Старший брат

- Сынооок! Иди, посиди с нами! Что такой бука? Куда пошел?

Максим закрыл дверь на кухню, где гудела веселая компания во главе с матерью и пошел в комнату младших. Сегодня снова придется без ужина. Он-то ладно, благо Нина настояла, чтобы он поел и с собой ему завернула целый пирог с мясом. Сегодня в кафе была свадьба и они освободились очень поздно. Что бы он делал без нее! С первого дня, как он устроился на подработку, хозяйка кафе взяла его «под опеку»:

- Тебя голодом морят что ли? Кожа да кости, Кащей просто!

На свои двадцать Максим, конечно, не тянул. Что делать - наследственность. И мама и отец были невысокие. В армии парни посмеивались над ним, потому что был ниже всех ростом. И только из-за того, что по физической форме ему не было равных в роте – уважали. Максим с детства ходил в секцию вольной борьбы в школе. Это была его единственная отдушина после ухода отца, а тренер, Марат Артурович отчасти заменил испарившегося родителя.

Придя со службы, Максим поступил в колледж и устроился на работу в кафе. Его мечтой было стать шеф-поваром какого-нибудь крупного ресторана. Но до этого было еще как до Луны, а пока он работал под началом мужа Нины и постигал азы кавказкой кухни в самом популярном кафе их маленького городка.

Макс зашел в детскую и увидел, что Гриша валяется на своей кровати, играя в какую-то игру на телефоне, а Сонечка сидит в обнимку со своим зайцем и плачет.

- Что такое? Кто Соню обидел? Вот я ему устрою! – Максим взял на руки младшую сестренку. – Ну-ка, вытирай глазки. Что случилось?

- Ее мама выгнала с кухни. Соня есть просила. – Гриша выключил телефон и сел на кровати. – Макс, мы голодные. Соня сегодня в садик не ходила, потому что ты рано ушел, а мама ее не повела.

- Я не понял, вы весь день не ели что ли?

- Я в школе поел в обед и все. А Соня вообще весь день голодная.

Лицо Максима пошло пятнами. Он погладил по голове сестренку, посадил ее на кровать и сказал:

- Так, сидите тут, я сейчас.

Забрав в коридоре пакет, который он принес с работы, Максим вернулся в комнату.

- Тетя Нина вам привет передавала и пирог. Налетайте!

Через полчаса наевшаяся Соня заклевала носом на руках у брата и Максим ее уложил в кроватку. Шикнув на Гришу, чтобы не шумел и укладывался, старший брат разложил учебники и выключил верхний свет.

- Сынооочек! – дверь в комнату распахнулась и на пороге нарисовалась мать. – Что ты прячешься?

Макс быстро встал, оттеснил маму в коридор и прикрыл дверь:

- Мам, я не прячусь, у меня зачет завтра, мне готовится надо.

- Ой, какие глупости! Ты и так умный! Пойдем лучше со мной, поддержишь компанию.

- Иди, я потом приду, хорошо? – Максим знал, что спорить с ней бесполезно, только раскричится и разбудит Соню. А так она через пару минут про него уже забудет и успокоится.

- Хорошооо! Смотри у меня! – мать пошла в сторону кухни, задевая стену. До полной кондиции оставалось немного и она, наконец, угомонится и ляжет спать.

Максим вернулся в комнату, уткнулся в учебник, но через пять минут уже спал, уронив голову на стол.

Когда он только устроился в кафе на работу, Нина как-то посадила его за стол, поставила перед ним тарелку с харчо и скомандовала:

- Рассказывай! Вижу, есть что!

Он не привык откровенничать. С тех пор, как отец их бросил и ушел из семьи, парень понял одну простую вещь. Не надо никому ничего рассказывать. В школе, когда узнали о разводе родителей, сначала сочувствовали, старались поддержать. Но так совпало, что отец ушел, когда Максиму было одиннадцать и очень скоро все подростковые взбрыки, неизбежные в этом возрасте, учителя стали расценивать как: «Мальчик из неблагополучной семьи, что вы хотите! Ничего путного из него не выйдет».

Тогда они какое-то время еще хорошо жили. Мама работала, старалась побольше времени проводить с ними. Отец отказался от семьи как-то сразу, видеть никого из детей не хотел. Денег стало катастрофически не хватать и маме пришлось устроиться на подработку, потом еще на одну и она не справилась. Сорвалась и начались компании, гулянки. Дети остались практически одни. Перед тем, как родилась Соня, Максим только-только закончил школу, мама на какое-то время стала почти прежней, но потом стало еще хуже. Придя из армии, Макс не узнавал свою когда-то красивую, добрую и любящую маму. Это был чужой человек, которому было совершенно все равно – поели ли дети, во что они одеты, дома ли они вообще.

Постепенно забота о младших перекочевала на плечи Максима. Гриша учился уже во втором классе и, благодаря тому, что старший брат спуску не давал, поверяя уроки, - вполне прилично. Сложнее было с Соней. Максиму удалось, с помощью Нины, устроить сестру в детский садик, но она часто болела и ему приходилось сидеть с ней дома или оставлять ее на соседку, так как на маму надежды не было совсем.

Та же соседка, тетя Тома, посоветовала Максиму:

- Смотри, заберут ребят. На Лиду уже не раз жаловались и участковый приходил. Ты, Максим, следи, чтобы дома было чисто, в холодильнике была еда по возможности, ходи на собрания к Грише, чтобы видно было, что он не сирота казанская, да не опаздывай за Соней в сад.

Максим старался все делать так, как сказала тетя Тома, но не всегда успевал убрать за мамиными компаниями. Их семью все-таки поставили на учет.

Много раз он пытался поговорить с матерью, уговаривал ее лечиться. В трезвом состоянии она плакала, обещала, но потом опять срывалась и все начиналось сначала.

Нина тогда все выслушала внимательно и сказала:

- Маму ты не переделаешь. Она тебя больше не слышит. Будешь рассчитывать на нее – будет беда. Жаль, мой дорогой, что тебе так рано приходится стать мужчиной. Если что-то нужно будет – обращайся и помни, ты не один! Я это не для красного словца говорю, запомни!

- Спасибо! – Максим уткнулся в чашку с чаем и не поднимал глаз. Нина тогда все поняла правильно и не стала развивать тему.

- Иди, там Арам мясо привез, надо помочь ему.

С тех пор Нина следила за тем, чтобы он не ходил голодный и каждый вечер собирала еду для младших. На новогодний утренник купила Соне красивое платье и туфельки и передала сладкий подарок ей и Грише. Максим поначалу дичился, но потом оттаял и понял, что от Нины плохого ждать не нужно. Он как мог старался отплатить за хорошее отношение.

Постепенно он привык к тому, что младшие на нем, жизнь наладилась, у него даже появилась девушка. Яна училась в том же колледже, но на курс младше. Они встречались уже полгода и когда Яна шептала ему, что он самый-самый лучший на свете, Максим ей верил.

Тем утром он поднял детей, отвел Соню в сад и поехал в колледж, чтобы сдать зачет, а потом в кафе, на работу. Он драил противни, когда зазвонил телефон:

- Соколов Максим Андреевич?

- Да.

- Соколова Лидия Сергеевна вам?

- Мать. Что случилось?

Максим слушал и понимал, что его жизнь только что встала на паузу и дальше все будет совершенно иначе. Он опустил телефон и Нина, глянув на него, молча налила в стакан воды:

- Что?

- Мама…

- Что с мамой, Максим?

- Попала под машину. Нин, ее больше нет.

Дородная Нина молча обняла щуплого мальчишку и гладила его по голове, пока душившие слезы не нашли выход. Арам снял фартук, кивнул своему помощнику и пошел заводить машину.

- Езжай сейчас с Арамом, он все сделает, разберется. Я заберу детей сегодня.

- Спасибо. - Максим вытер слезы и пошел к выходу.

Две недели прошли как в тумане. Нина и Арам взяли на себя все хлопоты и строго-настрого приказали Максиму не вмешиваться, а уделить время младшим. Соня все время плакала, отказывала спать без света. Максим договорился с психологом в детском садике и возил ее на занятия почти каждый день. Стало немножко полегче. Гриша старался не показывать свои эмоции, считая себя взрослым парнем, но ночью Максим услышал, как он плачет. И теперь на занятия к психологу он возил уже двоих. Самому ему тоже нужна была и помощь, и поддержка. Он звонил Яне, но та лишь однажды пришла и посидев с ними полчаса – уехала, сославшись на экзамены.

Тетя Тома нашла телефон отца и вызвала его для разговора. Тот приехал. Максим открыв двери, подавил в себе желание захлопнуть ее.

- Ты?

- Здравствуй сын! Поговорим?

- Ну заходи.

Младшие были в саду и в школе, поэтому он пустил отца в квартиру.

- Во что превратилась квартира. Мдааа, придется приводить все в порядок, иначе…

- Иначе что?

- Потом объясню. Как вы тут?

- Нормально. Зачем ты приехал?

- Поговорить с тобой по-мужски.

- Говори.

- Что ж… Сын, ты уже взрослый. Пора начинать самостоятельную жизнь. Заведешь девушку, потом семью.

- Угу, что еще?

- Не груби! Я, так уж и быть, готов забрать Гришу. У меня новая семья, скоро у вас появится брат или сестра.

- А Соня?

- А что Соня? Соня мне никто. Или ты забыл, что она не от меня?

- Нет, я помню. Только вот мне и Грише она сестра. И они жили вместе, сколько себя помнят.

- Ну вот что, Максим, про Соню я ничего знать не хочу, она меня не интересует.

- А что тебя интересует? – Максим еле сдерживался.

- А интересует меня вот какой вопрос. Когда я ушел, твоя мать осталась с вами в этой квартире. Я не стал ничего делить. Но сейчас я думаю, что нужно продать ее и поделить деньги. Поскольку я заберу Гришу, две трети от этой продажи будут мои, а остальное я отдам тебе. Думаю, на комнату там хватит.

- Это что ж ты удумал? – на пороге стояла тетя Тома. Максим забыл запереть дверь и сейчас соседка стояла, держа в руках большую кастрюлю, из которой умопомрачительно пахло ее знаменитым борщом. – Изверг! Дети только мать потеряли, а ты уже тут как тут? Ничего ты не получишь! Лида с тобой в разводе была, а квартира эта ее родителей. Твоего тут ничего нет! – Тетя Тома исправно смотрела все программы про суды и разбирательства, которые шли по телевидению. – Выметайся! Борща жалко, а то б уже одела тебе кастрюлю на голову!

Она посторонилась и пропустила отца Максима, который молча ретировался из квартиры.

- Максимка, не давай ему тебе мозги крутить! Понял меня?

- Понял, тетя Тома! – Максим первый раз за последнее время улыбнулся. – Спасибо!

- Я чего пришла. Ты подумал, что с ребятишками делать будешь?

- А какие варианты?

- Да много, на самом деле. Детский дом, опекуны или…

- Никаких или. Опеку буду оформлять на себя.

Тетя Тома поставила кастрюльку, которую все еще держала в руках, на стол на кухне и вытерла глаза фартуком.

- Мальчик мой, ты хоть понимаешь, какую ответственность на себя берешь? Хотя что это я, понимаешь, конечно, ты ее давно на себе тянешь. Но, Максим, просто так тебе их не отдадут, побороться придется.

- Мне бы понимать, что делать, а там я как-нибудь справлюсь.

- Значит так. У меня есть приятельница, она работает в соцзащите. Я ей позвоню и узнаю, что нужно, какие документы и прочее. А пока, надо привести в порядок квартиру, чтобы показать, что у тебя есть условия. Дай-ка мне телефон Нины.

- Зачем?

- Я сама знаю, зачем, просто дай.

Тетя Тома записала на листочке телефон, наказала занести ей кастрюльку, как съедят борщ и ушла. Максим глянул на часы и поспешил в садик за Соней. По дороге у него зазвонил телефон. Яна!

- Привет!

- Привет, Яночка!

- Ты где сейчас?

- В садик иду за Соней.

- Подожди меня там возле калитки. Надо поговорить.

- Хорошо!

Максим забрал Соню и, выйдя из садика, увидел Яну. Она нервно постукивала каблучками и высматривала его через забор.

- Привет! – Максим потянулся обнять девушку, но та отстранилась.

- Соня, пойди поиграй на площадке, только так, чтобы я тебя видел.

Соня убежала и Максим повернулся к Яне, встав так, чтобы видеть сестру.

- Максим, что ты решил? Как дальше?

- А что дальше?

- С детьми что ты делать будешь? Отец заберет?

- Нет. Он Гришу еще не против, но думаю тот не захочет с ним жить, а Соню категорически отказался.

- Понятно. – Яна опустила голову. Какое-то время она молчала, а потом подняла глаза. – Макс, я не готова ко всему этому. Я еще молодая, куда мне двое детей. Я и своего-то еще не хочу. Так что давай мы все точки над «i» расставим сейчас, хорошо?

- Ты хочешь сказать, что между нами…

- Все, Максим, все! Ты хороший, очень хороший, но мне все это не надо. Пока.

Яна быстро развернулась и зашагала по улице.

- Макс! Смотри, что я нашла! – Соня подбежала к брату и протянула ладошку. Там сидели две божьих коровки.

- Ух ты! Соня, знаешь, что это значит?

-Что?

- Весна пришла. И это здорово! Пошли домой, там тетя Тома борщ принесла. Вкусный – просто космос!

Он подхватил сестру на руки и двинулся к дому.

На следующий день, забежав из колледжа домой перед работой, чтобы покормить Гришу, он увидел там тетю Тому с Ниной, которые драили квартиру. Женщины покормили ребят и выставили их из дома, чтобы не мешали. Забрав Гришу, Максим поехал на работу. Теперь он официально работал су-шефом у Арама.

Прошел почти год. Максиму отдали опеку. Все было очень непросто, пришлось подключать связи Нины, помогли соседи, тренер. Учли, что брат заботился о детях столько времени, что есть жилье и работа.

Максим открыл глаза и улыбнулся. Сегодня 31 декабря, надо нарядить купленную вчера елку. До вечера еще столько всего нужно сделать. Хорошо, что Даша придет помочь. С ней Максим познакомился в соцзащите, когда оформлял документы на детей. Полная противоположность яркой Яне, она сразу покорила его своим спокойствием и деловой хваткой. Максим только спросил, где ему узнать про какую-то справку, как тут же получил полный перечень документов с адресами и именами тех, кто отвечает за оформление. На протяжении всего времени, пока он занимался бумажками и бегал по инстанциям – Даша была рядом. А потом, глядя как он мнется, не зная, как ее пригласить в кино, рассмеявшись, сказала:

- Максим, ну что ты страдаешь? Пойду я с тобой. Куда ты там меня позвать собирался? В кино? Ну вот в кино и пойду. А дети с кем останутся?

Максим облегченно засмеялся в ответ.

Сегодня Даша приедет днем и поможет ему приготовить все к столу, а потом они будут все вместе встречать Новый год.

Дверь в спальню приоткрылась и туда просунулся любопытный нос Сони. Увидев, что брат уже не спит, она вихрем влетела в комнату, запрыгнула на кровать и, прыгая, стараясь достать потолок, заявила:

- Прятать надо было лучше! Кукла такая как хотела и фломастеры тоже классные! Это все? А то я на верхнюю полку не достала.

Максим подхватил сестру, чмокнул ее в нос и сказал:

- Вот разбойница! Деду Морозу точно такое не понравится!

- Но-но! Ты Деда сюда не впутывай! Что я глупая? То письмо, которое ты отправлял – я для вас писала, знаю я ваши штучки. А то, которое Дедушке – все как положено было сделано, через морозилку, и что там написано – только он знает!

У Максима вытянулось лицо. Ничего себе! И как теперь быть?!

Соня хитро посмотрела на Макса, обняла его за шею и потянув за ухо прошептала:

- Ладно, тебе скажу. Там не игрушки были, я загадала, чтобы мы все вместе были! Это же главное, так?

- Конечно, все ты правильно придумала! А спрятал я все-таки не в одно место, второе ты точно не найдешь!

- Найду! – Соня рванула из комнаты. – Гришааа, тащи стремянку!


Рецензии