Марк Курций и пропаганда

Нет смысла сомневаться в доблести Гая Муция Сцеволы, Катонов или Горация Коклеса.

Но вот в байке-мифе с Марком Курцием все странно и нелепо. Как в агитке, состряпанной на коленке.

В древние времена в Риме, на Форуме, внезапно, разверзлась земля, и образовалась бездонная пропасть, в которую римляне, по наущению прорицателей, стали сбрасывать все самое дорогое, что было в городе - золото, драгоценности, - для того, чтобы пропасть исчезла. Но бездонная впадина не заполнялась. И тогда юноша по имени Марк Курций заявил, что самое дорогое в Риме - его, Рима, доблесть и оружие, облачился в воинские доспехи, взнуздал коня, и вместе с ним, помчался к краю бездны, в которой и сгинул. Пропасть мгновенно сомкнулась над головой героя. Сейчас на месте сомнительного подвига Курция, о котором нам поведал Тит Ливий - лишь небольшое углубление. Раньше (после прыжка Курция) на месте провала было озеро (болото?), но уже во время императора Августа высохло. Интересно, сколько человеческих костей можно найти под этим углублением?

Странно, что самым дорогим для жертвоприношения в Риме оказалась жизнь молодого воина, да еще имеющего во владении собственного коня. Конный боец более пригодился бы в бою... Самым дорогим должен был быть опыт старшего поколения. Но, почему-то, никто из пожилых и уважаемых политических деятелей того времени или трибунов и консулов в пропасть не прыгнул.

Скорее всего, имело место человеческое жертвоприношение, а потому, чтобы умилостивить своих идолов, римляне выбрали юношу. Где это видано, чтобы старый патриций, вождь или политик шли на верную смерть ради своего народа, служили ему примером доблести? Редчайшие исключения лишь подтверждают закономерность...

Нельзя полностью оспаривать тот факт, что молодые люди, часто, готовы на героические поступки. Но что предпочтительнее: погибнуть в бою с противником или принять мучительную насильственную смерть, у которой нет альтернативы? В бою с врагами альтернатива есть: победа. Которую можно увидеть, которой можно порадоваться. Идя в атаку, большинство думает о последующей славе. И чего греха таить - о том, что можно будет ей насладиться. А у идущего на добровольное жертвоприношение ее, альтернативы, нет. Есть чувство обреченности. А вдруг жертва окажется напрасной? Не говоря о том, что наивно думать, что в Древнем мире, да еще среди молодежи, не было атеистов.

История сохранила имя другого Курция, Меттия, который, после известного похищения сабинянок, отправился в поход против римлян, попал с конем в болото и едва из него выбрался. Потом Меттий переселился в Рим. Возможно, произошло наложение исторического события (похищение сабинянок и история с Меттием, 752 год д. н. э.) на байку-миф о Марке Курции (362 г. д. н. э.). А человеческие жертвоприношения в Риме были запрещены только в 97 году д. н. э., хотя, по факту, продолжались в виде гладиаторских боев, которые являлись частью похоронного обряда у этрусков, у которых римляне гладиаторские бои и заимствовали.


Что же, Рим - не последнее государство в истории, которое собственное лицемерие и наплевательское отношение к своим согражданам прикрывало пропагандой. А пропаганда мизантропична, как писал Т. Адорно. И был прав.


Рецензии
"Нет смысла сомневаться в доблести Гая Муция Сцеволы, Катонов или Горация Коклеса."
Два персонажа (Сцевола и Коклес) - герои римского мифа, полулегендарные личности, рассказы о которых передавались из поколения в поколение и служили примером высшей добродетели римлянина - доблести (virtus), готовности пожертвовать собой ради торжества Рима.
Катоны - исторические личности, причем первый не был уж таким образчиком доблести. В римской истории он скорее запомнился своим изречением насчет уничтожения Карфагена, консервативностью и показной приверженностью добрым старым нравам (противостояние Катон - Сципион), да написанием трактата о пользе капусты. Второй Катон являл собой пример стоического отстаивания республиканских идеалов; он не понимал, что они обречены, и предпочел самоубийство жизни под властью "тирана".

"Идя в атаку, большинство думает о последующей славе. И чего греха таить - о том, что можно будет ей насладиться. А у идущего на добровольное жертвоприношение ее, альтернативы, нет. Есть чувство обреченности. А вдруг жертва окажется напрасной? Не говоря о том, что наивно думать, что в Древнем мире, да еще среди молодежи, не было атеистов."
"Мораль" римского мифа о Марке Курции - та же, что и в легендах о Сцеволе и Коклесе: готовность пожертвовать собой, но спасти Рим. В таких легендах нет места попыткам раскрыть внутренний мир человека, приносящего себя в жертву, да еще заклеймить римских магистратов и сенаторов за то, что никто из них не проявил готовности совершить то же самое. К тому же наивно думать, что в Риме 3-го века до н.э. были атеисты - это не Эллада 4-го века до н.э., цивилизация которой клонилась к закату, а набиравший силу эллинизм находился в поиске новых религиозных представлений.
Римляне 3-го века до н.э. еще не были настолько развращены и распущены, чтобы не верить в бессмертных богов - вот на рубеже эр, тогда да - ничего святого!

Кроме того, следует, на мой взгляд, учитывать, что многие легенды, входившие в корпус сказаний, получивших у историков название "римский миф", это предания знатных римских родов, призванные прославить или объяснить их происхождение. Представители рода Юлиев утверждали о своем происхождении от сына Энея и, следовательно (через древнегреческие легенды Троянского цикла), от Венеры. Фабии рассказывали, что первый Фабий родился от соития Геракла с италийской девушкой.
Род Курциев отметился тремя сказаниями: в первом родоначальником выступил доблестный сабин Меттий Курций, который еле вылез из болота, прозванного впоследствии его именем; во втором - не менее доблестный Марк Курций, который провалился под землю, и на этом месте образовалось болото его имени; в третьем консул Гай Курций Филон (середина 5-го век до н.э.) огородил по постановлению сената место, в которое ударила молния. Здесь видны попытки объяснить:
- почему данное углубление в Риме названо именем Курция;
- что Курции - древнейший патрицианский род сабинского происхождения (была плебейская ветвь Курциев) - консулы в то время выбирались только из патрициев;
- что один из Курциев - славный герой, равный, если не превосходящий доблестью самого Сцеволу.
Да, римляне заимствовали гладиаторские бои как элемент погребального обряда этрусков. Они вообще очень много заимствовали у этрусков (даже богиню Минерву, например), и в царский период римская община входила в зону политического и культурного влияния этрусков. Однако уже в республиканский период истории Рима гладиаторские схватки превратились в традиционное развлечение римского народа и утратило связь с погребальными жертвоприношениями.

Алексей Аксельрод   12.02.2023 18:50     Заявить о нарушении
О Филоне не знал, весьма благодарен.

Суть в том, что старики должны заслонять молодых, в Древней Спарте это понимали:

— Зачем ты идешь на войну, старик?
— Заслонить молодых.

Армен Григорян   13.02.2023 10:28   Заявить о нарушении
Древняя Спарта - одно, Древний Рим - совсем другое. Тем более, что когда Рим только набирал силу, Спарта превращалась в заштатный полис, переживавший глубокий упадок. Македоняне и без Александра Македонского разгромили спартанцев, призвавших в свою армию всех кого могли, включая рабов, в последней попытке отстоять свою независимость. А Александр, узнав о победе своего наместника над спартанцами, презрительно заметил: "Война лягушек и мышей".
Приведенная вами цитата - из серии античных исторических анекдотов. Спартанская армия формировалась по возрастным группам, причем формировалась она из всех граждан в возрасте от 20 до 60 лет, и никакой "старик" не мог без приказа эфоров (коллегии высших должностных лиц) присоединиться к армии. Разве что в поворотный для Спарты момент (4-й в. до н.э.), когда фиванцы стали регулярно бить спартанцев и впервые в истории Спарты вторглись на их территорию. Да и в этом случае старики не заслоняли молодых, а лишь помогали спасти город (он тогда не был защищен стенами) от захвата неприятелем. В спартанской фаланге самым сильным был правый фланг, состоявший из 300 отборных воинов "цветущего" возраста (лет 25), имевших сыновей. Именно этот отряд был призван наносить решающий удар и приносить победу. Мобилизация объявлялась спартанскими властями по возрастным группам.
У римлян войско с 4-го в. до н.э. строилось в три линии: первая линия состояла из молодых воинов (гастатов); вторая линия - из опытных воинов (принципов); третья - из ветеранов (триариев), предельный возраст которых в то время не превышал 46 лет. Триарии действительно были призваны "заслонить" молодых, но только в случае поражения первых двух линий. Задача триариев в сражении заключалась в том, чтобы прикрыть отступление разбитой армии. Римская поговорка "дело дошло до триариев" означала что-то вроде "хуже не придумаешь".
В критические моменты существования Римской республики (после поражения при Каннах) для защиты Рима призывались все римляне, способные носить оружие (возраст, в котором римлянин считался способным на это, определялся в 60 лет).

Алексей Аксельрод   13.02.2023 22:41   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей,
впечатляет уровень Ваших знаний, но я - выпускник факультета политологии и государственного управления Афинского университета. О спартанцам, фиванцах знаю из первых рук :)Заверяю Вас, что и политическую историю Древнего Рима мои преподаватели знали не хуже. Просто, скучно перечитывать то, что уже давно знакомо. Вот про Филона не знал, в чем и чистосердечно признался.

Дело не в триариях. Публикация от 11.01.2022 года называется "Марк Курций и пропаганда". Не следует ее воспринимать в буквальном смысле. Главный акцент сделан на названии публикации и в последних предложениях, где упоминается Адорно. Марк Курций - всего лишь пример, средство.

Армен Григорян   14.02.2023 08:36   Заявить о нарушении