Бабушка Яга в гневе ив любви

В Московском областном театре драмы и комедии 11 декабря 2021 года состоялась премьера спектакля по пьесе современного драматурга Юлии Бочаровой «Женское счастье Бабы Яги» в постановке молодого театрального режиссёра Павла Пронина.
Представителям СМИ удалось побывать на генеральном прогоне этого спектакля и поближе познакомиться с его создателями. 
Юлия Бочарова родилась в 1978 году в Москве в простой столичной семье. Её родители (отец – рабочий, мама – медсестра) очень хотели, чтобы их дочь получила высшее образование. Юлия в 2000 году окончила Финансовую академию при Правительстве РФ и получила востребованную специальность экономиста. Она работала в сфере консалтинга, в коммерческом банке, в компании-автодилере. Но вскоре осознала, что получила не то высшее образование, что экономика – это не её призвание. И тогда, внемля своему неодолимому творческому зову, она поступила на сценарный факультет ВГИКа, который успешно окончила в 2019 году.
Сейчас Юлия Бочарова с увлечением пишет сценарии, пьесы и прозу.  Она публиковалась в журналах «Москва», «Новый свет», «Парус», «Дактиль», «Вторник», альманахе «45-я параллель» и в других изданиях. Она признана победителем в таких престижных литературных конкурсах как «Первая читка» фестиваля имени Александра Володина (2021), «Поколение 21» (2021), «Исходное событие — XXI век» (2020), «Монолит» (2019). 
Юлия Бочарова – автор пьес «Белый шум», «Всё, что я люблю», «Обычная история», «Отец», «Чем дальше в лес…», «Это всё из-за тебя», «Как Баба Яга и Иван-дурак на дело пошли».
- Это моя первая премьера на большой сцене, - призналась Юлия Александровна журналистам.
Павел Пронин, несмотря на свою молодость (он родился в Москве в 1986 году) уже известен некоторым поклонникам театрального искусства. Он выпускник актёрского факультета ГИТИСа (мастерская Александра Огарёва). Не удовлетворившись только актёрской профессией, он в 2017 году окончил и режиссёрский факультет ГИТИСа (курс известного режиссёра и педагога Леонида Хейфица). Уже во время учёбы он активно участвовал в различных творческих лабораториях, включая и международные, ставил проектные спектакли. В 2017 году поставил в Русском театре Эстонии в Таллине спектакль «Проезд Гагарина» по пьесе Грегори Бёрка. В Молодёжном театре Краснодара Павел Пронин поставил в 2019 году спектакль «Звёзды светят на потолке» по роману молодой шведской писательницы Юханны Тидель. Молодого режиссёра заинтересовала и пьеса современного драматурга Юлии Бочаровой, постановку которой ему предложило осуществить руководство Московского областного театра драмы и комедии
    Пожалуй, здесь уже уместно сказать несколько слов о содержании пьесы-комедии, в которой драматург и режиссёр сумели хитроумно переплести сказочное начало и жёсткие реалии сегодняшнего дня.      
     Где-то в глухом заповедном лесу спокойно живёт в добротной избушке Баба Яга (в её колоритной роли занята заслуженная артистка Московской области Татьяна Иванцова).  И никому она жить не мешает, никому никакие козни не строит. Но однажды на её лесной участок нечаянно набрёл заблудившийся грибник Иван, которого все почему-то Дураком кличут. А он, кстати, как выясняется, человек весьма неглупый, только чрезмерно честный (в его роли в очередной раз блеснул своим актёрским мастерством Игорь Бондаренко). Он бабушку Ягу честно предупреждает о том, что её сказочной избушке и чарующим лесным владениям грозит серьёзная опасность: местные власти дали «добро» на незаконную вырубку заповедного леса! И совсем скоро лесорубы до неё доберутся. И тогда хана придёт и красивой избушке, и её заповедным лесным владениям.
Баба Яга в полном недоумении и праведном гневе ропщет: кто посмел покуситься на её зону владения и влияния? Кто сплавляет ценную отечественную древесину за границу, а вырученные за это деньги на офшоры переводит и кладёт в заграничные банки на свой счёт? От Ивана возмущённая Баба Яга узнаёт, что все эти беззакония творит высокопоставленный глава областной региональной администрации со своими заинтересованными и жадными подельниками и охранниками. 
Баба Яга решает строго разобраться с виновниками её бед. Она сажает Ивана на своё сказочное помело, они улетают и оба оказываются в областном здании администрации. У Ивана тоже имеются личные претензии к зарвавшемуся чиновнику и его верной клике. Тот охмурил и беззастенчиво пользуется его женой Марьей, которая работает секретарём главы региональной администрации. Актриса Ольга Сальникова в роли Марьи своей филигранной актёрской игрой невольно затмевает игру других персонажей пьесы. А актёр Олег Мошкаркин с такой выразительной пронзительностью играет роль главы областной администрации, что никто из зрителей не сомневается в том, что именно так и могут выглядеть облачённые в цивильные костюмы современные Кощеи-Бессмертные. Они уже давно научились при вспышках фотокамер нынешних папарацци и при приёме граждан изображать на своих физиономиях добрые, улыбчивые и даже интеллектуальные лица.    
Баба Яга и Иван поначалу терпят поражение. Они повязаны бдительной охраной Кощея и как пленники попадают в его подземные подвалы. Как они выбрались из подземелья? Как дальше развивался сюжет интригующего спектакля? Зрители по ходу действия узнают, что Баба Яга - дама на самом деле вовсе не страшная, а справедливая и даже привлекательная. За свою многолетнюю жизнь она не только не утратила способности любить, но и может быть любимой.   
Режиссёр-постановщик Павел Пронин о своём новом спектакле, в частности, сказал:
- При первом прочтении пьесы Юлии Бочаровой я был приятно удивлён. На первый взгляд, действующие лица – Баба Яга, Кощей, Иван-дурак и Марья... О чём здесь можно сказать в спектакле для взрослой аудитории? Однако это очень свежо и интересно: история погружает нас в сегодняшний день. Мы видим, как раскрываются знакомые герои и классический сюжет при столкновении с реальностью. За сказочными образами стоят человеческие истории. Персонажи испытывают понятные современному зрителю проблемы, разбираются со сложностями в повседневной жизни…  У Бабы Яги своя незаживающая рана с историей в три тысячи лет, от которой она как-то хочет избавиться… Проблемы персонажей задевают струны души, вызывают эмоциональные отклики в сердцах зрителей. Уверен, что у зрителей эта история найдёт отклик.
Режиссёр-постановщик отметил занятый в спектакле отличный ансамбль ногинских актёров, их высокий профессионализм и признался, что получил огромное удовольствие на репетициях постановки, которые длились в течение пяти недель. От также отметил отменную работу сценографа и художника по костюмам Владимира Викью, художника по свету Антона Юдакова, хореографа Данилы Музипова и композитора Юрия Пикунова. 
 Павел Пронин «по секрету» сообщил журналистам, что он, драматург и «театр пошли на смелый творческий эксперимент» – они решили предложить зрителям этот спектакль в двух вариантах – для взрослых и для детей. Автор пьесы Юлия Бочарова «написала разные по проблематике и нюансам сюжеты».
- В спектакле для взрослых есть глубокие мысли, - сказал режиссёр, - а в детском история меняется, даже Иван-дурак здесь становится Ваней-школьником, поступки которого будут узнаваемы и понятны юным зрителям. А ещё для них задуманы интерактивные игры и приятные сюрпризы.
И уже к новогодним школьным каникулам режиссёр представил вторую версия этого спектакля, созданного уже для молодёжной аудитории. И продвинутая молодёжь поняла: кого на самом деле любил Кощей, ради кого он совершал злодейские и дурные поступки в течение всей своей нелепой и якобы бессмертной жизни.
На снимке: автор пьесы «Как Баба-Яга и Иван-дурак на дело пошли» Юлия Бочарова.


Рецензии