Неизвестные Герои

                Бердиев  Солтан Магомедович.

С Солтаном Бердиевым, троюродным братом моего отца, я познакомился  в конце 80х годов. Отец сделал операцию в Черкесске, одновременно делал операцию  Солтан и они попали в одну палату. Кроме них в этой палате было ещё несколько человек, но ухаживающие были только за ними. За отцом ухаживали мой старший брат  и я, за Солтаном ухаживали его сын Хусей и племянник Кемал. Мы разбились по парам и сменялись через день. Кемал и я были вместе, и так как уж очень симпатичные в этом отделении были медсёстры, то мы постарались сделать так, чтобы один из нас мог быть свободным, а потом думали меняться. Но, не тут-то было, отец с Солтаном не дали, ни одному из нас такой возможности и наши большие планы были разрушены. Сейчас я пишу об этом и жалею не о разбитых наших планах, а о том, что имея возможность не спрашивали их обоих о их жизни, о войне и о том, что они интересного сделали в своё время.                Второй раз  я так и не встретился с Солтаном, но зато услышал о нём, когда приехал к травнику Барону Гарсиевичу Киндарову в Белгатой, который находится в Чечне. Дорога туда не дальняя, чуть меньше 300 км, но надо проехать несколько республик и соответственно немалое количество постов и проверок. В общем, мы приехали  припозднившись и только чудом могли  пройти осмотр Барона, а затем ещё большим чудом было получение лекарств выписанных Бароном на осмотре. Первое чудо нам помог сотворить парень из Ингушетии, он просто пропустил нас вперёд. Да поможет ему Всевышний Аллах во всех его начинаниях. Второе чудо случилось уже когда я был на приёме у Барона. Он спросил у меня фамилию,  а когда я назвал  её, он привстал и внимательно смотря на меня спросил, знаю ли я Солтана из Красного Кургана, когда я сказал, что он троюродный брат моего отца, он сказал, что выжил в ссылке в Казахстане только благодаря Солтану. Да что там я, сказал он, все наши которые были там, выжили только благодаря Солтану. И он рассказал мне, что они работали в селе Карабалта, на одном из комплексов по производству продуктов питания, на котором Солтан был начальником пожарно-сторожевой команды. Мы только приехали и все сильно голодали, многие погибли по дороге, от холода и голода, говорил он. И поэтому я постарался набить наружные карманы одежды продуктами. Увидев это Солтан, заставил меня вывернуть все карманы и не стал вызывать милицию, а просто отвёл в сторону и научил сделать в одежде небольшие внутренние кармашки, где все можно было не так заметно вынести. Да, это было намного меньше, чем я хотел вынести сам, но это было намного незаметней и это спасло много жизней моих близких и знакомых. Вот так спаслись от голодной смерти мы говорил он, и слёзы заблестели на его глазах. После этого я встретился с сыном Солтана и передал ему салам от Барона, судя по его реакции я понял, что он про этот и подобные случаи от отца не слышал. Солтан к тому времени уже скончался, сердце не выдержало. Вот тут я услышал о том как в октябре 1942 года Солтан со своими товарищами спасал генофонд карачаевской породы лошадей. Он был призван в ряды Красной Армии 1932 году, а в 1934 вернулся со службы и работал на Конезаводе №168. В 1940 был мобилизован РВК как военнообязанный, но оставлен на Конезаводе №168. В августе 1942 года, когда немцы приблизились к Кавказу, он был одним из тех, кто спасал табуны лошадей, перегоняя их под вражескими бомбардировками в Грузию. Во время перегона они должны были перейти через мост на реке Терек, но часовые не пропустили их и они были вынуждены несколько суток пасти лошадей недалеко от этого моста. Вечером некоторая часть табунщиков дезертировала, а Солтан был ранен в ногу одним из дезертиров, когда преследовал их и попытался остановить. На следующий день к ним подъехали несколько автомобилей и из одного из них вышел Семён Михайлович Будённый.Он осматривая фронтовую полосу был сильно удивлён большим количеством лошадей на ней и сам приехал проверить. Услышав четкий доклад Солтана, Будённый дал им два часа на прохождение по заминированному мосту, обнял Солтана, поблагодарил за хорошую службу и подарил ему саблю, сняв её с одного из своих адьютантов. В октябре 1942 года, доведя табуны в Грузию, в Сагареджейский район, ушёл на фронт. В мае 1943 года отозван с фронта (по национальному признаку).У него взяли подписку о неразглашении случая на мосту и конфисковали саблю. Случаи спасения Солтаном тех кто после высылки бедствовал и голодовал, после его смерти, его сын Хусей узнавал от самих спасённых и их детей. Солтан, будучи начальником сам участвовал в заготовке сахарной свеклы и ездил по районам Казахстана, услышав о бедствующих он привозил их на сахарный завод и устраивал на работу, где люди получали свой поёк. Немало людей всех национальностей были им так спасены. Возвратившись из Казахстана он до самой смерти работал на конезаводе №168, да собственно и погиб на работе в 90 годы. В один из праздников, он как ветеран присутствовал на собрании, где какие-то бестолковые гости, приехавшие из одной соседней республики, начали сомневаться в  том, что карачаевская лошадь существует как порода. На такие выпады, он как человек переживший  войну, несправедливую высылку, работавший на Конезаводе №168 почти всю жизнь ответил, что это он перегонял много тысяч голов лошадей Карачаевской породы и был одним из тех, кто сохранил эту породу для своих потомков и всех людей. После этих слов у него остановилось сердце, присутствующие, среди которых были и врачи, ничем помочь ему уже больше не смогли.
Вот так жил и погиб на своём посту Сын Карачая, представитель рода Бердиевых и просто настоящий человек!
Вот так спасался генофонд нашей знаменитой на весь мир Карачаевский породы лошадей!
К сожалению, до сих сельские и районные власти не увековечили этот подвиг и данные моего дяди Солтана отсутствуют на аллее славы. И это несмотря на неоднократные, многолетние обещания сельских властей. Прямо какой-то конзаводский треугольник, где пропадают безвозвратно обещания сельских властей. Потомки героя не должны выпрашивать увековечивания славы их отца и деда. Герой неоднократно при жизни сам заработал себе славу, но будучи настоящим человеком, скромно не требовал к себе возвышенного отношения. За время своей трудовой деятельности дядя Солтан был многократно поощрён наградами и благодарностями и ни разу не имел взысканий. Надеюсь в скором времени сельские власти увековечат славное имя моего дяди Солтана.
Что наконец и было сделано. Имя героя дяди Солтана увековечено на аллее славы.

Написано со слов Хусея Бердиева, моих личных встреч.
А также использована книга Малый Карачай в ХХ веке. Страницы 70, 86,87,244,513.


Рецензии