Часть 1 - Чехословакия. Глава 3 - Сватовство и сва

   Словакия. Первая половина двадцатого века.

   Три недели пролетели как один день. Все было готово к встрече долгожданных гостей. Вычищенный, выбеленный дом сиял как новая копейка. Во всех уголках огромного хозяйства торжествовала идеальная чистота.
   Накануне Эвка приводила себя в порядок с особой тщательностью. Приняла ванну с настоем трав, имеющих особый запах. Так вымыла волосы, что при расчёсывании они блистали словно золотое руно. На прекрасное молодое тело нанесла маски из натуральных ингредиентов. Благо такого добра было вдоволь. Сделала маникюр и педикюр. Приготовила праздничный национальный наряд. Накрахмаленный и выглаженный он уже висел на вешалках в светлице красавицы-хозяйки.
   Приготовление праздничных угощений тоже началось загодя. А сегодня холодные закуски уже были расставлены на столе покрытом белоснежной, выбитой по краю скатертью. Салфетки, свёрнутые Эвкой в замысловатые фигурки, украшали сверкающие чистотой приборы для гостей. В печи томились горячие блюда. Согласно словацких традиций к сватанью было испечено много сладостей в виде пирожных, украшенных разноцветными кремами. Вся эта вкуснятина гордо красовалась в хрустальных вазах не только в центре огромного обеденного стола, но и на всех видных местах гостиной. Графины из цветного стекла, наполненные домашним вином главенствовали среди закусок.
   К усадьбе понемногу стали сходится жители деревни. Больше всего это были дети. Ведь они, как правило, самый свободный от дел народец любого села.
   Наконец-то вдалеке показался небольшой лёгкий фаэтон. Он проехал через всю деревню, прежде чем оказался у дома Габал. Марушка и Михал уже стояли в ожидании дорогих гостей, на просторном крыльце. Работники, торопясь, раздвигали широкие деревянные ворота. Возница фаэтона виртуозно направив лошадей в центр фермерской усадьбы, въехал на середину двора. Хозяева с улыбкой подошли к приехавшим. Пожимая руки и обнимаясь сваты приветствовали друг друга. Семья Новаков состояла из трёх человек. Ян старший - отец, Гелена - мать и Ян младший - сын, жених и будущий зять. Переговариваясь о неблизком пути и погоде все, гурьбой зашли в дом.
   Располагаясь в гостиной, прибывшие с любопытством оглядывались, желая увидеть виновницу торжества. Родители невесты, догадавшись, указали на дверь  Эвкиной светлицы.  Марушка, не мешкая, постучала к дочери и пригласила выйти к гостям. Дверь распахнулась, на пороге появилась наша героиня. Её вид и наряд ошеломили всех, даже родителей. Никогда ещё они не видели дочь такой красивой. Лучи весеннего солнца, сквозившие через огромные окна гостиной, пронизывали серо зелёные глаза девушки, сверкавшие словно бриллианты. Лицо оттенялось особой белизной гладкой, нежной кожи. Щёки пылали естественным румянцем. Слегка вздёрнутый нос сочетался с яркими губами в виде бантика. Волосы, уложенные на затылке в небольшую тугую корону, блестели как начищенное золото. Причёска красавицы венчалась накрахмаленным бантом. Эвка была одета в блузку кораллового цвета с короткими рукавами, так называемыми буфами, вышитыми атласными узорами в виде цветов. Тёмно изумрудное шерстяное болеро обхватывало красивую девическую грудь. Юбка плиссировка с широким атласным поясом такого же оттенка подчёркивала стройность фигуры и тончайшую талию молодицы. На ногах красовались, белые фильдеперсовые чулки Лайковые чёрные туфельки на каблучке, с серебряной пряжкой, завершали наряд избранницы.
   Всё это богатство подчёркивало природную девственность красоты девушки, излучая в её облике спокойствие и даже некоторую уверенность, что ещё больше поразило присутствующих. Ни капельки какого-то неловкого смущения или стеснения не было ни во взгляде, ни в движениях Эвки. Подойдя к гостям, она протянула руку всем по очереди. Без улыбки, но с довольным видом поприветствовала их простыми уважительными словами. И тогда все, как бы, по примеру избранницы, успокоились и присели по местам. Ян младший, однако, подошёл к суженой, извиняясь предложил ей пообщаться наедине. Эвка утвердительно кивнув, взяла его за руку и повела в небольшую, соседнюю гостиную.
   Оказавшись наедине они стояли и молча смотрели друг на друга. В глазах Эвки сверкали весёлые бесенята. А Ян как будто пронзал её спокойным и настойчивым взглядом.
- Как ты, Эвка? Согласна выйти за меня замуж? - тихо, но чётко спросил он.
- Согласна - чуть помедлив, не добавляя ни слова, не отводя глаз, отвечала молодица. Она была уверена в своём решении, так как самый первый взгляд на Яна стал определяющим. Увидев этого высокого, широкоплечего, стройного парня, с первых мгновений уже не сомневалась, что скажет «да». Девушка не влюбилась, нет, но ей всё очень нравилось в молодом человеке. И голос, и движения, и прекрасные вьющиеся тёмно-русые волосы. Красивое с высоким лбом и карими глазами лицо привлекало утончённостью образа. Небольшой, правильной формы нос и несколько тонкие губы лишь подчёркивали это. Маленькие тёмные, тщательно ухоженные, усики придавали мужественности и оттеняли светлый цвет кожи кавалера.
- Я возьму твои руки? - спросил Ян. И не дожидаясь ответа, взял маленькие прохладные ладони Эвки в свои. Они не были такими горячими как у Марэка, невольно сравнивала Эвка, но были сильными и нежными одновременно. Присев на мягкий диван молодые молчали, казалось, говорят только их глаза.
- Но ты же меня совсем не знаешь - наконец, произнёс Ян.
- А вдруг я злой и нехороший человек? - спросил он, растягивая слова.
- А ты тоже меня не знаешь - тихо, загадочно, отвечала Эвка. Они продолжали смотреть друг другу в глаза, не отводя взгляды ни на секунду. Ян стал крепче сжимать холодные ладошки девушки, как бы грея их.
- Я видел тебя и не раз - сказал он, наслаждаясь каждой секундой прикосновения к шёлковым пальцам красавицы.
- Видеть это не значит знать человека - отвечала Эвка, совершенно не ощущая дискомфорта от прикосновений Яна. Родители, иногда наблюдавшие молодых в широкий дверной проём, уже не сомневались, что те сладили. Ведь совершенно же не торопились вернуться ко всем и кажется вообще забыли обо всём на Свете.Габалы и Новаки старшие повеселели и стали вести беседу уже как новоиспечённые сваты. Темы разговоров начали больше касаться совместного будущего их детей. Марушка пошла сделать последние указания по поводу праздничного обеда. И когда наконец-то Эвка с Яном, подошли ко всем присутствующим, было решено начать обряд сватовства.
   Новаки пригласили мужчину-свата, который приехал вместе с ними как возница фаэтона. Одетый в национальный костюм для проведения сватовства он выглядел достаточно забавно, но внушительно. Хоть Новаки  по национальности и были чехами, а не словаками это не имело особого значения. Ведь в те времена, как впрочем и сейчас, традиции всех обрядов у этих народов всегда были и остаются очень схожими.
Пан Иржи, так звали возницу-свата, начал обряд. Родителей жениха вместе с ним усадили на почётные, заранее приготовленные места. Между присутствующими завязался разговор о погоде, о прошедшем сенокосе. Все участники должны были поддерживать такую беседу. Потом пан Иржи ловко перевёл разговор на тему хозяйствования родителей избранницы, задавая вопросы о том есть ли в их доме помощница. Называя Яна младшего”купцом”, он стал запрашивать хороший “товар” для него в лице Эвки. Всякими присказками и прибаутками нахваливая парня-молодца, перечислил все его достоинства. И такими же прибаутками в рифму стал выяснять достоинства товара-молодицы. Самым главным считалось, что девушка должна быть работящей. Здесь пан Иржи даже напевал песенку:
- Naco mi, naco tvoje pole, luky? (Зачем мне твои пашни и луга?)
- Ked nevedia robit tvoje biele ruky! (Если не умеют работать твои белые руки !)
Потом он плавно перешёл к теме о том, что купец согласен с выбором избранницы и спел:
- На руках тебя качали,
  Как тебя мне обещали...
   У всех поднялось настроение. Эвка вынесла приготовленный заранее красивый платок палантин и повязала Яну на плечи. А Ян подарил ей браслет и колье из богемского шлифованного стекла изумрудного цвета в серебряной оправе. Все с облегчением вздохнули. Официальная часть обряда была завершена можно наконец-то начинать веселится.
   Праздник прошёл весело без неожиданностей. Для ночлега и отдыха гостям подготовили комнаты. В них протопили камины, так как весной в домах ещё сыро и холодно. Согласно всем нормам словацкого гостеприимства в спальнях для гостей высились, заправленные двумя перинами с кучей подушек, постели. Одна перина использовалась как матрац, а другая служила одеялом, но обе были из лебяжьего пуха. Так же на постелях лежали тёплые ночные сорочки и пижамы с чепчиками и вязаными сапожками. Родители молодых разошлись по своим комнатам, готовясь ко сну. А Ян с Эвкой продолжали своё знакомство несмотря на позднее время. Они расположились на огромной летней веранде со сплошными стеклянными окнами. Там было довольно холодно, так как помещение не отапливалось.
   Молодые люди, укутавшись в один огромный из овечьей шерсти плед, сидели в полумраке. Из окон струился лунный свет. Было полнолуние, но мистическое освещение совсем не останавливало пару в их неспешной беседе. Ян от прикосновения своего плеча к плечу Эвки просто летал от счастья. Его долгожданная мечта наконец-то сбывалась. Девушка, в которую он был влюблён, не отказывала ему и дала согласие на брак. А ещё эти мгновения такой безобидной, казалось бы, близости возносили его чувствами к Небесам. Он млел от ощущения на своём лице дыхания любимой. Эвка же не была так восторженна, но всё что происходило между ней и Яном, не было ей противным, а наоборот нравилось. Она чувствовала и всей душой ощущала, что любима и желанна до бесконечности этим красивым, сильным парнем. И ещё поняла то, что какую любовь и заботу давал ей отец, такую же любовь и заботу ей даст и Ян. Они молча прижимались друг к другу. Но захмелевшего от любви парня иногда возвращали в реальность конкретные деловые вопросы Эвки. Она интересовалась их будущим. Где они будут жить, какое хозяйство планирует водить Ян, какой у них будет дом и т. д. Он с трудом, но всё же благодаря воспитанной в себе собранности, обстоятельно рассказывал о планах на их совместное будущее.
   Ещё с осени, не сомневаясь в своих чувствах и от всей души надеясь на милость Всевышнего насчёт благоволения Эвки к их браку, Ян обратился в вышестоящие инстанции своей службы. Он подал заявление о переводе его как лесника-егеря в другой заповедник. Это делалось для выполнения единственного условия, которое выдвинул Михал Габала. Условием было то, что при положительном исходе дела, молодые должны будут жить недалеко от деревни где проживали Габалы. Поэтому, не дожидаясь сватовства, Ян решил действовать на ускорение. Ведь перевод на другое место работы это очень непростая процедура, требующая длительного времени. Заявление было удовлетворено положительно. И его перевели лесником-егерем в лесничество, расположенное в Буковских Врхах в Лаборецкой Верховине. Недалеко, примерно в пятидесяти километрах по прямой, от деревни, где родилась и выросла Эвка. Там находились места, называемые из потон веку Полонинами.
   В настоящее время с 1997 года они получили статус национального парка. А в те времена это было просто лесничество. Где, на окраине рядом стоящей деревни, Яну выделили участок с большим ведомственным домом и хозяйственными постройками, для проживания и работы. Будущий жених, не мешкая, начал там всё обустраивать, чтобы привести молодую хозяйку в уже отремонтированный дом. Нанял рабочих на постройку новых коптилен. Ведь он был профессиональным охотником, знал все правила и сроки разрешённой охоты, поэтому имел некоторое в ней преимущество. Мясо, добываемое на охоте, становилось немалым подспорьем для достатка семьи лесника.  Об этом он сейчас и рассказывал Эвке. В душе Ян радовался, что его будущая супруга интересуется не только тем, как и где они будут жить, но и его профессиональными навыками. Ведь она расспрашивала обо всём подробно и внимательно слушая ответы, задавала ещё кучу дополнительных вопросов. Так в неспешной беседе они узнавали один об одном всё больше и больше. И как оказалось, не нашлось ничего такого, что хотя бы разочек разочаровало кого-то из них. Молодые чувствовали и понимали каждое слово, сказанное между ними. И обоим казалось, что знакомы сто лет. Это было здорово и сближало настолько, что не оставалось уже никаких сомнений в правильности выбора дальнейшей дороги жизни именно вдвоём. Ян летал от счастья, что не ошибся в своих ожиданиях. Хотя он изначально был так влюблён в Эвку, что, наверное, ничего бы не смогло изменить его намерений. И Эвка была очень довольна всем происходящим, но она тогда даже не могла себе представить насколько глубоко зашла в её душу эта безграничная любовь красавца и умницы Яна! Только спустя годы их совместной жизни к ней придёт понимание, что оставаться той Эвкой, какой она была, какой она родилась и выросла, сможет только с Яном, только пока он рядом с ней...
   На следующий день были решены все вопросы об ответном визите Габал к Новаковым А также о соблюдении важной традиции - обнародования сговора. Это означало, что в воскресенье в костёле, в присутствии всех односельчан будет трижды объявлено о будущей свадьбе Эвки с Яном. Так же было оговорено о дальнейших действиях обеих семей насчёт финансовых и хозяйственных дел по обустройству дальнейшей жизни молодой пары и проведения свадьбы. Родители обстоятельно обсудили заранее все вопросы приданного молодых. И так как семьи были почти одного достатка никаких размолвок не возникло.
Эвка и Ян наслаждались общением и знакомством друг с другом. В предстоящие чуть меньше половины года до самой свадьбы, они договорились о встречах и совместных выездах на ярмарки.
   Переночевав ещё одну ночь, гости ранним утром третьего дня уехали. Проводы были короткими, но весёлыми. А кой-кому совсем не хотелось расставаться. Да! Наши молодые, влюблённые герои, с первой секунды движения фаэтона начали отсчёт времени к желанной встрече.
   О будущей свадьбе Эвки с Яном и сроках её проведения сельчане узнали, как полагается, во время воскресной службы в костёле, при трёхкратном произнесении родителями молодых объявления о сговоре на свадьбу. Ведь готовится к такому торжеству должны будут не только виновники, а по сути все жители села. Согласно давних традиций свадьба в словацком селе - праздник для всех его жителей без исключения. Даже временному заезжему гостю на момент торжества, вменялось в обязанность поесть, попить и потанцевать вместе со всеми. Поэтому односельчанам надо было приготовить и подарок для молодых и наряд для себя. А так как жизнь в те времена являлась нелёгкой, то предстояло дополнительно всем и потрудиться. Готовился к этой свадьбе и, беззаветно влюблённый в Эвку, Марэк. Он немного грустил, что теперь не сможет каждый день видеть радость своего сердца. Но в то же время был счастлив от того, что его любимая выходит замуж за красивого, хорошего парня. Все говорили о том, как Ян влюблён в Эвку, какой он умный, почтительный и надёжный жених. Поэтому Марэк в душе радовался, что его любимая заимеет достойного мужа для дальнейшей счастливой жизни.
   Пролетело лето. Подошло время долгожданного события. Осень лучшее время для такого торжества. Закрома полны урожаями земли. Люди готовы радоваться окончанию тяжкой работы на полях и в садах. Эвка с Яном уже не мыслили жизни друг без друга. Свадьба и венчание наконец-то объединят их и душой и телом.
   Для подробного описания почти недельного празднества такого события понадобился бы размер ни одной главы текста данного повествования. Поэтому ограничусь тем, что коротко, в общих чертах расскажу как всё было.
   А было очень весело и красочно. И согласно, всё тех же неизменных во все века, словацких традиций. Это и несмолкающая игра весёлого музыкального квартета во главе со скрипкой. И бесконечные танцы парней с девушками в национальных костюмах. Был и свадебный большой калач, испечённый Эвкой, как невестой накануне. Были подарки крёстной матери невесты для жениха, утром в день свадьбы в виде рубахи, полотенца, стакана мёда и пера на шляпу. Было и свадебное дерево в виде ели, украшенное цветными лентами, флажками, печеньем и конфетами. Его, как правило, несли впереди свадебной процессии. Оно символизировало пожелание доброго пути в новую семейную жизнь. Одежда молодых также соблюдалась согласно традициям. Ян не должен был затягивать пояс своей свадебной одежды, чтобы роды жены, по всем приметам, не были тяжёлыми. А Эвка нижнюю юбку одела наизнанку, смазав кое-где мёдом. А за пазухой она должна была спрятать пучочек петрушки, хлеб и чеснок для защиты от нечистой силы.
На церковное венчание в костёл отправились двумя самостоятельными процессиями отдельно, согласно всё тех же вековых традиций словацкого народа. Назад все вернулись восвояси, так же отдельно. Эвка в дом родителей, а Ян в дом где они с Эвкой будут жить. Вечером, в день венчания, жених со своими друзьями снова прибыл к дому невесты, чтобы забрать её. Но там молодёжью села были устроены баррикады, которые надо было разобрать, получив скромные угощения. И вот наконец-то цель достигнута! Под звуки, несмолкающего деревенского, квартета молодой заходит в дом, заплатив немалый выкуп за невесту. В этот момент её мать, провожая дочь из родного гнезда навсегда, должна "отвесить" ей крепкую пощёчину. Чтобы свой характер та оставила родителям, а в дом к мужу шла кроткой овечкой. Марушка не представляла себе, как она выполнит это действо, и сильно переживала. Но делать нечего, все стали кричать: «Давайте мамочка, усмирите свою дочь! Пусть Эвка идёт кроткой овечкой в дом Яна!"Марушка подошла к улыбающейся Эвке в объятиях мужа и со слезами на глазах дала ей лёгонькую пощёчину. Быстрее похожую на поглаживание и тут же поцеловала дочь в щёку. Все стали возмущённо взывать, что это неправильно, что надо по-настоящему, как положено со всей силы, но тут на защиту встал Ян. И повернув Эвку лицом к себе сказал
- Нет, не надо! Спасибо, мама, хватит. Мне не нужна «овечка», я люблю свою жену такой какая она есть - он стал целовать Эвку и в лоб, и в глаза, и в губы лёгонькими поцелуями, нежно обнимая за талию. Все затихли, любуясь такой картиной любви и счастья. И всем тут же захотелось срочно выпить чарочку вина и запеть, что и было сделано незамедлительно. Далее все вместе стали собираться в обратный путь, к дому жениха. Дорога предстояла неблизкая. А пока фаэтоны и подводы с участниками двигались по селу, их останавливали группы холостой молодёжи, требуя выкуп за невесту. Яну и его дружкам приходилось раскошеливаться, иначе путь преграждался.
   Когда же вся процессия, прибыла на место к дому жениха, там её уже ждали родители парня с гостями. Невесту стали обсыпать зерном и дали задание почистить картофелину, чтобы увидеть насколько хороша будущая хозяйка.Эвка быстро справилась с поставленной задачей, под весёлые торжествующие крики сопровождающих её односельчан и благодарные поцелуи мужа. Потом был праздничный ужин. Все пели и веселились. От имени невесты подносились подарки родственникам жениха. А Ян одел на Эвку пояс верности с тремя ключами, подарил серебряное колечко и шапку с натурального лисьего меха. И всё это тоже было согласно всё тех же неизменных словацких традиций свадебных церемоний. В заключении праздника каждому подносился немалый кусочек огромного калача, испечённого Эвкой накануне свадьбы.

Продолжение в главе 4 - "Молодая семья пополняется".

 


Рецензии