Энигма
Летняя школа пианистов в Израиле длилась две недели. На этот срок в одном из кибуцев было оплачено проживание студентов, педагогов и аренда помещений и зала, где стояли рояли, а по вечерам в этом зале давались концерты желающих себя проявить. Это там мой Сынок, надышавшись жарким воздухом и, накупавшись в бассейне от пуза, мгновенно засыпал в зале под любой громкости музыки, и разница жанров его совсем не волновала при этом, как и качество исполнения тоже его во сне беспокоила мало. Вот Дочь моя и тут оказалась намного больше приспособлена к жизни. Она принципиально не посещала концертов. Зато приходилось каждый вечер брать на себя кому-то дежурство посменно, чтобы ей было не скучно гулять в одиночестве. И студентки поочередно приносили себя в жертву услуг нянек, лишая себя поочередно радости прослушивания фортепианных произведений в разном исполнении. Но в год, когда мы оказались на этих курсах, была на прощание задумана одна хитрая штука, которой отведено было в курсе этого года поставить небывалый восклицательный знак на прощание. В качестве знака задуман был киносеанс. И не любой фильм с Чаплиным, ни комедия "Веселые ребята" были задуманы организаторами курса для знака! Задуман был фильм Мосенжона "Энигма" про Рихтера. Все это держалось в строгом секрете от всех. Только одна серьезная очень деталь омрачала постановку этого огромного знака в конце. Все дни до закрытия куросов. Фильма в наличии не было. Он где-то очень сильно задержался в пути. Уже много успели придумать ходов, как заменить то, чего не оказалось в наличии. Хотя все эти варианты уж очень сильно уступали "Загадке".
В итоге в самый последний момент фильм появился. Его смогли показать без всяких замен на другое. Все разгадали "Загадку" в меру своих способностей к этому. Но сам сеанс проходил, как в черноморском санатории 60-х годов. Пленка часто рвалась, а потому обрывалась в самых интересных местах. Это всем сильно затрудняло разгадку "энигмы". И рождало в памяти советскую поговорку про "Кина не будет! Кинщик спился!". Хоть израильский кинщик был явно при этом абсолютно трезв.
А я во время показа "Загадки" потихоньку все вспоминала, что лично я с "Загадкой" не имела чести быть знакомой совсем. Хотя многие могли похвалиться в моем окружении этим знакомством. Милочка Берлинская так просто аж страницы на сцене вертела, когда он жене аккомпанементы в романсах играл. Да и товарищ Башмет успел так исполнить на сценах сонату Шостаковича с этой самой "Загадкой", что автор сонаты даже посвящение сменил. Или только грозился, но оставил прежнее все же?
Так я в легендарной квартире оказалась уже только после смерти "Загадки" сама. Это отец меня смог притащить. Ему всегда многое легко удавалось. И даже я что-то играла сама в этой самой квартире. Но играть мне довелось изделие своего отца. В оригинале это был Шуман. Красивая очень музыка! Но в самом конце... Отец не смог позволить себе обойтись без пары флажолетов искусственных. Для еще того пущей красоты всей конструкции. А у меня-то... Рука маловата. И плохо ползет на кварту и квинту для таких флажолетов. То есть... Она доползает. Но без всякой гарантии, что результат всех поразит. А уж когда это еще и в самом конце. И уже ничем не успеть хоть как-то исправить, если рука не совсем до нужной длины зажала струну. Уже ведь ничем и не исправить этот облом. Музыка кончилась!
Я тогда что-то пискнула на инструменте в самом конце. Оно и означало два квартовых флажолета в моем исполнении. Но счастье от сыгранного меня не посетило совсем.
Свидетельство о публикации №222011000631