Социософия, 9

25. Моральные обязательства власти в пятерке
26. Идеология единения. Двойка
27. Коммунизм и второй цикл

МОРАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВЛАСТИ В ПЯТЕРКЕ

Вопрос моральных обязательств власти перед обществом очень высоко стоит на Западе. Другое дело, что религиозные институты отказываются кое-где от своих моральных обязательств перед обществом, утратив понимание этих обязательств. Хотя это не вопрос обязательств светской власти, но, безусловно, проблема церкви и проблема общества.

Но каждый дерется на своем фронте, и вопрос моральных обязательств власти перед обществом стоит очень высоко. Это и отставки чиновников в случае порочащих их достоинство сведений, в случае резонансных неудач. Даже в дискурсе кандидатов на выборные должности вопрос моральных обязательств власти проходит красной нитью.

Так обстоят дела в пятерке. Но в российской четверке, например, власть совсем отказалась от моральных обязательств. Здесь это не в тренде современного общества. Да, и на этой ниве чиновники могут работать, но это - лишь частные усилия, работа эта не имеет системного характера, характера соборной работы всего общества.

На Западе власть понимает свою моральную ответственность и отчитывается в ней. Это важное правило игры власти. И эта игру подхватывают в обществе, где внимательнее относятся к инвалидам, мигрантам, другому мнению.


ИДЕОЛОГИЯ ЕДИНЕНИЯ. ДВОЙКА

Идеология двойки (второго качественного этапа истории, к которому можно отнести древних охотников и собирателей, но также и ветхозаветных патриархов) - это идеология единения. У ветхозаветных патриархов - единения с Богом, у охотников и собирателей - с матерью-природой, от которой зависело их пропитание, удача на охоте.

Идеология единения возникла из естественного чувства людей, в то время немногочисленных. Встреча другого человека, другого племени было для них важным событием, потому что бытие этих людей было замкнуто в основном на своем племени, группе, семье.

Но единением была не только встреча с другим человеком, другой группой. Эта идеология выражалась также в стремлении к единению со своим предназначением, с Творцом, который один ведает смысл жизни и предназначенный путь. В этот период истории у людей было сильно религиозное чувство, которое выражалась в стремлении к единению с Создателем (у евреев) и с тайной природы у не знавших единобожия охотников и собирателей.

Таким образом, идеология единения была инструментом познания и предполагала способность к тонкому восприятию. Попытка человека понять, что стоит за теми или иными событиями и явлениями, развивала в нем тонкое восприятие, способность к мистическому миросозерцанию, что дало великую религию на Ближнем Востоке.

Единому Богу поклоняются иудеи, христиане, мусульмане, эти религии называют авраамическими. Согласно Пятикнижию Моисееву, Авраам заключил завет с Богом, который определяется как «Бог Авраама». Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание, включающее в себя Пятикнижие Моисеево.

Единение охотников и собирателей, очевидно, заключалось в другом и выразилось в шаманизме и языческих культах. (Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским общинам.)

Основа этих явлений - идеология единения, то чувство, которое заставляло людей искать смысл жизни, но также объединяться, встречаться для общения, обмена знаниями, информацией. Это чувство - основание познания, которое началось как попытка понять, что стоит за событиями, явлениями и самой жизнью. Позже познание переросло в изучение самих явлений, например, грозы и молнии, для которых у ученых есть свои объяснения. Но первобытный человек полагался на свои чувства и постигал явления с помощью чувств.


КОММУНИЗМ И ВТОРОЙ ЦИКЛ

По каким-то причинам в XIX и XX веке философы в своих исканиях по сути фокусируются на втором цикле. В частности, в России, так называемые народники смотрели на общину, которая была характерна для второго цикла, как на панацею, способную спасти общество. В капиталистическом пути развития они видели зло, а в общине спасение, в частности для России.

Позже возник коммунизм, который проповедовал то же самое - необходимость коллективного хозяйствования, коллективной собственности.

Но общинники XIX и XX веков берут только внешнее и игнорируют глубинные ценности двойки. На деле (советский) социализм, который моделирует общество по типу общества двойки представляет собой тенденцию движения назад, к уровню организации общества, свойственному второму циклу. В организации общества общинники видят главное, тогда как главное вовсе не в этом, а во внутреннем содержании цикла, в его положительных сторонах и, в частности, стремлении к Богопознанию, познанию своего предназначения и того, что стоит за явлениями и событиями жизни.

Однако все это не интересует коммунистов.

Их взгляд на мир - "научный". И хотя они возвращаются к ранним формам хозяйствования, но отвергают идеологию самого цикла, принимая ее лишь формально, не углубляясь в ее смысл, в философию жизни двойки.


Рецензии