Пионерское прошлое

               

    Дело было в конце августа. Добирался из города на рейсовом автобусе. Только выехали из Крутинки, прошел прямо ливень. После ливня со стороны райцентра нарисовалась радуга - огромная, расцвеченная разными красками арка, другим концом уперлась в озеро.

 Не проехав и километра, автобус остановился напротив рыбзавода. Очень знакомые места, напротив ранее располагался районный пионерлагерь. Водитель вышел из кабины, пнул ногой скат.

 - Придется колесо менять, - говорит, - похоже, гвоздь попал.
 "Вот, - думаю, - незадача! - там мама уже блинов, наверное, напекла"
 - Все будет хорошо! – успокоил водитель, - минут через десять поедем. Погуляйте пока.
"Размяться и мне, что ли? - подумал. - Когда еще такой случай подвернется".

 Смотрю, разговаривает с водителем знакомый парень. Сразу же узнал Михаила. Он жил в селе недалеко от конюшни, куда я ходил за Рыжухой

 "Надо с земляком поговорить", - подумал. Подошел, по ручке поздоровались, спрашиваю:
 - Михаил! А правду говорят, что на месте районного пионерлагеря сейчас Дом престарелых?
 - Давно уже. А ты что задумал концовку жизни здесь провести, али как?
- Нет. Я в шестьдесят четвертом пионервожатым в лагере работал, - ответил я и вздохнул: - На всю жизнь память осталась .
 – А мне в пионерлагере в Китерме пацаном довелось отдыхать, - оживился Михаил.
 - В каком, интересно, году? – заинтересовался я.
- В шестьдесят втором , кажись, - ответил Михаил
- Забавно. Очень забавно, - улыбнулся я. В Китерме и мы с братишкой Толей дважды отдыхали. Куда не посмотришь, водная гладь, красотища. Помню, пели у костра:

 Берега крутые, плещется как море,
Озеро родное, гордая краса,
И плывут высоко в голубом просторе,
Облака над Иком словно паруса...

Улыбнулся:

 -По правилам пионерлагерной жизни необходимо было иметь каждому какое-либо общественное поручение. Рисовать стенгазету, быть знаменосцем, барабанщиком, председателем отряда или его замом… Старался и я в жизни лагеря активно участвовать

  Воспитательница отряда всегда хвалила, а пионервожатая просто обожала. Она так и говорила в столовой: "Лене побольше порцию, он мой первый помощник".

   Михаил добавил: - Помню, как после каждого обеда и ужина было принято скандировать: "Спасибо нашим поварам, за то, что вкусно было нам".

 
  Мы скандировали, размазывая по тарелке кашу. Полные тетеньки в поварских колпаках выходили из кухни, улыбались и ласково махали нам руками.

 Я рассмеялся: -. Там была вольница, но обязательными мероприятиями были подъем с пионерским горном, утренняя и вечерняя линейки. Начинался день всегда со звуков горна. "Вставай, вставай, дружок, с постели на горшок" — так переиначили мы мелодию горна.

  Родители навещали и игнорировали первые пару выходных наши слезные требования забрать домой, потому как точно знали, что ещё более горькие слезы будут в конце смены из-за того, что не хочется уезжать. Так было два сезона в Китерме.

                ***
      Однажды вызвали меня в 1963 –м году в совхозную контору. Сам председатель рабочкома  завел разговор

   -Ну, что, Леня, как жизнь? - спрашивает. – Как учеба?
  Я тогда заканчивал 9 класс.
   - Нормально, - говорю.
 - Предлагаю тебе поработать в совхозном пионерлагере вожатым этим летом в Красном Яре. Как на это смотришь?
    Это было как гром среди ясного неба, но я долго не раздумывая, ответил:
    - Ах, вон что! Раз так, то я не против. Согласен!
    - Тогда готовься!

   Природа в окрестностях Красного Яра великолепна. Время между обязательными мероприятиями ребята проводили на реке Ир. Купались сколько хотели, загорали сколько могли, удили рыбу, бегали в поле за ягодами. И, надо сказать, благодаря чистому деревенскому воздуху и такой же реке, действительно, крепли и набирались здоровья

   Очень хорошим было питание. От еды никто в лагере не страдал - четырехразовая еда по расписанию Директор пионерлагеря Мартынова Ольга Андреевна, наверное, считала, что детей сюда привезли на откорм и старалась вовсю. Обязательным было взвешивание на весах в начале и в конце сезона. .Лишние килограммы никого не смущали, а наоборот - радовали.. Ольга Андреевна была очень хорошим педагогом и руководителем, легко находила подход к каждому

   На следующее лето меня пригласили вожатым в районный лагерь в Крутинку
 - Мужики, поехали! – закричал водитель. Я еще раз оглядел милые взгляду окрестности и пошел к автобусу

                ***


Рецензии