Ч. 298 Моряки покидают Диану

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/12/26/930

Дул свежий ветер.  Фрегат сносило к берегу. Вышло из строя крепление самодельнго руля, маневрировали парусами по командам Лесовского. Наконец, лотовые закричали, что глубина - 25 саженей. Командир фрегата приказал отдать оба якоря, а через некоторое время и третий якорь.

Один из участников экспедиции вспоминал: «Фрегат дрожал и стонал, поднимаясь на вершину огромных волн, которые каждый раз вытягивали якорные канаты в струнку и тем сильно дёргали фрегат. Положение критическое, берега не видно».

Когда рассвело, то увидели, что находились уже на расстоянии одного кабельтова от берега у подножия Фудзиямы. С восходом солнца открылся удивительный по красоте вид, но морякам было не до него.

Матросы постоянно откачивали воду, но она всё время прибывала. Казалось, что они перекачивают море. Люди, работавшие с помпами, выбивались из сил. Сутки прошли без сна. Пластырь, который подвели под фрегат, изорвало в клочья.

У берега видели сильные буруны (бурун – явление разбивания волны на некотором удалении от берега над отмелью или над подводным рифом – прим. автора). На берегу толпились японцы, гражданские и солдаты, готовые прийти на помощь.

Нужно было для спасения людей протянуть канат на берег, но как это сделать без риска для жизни? Привязывали тонкий линь к бумажному змею, к поплавкам и даже к ноге утки, но бурун отбрасывал линь.

Помпы вышли из строя. Лесовский приказал прорубить палубу в кают-компании, и через прорубленное отверстие вычерпывали воду вёдрами из брот-камеры.

Офицеры стояли в цепочке вместе с матросами, передавая вёдра с водой. Удалось отремонтировать помпы и немного откачать воду. 4-го января ветер стих, но осталась сильная зыбь, и никуда не делись буруны.

Лесовский, посовещавшись с адмиралом, отправил к берегу катер с мичманами Колокольцевым и Пещуровым, приказав отобрать в команду катера лучших пловцов из числа матросов.

Благодаря искусству мичманов управлять катером, их точному расчёту и просто удаче, морякам удалось на гребне волны проскочить буруны. Катер получил большие повреждения, но все люди остались живы.

За тонкий линь протянули с фрегата на берег канат. На канат надели коуш (каплевидную оправку из металла с жёлобом на наружной стороне), к которому привязали адмиральскую гичку, чтобы утром переправить на ней тяжелобольного и раненых.

В гичку положили фонарь и записку с условными сигналами фонарём, которые составили Путятин и Лесовский. Гичку удалось с помощью каната вытащить на берег, но в бурунах разбило борт шлюпки.

Не пригодились и световые сигналы, потому что японцы пришли помогать со своими фонарями, и отличить среди японских фонарей свой было невозможно.
Под утро Лесовский приказал поднять нижние реи для спуска из ростров гребных судов.

На палубе из рангоута и обломка киля всю ночь строили плот. Течь усилилась. Фрегат не тонул только благодаря тому, что его поддерживали на плаву пустые цистерны для питьевой воды.

С 5 до 9 часов утра в продолжение вахты подняли нижние реи, с их помощью к 8-ми часам утра спустили на воду баркас и адмиральский катер, а с фрегата к 8-ми часам утра с огромным трудом спустили на воду изготовленный ночью  плот.

В продолжение вахты воду качали беспрерывно, пытаясь не дать подняться уровню воды выше 40 дюймов. Однако течь  с каждым часом увеличивалась. Фрегат без сильной осадки на корму не слушался руля, а если создавать этот дифферент, то  течь резко усиливалась.

Лесовский доложил Путятину, что перевести фрегат в закрытую бухту невозможно и предложил воспользоваться временным уменьшением силы ветра, чтобы спасти команду.
Адмирал с ним согласился.

Он приказал отправить на катере старшего штурмана Ёлкина, чтобы тот нашёл поблизости от фрегата спокойное место, куда можно было бы перевезти тяжелобольных.
 
Через час Пётр Гаврилович вернулся, не найдя такого места. Тогда адмирал приказал отправить тяжелобольных на катере к тому месту, где бурун с фрегата казался меньше.

В половине десятого утра на адмиральский катер перенесли тяжелобольных. С ними отправили врача, священника с церковными принадлежностями и сыновей Лазарева и Корнилова, которым поручили хронометры и уложенные в мешки судовые журналы, карты, лоции и навигационные инструменты.

Под командованием мичмана Свиньина катер благополучно достиг берега, а в буруне его подхватили ранее высаженные люди и японцы, помогавшие русским. Разбился только один хронометр.

После этого адмирал разрешил приступить к эвакуации команды.

Продолжение http://proza.ru/2022/01/12/1400


Рецензии
Интересное повествование,Владимир,есть взаимовыручка у людей любой национальности,с уважением и дружеским приветом,Сергей!

Сергей Егоров 9   15.01.2022 19:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Это говорит о том, что везде есть хорошие люди, независимо от национальности.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   15.01.2022 23:04   Заявить о нарушении
Согласен абсолютно,Владимир,есть люди с открытой душой и горячим сердцем,с уважением и дружеским приветом Сергей!

Сергей Егоров 9   16.01.2022 06:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.