Чудеса смирения

    Придя к Богу, я начала заниматься самообразованием. Конечно не осознанно, а в силу моего характера: меня всегда тянуло к знаниям.)) А здесь мне предстояло открыть новый мир, который существовал параллельно моему, и, с которым я до этого момента никогда не сталкивалась.

    Библии у меня тогда не было, но был телефон и компьютер. Несколько лет я слушала лекции Алексея Осипова- профессора Московской Духовной Академии, и параллельно знакомилась с житиями святых. Больше всего меня поразили чудеса, которые они совершали. Было впечатление, что я читаю сказки. Такими невероятными мне казались деяния богоносных отцов, преуспевающих в духовной жизни. Расскажу только о нескольких.

     1.
     Преподобный Еллий жил в Египте в IV веке. С детства отданный в монастырь, он был воспитан в благочестии, воздержании и целомудрии.

Когда святой вырос, то избрал путь анахорета и ушёл в пустыню, где долгие годы постился и молился Богу. За свою святую жизнь авва Еллий был удостоен от Господа дара прозорливости и такой любви ко всему живому, что он мог даже повелевать дикими животными.

Однажды преподобному потребовалось посетить близлежащий монастырь, для чего нужно было пересечь реку. Однако сделать это было трудно по двум причинам: во-первых, на стороне святого не было лодки, а во-вторых, в реке жил огромный крокодил, которого все боялись.

Когда святой в раздумье подошёл к берегу, из воды как раз показался хищник. Авва Еллий призвал имя Господа Иисуса Христа и крокодил вмиг присмирел, подставив ему спину. Святой со своей котомкой сел на животное и переправился на нём через реку.

«Как же ты добрался? Ведь в реке завелся ужасный крокодил!», — спросили его монахи.

«Господь Бог послал мне ладью для переправы», — с улыбкой ответил старец.

   
     2.
     Святой праведный Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии. По достижении зрелого возраста благочестивый юноша был призван на воинскую службу в армию Петра Великого и участвовал в русско-турецкой войне.

Во время Прутского похода 1711 года святой Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы, а тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию.

Приняв плен, как волю Божию, угодник Божий служил своему господину добросовестно, исполняя все его приказания и по мере сил стараясь помочь всем его домашним и облегчить участь других рабов.

Вскоре хозяин стал настолько уважать праведника за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает, однако подвижник предпочел остаться при его конюшне. Иногда, ночью, он приходил к находящемуся неподалёку храму святого великомученика Георгия, где усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин.

Однажды хозяин святого Иоанна решил предпринять паломничество в Мекку и уехал. Через несколько месяцев был праздник и жена хозяина пригласила на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой.

Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Хозяйка, вспоминая своего мужа, напомнила святому, что плов — это любимое блюдо её супруга: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!».

Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка всё же повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом.

Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Тогда святой вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел или отдал еду бедным.

Но через несколько месяцев все домочадцы начальника конницы, при его возвращении из своего паломничества, были весьма удивлены тем, что он привез с собой домашнее медное блюдо. В беседе с близкими, хозяин праведного Иоанна Русского сообщил, что в тот же день и час, когда святой совершал свою молитву, блюдо с пловом его жены было найдено им на столе в своей комнате в Мекке.


    3.
    Однажды, ходя по городу, святой Андрей, юродивый, увидал, что навстречу ему несут покойника. Умерший был очень богатый человек и за его гробом шло великое множество народа со свечами и кадильницами. Церковнослужители пели обычные погребальные песнопения, а родные и близкие покойника плакали и рыдали. Видя своими прозорливыми очами, что делалось с тем мертвецом, святой остановился и стал смотреть. И вот, впав на долгое время в совершенное бесчувствие, он увидел духовными очами множество эфиопов, шедших за гробом и громко кричавших:

– Горе ему, горе ему!

Одни из них держали в руках мешки, из которых рассыпали пепел на людей, окружавших мертвеца. Другие же бесы плясали и бесстыдно смеялись как бесстыдные блудницы, третьи лаяли как собаки, а иные еще хрюкали как свиньи. Мертвец был для них предметом радости и веселья. Некоторые из бесов, окружая мертвеца, кропили его смрадною водою, иные летали по воздуху около одра, на котором лежал мертвец. От трупа же умершего грешника исходил удушливый смрад. Идя следом за мертвым, бесы рукоплескали и производили ужасный топот ногами, ругаясь над поющими и говоря:

– Пусть Бог не даст никому из вас видеть свет, жалкие христиане, ибо вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его», и при этом вы называете его, причастного всяческому злу, рабом Божиим.
 


    Вот три примера из всего многообразия чудес, которыми наполнена жизнь святых людей, живших в начале и середине христианской эры. Но и наши недалёкие предки такие как Ионнн Кронштадтский, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Серафим Вырицкий и многие другие обладали дарами чудотворений, которые поражают воображение.  Кого не удивят прозорливость, исцеление неизлечимых болезней, хождение по водам, видение ангелов?! Думаю, таких нет. И на меня это произвело неизгладимое впечатление.
   
    По прошествии лет моё отношение к таким необычным проявлениям благодати Божией изменилось. Возможно, потому что я сама попыталась идти той же дорогой, которую осилили святые люди. И на себе испытала как это трудно.

    Но теперь для меня чудеса смирения стали более необыкновенными, невероятными, удивительными. Хотя я и понимаю, что дары Божьей благодати не даются человеку грешному, самовлюбленному, высокомерному. И если блюдо (предмет материальный), по молитве человека, перенеслось из одного места в другое, то только потому, что Бог услышал своего раба и сделал по его просьбе.

    Господь сказал: "А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим". Ведь все эти чудеса делает Бог по молитвам праведника, а праведность и святость достигается через смирение.

    Немногие в последние времена достигали молитвы такой силы, но цена их подвижнической жизни от этого не становится меньше. Пусть большинство из них не ходили по водам и не общались с ангелами, для меня их жизнь, полная отречения от всех земных благ, кажется не менее фантастичной.

    Так св. Антоний Великий говорил: «Не великое дело — творить чудеса, не великое дело — видеть Ангелов; великое дело — видеть собственные грехи свои».

    А прп. Исаак Сириянин пишет: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых».

    Возьмём в пример жизнь Дмитрия Брянчанинова, который умер всего лишь 147 лет назад, даже по человеческим меркам не так уж давно. Его очень часто вспоминает Алексей Осипов. И он прав, у святителя есть чему поучиться.

    Блестящий офицер из древнего дворянского рода. Во время учебы в Главном инженерном училище, в которое был зачислен сразу во второй класс, обратил на себя внимание Великого князя Николая Павловича, ставшего через три года императором. Благодаря личным достоинствам имел успех в светском обществе. Там на литературных вечерах Брянчанинов, декламируя новые произведения авторов того времени, стал любимым чтецом, а на его поэтические и вообще литературные дарования обратили внимание такие известные лица, как Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков и даже сам А.С. Пушкин. Это способствовало развитию литературных дарований святителя.

    И вот этот обласканный властью и светом молодой человек бросает всё и уходит в монастырь.

    Но сделать это было ой как трудно. И не из-за сомнений и нерешительности, а от того, что этому воспротивились не только родители, но и сам император Николай I, который поручил своему брату великому князю Михаилу Павловичу отговорить офицера от желания монашества. И только после того, как Брянчанинов слег и великий князь Михаил Павлович лично убедился в физической несостоятельности Брянчанинова к службе, желание Дмитрия получить отставку было удовлетворено.
 
В Александро-Свирском монастыре Дмитрий отдал себя беспрекословному послушанию старцу и глубочайшему смирению среди братии. Кстати, первое послушание его было при поварне, где он помогал повару, бывшему крепостному его отца. Встав на путь смирения, безропотно выполнял все, даже самые низкие послушания.

  Однажды в числе прочих послушников Дмитрий назначен был тянуть рыболовный невод в озере Свирского монастыря. Когда невод запутался, монах, заведовавший ловлей, зная, что Брянчанинов умел хорошо плавать и долго держаться под водой, послал его распутать невод. Несмотря на осенний холод, Дмитрий беспрекословно выполнил приказание, правда, после этого чуть не умер.

    А теперь скажите мне: не подвиг ли это? Зная состояние своего здоровья, лезть в осеннюю холодную воду, понимая чем это может закончиться.

    Или из монастырской пекарни, где стоит невыносимая жара, бегать на колоколню, где не только зимой, но и осенью может так продуть вспотевшего человека, что мало не покажется?

    Про монахов говорят: "за свое самоотвержение и примерную жизнь, был пострижен в Ангельский образ". Но что стоит за этими словами мало кто сейчас из нас догадывается. Это постоянные уколы самолюбия. Это исполнение Л Ю Б Ы Х послушаний, даже тех, которые тебе кажутся совершенно идиотскими, или ведущими к твоей погибели.
 
   О таком случае смирения до самоотречения мне хотелось бы рассказать. О нём я узнала из книги "В горах Кавказа". Введу вас немного в курс дела. Во время хрущёвских гонений монахи поселились в горах Кавказа. Жили по одному, двум в хибарах, называемых келиями. Повествование ведётся от лица брата пчеловода, прозвище которого говорит само за себя. Так же был Ленивец и Больной, болевший чахоткой. Жизнь была очень трудной, на грани выживания. Больной брат раньше жил в монастыре и был в послушании у старцев. И Ленивец всегда им помыкал.

"Как-то он сказал больному брату:

— Приди-ка ко мне да сделай в моей келье генеральную уборочку.

Тот беспрекословно пошел на первую поляну, вымыл в его келье пол, протер стекла в окошке, постирал половичок и возвратился к себе на вторую поляну. Через две недели ленивец повторил просьбу:

— Надо бы уборочку там у меня сделать.

Брат снова пришел к нему и навел порядок. Недели через две — та же просьба. Больной брат, ничуть не возмущаясь этой наглостью, вновь пошел на первую поляну. Постепенно это как бы стало его обязанностью.
В середине января выпало сантиметров пятнадцать снега. Пчеловод спешил с переноской меда. Осталась последняя ходка. Идя ночью по берегам речки, около поворота на вторую поляну, он заметил на снегу странные следы. Осветил их фонариком и поразился: на берегу были отпечатки босых ног в том и другом направлении. На второй поляне утром он встретил больного брата и сказал:

— Я видел на берегу речки великое чудо!
— Какое? — спросил тот.
— На снегу — отпечатки босых ног!
— Да это я там ходил, — равнодушно заметил больной.
— Ты?! — изумленно воскликнул пчеловод.
— Да.
— Но что за нужда заставила тебя решиться на это?

— Да вот, брат сказал мне: «Испеки одну или две булки хлеба и принеси мне». Я испек, а пойти к нему было не в чем: не осталось ни одной пары сапог, потому что братья ушли в них на берег озера, а когда должны были возвратиться — неизвестно... Я натер ноги керосином и так вот пошел. Когда пришел в его келью, он взял хлеб, посмотрел на него и сказал: «О, хлеб испекся неудачно, унеси обратно, такой мне не нужен». Я повернулся и пошел обратно. Идти по земле было терпимо, но когда заходил в речку, переходя с берега на берег, голову почему-то сжимало до боли как тисками...

 Вот так этому истинному послушнику, доброму воину Христову, пришлось вновь пройти по снегу три с половиной километра и семь раз перейти горную речку!..

— Да не ходи ты больше, не ходи к нему — к этому заблудшему наглецу! — с возмущением воскликнул пчеловод.

— Нет, — ответил больной, — меня старцы так не учили.

— А как же они учили?

— Мне заповедали: «Если придет к тебе брат и попросит помочь ему, отложи свое дело, какое бы оно ни было, и пойди помоги брату, и служи ему, как самому Христу». Вот так я и стараюсь поступать..."

   Хоть статья и получается очень длинной, что не в моих правилах, всё же я приведу ещё несколько примеров из жизни монахов Глинской пустыни.

СХИМОНАХ МАРК (†1893)
Кроме обязанностей старшего на мельнице, о. Мардария более 20-ти лет ежегодно назначали в г. Глухов, где он должен был безотлучно находиться в храме при Глинской явленно-чудотворной иконе Богородицы, которая пребывает в городе с 19 июля по 3 августа.

Такой почти непрерывный двухнедельный подвиг для старого монаха был нелегким, но его подкрепляли глубокая вера к Царице Небесной и вспомоществующая благодать Божия. Многие удивлялись безропотному терпению подвижника особенно потому, что все священноиноки и певчие чередовались между собою, а о. Мардарий оставался на своем послушании всегда один.

  Мало этого: ему еще приходилось обедать и ужинать урывками, не вместе с другими, а когда о нем вспомнят и пошлют кого-либо сменить только на время подкрепления пищей. Отец Мардарий довольствовался тем, что оставалось от братской трапезы. Иногда еще приходилось терпеть незаслуженные упреки за несвоевременный приход. Безропотный старец сносил все. «Прости Бога ради», – был его обычный ответ. Как виновный, он садился где-либо в стороне, чтобы не быть для других помехой, и торопливо утолял свой голод. Если за поздним приходом его, пищи от братского стола не оставалось, он ел один хлеб и скорее спешил на свой пост в храм к иконе Царицы Небесной. Случалось и так, что в суете о нем вовсе забывали и оставляли на целый день без пищи.

     Не только в пище, но и во сне о. Мардарию приходилось себе отказывать. Спал он обыкновенно в то время, когда Чудотворная икона была заперта в храме, что продолжалось 3–4 часа. Изнеможденный летами и подвигами, в 1892 г. о. Мардарий просил заменить его при иконе другим, но подходящего не нашли и его назначили уже в последний раз, ибо до следующего крестного хода в г. Глухов ему не пришлось дожить.

     Ну и последний пример из жизни Глинского монаха о. Евгения:

     Однажды, скот крестьян слободки Сеймских мельниц зашел в монастырский огород и причинил вред. Увидав это, рабочие загнали скотину во двор. Через час от общества пришел уполномоченный Иван М-ко, встретил о.`Евгения страшной бранью и хотел ударить в лицо. Отец Евгений смиренно поклонился ругателю и сказал: «Прости, брат, – я виноват», и велел выпустить скотину.

 М-ко поражен был поступком о. Евгения, пал на колени и со слезами просил прощения. Незлобивый монах простил его и сказал несколько слов на душевную пользу. С тех пор несколько лет, до самой смерти о. Евгения, этот крестьянин приходил за советом к «молодому монаху». Такова сила смирения, – она и врагов делает друзьями.
    
    Последний абзац из этого рассказа говорит о многом. Не ропот, высокомерие и себялюбие приводит нас к Богу. И не эти качества своего характера нужно нам хранить, оберегать и взращивать (об этом как раз позаботятся бесы),а приобретать смирение, через послушание. Кому? Всем, кто в тебе нуждается. Только через забвение своего Я мы сможем угодить Богу. И только смирившись, мы будем иметь такую молитву, которую всегда услышит Бог. Услышит и подаст просимое.



     Георгиевна


Рецензии
Да, Татьяна. Воистину мир полон чудес. Встречался с чудесам и сам.Говорят, что поскольку рождён 7 января. Кто знает? Предок был цыганом-кузнецом деревенским. А такие все с волшебством дело имею. Удачи и благополучия!

Владимир Брусенцев   19.01.2022 14:17     Заявить о нарушении
Спасибо большое за посещение и отзыв. Обязательно зайду познакомиться с Вашими чудесами, если подскажете где искать. Татьяна

Георгиевна   19.01.2022 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.