de omnibus dubitandum 112. 210
Глава 112.210. ЕВРЕИ И НЕЕВРЕИ…
Хотел рассуждать об евреях, а приходится рассказать о них полуанекдот, полусплетню. Хотя и действительность.
Вхожу в вагон. 12 час. ночи. Темно. И вижу: встав с лавочки, уходит смущенно и раздраженно русский, а два жидка, сидевшие с ним vis-а-vis, покатываются со смеху. Слышу слово "Белосток" и сажусь против них.
Переждал, пока они перестали смеяться, и спрашиваю, серьезно и учтиво, в чем дело.
В последующем разговоре жидок постарше все время дремал в углу, изредка произнося одобрительное бурчанье своему соседу, и разговор поддерживал только молодой еврей, лет 32-35, в сюртуке и галстухе, но серота ужасная. Язык русский, но с затруднением. Кажется, из Ростова-на-Дону. Старший был из Двинска, торговец дамскими ботинками.
- Что он? - спросил я об ушедшем с неудовольствием русском.
- Каварит: "Как вас в Белостоке били". А я ему: "А как вас в Москве били?! Нас поленьями, а вас целыми пулеметами. Трррах! Пулеметы!.. В Москве... И в Твери, и в Томске: целый дом сожгли. Сколько народу погибло...". Ха-ха-ха. Не любит! Убежал!
Я совершенно опешил... Русский ушедший, не необразованный по костюму и лицу, очевидно, хотел выразить соболезнование о несчастии евреев, побитых в Белостоке. Но два жидка, не поняв тона и точки зрения русского, приняли слова его за иронию, издевательство, злорадство, - и ответили возражением, которое им самим показалось необыкновенно остроумным, дальновидным, мудрым, и они хохотали своей удаче.
- Я всегда это каварю русским, которые каварят об Одессе, Гомеле, Белостоке. Не в первый раз!.. Я знаю, что ответить! Нас в Белостоке, а вас в Москве. Из пулеметов!.. Трррах! Вот чудо. Так чем русским думать о Белостоке, лучше подумать об Москве.
Я держал все тот же учтиво-серьезный вид.
- А все-таки что совершилось в Белостоке - ужасно!.. Столько людей погибло, невинных. За что? Как?
- Что поделаешь? Грехи.
- Какие грехи?
- Какие грехи, - наши грехи. Обманываем, злословим, завидуем. Друг про друга нехорошо говорим! Бога забыли, - вот какие грехи. Бог и напомнил. Побили.
И все так весело. Решительно, веселый жидок, а главное - страшно оживленный. Точно бежать куда ему хочется.
- Ну, все-таки...
- Что "все-таки". Три тысячи лет назад сказано: "Вас будут бить". И бьют. Белосток... что Белосток?! Везде били! Сто лет назад били! Пятьсот лет назад били! Бог сказал, Моисей сказал. Все исполняется, как сказано в святом законе.
Решительно: ни малейшей тени осуждения русским избившим - не было. Не ошибаюсь! В первый раз я это увидел. Жидок говорил о "фатуме" (в нашем наименовании), о Боге (в его терминологии) - и ни о чем больше. Я ушам не верил. И, как бы оправдывая русских, проговорил негромко:
- Темная масса! Раздражена очень! Из вашей молодежи масса идет в революционеры...
- С... дети!
- Кто?
- Молодые евреи!
- Как?
- Закона не знают! Что им Моисей, они знают больше Моисея, ха-ха-ха!.. Они Священных книг не читают, над Талмудом смеются, говорят: "Мы читаем Горького и Толстого". Вот!.. Скажешь им: "Бог". Они говорят: "Какой Бог? Где Бог? Никакого Бога нет"... Вот за такое и побили...
- Вам беда с вашей молодежью, нам с нашей. И у нас родителей не слушают.
- У вас это слабее, у вас может быть... Но как у нас случилось? "Мы читаем Горького и Толстого" - ха! ха!.. От этого и все зло. У меня двое дитё, и учит их учитель закону: по 25 руб. в месяц плачу за дитё! Никогда в эти проклятые гимназии и университеты не отдам. Закрыть эти гимназии и университеты, и вам от них вредно, а мы совсем погибаем. Одно средство: вовсе не пускать евреев в гимназии и университеты...
Просто ушам своим не верю...
- У нас было в законе строго: который сын не слушается своих родителей, то отец выводил его перед весь народ и говорил: "Вот непокорный сын! Не повинуется!.. Не могу ничего сделать..." Ну... ну... ну... Тогда народ... ну...
Я знал, что, по Библии, "душа такого истреблялась из народа", т.е. он побивался камнями...
- Теперь он вертится среди товарищей... Тоже в мундирчике, в шестом классе гимназии. Читает Толстого, читает Максима Горького! Ну и дальше.
Пошел в университет: все ему не ладно, все не так. Слышит разговоры, сам вступает в разговоры. Лет двадцать назад только ругали, - теперь стреляют! Мы каждый шабаш молимся за царя: мы молимся, чтобы ему было хорошо, чтобы Бог дал ему здоровья, во всем всего хорошо... ну, ну и как Бог посылает мысли человеку, и царю особенно... ну, так мы молимся, чтобы Бог и царю дал (он погладил с благодушием и аппетитом себя по груди) хорошие мысли об евреях и чтобы внушил ему все делать хорошее для евреев... а эти с... дети стреляют! не умеют держать в руках револьвера, а стреляют!!! Ха, ха, ха!..
- Ну, не скажите, "не умеют стрелять". Мне передавали (действительно передавали) революционеры, что евреи необыкновенно для них ценны и, они их страшно уважают за их смелость, дерзость, самопожертвование: всегда в первом ряду, ничего не боятся...
- Болваны!.. Если хотите (он понизил голос), я вам скажу, что еврей никогда этого не может, потому что он (совсем тихо) - трус. Не верьте, не верьте, всякий еврей боится! Почему, - не знаю! Мы не можем стрелять! Это сдуру он стрельнет в бок, его и хватают: русский стреляет верно - и убежал! Вот! Революционеры!!! Дураки, с... дети, развратники, погибшие, а не революционеры.
А сам в европейском костюме. Правда, кажется, засаленном... Прерывая нить разговора, интересного в других частях, приведу самый конец его, сюда относящийся.
- Ведь вот, однако, что страшно: в Белостоке-то убивали вовсе не революционеров-евреев: где их сыскать! Громили вас, вот именно вас, торговцев, их жен, детей, молящихся - как вы говорите - каждый шабаш за Царя, и, словом, почти солидарных во взглядах, в нравственных и религиозных понятиях с самими убивавшими!..
И я развел руками, совершенно изумленный. Не скрою, что я был взволнован: русский антиреволюционер бьет "жидов", черное их "гетто", за связь с революциею, когда эти избиваемые целые тысячи лет, не в одной России, являлись всегда крайними стоятелями закона и законности, царей и нравственности, домашнего благочестия и религиозности.
Я волновался, а жид был совсем спокоен. Даже улыбался:
- Что поделаешь? Всегда так! Вот украл: вы думаете - ловят вора? Вор убежал, на то он и вор, припас себе лазейку, а хватают, невинного и сажают в острог. Всегда так!.. Бог... Бог возводит и низводит. Бог в каждом шаге. Почему я сегодня пошел не вправо, где должник мой не уплатил бы мне долга, ибо он неисправен, чего я и не знал, а влево - где получил свой долг? Мне все равно, повернуть вправо или влево. Но Бог указал. Другого повернул влево: наказал. Мы не понимаем, почему Бог наказывает и награждает, и должны думать, что все - так, все следует! Грехи наши, вот главное! Еврейство не помнит Бога, молодежь развратилась - и вот погром в Белостоке! И еще будут погромы; много погромов... А тогда вспомним Бога. И как вспомним, так перестанут погромы.
Я знал, что так говорит и Библия. В Библии на сотнях страниц только об этом исключительно и говорится: что "несчастие, истребление, голод - все от забвения Бога; вспомнили Бога - и все прошло". Но у этого еврея это было так физиологично, так по-петербургски, так из современности и "от своего нутра", что Библия, очевидно, ему и на ум в этот миг не приходила. А такое согласие!
- Так вы говорите - все от Бога, а русские... почти ни при чем... Мне было это так страшно, так невероятно, что я говорил робко. Он совсем поднялся над лавкой:
- Зачем русские? Я сам люблю русских. Много знакомых, вместе дела делаем и, чай вместе пьем. Обедать с ними не стану...
- Обедать не станете?
- Не стану. Закон! У вас мясо с кровью, вы убиваете скот ("убоины не вкушай", "убитый", например, на охоте "зверь - не дозволяется к еде", законы Бога через Моисея), а мы не убиваем, а режем, и у нас кровь выпускается, мы не смеем вкушать крови... Говорят, мы убиваем христианских детей, чтобы употреблять их кровь. Ха, ха! Мы никакой крови не можем употреблять и никогда не употребляли. Нельзя!
Действительно, великий грех приняло на душу наше духовенство, изучающее в подробностях Св. Писание, которое не разъяснило в народе, перед судом и перед литературою этой очевидной, простой и азбучной истины, что у евреев не то чтобы нет этого факта, но нет самой возможности "вкушания крови" и нет и не было к этому тенденции по всему складу (в тысячах строк! в тысячах предписаний!) всей их религии и всего их законодательства!!
Евреи полувегетарианцы, насколько возможно вегетарианцы - религиозные: ведь кровь - главное в живом существе, и они, выпустив ее, непременно покрывают землею (хоронят); и употребляют только волокна животного, безвкусные, почти растительные, "траву" организма, а не жизнь его!
Духовенство это знает, и ему просто лень было объяснить. Если бы мне показали зарезанного христианского мальчика в дому еврейском, я ответил бы, что это дом убийцы, преступника, душевнобольного, извращенного. И совершенно отверг бы тут что-нибудь ритуальное, связанное с законом и религиею и относящееся до общины еврейской! И повторяю - это не предмет одной строчки закона, главная мысль всего законодательства!..
Они не могут и есть котлет наших. Причина - закон, и какой трогательный!.. "Не вари козленка в молоке его матери" ("Не вари козленка в молоке его матери" - Исх. 23, 19; 34, 26; Вт. 14, 21 - одна из заповедей ничуть не меньше 10-й). Они распространили это заповедание Божие с козленка на всякий домашний скот и запретили смазывать мясо маслом (молочный продукт), готовить мясо с маслом или в масле.
Котлеты не вкусны: но зато как избегнуто это действительно страшное сочетание, мысль, что вот козленочек, теленочек поджаривается, чтобы побаловать наш вкус, может быть, в самом деле в молоке именно своей матери. Беспримерная жестокость! Но жиды знают это уже кратко: "Нельзя есть христианских котлет", и обобщеннее: "Нельзя с христианами есть", "нельзя с ними сесть за один стол". Мы это принимаем за продукт вражды, смертельной вражды к нам, "к христианам! ко Христу!". Тогда как под этим лежит трогательный мир и с животными. Животные-то в храме их... Мы об этом забыли!..
Источник: Розанов В.В. Собрание сочинений. Русская государственность и общество (Статьи 1906-1907 гг.). М.: Республика, 2003.
Опубликовано в газете Новое Время. 1906. 15 июня. № 10866.
Свидетельство о публикации №222011101352