимаешь?

ШУРКА
(обнимает Инну)
Не нужно, Иннуль, прошу тебя... Ну ведь тридцать лет почти прошло...

ИННА
(шмыгает носом)
У меня был самый лучший на свете брат! И я должна об этом помнить, Шурка. Всегда...
(улыбается)
Вот я дурёха, и сама расстроилась, и тебя расстроила...

ШУРКА
(порывисто)
Ты знаешь, Ин, а я вчера МММ встретила...

ИННА
Кого-кого? Лёню Голубкова, что ли?

ШУРКА
Ну какого ещё Лёню! Мужчину моей мечты я встретила, поняла?

ИННА
(изумлённо)
Да ладно! Где? Так ты у него ночевала, что ли? Ну, Шурка, ну ты меня удивляешь...

ШУРКА
(возмущённо)
У него, но это совсем не то, что ты подумала! И вообще между нами не может быть ничего общего, понимаешь? Ни-че-го!

ИННА
Я тоже так когда-то говорила... Когда своего Сашку встретила...

ШУРКА
Ну, ты сравнила! Вы с Сашкой в одном классе учились, а мы...

ИННА
(с интересом)
А вы, Шурочка?

ШУРКА
(внезапно смущается)
Ладно, Ин, всё равно говорить не о чем... Слушай, а вы с Гошкой вечером не гуляли?

ИННА
Ой, нет ещё.

ШУРКА
То-то я смотрю, он мается чего-то. Гошка, гулять пойдём?

Пёс моментально оказывается возле Шурки и неистово виляет хвостом, всем своим видом показывая, как он обрадовался предложению. Шурка смеётся, Инна торопится домой.

ИННА
(целует Шурку)
Береги себя, племяшка!

ШУРКА
И ты себя, тётушка!
(кивает на живот Инны)
А также вот этого чудесного мальчика!

ИННА
Девочку!

ШУРКА
Мальчика! И не спорь со мной, Ромашке нужен брат!

ИННА
(прикладывает палец к губам)
Тс-с-с! Роману Александровичу! Сестра!

ШУРКА
(смеётся)
Ну-ну... Я на выходных к вам забегу!

ИННА
Мы будем ждать!

Инна выходит из квартиры. Шурка собирается на прогулку — надевает спортивный костюм, старенькие кроссовки, суёт в карман телефон. Гошка мешается ей, прыгает и лает от радости.

ШУРКА
А хорошо я придумала, да? МММ. Мужчина. Моей. Мечты. Не слово - песня!

Шурка с Гошкой выбегают из дома, громко хлопая дверью.

НАТ. ПАРК ВЕЧЕР

Гошка бежит во всю прыть, весело разбрызгивая воду из луж. Шурка идёт за ним следом. Она не спешит, о чём-то думает. Свернув на очередную дорожку, видит свою соседку ГЛАШУ, пожилую женщину, которая тоже гуляет с собакой — у неё на поводке чёрная такса БОРЬКА.

ГЛАША
(бодро)
Здравствуй, соседушка! Что-то давно тебя видно не было...

ШУРКА
Да... работы много было, тёть Глаш!
(пристраивается рядом)
Как ваше давление?

ГЛАША
(моментально слабеет голосом)
Еле передвигаюсь, Сашенька, да что поделать... С этим обормотом больше гулять некому...

ШУРКА
(сочувственно)
Так давайте я погуляю, тёть Глаш, а вы домой идите! Какая мне разница, сколько обормотов выгуливать...

ГЛАША
Ну что ты, деточка... Сама вон после работы... Ничего, как-нибудь уж...
(живо)
Глянь-ка, назюзюкался уже!

Глаша кивает в сторону лавочки, мимо которой они сейчас проходят. На лавочке лежит СТАРИК, по виду бомж, похоже, что он спит. Под лавкой валяется пустая стеклянная бутылка.

ГЛАША
(продолжая)
Вот скажи мне, Саша, на какие шиши он водичку свою живительную покупает, а? Мне вон моей пенсии только на хлеб да лекарства хватает,  а этот, небось, и без пенсии живёт припеваючи...

ШУРКА
(останавливаясь)
Тёть Глаш, а вам не кажется, что он лежит как-то.. неестественно...

ГЛАША
(машет рукой)
Поверь опытной старухе, деточка, — для него сиё положение ещё как естественно! Вот мой муж, царство ему небесное, в таких случаях говорил, что...

Она продолжает о чём-то рассказывать, идя вперёд, Шурка же приседает на корточки, зажимая кулон в ладони, зажмуривается и на какое-то время замирает.

ГЛАША
(удивлённо оборачиваясь, с укором)
Да ты не слушаешь меня, Саша!

Шурка вскакивает и начинает поспешно нажимать на кнопки телефона. Она взволнована. На соседку даже не смотрит, та обиженно надувает губы.

ШУРКА
(в трубку)
Скорая? Тут человеку плохо... в Зелёном парке... Сколько лет? Пожилой мужчина, лет семьдесят, наверное, или больше... Сердце...
(говорит громче)
Я говорю сердце! Да-да, сильная боль в области сердца и дышать очень тяжело... Хорошо, ждём!

Шурка кладёт трубку и встречается взглядом с соседкой.

ГЛАША
(изумлённо)
Ты что, Саша, скорую вызвала??

ШУРКА
Да, тёть Глаш. Сказали — быстро приедут, они тут близко...

ГЛАША
Но...

ШУРКА
Вы идите домой, я сам их дождусь!

ГЛАША
(решительно)
Ну уж нет, с тобой постою...
(качает с сомнением головой)
Надо же... сердце... А так не скажешь...

Они подходят к старику. Он дышит часто и неспокойно, лицо бледное, белые волосы потемнели, на лбу бисеринки пота. Шурка осторожно поправляет его руку, свесившуюся с лавочки. Старик тихо стонет.

ШУРКА
(в крайнем волнении)
Господи, только бы успели...

ГЛАША
(поджав губы)
И правда бледненький...
(поддевает ногой бутылку, та поворачивается к ним этикеткой)
Хотя если столько выпить...

ШУРКА
Тёть Глаш, это обычная минералка! Видите, что на этикетке написано?

ГЛАША
(скептически фыркает)
Подумаешь, этикетка! А внутри...

Из глубины парка слышится вой сирены. Шурка с Глашей замирают, звук приближается, становится громче. Вечерняя темнота разрывается яркими огнями автомобильных фар.

Мы видим карету Скорой помощи, которая тормозит недалеко от лавочки, и оттуда выскакивает ФЕЛЬДШЕР, женщина средних лет, в медицинском халате с чемоданчиком в руке.

ФЕЛЬДШЕР
(резко)
Отойдите!

Шурка с Глашей поспешно расступаются. Фельдшер склоняется над стариком.

Быстро осмотрев больного, фельдшер ставит чемодан рядом на лавку, достаёт из него шприц, ампулы, привычным движением сбивает кончик ампулы, наполняет шприц, и вот укол сделан, лицо старика начинает розоветь прямо на глазах.

Из машины выходят двое ПАРНЕЙ, осторожно перекладывают старика с лавочки на носилки и несут к машине. Фельдшер поворачивается к Глаше.

ФЕЛЬДШЕР
(коротко)
Инфаркт. Вы жена?

ГЛАША
(пятясь назад)
Н-нет...
(указывает на Шурку)
Вот она...

ФЕЛЬДШЕР
(устало усмехаясь)
Жена?

ШУРКА
(мотает головой)
И даже не внучка, доктор... Мы просто мимо шли... Гуляли, понимаете? С собаками... А тут дедушка... Вообще-то мы его знаем, правда, тёть Глаш?
(ловит испуганное выражение соседки)
Он частенько тут бывает... И даже спит иногда... Но сейчас...

ФЕЛЬДШЕР
(голос её теплеет)
Значит, гуляли просто... Что ж, могу вам сказать, что ваш звонок спас человека. Ещё бы немного и...

ГЛАША
(кивает на Шурку)
Это всё она! Сердце, говорит, у него болит...

ФЕЛЬДШЕР
(без удивления)
У вас, наверное, кто-то из домашних сердечник? Вы знаете, к таким... людям ведь редко когда подходят. Предпочитают стороной обойти, а то и пару ласковых отпустить... Сколько таких историй в моей практике, даже не представляете...

Глаша неловко отводит глаза, Шурка краснеет.

ФЕЛЬДШЕР
(продолжая)
Хорошо, что встречаются ещё такие ответственные и бесстрашные люди, как вы, девушка!

ШУРКА
С ним теперь всё хорошо будет, правда?

ФЕЛЬДШЕР
(твёрдо)
Сделаем для этого всё возможное!
(идёт к машине)
Всё, Костя, можем ехать...

Фельдшер садится в машину, та трогается с места, Шурка и Глаша следят за её исчезновением, потом смотрят друг на друга.

ГЛАША
Мда... Как говорится, и на старуху бывает проруха...

ШУРКА
Да ладно, тёть Глаш, ерунда... Главное, что всё закончилось хорошо! Кстати... А где наши братья меньшие?

ГЛАША
Божечки, я и забыла про них!
(севшим от волнения голосом)
Борька, Борька!

ШУРКА
(громко кричит)
Гошка, ко мне! Идём гулять!

Гошка, а следом за ним и Борька выбегают из-за дальних зарослей и несутся к Шурке и Глаше со всех ног. Те вздыхают с облегчением.

ШУРКА
Ну вот, тёть Глаш, а вы волновались!
(гладит Гошку)
Ну что, бродяга, идём домой?

ГЛАША
А мы ещё погуляем, Сашенька... Мне доктор велел почаще на воздухе бывать...

ШУРКА
Тогда доброй вам ночи, тёть Глаш!

ГЛАША
И тебе, соседушка!

Шурка с весело прыгающим Гошкой идут по дорожке домой. Глаша какое-то время смотрит им вслед, потом, вздохнув, гладит Борьку и медленно идёт в другую сторону.

НАТ. ЧУДОВСКАЯ УЛИЦА УТРО

Шурка легко идёт по улочке, чуть подпрыгивая при каждом шаге, и улыбается. Утро её радует — небо ясное, солнце тёплое, деревья сверкают золотом. Шурка в неизменной длинной мешковатой юбке, на её шее переливается атласный шарфик.

Улица Чудовская, на которой расположен офис, находится в центре города. Здесь много исторических зданий, которыми Шурка любуется, скользя взглядом по каждому из них.

Внезапно из-за угла бокового переулка появляется Шапкин, чуть не сталкиваясь с Шуркой.

ШАПКИН
(радостно)
Санька, это судьба! Я только что о тебе думал!

ШУРКА
(небрежно обходя Шапкина с боку и продолжая шагать дальше)
Так дипломатично дурой меня ещё никто не называл...

ШАПКИН
(догоняет Шурку)
Дурой? Я тебя не понял...

ШУРКА
Проснись, Шапкин! Есть такая поговорка — вспомнишь дурака, он и появится... Вот ты сказал, что вспомнил обо мне и...

ШАПКИН
Романтичная ты, Ковалёва... Но я и правда о тебе думал, дорогая, глаз не сомкнул... Всю ночь...

ШУРКА
Да что ты говоришь
(кокетливо перекидывает шарфик с одного плеча на другой)
Какая неслыханная честь для меня! За мыслями о прекрасной Ковалёвой тебе не удалось и глаза сомкнуть? Левого или правого, Мить?

ШАПКИН
Не ёрничай, Сань, тебе не идёт!

ШУРКА
А так?
(прикрывает концом шарфа лицо)
Так идёт?

ШАПКИН
Тьфу, женщины, ну что с вами говорить!

Они подходят к офису, Шапкин открывает перед Шуркой калитку, пропускает, идёт следом, шаря рукой в кармане. Достаёт пачку сигарет.

ШАПКИН
Постоишь со мной, Ковалёва?

ШУРКА
Только недолго, Мить.

Шапкин прислоняется к одному из постаментов спиной и щёлкает зажигалкой. Шурка устраивается рядом.

ШАПКИН
(кивая на постамент)
Интересно, что тут было раньше?
(затягивается и выпускает струйку дыма)
Если исходить из общей концепции дома... тут должны были стоять какие-нибудь твари нечеловеческого происхождения...
(зловещим голосом)
Грозные стражи дома...

ШУРКА
(забирается на соседний постамент)
Ты угадал! Раньше тут львы стояли. Каменные вроде. Или гипсовые, не знаю точно. Их увезли куда-то то ли во время революции, то ли позже... Наверное, мы больше их никогда не увидим...

ШАПКИН
(опять затягивается)
Жаль. С ними домик поживее бы был...

ШУРКА
Да... Но где их теперь найдёшь...

ШАПКИН
В этой жизни возможно всё! Было бы желание...

ШУРКА
(гладит рукой постамент, задумчиво)
Допустим, у меня оно есть...
(оживляется)
Да, точно есть! Но что это меняет?

ШАПКИН
(долго смотрит в глаза Шурки)
Это меняет всё, Сань! Если желание искреннее и сильное, конечно...

ШУРКА
(загорается)
Слушай, а ведь это мысль! Мы ведь на самом деле попробовать можем! Между прочим, у нас и фотки имеются... ну, вчера, в карточках Вольского я одного из львов видела, он на постаменте сидел...
(стучит по постаменту)
Вот на этом...

ШАПКИН
Вот видишь! Процесс уже пошёл... А у меня, к слову сказать, полно всяких коробок со старыми снимками, на которых запечатлён чуть ли не каждый двор нашего Арбузова. Я в юности пленэрными съёмками баловался, если помнишь... Могу в них покопаться...

ШУРКА
Покопайся, Мить! Может  и наших львов найдёшь...

ШАПКИН
(задумчиво)
А еще, как вариант – их в своё время могли на реставрацию забрать... А вернуть не смогли, потому что, например, революция грянула, и кому теперь на фиг нужны какие-то мраморные кошки? Когда вообще это было, Сань, в какие времена?

ШУРКА
Об этом я ничего не знаю, но шеф сказал, что дом выстроен архитектором Львом Лебедевым.... вроде для себя... Знаешь, есть у меня один знакомый, который может что-то прояснить. Он когда-то в городском архиве работал...

ШАПКИН
(ревниво)
Какой ещё знакомый? Неженатый?

ШУРКА
Неженатый, Мить... Очень достойный мужчина... И я ему всегда нравилась...

ШАПКИН
Что ты говоришь! Как удачно всё складывается...

ШУРКА
Да... Только он один меня так называет - Сашурочка...

ШАПКИН
(сквозь зубы)
Сашурочка... Какая банальная пошлость!

ШУРКА
(с наигранным возмущением)
Ну не скажи! Из уст восьмидесятилетнего мужчины это звучит вовсе не банально!

ШАПКИН
Так ему восемьдесят лет?! Ну, Ковалёва, ты и особа!

ШУРКА
(с весёлой важностью)
Да, я особая особа! Самая особенная из всех особ!

Громко хлопает калитка, и во двор с радостным криком врывается Софья. На ней сегодня узкий пиджачок, мужская рубашка и полосатые брюки дудочкой.

СОФЬЯ
Саша-а-а! Я всю ночь о тебе думала!!

ШУРКА
И ты тоже глаз не сомкнула? Какой успех у меня сегодня...

ШАПКИН
Ладно, я пойду работать, а вы тут разбирайтесь, кто о ком думал и зачем...
(выбрасывает окурок в урну)
Сань, потом поговорим, за обедом, ага?

СОФЬЯ
Сегодня обедом Сашу угощаю я!

ШАПКИН
(осматривает Софию многозначительным взглядом)
Да?...

СОФЬЯ
(не отрывает от Шурки фанатичного взгляда)
Да!!

ШАПКИН
(с вызовом, смотря на Софию)
Тогда мне ничего не остаётся, как пригласить подругу детства на ужин!

ШУРКА
Я не поняла, ты кого приглашаешь, Шапкин?

ШАПКИН
(не отрывая взгляд от Софии)
Тебя, Ковалёва!

Шурка смеётся и подталкивает Шапкина к крыльцу.

ШУРКА
Иди уж работай, кавалер, потом о еде поговорим...
(вдогонку Шапкину)
Собственник...

За Шапкиным закрывается дверь, Шурка поворачивается к Софии.

ШУРКА
Ну что там у тебя, Софка?

СОФЬЯ
Саш, всё сбылось, представляешь? Всё было так, как ты сказала!
(запрыгивает на постамент рядом с Шуркой)
Я, когда в клубешник завалилась, первым делом наткнулась на Славика. Ты была права, именно так его и зовут... А Ричи – ну, это мой бойфренд, теперь уже бывший, – он, оказывается, торчок, прикинь?

ШУРКА
Кто??

СОФЬЯ
(понижая голос)
Ну, наркоша! А я, дура, Светке не верила, когда она мне эту мулю в уши втюхивала! А оказалось-то, что и не муля вовсе, а полный трындец... И вчера Ричи меня хотел накормить этой дрянью...

ШУРКА
(испуганно)
Да ты что...

СОФЬЯ
(вскрикивает)
Зуб даю!
(тише)
А Славик, оказывается, давно меня хотел предупредить, чтобы я с Ричи не связывалась, но я, честно говоря, кроме Ричи больше никого не замечала... Короче, вчера, когда он попытался сунуть мне эту заразу, Славка его и накрыл...

ШУРКА
Чем?

СОФЬЯ
(хихикает)
Ну уж не тазиком, конечно! В общем, в одну секунду принц заморский в жалкого нищего превратился! Саш, и как я раньше не замечала, что он просто трус и подлец?

ШУРКА
Ты, наверное, просто не хотела этого замечать...

СОФЬЯ
Наверное...
(делает таинственное лицо)
А знаешь, Саш, что самое главное я хотела тебе сказать?

ШУРКА
Что вы со Славиком всю ночь по набережной гуляли?

СОФЬЯ
Ну Са-а-ань! Ну откуда ты знаешь... О-о-о, какой глупый вопрос...

ШУРКА
(с мрачной улыбкой)
Да уж...

СОФЬЯ
Саш, он такой классный, ты даже не представляешь...

ШУРКА
Почему же, могу представить. Судя по твоим счастливым глазам, так оно и есть...

СОФЬЯ
Ага! А ещё знаешь, он...

Хлопнув калиткой, во дворе появляется Зимин. Шурка и Софья затихают.

ЗИМИН
Александра, разве рабочий день ещё не начался?

ШУРКА
(пристыженно)
Извините, Пётр Петрович, заговорились...

ЗИМИН
(занудным голосом)
Все разговоры в нерабочее время, пожалуйста!

Шурка и Софья спрыгивают с постамента и поспешно направляются к офису. Софья проскальзывает в дверь первая, Шурка мешкает, ей явно хочется обернуться. Она оглядывается. Зимин стоит на том же месте, и взгляд его, обращённый на Шурку, весьма странен.

Мы видим, как вздрагивает Шурка и как поспешно захлопывает за собой дверь. А, захлопнув, ещё несколько мгновений стоит, пытаясь совладать с собственными эмоциями.

ШУРКА
(шёпотом)
В кого только я стала превращаться... Трусливая жалкая курица... Ну ничего, зато теперь у меня есть личный защитник Шапкин, а остальное пусть горит синим пламенем!

Шурка в испуге зажимает себе рот ладошкой, осматривает холл, смеётся и бежит к лестнице.

ИНТ. КАБИНЕТ МЕНЕДЖЕРОВ ДЕНЬ

Шурка сидит за своим столом, рассматривая что-то на мониторе. В одной её руке чашка, в другой — огромный бутерброд, на тарелке лежат ещё несколько бутербродов. В комнате, кроме Шурки, никого нет.

Раздаётся трель телефона, Шурка, судорожно проглотив откусанный кусок, хватает свой мобильник. Номер, который высвечивается на экране дисплея, явно её обрадовал.

ШУРКА
Здравствуйте, Андрей Михайлович!

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Доброе утро, Саша! Или у вас уже день... Я вас не отвлекаю, можете говорить?!

ШУРКА
Конечно!

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Скажите честно, Сашенька, вы очень меня ругали?

ШУРКА
Я? Ругала вас? В каком... смысле?

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
(с раскаянием)
Я сам не знаю, как это вышло! Но клянусь вам, я не нарочно...

ШУРКА
Не нарочно?...

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
(с жаром)
Честное слово! Я и сам удивился, когда нашёл его в своей сумке!

ШУРКА
Э-э...

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Но я сразу понял, что это ваш ключ, Саша, и тут же позвонил вам. К сожалению, я увидел его только сейчас...

ШУРКА
(ошарашенно)
Ключ... Ну конечно... ключ...

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Надеюсь, вы не ночевали сегодня на улице? Мне бы не хотелось быть причиной ещё одной вашей бессонной ночи...

ШУРКА
Нет, Андрей Михайлович, сегодня я ночевала дома... Значит, вы нашли у себя в сумке мой ключ...

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Да! Видимо вы случайно выронили его, когда упала ваша сумочка, помните?... Я, правда, не совсем понимаю, каким образом он в итоге оказался у меня... Но это неважно, главное, что ключики нашлись, так что можете не переживать!

ШУРКА
Не буду... переживать... Андрей Михайлович, можно у вас спросить — а как вы поняли, что ключ принадлежит мне?

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Ну как же! К нему прицеплен точно такой же брелок, как и кулон на вашей шее, милая Александра! Я, честно признаться, сразу обратил внимание на ваше украшение... Мне показалось, что я уже где-то видел этого льва, но где, вспомнить так и не смог...

ШУРКА
Ах да... кулон... Как же я сразу не догадалась...

Мы видим в отражении погасшего чёрного экрана монитора отблеск золотого льва на шее у Шурки, видим её непонимающие, растерянные глаза.

ШУРКА
(продолжая, взволнованно)
Андрей Михайлович, вы сказали, что уже видели этого льва — но где, когда?

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Честное слово — не помню, Саша! А что вас так взволновало?

ШУРКА
(уклончиво)
Нет-нет, ничего... Так просто, знаете... обычное женское любопытство...

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Саша, давайте теперь решим, как мне быть с ключом? Не в конверте же пересылать? Хотя постойте, через пару дней наш гримёр Римма едет в Арбузов, я могу передать с ней...

ШУРКА
Не беспокойтесь, Андрей Михайлович, у меня есть запасные ключи, так что никакой спешки не требуется... Я уже дождусь вас...

ГОЛОС СЕРЕБРЯКОВА
Как скажете, Александра! Что ж, тогда до свидания и ещё раз прошу прощения за свою рассеянность...

ШУРКА
До свидания, Андрей Михайлович! Не переживайте, всё хорошо...
(нажимает отбой и договаривает с отвращением)
Всё очень хорошо, просто прекрасно, Андрей Михайлович! Осталось только понять, что происходит... Что происходит в моей жизни, чёрт меня побери?!

Она стучит кулаком по столу. Дверь приоткрывается, и в комнату заглядывает Зина.

ЗИНА
Саш, ты Наташку не видала? Ой, Саш, с тобой всё в порядке? У тебя сейчас такое лицо...

Зина переступает порог, Шурка поспешно делает глоток из чашки.

ШУРКА
Всё в порядке, Зин, тебе... показалось... А Натаха с Маринкой в кафе спустились... минут пятнадцать назад...

ЗИНА
(огорчённо)
А меня почему не позвали? Я сегодня с собой ничего не брала...

ШУРКА
(подвигает тарелку вперёд)
Хочешь, бутерброд дам? Мне всё равно много есть вредно...

ЗИНА
Хочу! А я тебя точно не объем?

ШУРКА
Чем меньше я буду трескать, тем меньше будет трещать моя одежда по швам!

ЗИНА
А я наоборот...
(берёт бутерброд)
никак поправиться не могу... Все ем и ем, а куда всё это девается – непонятно. Мама говорит, она тоже такой была, пока меня не родила... Что же мне теперь, замужества ждать?

ШУРКА
Она же ещё и недовольна! Радуйся, что ни капли лишнего жира в твоём организме пока нет! А не получается радоваться – на меня посмотри...

ЗИНА
(с набитым ртом)
Ты у нас красивая, Саш! Тебе только оправа эта не идёт... Почему ты линзы не носишь?

ШУРКА
(смеётся)
Ох, Зинка, и обманщица ты! Красивая... скажешь тоже! А линзы я пробовала носить, не смогла... Нервная я очень, Зин... Не могу добровольно в собственные глаза всякую дрянь засовывать.

ЗИНА
А жаль! Тебе бы очки снять, глаза подвести, да юбку эту жуткую на нормальную одежду поменять – был бы полный улёт! Точно тебе говорю!

ШУРКА
(удивлённо себя разглядывает)
Чем тебе моя юбка не нравится? Мне её ещё бабуля шила...

ЗИНА
(с усмешкой)
Вот и видно, что бабуля... Такие уже давно не носят, Саш. Лет сто...

ШУРКА
(вскипает)
А я ношу! И ни на какие брюки не променяю! Доела? Ну и иди, работай, не отвлекай людей от дел!

ЗИНА
(пожимает плечами)
Какие мы обидчивые... Вот поэтому и мужики на тебя не клюют, что ходишь... как бабка старая!

Зина выходит, с треском захлопывая дверь, Шурка со злостью ударяет компьютерной мышью по столу.

ШУРКА
Сама ты... бабка старая!

В глазах Шурки появляются слёзы, она шмыгает носом, судорожно выдыхает и гладит мышку рукой.

ШУРКА
(за кадром)
И чего, спрашивается, злишься? Сама ведь знаешь, что Зинка права... Стоит только в зеркало посмотреть... Ну разве такая уродина может кому-нибудь понравиться? Особенно тем, кто к женскому вниманию привык...

Мы видим Шурку крупным планом, её мокрые глаза, жалкое выражение лица. Плечо, на котором вдруг появляется мужская рука. Шурка вздрагивает и поднимает голову. Над ней возвышается Шапкин.

ШАПКИН
(весело)
Ты что, Санька, влюбилась? Торчу перед ней уже битый час, а она хоть бы хны! Значит, точно влюбилась! В меня!

ШУРКА
(отпихивает его руку)
Дурак ты, Шапкин! Я просто задумалась, вот и не заметила тебя...

ШАПКИН
Так я тебе и поверил!

ШУРКА
(отворачивается к монитору)
А ты чего пришёл, а?

ШАПКИН
(томно)
Соскучился по тебе, дорогая! Мы не виделись с тобой уже... три часа и двадцать две минуты!

ШУРКА
(вскакивает)
Как — три часа? Уже три часа??
(смотрит на настенный часы, плюхается обратно)
Тьфу, я думала, к шефу опоздала...

Шапкин пристально смотрит на Шурку, потом придвигает соседнее кресло и садится в него напротив Шурки.

ШАПКИН
Ты чего такая дёрганая сегодня, а, Сань? Неужели правда влюбилась?

ШУРКА
(морщится)
Что ты заладил одно и то же! Я просто из-за шефа переживаю...

ШАПКИН
А зачем переживать? У него вроде всё в порядке... Я его пять минут назад в холле встретил, он выглядел очень даже ничего...

ШУРКА
Ты забыл, что мне сегодня целых три часа придётся под его бдительным оком провести?

ШАПКИН
(деловито)
Не волнуйся, Санёк, я уже всё продумал! Я выпросил у Зимина комнатку на первом этаже... Ну, рядом с Марь Семённой...

ШУРКА
Напротив его кабинета?

ШАПКИН
Ага! Оборудую её под фотостудию, и к тебе наведываться буду каждые полчаса... Так что не дрейфь, подруга, не съест тебя твой начальник! Просто не успеет, ха-ха...

ШУРКА
Спасибо тебе, Мить, ты настоящий друг!

ШАПКИН
(наклоняется вперёд, интимным шёпотом)
Ты ещё не знаешь, какой я любовник...

ШУРКА
(отшатывается)
Ну ты и … фрукт, Шапкин! Я-то думала, ты из добрых чувств мне решил помочь, а ты, оказывается, корысти ради...

ШАПКИН
(выставляет перед собой руки)
Я пошутил, Шурочка, просто пошутил, правда! Только не бей меня, пожалуйста!

ШУРКА
Шуточки у вас, боцман... Лучше скажи мне, ты про фотки старые не забыл? Поищешь сегодня дома?

ШАПКИН
Я-то не забыл, но для сравнения мне образец нужен. С чем я сличать буду, что искать?

ШУРКА
Чёрт, я об этом не подумала...

ШАПКИН
Слушай, наверняка эти фотки в компе Зиминском есть, в материалах для книги. Так ты сегодня их оттуда и отправь. Мне на почту. Там же инет есть?

ШУРКА
(неуверенно)
Ну... наверное... У нас вроде на всех компах есть...

ШАПКИН
Ну а если нет... значит придётся тебе, подруга, ко мне в гости прийти!

ШУРКА
Зачем это?

ШАПКИН
А как я сам твоих зверюшек опознаю?!

ШУРКА
Верно... Ладно, ради такого дела я готова и к тебе в гости наведаться... Но с одним условием, Шапкин!

ШАПКИН
(делая невинное лицо)
Каким ещё?

ШУРКА
(грозно)
Руками не трогать — убьёт!

ШАПКИН
А, ты об этом! Фи, ерунда какая! Даже в мыслях не было...
(вскакивает)
Ладно, я пойду, Санёк, мне ещё с аппаратурой разбираться... И не дёргайся, я рядом!

ШУРКА
(саркастически)
Ты меня успокоил...

ИНТ. КАБИНЕТ СЕКРЕТАРЯ ДЕНЬ

Шурка топчется у двери в кабинет Зимина. Настя разговаривает по телефону, сидя за своим столом вполоборота к нам. На Шурку не смотрит.

НАСТЯ
(в трубку)
...Нет, выставка будет в понедельник, а буклеты нам нужны в пятницу... А я вам о чём толкую?... Так вы успеете? Точно?... Потому что в прошлый раз вы нас очень подвели! Я понимаю, да, но пострадала я, а не вы, поэтому... Ну, хорошо, хорошо... Да, завтра я перезвоню... До свидания...
(кладёт трубку, недовольно продолжает)
Извиняется он! Что мне теперь твои извинения...
(замечает Шурку)
Ой, Саш, ты ещё здесь? Я же тебе сказала, можно! Заходи!

ШУРКА
(вздыхает)
Уже иду...
(стучит в дверь)
Можно, Пётр Петрович?

ГОЛОС ЗИМИНА
Заходите, Александра!

ИНТ. КАБИНЕТ ЗИМИНА ДЕНЬ

Шурка робко переступает порог, дверь сзади захлопывается от сквозняка, Шурка вздрагивает.

Мы видим кабинет Зимина, сам он сидит за столом и смотрит на нас. Картинка слегка рябит, смазывается. Теперь мы видим, что на столе перед Зиминым стоит тарелка, на тарелке копошится белый заяц, который вдруг исчезает, вместо него появляется утка, которая, взмахнув крыльями, испаряется в воздухе, оставляя после себя полупрозрачное яйцо, в котором явственно сверкает тонкая игла.

Мы переводим взгляд на лицо Зимина. Видим его Шуркиными глазами — оно плывёт, меняется, приобретает зловещие черты...

Раздаётся покашливание Зимина, и картинка моментально меняется, вновь обретая чёткость и реальность. Мы видим перед собой обычное лицо Зимина, на столе перед ним — блюдце с чашкой.

ЗИМИН
Включайте свой компьютер, Александра.

ШУРКА
Да-да...

Она плетётся к столу, медленно садится, неловко притыкает свою сумку на тумбочку, сумка с грохотом падает, Шурка краснеет и с силой нажимает кнопку включения компьютера. Тот гудит, Шурка откидывается на спинку кресла.

ЗИМИН
Как загрузится система, говорите — я покажу, где лежат все материалы.

ШУРКА
Хорошо, Пётр Петрович...

Зимин углубляется в свои бумаги, Шурка, посматривая на монитор, исподтишка наблюдает за шефом.

Мы видим лёгкую залысину, подвернувшийся отворот рубашки, округлый живот, маленькое пятнышко на рукаве... Шурка постепенно начинает успокаиваться, расслабляться, поза её становится более свободной.

ШУРКА
(за кадром)
И что я выдумала? Обычный мужик, что я, раньше таких не встречала, что ли? Вон и пузико у нас имеется...
(кидает взгляд на монитор, вслух)
Ой, Пётр Петрович, тут пароль вводить нужно...

Зимин откладывает документ, встаёт и направляется к Шурке. Мы видим, как вновь каменеет её фигура и напрягается лицо. Он встаёт за Шуркиной спиной, слегка нагибается, чтобы дотянуться до клавиатуры и быстро нажимает какие-то кнопки.

ЗИМИН
А теперь открывайте диск Д, найдите там папку Вольский, откройте её... Так, видите тут несколько папок? Вот в этой лежат тексты, здесь файлы с вёрсткой, тут фотографии. Кажется, всё...
(выпрямляется)
Я думаю, излишне говорить вам о том, что всё, увиденное здесь, должно остаться в этом кабинете. На дом вёрстку не брать, фотографии не копировать... Надеюсь, это понятно, Александра?

ШУРКА
(краснеет)
Конечно, Пётр Петрович!

ЗИМИН
Хорошо.

Он вновь садится за свой стол и принимается за бумаги.

ШУРКА
(небрежно)
Пётр Петрович, а интернет здесь есть?

ЗИМИН
А зачем вам?

ШУРКА
Там ведь... словари, Пётр Петрович! Они мне в работе могут понадобиться...

ЗИМИН
Вы тоже попались во всемирную паутину, Александра?
(делает паузу)
Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова, орфографический словарь и этимологический Шимкевича – на нижней полке. Интернета на этом компьютере нет. Можете начинать работу.

ШУРКА
(тихо)
Я поняла, Пётр Петрович...

Шурка углубляется в компьютер. Зимин иногда вскидывает на неё внимательный взгляд, но она не реагирует, погрузившись в рабочий процесс с головой.

Спустя какое-то время Шурка громко вздыхает, потягивается — она явно забыла, где находится, и вдруг замирает под внимательным взглядом Зимина.

ЗИМИН
(мягко)
Ну как, Александра, пока вопросов нет? Продвигаетесь потихоньку?

ШУРКА
(снимает очки и трёт глаза)
Очень много ошибок, Пётр Петрович... орфографических и стилистических. Прямо кишмя кишит... Пока я их все не исправлю, общую концепцию понять трудно. Приходится пробираться, как сквозь густую колючую чащу...

ЗИМИН
(улыбается)
Родион Сигизмундович не писатель, Александра... Будем делать на это скидку...

ШУРКА
(вздыхает)
Будем... Но работы тут, боюсь, не на один месяц...

ЗИМИН
(с некоторым злорадством)
Мы никуда и не спешим. Для Вольского главное качество, а не скорость, так что будем трудиться столько, сколько необходимо!

ШУРКА
(без энтузиазма)
Да, конечно...

Шурка надевает очки и опять погружается в работу. Зимин следует её примеру.

Мы видим быстрое мелькание текста на мониторе, Шурка подавляет зевоту и бросает быстрый взгляд на Зимина. Тот сидит, не поднимая головы. Тогда она прикрывает файл с текстом и открывает другую папку. Там фотографии, отсортированные по альбомам. Шурка читает названия этих альбомов и улыбается.

ШУРКА
(за кадром)
Детство, отрочество, юность... Как мило! Мы возомнили себя великим писателем? Так-так, посмотрим, что у нас тут...

Шурка открывает одну из папок, там очень много фотографий. Она начинает просматривать одну за другой, увеличивая каждую.

Мы видим семейные фотографии, виды города Арбузова, каких-то людей. Одно из фото заставило Шурку улыбнуться.

ШУРКА
(за кадром, продолжая)
Ба, это же моя школа! Ой-ля-ля! Интересно, каким боком она с Вольским связана? Неужели, он тоже её оканчивал?
(приближает лицо к экрану)
Тут у нас класс физики был, а тут спортзал... Нет, уроки физры я точно вспоминать не хочу! О, а это окна актового зала... Точно! Именно тут мы и проводили наши фотосессии... Митенька был тогда такой трогательный мальчик... Кстати, а где этот подросший сорванец сейчас? Он же обещал заходить сюда время от времени? Вот и верь мужчинам...

Шурка поднимает голову, Зимин тут же реагирует на её движение.

ЗИМИН
Вы что-то хотите спросить, Александра?

ШУРКА
Я... нет... То есть да! Пётр Петрович, я подумала — а может нам Дмитрия Шапкина подключить к ретуши фотографий? Он всё-таки профессионал, а вы сами сказали, что Вольскому важно качество, а не скорость...

ЗИМИН
(слегка хмурится)
Я понимаю ваш страх, Александра, но наш клиент хочет соблюсти полную конфиденциальность. Так что давайте всё-таки последуем его настоятельной просьбе. Ну а если у вас возникнут трудности, смело обращайтесь ко мне. Вдвоём мы что-нибудь придумаем...

ШУРКА
(смиренно)
Хорошо, Пётр Петрович...
(за кадром)
Вдвоём, кхе-кхе... Уж лучше я сама... как-нибудь...

Она опять склоняется над компьютером и прокручивает фотографии. Теперь они мелькают быстро, чувствуется, что Шурка устала.

ШУРКА
(за кадром)
Блин, да тут их мильён! Ну как среди них нужное найти, а? И этот ещё сидит... Хоть бы в туалет вышел, что ли. Я бы тогда на флешку быстренько скинула, и дома, в спокойной обстановке...
(вслух)
Ох!

ЗИМИН
Что такое, Александра?

ШУРКА
Нет, ничего, Пётр Петрович. Э... в глазах защипало... от напряжения... Сейчас пройдёт...

Зимин явно хочет что-то сказать, но передумывает и опять погружается в свои бумаги, а мы видим фотографию на мониторе, которая вызвала Шуркин вскрик. Это дом Лебедева примерно сто лет назад. Но не сам дом заинтересовал Шурку, а львы, которые сидят перед его крыльцом. Один из них сидит с грозным видом, а другой сладко спит. Этот другой как две капли воды похож на того, который висит на Шуркиной шее.

В ужасе Шурка прикрывает ладонью свой кулон, всё плывёт у неё перед глазами.

ЗИМИН
(голос доносится как-будто издалека)
Александра, у вас всё в порядке?

ШУРКА
(снимает очки)
Д-да... Глаза... устали... просто...

ЗИМИН
(решительно)
Ну, это уже совсем не дело! Значит, так, Александра, у меня есть одни волшебные капли, я думаю, что вам нужно ими воспользоваться!

ШУРКА
Нет-нет, Пётр Петрович, ничего не нужно! У меня осенью всегда так, понимаете — темнеет рано, вот и...

ЗИМИН
(встаёт)
Не понимаю и понимать не хочу! И вообще — рекомендую вам слушаться своё начальство!

Зимин подходит к Шурке, в руке у него прозрачный пузырёк.

ШУРКА
(смирившись и делая попытку встать)
Хорошо, Пётр Петрович...

Зимин усаживает её обратно, Шурка растерянно моргает.

ЗИМИН
Закапывать буду я и прошу мне больше не перечить! Наклоните голову немного назад, пожалуйста.

Шурка покорно подчиняется, смотря на Зимина как кролик на удава. Зимин склоняется над Шуркой. Мы видим крепкие мужские пальцы, в которых зажат пузырёк. Он медленно и неуклонно приближается к Шуркиным глазам.

Слышится громкий хлопок двери, затем удивлённый возглас Шапкина.

Шурка поворачивает голову, видит мчащегося на них Шапкина с горящими глазами, неловко выбивает пузырёк из рук директора и отшвыривает его в сторону Шапкина. Пузырёк попадает Шапкину прямо в лоб, тот тормозит, Шурка прижимает ладонь к губам, Зимин выпрямляется. Минутное молчание.

ЗИМИН
(холодно)
В чём дело, Дмитрий? Мне кажется, я вас не вызывал!

ШАПКИН
(с вызовом)
Это я у вас хотел бы спросить, в чём дело! Чем вы тут занимались с моей девушкой??

ЗИМИН
Что?? Вы на что намекаете, Дмитрий Константинович?

ШАПКИН
Я не намекаю, я прямо спрашиваю, Пётр Петрович!

ШУРКА
(вскакивает)
Митя, это совсем не то, что ты подумал!

ЗИМИН
(понижая голос)
Я не знаю, что подумал мой новый сотрудник, но разговаривать таким тоном со своим непосредственным начальником – непростительная ошибка, которая может плохо сказаться на вашей дальнейшей работе, уважаемый Дмитрий Константинович!

ШАПКИН
Да я плевать хотел...

Договорить он не успевает — Шуркина ладонь крепко прижимается к его губам.

ШУРКА
(умоляюще)
Молчи, Митька, лучше молчи!
(Зимину)
Извините его, пожалуйста, Пётр Петрович! Он погорячился! Ведь погорячился, правда, Мить?
(Шапкин что-то мычит непонятное)
Пётр Петрович мне хотел глаза закапать, а ты...

ШАПКИН
(обескураженно, отнимая Шуркину руку)
Глаза... закапать?

ШУРКА
Ну да! Теми самыми каплями, которыми я тебе в лоб попала... Ну, дошло?

ШАПКИН
Но...

Шапкин замолкает, Шурка пихает его в бок. Зимин тяжело сопит.

ШУРКА
(сквозь зубы)
Извинись, Митя!

ШАПКИН
(нехотя)
Я, видимо, на самом деле допустил ошибку... Простите, Пётр Петрович... Сам не знаю, что на меня нашло... Бес попутал... Ревность мозги отключила...

ЗИМИН
(буравя Шапкина взглядом)
Ревность... Что ж, объяснение понятное... Ладно, Дмитрий, будем считать это просто недоразумением.

ШАПКИН
(выдыхает)
Спасибо, Пётр Петрович! Я вообще-то шёл к вам, чтобы уточнить насчёт интервью с Михайловым...

ЗИМИН
(направляется к своему столу)
А что вам не ясно?

Шапкин жмёт потихоньку Шуркину руку и плетётся вслед за шефом, Шурка облегчённо выдыхает.

ШУРКА
(себе под нос)
А я пока пузырёк поищу...

Голоса мужские отходят на второй план, доносятся только отдельные слова, а Шурка, не увидев пузырёк, опускается на корточки и высматривает его по сторонам. Её юбка волочится по полу, поза нелепа и немного смешна.

ШУРКА
(бормочет еле слышно)
Надо же было так... снайперски сработать... Сама себе удивляюсь...

В какой-то момент она замирает, видит блеск под книжным шкафом, ползёт туда и вытаскивает на свет запылившийся пузырёк.

ШУРКА
(шёпотом)
Ура!

Ноги у неё затекли от долгого ползания, поэтому встаёт с пола Шурка неуклюже, пошатываясь, цепляясь рукой за какой-то выступ в книжном шкафу. Мы видим, что она морщится при этом, как будто рука её обо что-то поранилась.

Шурка встаёт, мельком осматривает ладонь, затем замечает взгляд Зимина, направленный на неё. Она ставит пузырёк на стол Зимина и на цыпочках идёт к своему месту.

ЗИМИН
(говорит Шапкину, сам смотрит на Шурку)
А по поводу времени съёмки, Дмитрий... Ну... Это вам надо с самим Вольским договариваться...

ШАПКИН
(удивлённо)
С Вольским??

ЗИМИН
(вздрагивает и смотрит на Шапкина)
Простите, с Михайловым. Конечно же, с Михайловым... Теперь вам всё понятно, Дмитрий?

ШАПКИН
Вполне! Ещё раз извините меня за моё хамство, Пётр Петрович... Санёк, не уходи без меня, ладно?

ШУРКА
Да, Мить, я помню...

Она оглядывается и вновь замечает странный взгляд, которым смотрит на неё Зимин. Шурка быстро переводит глаза на монитор, шея её краснеет, поза каменеет.

ИНТ. ОФИСНЫЙ ХОЛЛ ВЕЧЕР

Шурка с Шапкиным стоят у лестницы, в холле сумрачно, за окном темнота. Напольные часы отбивают время — восемь часов вечера.

ШАПКИН
(весело)
А ты сама догадайся, что я подумал в тот момент! Надеюсь, ПП не слишком злопамятный...

ШУРКА
Я тоже очень на это надеюсь! Слушай, Мить, а ты, оказывается, горячий парень! Просто джигит!

ШАПКИН
(ухмыляется)
У меня мама осетинка, так что есть в кого...

ШУРКА
Мить, давай на завтра поход к тебе отложим, ладно? У меня ещё работа осталась, дела разные...
(гладит свой кулон, задумчиво)
Проверить кое-что нужно...

ШАПКИН
Не понял - что проверить?

ШУРКА
Ну... текст, что же ещё? Так что ты иди, Мить, иди...

ШАПКИН
Ты что — шутишь, Ковалёва? Да я два часа ждал, пока ты работу закончишь! И теперь уйти? Ну нет...
(тянет Шурку за руку к выходу)
Да ты не бойся, я не буду к тебе приставать, обещал же!

ШУРКА
(упирается)
Митька, прекрати, слышишь? Ну, Мить!

ШАПКИН
Ты меня удивляешь, Сань! То ты правду рвёшься узнать о своих зверушках, то тормозишь... Кстати...
(смотрит на дверь в кабинет секретаря)
Шеф-то наш ушёл...

ШУРКА
Ну и что? Этот факт может как-то повлиять на моё решение?

ШАПКИН
Конечно! Если мы сейчас потихоньку скачаем фотки с твоего компа, то поход может отмениться!
(задумчиво)
Это, конечно, не самый лучший для меня выход, но на что только ни пойдёшь ради истины!

Шапкин отпускает Шуркину руку, Шурка в испуге замирает на месте.

ШУРКА
Ты что, Мить, сдурел? Это же... воровство!

ШАПКИН
Какое воровство, дурёха? Мы же не деньги из сейфа собираемся брать, а фотки, обычные фотки!

ШУРКА
Да не в фотках дело, Мить, а в незаконном проникновении на чужую территорию! Что ты, не понимаешь? И вообще... у меня ключа от кабинета всё равно нет...

ШАПКИН
(небрежно)
А я у Настасьи его видел... Она при мне в ящик стола убирала...

ШУРКА
Какой ты... замечательный человек, Митя! Всё замечаешь, даже то, что замечать вовсе не обязательно!

ШАПКИН
Сань, а ведь ты уже решилась, я по глазам вижу...

ШУРКА
(отворачивается)
Что ты там видишь, дурак!

ШАПКИН
Что тебе и самой охота к шефу забраться... Да только воспитание не позволяет... Ну, скажи, что я не прав!

ШУРКА
(тихо)
Да... бабуля бы меня сейчас точно не одобрила...

ШАПКИН
(весело)
Ну вот, что и требовалось доказать!

ШУРКА
(задумчиво)
А с другой стороны, Мить... Нам ведь это для дела нужно, правда? Добудем фотки — быстрее сможем львов найти и вообще... во всём разобраться...

ШАПКИН
А я что говорю?!
(делает шаг к двери)
Тогда идём?

ШУРКА
Подожди!
(переходит на шёпот)
А вдруг он ещё там?

ШАПКИН
Сань, я собственными глазами видел, как час назад он в свой автомобиль садился! Я как раз курить выходил...

ШУРКА
А если вернулся? Нет, Мить, боязно мне что-то... Не пойдём!

ШАПКИН
Ну, как знаешь, Сань. В конце концов, это тебе нужно, а не мне... Да и вообще мне на руку, если вместо фоток я тебя домой затащу... Ну... на чай, что ты так смотришь?

ШУРКА
(машет отчаянно рукой)
А, ладно, где наша не пропадала! Идём!

ШАПКИН
Ко мне?

ШУРКА
Ага, щаз! Разбежалась... К шефу!

Шурка решительным шагом направляется к двери секретаря. Стучит, затем приоткрывает дверь и заглядывает внутрь. Делает шаг вперёд. Шапкин движется за ней следом.

Мы видим, как они проходят через всю комнату и останавливаются у следующей двери, в кабинет Зимина. Тут Шурка немного раздумывает, потом, вздохнув, легонько постукивает по двери. Ответа нет. Она оглядывается на Шапкина. Тот указывает головой на Настин стол. Шурка кивает.

Шапкин с независимым видом, будто ничего такого не происходит, отодвигает ящик стола, достаёт оттуда связку ключей и на цыпочках проходит к Шурке. Шурка сторонится, Шапкин подыскивает нужный ключ и вставляет его в замочную скважину. Щелчок. Шурка вздрагивает, даже делает в испуге шаг назад, но потом возвращается и осторожно тянет на себя дверь.

ШУРКА
(шёпотом)
Никого...

ШАПКИН
А я что говорил?

Он первым заходит внутрь, дожидается, когда зайдёт Шурка, и плотно закрывает за собой дверь.

ИНТ. КАБИНЕТ ЗИМИНА ВЕЧЕР

Шапкин направляется к Шуркиному столу, Шурка в нерешительности топчется у порога.

ШАПКИН
Ну что ты там застряла? Включай скорее свой комп!

ШУРКА
(вздрагивает)
Да-да, извини...

Шурка пересекает комнату и быстро давит на кнопку включения. Шапкин встаёт к ней спиной — чтобы видеть входную дверь. Компьютер гудит, несколько секунд спустя экран загорается и выскакивает окошко для ввода пароля. Шурка ахает.

ШУРКА
Боже, какая я идиотка! Мить, я совсем забыла, тут же пароль нужен!

ШАПКИН
(оборачивается)
Вот чёрт! А тебе его, конечно, не сказали...

ШУРКА
Не-е-ет...

ШАПКИН
Мда, история...

ШУРКА
Как я могла об этом забыть?

ШАПКИН
Да ладно, Сань, с кем не бывает, не огорчайся...

ШУРКА
Столько волнений — и всё зря... Кретинка... Корова забывчивая!

ШАПКИН
(задумчиво)
Слушай, а ты мне про фотки говорила... Ну, не электронные, а печатные!

ШУРКА
(не слышит его)
Ничего мне доверить нельзя, никакого важного дела! Права Ксюха...

ШАПКИН
Да подожди ты, Саш! Ты слышала, что я тебе сейчас сказал?

ШУРКА
(мрачно)
Слышала. Что я никчёмный опоссум, шакал проклятый...

ШАПКИН
(легонько встряхивает Шурку за плечи)
Фотки, Ковалёва! Напечатанные! Тебе мои слова о чём-то говорят?

ШУРКА
Напечатанные? Э...

ШАПКИН
Не тупи, Сань!

ШУРКА
(в её глазах проясняется)
Ах, напечатанные! Мить, ну какая же я дура, а?

ШАПКИН
Только давай не будем заново начинать, ладно? Где они?

ШУРКА
(оглядывается на книжный шкаф)
Так в шкафу где-то! Я помню, шеф их туда клал... Они в конверте были, Мить. В большом бумажном...

ШАПКИН
(решительно)
Тогда вперёд, Ковалёва! Ты слева начинай, а я справа... В бумажном конверте, говоришь?

Они поспешно исследуют многочисленные полки книжного шкафа. Шапкин начинает с верхних, Шурка приседает на корточки, ей явно жарко, лицо раскраснелось. Она автоматически расстёгивает верхнюю пуговицу блузки.

ШАПКИН
А конверт какого цвета, не помнишь? Тут куча каких-то белых в папке, лезть мне туда или нет?

ШУРКА
Точно не белый, Мить! То ли зелёненький, то ли голубой... Скорее, зелёный... Нет, голубой...

ШАПКИН
Главное, что не белый... Ладно, ищем дальше...
(встаёт левее, искоса наблюдая за Шуркой)
Слушай, Сань... Я давно хотел тебя спросить...

ШУРКА
(вытаскивает одну за другой тома Энциклопедии)
Валяй...

ШАПКИН
А ты замужем-то была?

ШУРКА
Я?
(один том выскальзывает из рук и с грохотом падает на пол)
Ох, вот не повезло!

ШАПКИН
(усмехаясь)
Кому не повезло, Ковалёва, тебе или твоему мужу?

ШУРКА
(пыхтит, поднимая тяжёлую книгу и впихивая её на место)
Не была, Мить, не была! Зато ты там побывал... В смысле, не замужем, а... Ну, ты понял!

ШАПКИН
(его лицо вытягивается)
Да уж... Нахлебался этого сполна...

Он задумывается, Шурка молча продолжает искать дальше.

ШАПКИН
(улыбается)
А дочка у меня просто лапочка...

ШУРКА
(тоже улыбается)
Сколько ей?

ШАПКИН
Пять...

ШУРКА
(помолчав)
А у меня Гошка... Пёс неизвестной породы... И Ксенька... И племяши...

ШАПКИН
(смотрит на неё долгим взглядом)
Понимаю...

ШУРКА
А ещё... Ещё есть любимая работа и бывший однокашник Митька Шапкин, который почему-то взял себе странный псевдоним. Мить, ты почему Бабочкин, а? Почему именно бабочки, а не какие-нибудь кузнечики?

ШАПКИН
(нежно выдыхает)
Потому что они красивые! Ведь бабочки – это цветы, которые умеют летать... Что ты уставилась на меня, Ковалёва? Это не я сказал, это цитата из любимой книжки моей Алиски...

ШУРКА
(смеётся)
А-а-а! Слушай, Мить, а я тоже хотела у тебя о чём-то спросить...

ШАПКИН
(замирает)
Так спрашивай!

ШУРКА
(давит на какой-то выступ в шкафу)
Ты после школы куда...

Раздаётся скрежет, какой-то щелчок, и вдруг книги, которые сейчас просматривает Шурка, разъезжаются в разные стороны, и за ними показывается очень тёмная ниша. Шурка ахает и садится на пол. Шапкин в мгновение оказывается рядом.

ШАПКИН
Что это, Сань?

ШУРКА
Сама не знаю. Ты видел, видел? Я вот тут надавила, и они сами, будто волшебные...

Шурка опять нажимает выступ, книги возвращаются на место. И снова, торопясь, будто боясь, что чуда не случится, нажимает — книги плавно разъезжаются, а Шурка изумлённым взглядом смотрит на Шапкина, потом, с некоторым страхом, вытягивает шею и заглядывает внутрь.

ШАПКИН
(нетерпеливо)
Ну что там?

ШУРКА
(неуверенно)
Кажется... тайник...

ШАПКИН
(отодвигает Шурку и лезет в нишу сам)
Точно! Самый настоящий, взаправдашний тайник! Охренеть!

Они смотрят друг на друга, потом, прижавшись друг к другу головами, начинают вместе разглядывать устройство.

Мы видим перед собой механизм с большим металлическим диском, поворотной ручкой на нём и латинскими буквами, идущими по кругу диска. Буквы еле видны, их запорошило пылью.

Шапкин осторожно проводит пальцем по буквам, за пальцем остаётся след. Буквы проступают яснее.

ШАПКИН
Не похоже, чтобы тут кто-то недавно побывал... Интересно, шеф об этом знает?

ШУРКА
Н-не знаю... А ты думаешь, это не его изобретение?

ШАПКИН
Нет, конечно! Если только шефу сто пятьдесят лет... Посмотри на эту печать, я так полагаю — это год создания сего устройства...

Мы видим мелкие четыре цифры в углу диска, первые две — 18, дальше неразборчиво.

ШУРКА
Тысяча восемьсот... тридцать шестой? Или восемьдесят шестой... Ты полагаешь, это год?

ШАПКИН
(уверенно)
Однозначно! Так что наш ПП тут не при чём! А вот господин Лебедев — очень даже...

ШУРКА
(задумчиво)
Лебедев, говоришь... Интересно... интересно, что там скрывается, за этой дверцей...

ШАПКИН
Я думаю, что мы этого никогда не узнаем...
(разочарованно выпрямляется)
Сама подумай — подобрать код просто нереально, а уж то, что архитектор мог оставить его где-то в своих бумагах - вообще фантастика!

ШУРКА
Ты прав, Митька!
(нажимает выступ, книги возвращаются на место)
Тайны прошлого пусть в прошлом и останутся... Займёмся лучше нашим настоящим...

Она встаёт, оказываясь лицом к лицу с Шапкиным. Тот масляно улыбается.

ШАПКИН
Да, настоящее меня привлекает гораздо больше...

Шапкин делает попытку обнять Шурку, та его отталкивает.

ШУРКА
(с возмущением)
Ты сдурел, Шапкин? Мы сюда не за этим пришли!

ШАПКИН
(делает шаг к Шурке)
А куда мы за этим придём?

ШУРКА
(испуганно отступая)
Не надо, Мить! Пожалуйста, не надо... Давай лучше фотки искать...

ШАПКИН
Скучная ты, Ковалёва... Никакой в тебе здоровой романтики!

ШУРКА
А я тебя предупреждала...

ШАПКИН
(решительно)
Только ты меня ещё плохо знаешь...
(берёт Шурку за подбородок)
Уж если я что-то захочу, то получить это мне не составит особой трудности. Даже если придётся ждать целую жизнь...

ШУРКА
(тихо)
Ты ошибаешься, Митенька... Александра Ковалёва — это совсем не то, на что стоит потратить свою жизнь!

ШАПКИН
(охватывает Шуркино лицо ладонями)
А вот это, Александра Ковалёва, не тебе решать, поняла? Со своей жизнью я разберусь сам... А теперь помолчи, пожалуйста...

Мы видим, как лицо Шапкина приближается к Шуркиному лицу, и вот уже совсем близко их губы, но в это мгновение раздаётся резкий хлопок двери откуда-то издалека, оба они вздрагивают и отшатываются друг от друга.

ШАПКИН
(с недоумением)
Кто это? Разве в офисе кто-то остался?

ШУРКА
(с видимым облегчением)
Вроде нет...

ШАПКИН
(хватает Шурку за руку и тащит к выходу)
Валим отсюда, пока нас не засекли!

Они бегут к двери, но тут Шурка бросает взгляд на свой компьютер, который так и остался не выключенным.

ШУРКА
(в панике)
Чёрт! Мы же комп не выключили!

Она подскакивает к компьютеру и долго держит палец на кнопке выключения. Мы слышим напряжённую музыку, видим испуганные глаза Шурки и искажённое от волнения лицо Шапкина. Какие-то зловещие звуки слышатся за стенами кабинета, как будто весь дом ополчился против двух нарушителей.

Экран компьютера гаснет с невообразимо медленной скоростью.

ШУРКА
(чуть не плача)
Да умри уже, наконец!

Но вот компьютер отключается, Шурка с Шапкиным вылетают из кабинета, бросают ключ в ящик Настиного стола и покидают комнату.

ИНТ. ОФИСНЫЙ ХОЛЛ ВЕЧЕР

Шурка и Шапкин сидят на диване, вид у них взъерошенный.

ШУРКА
Я думала — умру от страха...

ШАПКИН
Мда... никакие из нас домушники...
(прикладывает Шуркину руку к своей груди)
Слышишь, как стучит?

ШУРКА
(вырывается)
Иди ты в баню, Шапкин!
(встаёт и делает несколько шагов к лестнице)
Надо дом проверить, вдруг на самом деле воры?

ШАПКИН
(с сарказмом)
Залезли за свежим выпуском нашего журнала?

ШУРКА
Очень смешно...
(ставит ногу на первую ступеньку и оглядывается)
Ну, ты идёшь?

ШАПКИН
Ты же меня в баню послала, а это совсем в другой стороне... Ладно, не делай такое кислое лицо, иду я, иду...

Они поднимаются по лестнице. Шурка идёт впереди, Шапкин вскоре нагоняет её и берёт под руку. Вскоре они скрываются из виду и только слышится вдали постепенно затихающий разговор.

ШАПКИН
Представляю, что было бы, если бы нас ПП на месте преступления застиг... Бр-р-р...

ШУРКА
Ага, и ты проникся... Теперь ты меня понимаешь?

ШАПКИН
У нашего шефа такой взгляд... Помню, фоткал я одного шамана из алтайской деревушки — так вот наш Зимин точь-в-точь тот дядечка, честное слово...

ШУРКА
Да ладно тебе заливать!

ШАПКИН
Не веришь? Все доказательства — у меня дома! Вот тебе ещё один повод посетить меня, подруга!

ШУРКА
Хитренький... Ну ладно, сейчас с ворами разберёмся, и я подумаю — идти или не идти... вот в чём вопрос...

4 серия: http://proza.ru/2022/01/10/495


Рецензии