Зов творчества неодолимый

«Ты вот мне про телевидение напомнил, успех, мол, слава. Скажу по сердцу – чушь всё это, одно мельтешение. Как вор, я краду у жизни, у семьи – как они меня ещё терпят? – каждую минуту, лишь бы писать… писать и писать. Кисть, холст, краски – вот моя семья, моя жизнь, моя боль, мой столп судьбы и всё упование. Не сумел написать, день прошёл – мне лихо, я бешусь, потому что не ворочу то драгоценное время! Я готов, как распоследний бродяга, раб, молить, унижаться, просить небо – лишь бы стоять у холста и писать. Вот сказал бы Господь: «Подавай за это правую руку!» Отдам правую – буду левой писать. Левую возьмёт – ногой научусь, ногу возьмёт – в зубы возьму перо и всё равно буду писать, потому что нет сил вынести всю эту красоту…»
Я не случайно в начале статьи привёл эту большую цитату из рассказа Елены Якушевой «Последний двурог», который входит в книгу её стихотворных и прозаических произведений под общим названием «Растёт в тени чертополох». Её произносит в своей художественной мастерской Валентин Хомутенников – не главный персонаж из этого рассказа Елены Якушевой – состоявшийся живописец. И этот эмоциональный и искренний спич он адресует однокласснику Константину Зотову, заглянувшему к нему в гости. А Зотов свой живописный талант растратил в мелких житейских и семейных хлопотах, в увлечениях прекрасным полом, в алкогольных запоях… 
Эта цитата, на мой взгляд, характеризует творческое кредо самой Елены Николаевны Якушевой - автора уже четырёх изданных ею книг поэзии и прозы. Этот неодолимый творческий зов манит её в свои безбрежные объятия и помогает ей создавать изящные по форме и содержанию поэтические и прозаические произведения.  А ведь поначалу её судьба вполне удачно складывалась и без поэзии и прозы.
В 1984 году Елена Николаевна окончила Первый Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова и стала работать в Ногинске по специальности – сначала участковым терапевтом, затем врачом-функционалистом. Она вышла замуж, родила прелестную дочь Анастасию. Но на то он и зов, что пред ним иногда устоять невозможно. Елена Якушева поступает в Московский институт журналистики и литературного творчества и в 2003 году успешно его заканчивает. Затем следуют годы напряжённой работы в различных подмосковных СМИ, вступление Елены Якушевой в Союз журналистов России.
Я, как журналист, проработавший более сорока лет в различных газетных изданиях (начиная от совхозной многотиражки и кончая муниципальной газетой «Волхонка» Богородского городского округа) могу понять Елену Якушеву в том плане, что нудная газетная подёнщина иногда очень мешает литературному творчеству и отвлекает от реализации своих творческих планов и художественных замыслов. И мне вполне понятно решение Елены Якушевой расстаться с работой в СМИ и вернуться к полученной в мединституте специальности. Она стала преподавателем в Ногинском медицинском училище (ныне колледже) и всё своё свободное время старалась отдавать творчеству. И круг её творческой самоотдачи расширился до живописи и графики. В 2015 году в фойе редакции Ногинской муниципальной газеты «Волхонка» в течение двух месяцев с успехом экспонировалась выставка пленительных акварельных работ Елены Якушевой под тематическим названием «Дары». После ухода с преподавательской работы в Ногинском медицинском колледже на заслуженную пенсию, Елена Якушева также окончила в Москве специальные курсы по живописи и графике.   
  Первая книга рассказов и повестей Елены Якушевой под общим названием «Тихая улица» вышла в 2011 году в издательстве «Спутник+». Кстати, в Ногинске до сих пор на улице с таким названием стоят добротные деревянные двухэтажные дома, построенные для инженерного и приказного люда ещё в конце XIX-начале XX века во времена известного фабриканта глуховских мануфактур и мецената Арсения Морозова. В 2012 и в 2013 годах в этом же издательстве вышли в свет книги поэзии и прозы Елены Якушевой под названиями «Растёт в тени чертополох» и «Попугай». И вот в конце 2021 года в этом же издательстве издана четвёртая книга Елены Якушевой – роман под названием «Тень высокого старого дуба».
Презентация этой книги недавно состоялась на заседании Ногинского литературного объединения «Лира» в муниципальном Центре культуры и искусств. На ней автор кратко рассказала о работе над этим романом и искренне поблагодарила тех людей, которые ей помогали в этом многотрудном деле, включая мужа Олега и дочь Анастасию. Идея этого по сути исторического романа (его действие разворачивается с конца XIX века, кончается печальными событиями 1917 года, а в эпилоге читатели оказываются уже в нынешнем времени) зародилась у автора ещё четверть века назад, а работала Елена Николаевна над ним в течении 2017-2021 годов.
Пересказывать содержание художественных произведений – дело неблагодарное и, пожалуй, излишнее – их надо читать. Скажу лишь, что Елена Якушева обращается, как сказано в аннотации к роману, «к пластам ушедшего исторического бытия».  Главная героиня, скромная девушка, юная артистка Лидия Калитова выступает в провинциальном трактире и мечтает о столичных театральных подмостках. Жизнь сталкивает её с разнообразными персонажами, судьбы которых переплетаются с трагической судьбой России в предреволюционные годы начала XX века. Автор ненавязчиво пытается ответить на вечные вопросы, которые ставили ещё Герцен и Чернышевский: кто виноват и что делать? Однако в отличие от указанных революционных демократов и классиков XIX века, роман Елены Якушевой написан достаточно живым, увлекательным и я бы сказал даже живописным языком. 
Председатель Ногинского литературного объединения «Лира» Елена Глебова-Павлова, члены этого литературного объединения поэты и писатели Анатолий Алейчик, Сергей Кривенков, Николай Гладышев, Евгений Потехин, Нина Асрян, Надежда Трусова, Александр Вершков и другие задали автору немало вопросов. Эти вопросы, в основном, касались того, как и что двигало автором при написании этого романа, как и где она находит свободное время для создания столь объёмных прозаических произведений.  И ответы на эти вопросы, как мне кажется, можно найти в цитате, которая приведена в начале этой статьи.
На снимке: статья о выставке акварели Елены Якушевой в 2015 году в Ногинской муниципальной газете "Волхонка".
   
25.12.2001


Рецензии