Без прошлого нет будущего
Тот, кто не помнит своего прошлого, не достоин будущего. (Птолемей)
Историческая истина — это победа русского народа в Великой Отечественной войне. Как можно в этом сомневаться? Как можно "подправлять" историю нашей страны?
Великая Отечественная война.
«Стратегические цели Гитлера, — указывал генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн, — покоились преимущественно на политическом и военно-экономическом соображениях. Это был в первую очередь захват Ленинграда, который он рассматривал как колыбель большевизма и который должен был принести ему одновременно и связь с финнами, и господство над Прибалтикой», захват столицы России- г. Москвы и одного из крупнейших городов- г.Киев. Киев являлся стратегически важным городом, через который армии групп «Центр» и «Юг» могли продвинуться вглубь страны.
В этих направлениях и были выдвинуты самые отборные войска вермахта.
Драматически складывалась ситуация вокруг Киева. Утром 11 сентября 1941 года 1-я танковая группа генерал-полковника Эвальда фон Клейста за первые 12 ч. прошли 70 км и в районе Ромны (200 км восточнее Киева) соединились с частями 2-й танковой группы генерал-полковника Хайнца Гудериана. Они осуществили самое крупное окружение за всю историю войн: в «Киевском котле» оказался весь Юго-Западный фронт РККА. В плен попало более 600 тыс. бойцов и командиров Красной армии. В ходе боя почти все чекисты погибли.
Ещё перед началом войны было принято решение организовать подполье в Киеве. По заданию партии в 1941 году Иван Данилович Кудря оставлен в оккупированном Киеве для организации и руководства разведывательно-диверсионными группами.
Характеристика (из госархива)
Иван Данилович Кудря (псевдоним «Максим») имел незаурядный ум, железную выдержку, стойкость, высочайшую преданность Родине, бдительность и самоотверженность.
Иван Данилович Кудря (7 июля 1912- 1942)рос без отца. Его родной отец, Даниил Васильевич Кудря, в 1914 году погиб на поле боя первой мировой войны. Мать осталась одна с тремя детьми на руках — близнецами Марком, Даниилом и младшим Иваном. Жили трудно, и Ивану пришлось батрачить у местных кулаков.
Как член ЦК ВЛКСМ, Иван был мобилизовал на педагогическую работу в числе трехтысячников. После окончания педагогических курсов в Херсоне его направили на работу заведующим Рогачинской начальной школой, где он проработал до 1932 года. Служил в пограничных войсках на одной из застав западной границы СССР. Окончил Военно-политическое училище, как один из лучших курсантов-выпускников рекомендован в 1938 году на работу в центральный аппарат внешней разведки.
Немцы вошли в Киев 19 сентября и стали занимать опустевшие здания на Крещатике. Комендатура облюбовала себе дом, где на первом этаже был известный магазин «Детский мир». Немецкий штаб занял огромную гостиницу «Континенталь». Дом врача превратился в Дом немецких офицеров. Всё было продуманно, чётко организовано.
На следующий день был объявлен первый приказ немецкого военного коменданта: «Всем гражданам города Киева и его окрестностей немедленно сдать в комендатуру огнестрельное оружие, приёмники и противогазы. За невыполнение — расстрел!».
В своей повести «Два года над пропастью» генерал-майор Виктор Дроздов, один из руководителей 4-го (диверсионного) Управления НКВД СССР, пишет: «24 сентября, когда склад уже был заполнен, в очередь встал плечистый коренастый мужчина лет сорока в простой рабочей одежде. Одним из последних вошёл он в глубь магазина «Детский мир», где было устроено хранилище. Он аккуратно поставил свой приёмник подальше от входа и ушёл. А когда наступил комендантский час и все жители Киева находились уже дома, в складе радиоприёмников раздался взрыв.
И тотчас же второй, ещё более мощный удар потряс воздух. Это сдетонировала взрывчатка, хранившаяся в соседнем здании. Здание взлетело на воздух. Под обломками погибли сотни гитлеровских офицеров, работников комендатуры и гестапо. Первый подарок Максима и его товарищей фашистским захватчикам был преподнесён».
Никому бы и в голову не пришло, что за внешне добродушным, всегда улыбающимся лицом скрывается хладнокровный отважный разведчик, руководитель киевского подполья, лейтенант госбезопасности Иван Данилович Кудря (оперативный псевдоним Максим). Именно группа Максима и провела в Киеве акцию возмездия, о чём в Москву ушла соответствующая радиограмма.
По свидетельству Анатолия Кузнецова, третий взрыв поднял на воздух дом напротив — с кафе-кондитерской, забитой горами противогазов, и расположенными там немецкими учреждениями. Вслед за этим взорвался кинотеатр «Старт» — как раз в тот момент, когда немецким солдатам показывали в нём хронику Wochenschau...
Взрывы раздавались с пугающей периодичностью в самых разных частях Крещатика, и в этой системе ничего нельзя было понять. В горы битого кирпича, обожжённые скелеты зданий превратились и прилегающие улицы— всего 940 крупных жилых и административных зданий.
Взлетел на воздух цирк, и его искорежённый купол взрывной волной перекинуло через улицу. Стояла сухая погода, и поэтому начался пожар, который можно было бы сравнить лишь с пожаром Москвы 1812 года. На верхних этажах и чердаках зданий было заготовлено много ящиков с бутылками с горючей смесью — город готовился к обороне. Время от времени эти ящики ухали с тяжёлым характерным звуком, обливая здания потоками огня.
Немцы метались, как в мышеловке. Они оцепили весь центр города и откуда-то самолётом срочно доставили длинные шланги, протянули их от самого Днепра через Пионерский парк и стали качать воду мощными насосами. Но вода до Крещатика не дошла: среди зарослей парка шланги кто-то перерезал...
Над центром города образовался огромный огненный смерч. Немцы не могли даже достать трупы своих погибших, они сгорали дотла. Время от времени в каком-нибудь доме с глухим грохотом рушились перекрытия или падала стена, и тогда в небо взлетало особенно много углей и факелов. По ночам город был залит красным светом, и это зарево виднелось за сотни километров.
Последствия были ужасающими. В начале октября Адольф Гитлер заявил (приказ № S.123 от 7 октября 1941 года), что «ни один немецкий солдат не должен вступать в Москву и Ленинград... Ленинград может быть заминирован, поэтому вводить туда войска нельзя...
Таким образом, благодаря действиям группы Максима Гитлер отказался от идеи взятия Ленинграда, что повлекло за собой срыв намерений противника повернуть основные силы группы армий «Север» для наступления на Москву, а это около 30% всех войск, выделенных верховным командованием сухопутных сил вермахта для проведения операции «Барбаросса». По этой же причине фюрер не рискнул разместить в Киеве свой рейхскомиссариат «Украина», спрятав его в расположенном среди лесов Ровно, куда в июне 1942 года прибыл разведывательно-диверсионный отряд «Победители», в составе которого под видом немецкого офицера Пауля Зиберта действовал Николай Кузнецов, впоследствии Герой Советского Союза.
Отряд «Победители», как и нелегальная киевская резидентура Максима, подчинялись 4-му Управлению НКВД СССР, которым руководил старший майор госбезопасности Павел Судоплатов. Помимо задач разведывательно-диверсионного характера перед группой Ивана Кудри был поставлен и ряд специальных заданий. В своих воспоминаниях Павел Анатольевич отмечает: «Группа должна была проникнуть в украинское националистическое подполье.
Иван Кудря расширяет свою деятельность. Он создает новые группы патриотов, ведущих активную борьбу с оккупантами. Принимаются по радио, печатаются и распространяются среди населения сведения Советского Информбюро о положении на фронте. Подпольщики проникают в административные учреждения оккупантов, даже в гестапо и органы армейской разведки фашистов. Гитлеровцы хорошо знали о существовании разведывательно-диверсионной организации, делали все, чтобы выследить и обезвредить ее, но это им не удавалось. Гитлеровские сыщики из «СС» были бессильны. С помощью полученных данных были осуществлены подрыв складов со снарядами и авиабомбами на Теличке, пожар на нефтехранилище на Соломенке, пуск под откос поездов, взрывы мостов, автомобилей и т.д
Максиму также удалось привлечь к сотрудничеству своего бывшего подследственного, петлюровца Тараса Семеновича по кличке Усатый, которого он лично допрашивал в 1940 году во Львове и затем отпустил. Теперь Усатый служил переводчиком в одном из подразделений немецкой полевой жандармерии, и через него проходили все заявления предателей разных мастей об оставшихся в городе коммунистах и комсомольцах. Именно от Усатого Максим узнал о строительстве сверхсекретного объекта в районе Винницы, куда немцы стягивали специальные строительные части Организации Тодта. За линию фронта поступает чрезвычайно ценная информация.
Иван собранные сведения записывал в обычную школьную тетрадку в линейку. Сейчас эта тетрадка в голубой обложке, найденная в одном из помещений киевского гестапо после освобождения Киева 6 ноября 1943 года, хранится в личном деле Ивана Кудри. Твёрдым и аккуратным почерком на её третьей странице написано: «Завербованы и переброшены в СССР немцами» — и далее 87 фамилий и адресов предателей и шпионов.
Летом 1942 года Иван Кудря был схвачен. Мария Груздова передала тетрадь его заместителю Дмитрию Соболеву. Последний дополнил записи кратким изложением обстоятельств гибели резидента и назвал имя предательницы. Предатель выдал фашистам «Максима» и его близких соратников за буханку хлеба и одежду расстрелянных евреев.
На внутренней стороне обложки тетради было написано: «Прошу советских патриотов хранить эти записи и, в случае моей гибели от рук врагов Родины — немецких фашистов, с приходом Красной Армии передать их соответствующим органам. За что я и наша Родина будут вам благодарны. Д. Соболев». Дмитрий Соболев (Сухоруков) был схвачен за два дня до освобождения Киева. Так тетрадь оказалась в гестапо, а затем в Москве. Практически никому из фигурантов «списка Кудри» не удалось избежать справедливого возмездия.
Иван Кудря погиб в гестаповских застенках не выдав ни одного из подпольщиков. Гестаповцы жестоко расправились и с его самыми близкими помощниками: актрисой Р.Н.Окипной, Е.А.Бремер, и др.. Раю и Женю расстреляли в урочище Бабий Яр 6 ноября 1942 года. Место и время казни Ивана Кудри неизвестны. Но созданная им организация продолжала действовать, наносить захватчикам ощутимые удары.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года капитану Ивану Кудре — чекисту, изменившему весь ход Великой Отечественной войны, — присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно).
Именно благодаря Виктору Александровичу Дроздову стала известна подлинная история Ивана Кудри и нелегальной киевской резидентуры Максима.
Награды Ивана Даниловича Кудри
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина (1965).
Фильмы
«Два года над пропастью», киностудия им. Довженко, 1966 год.
«По законам военного времени», StarMedia, 2016 год.
Вадимом Сабко написана пьеса «Киевская тетрадь».
Память
Марка СССР, 1990 год.
• 20 ноября 1990 года почтовое ведомство СССР выпустило в обращение серию из пяти почтовых марок работы художника Б. Илюхина, посвящённых советским разведчикам
(С. А. Ваупшасов, Р. И. Абель, К. Филби, И. Д. Кудря и К. Т. Молодый
• Именем И. Д. Кудри до 2019 года была названа улица в городе Киеве, в городе Борисполе, в посёлке городского типа Чаплинка Херсонской области;
3 сентября 2018 президент Украины П. А. Порошенко предложил г.Киеве переименовать улицу в имени Джона Маккейна. 4 апреля 2019 года Киевский городской совет проголосовал за это переименование
• Мемориальная доска на улице им. И. Кудри в городе Киеве.
• Именем И. Д. Кудри названа специализированная (языковая) школа № 181 в г. Киеве и там располагался музей, посвященный группе «Максима».
• Чаплинский аграрный лицей носит имя И. Д. Кудри, а возле главного корпуса лицея установлен памятник-бюст героя.
• Именем И. Д. Кудри было названо сельхозпредприятие села Хлебодаровка Чаплинского района Херсонской области, а в 1977 году здесь же установлен памятник;
• Его имя носит также Шевченковская общеобразовательная средняя школа Чаплинского района, а в центре села установлен памятник; теплоход с этим именем принадлежал Херсонскому пароходству.
• Памятник И. Д. Кудри возле школы, в селе Ревне, Бориспольский район, Киевской области.
Из сочинения дочери Элеоноры
Проходит год за годом. Многое меняется на земле, в стране, но неизменной остается память. Каждый человек, не участвовавший в войне, узнает о ней по-разному.
Однажды, когда мне было 6 лет, отец подвел меня к шкафу и достал оттуда небольшой справочник по Киеву. Он усадил меня на колени и открыл справочник на букву «К». Я хорошо помню, что он тогда сказал:
«Ты ещё маленькая, но запомни, что фамилия твоя легендарная и ею нужно гордиться». Затем он показал на одну из улиц и сказал, - прочти, что здесь написано.
Я прочитала, - улица имени Ивана Кудри.
Для меня это было так удивительно. И тогда отец рассказал, что мой двоюродный дедушка – Кудря Иван Данилович - герой Советского Союза, был руководителем Киевского подполья в период немецко-фашисткой оккупации. 8 мая 1965 год, в двадцатую годовщину великой победы, Указом Президиума Верховного Совета СССР И.Д.Кудре посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Потом отец достал книгу «Герои подполья» и, показывая фотографии, рассказал о подвиге деда – Ивана Даниловича Кудри и как он погиб.
Затем мой отец, Вадим Иванович Кудря замолчал. Теперь я понимаю, что ему было очень тяжело всё это вспоминать. Жизнь прадеда стала образцом силы духа, мужества, храбрости и героизма.
О Киевском подполье, о подвиге группы Макима Вадимом Сабко написана пьеса «Киевская тетрадь», и в 1966 году на киностудии имени Довженко был снят фильм «Два года над пропастью»- поэтому и нетрудно представить жизнь и борьбу деда за то, чтобы вот сейчас мы, внуки, могли жить в счастливой стране.
В моей семье очень интересные люди, которые создавали историю нашей страны. Мой пра..прапрадед Иван Кудря воевал в составе войска Б.Хмельницкого и принимал участие в воссоединение России с Украиной
Мой прадед Иван Иванович Кудря погиб в первую мировую войну.
Мой дядя Владимир Иванович Кудря разведчик, погиб в 1943 году.
Мой родной дедушка -Кудря Иван Иванович воевал в полку, который был в составе второго Украинского фронта. Он в марте-апреле 1945 года участвовал в стратегической Венской операции, в освобождении Венгрии, значительной части Чехословакии, восточного района Австрии и её столицы Вены. Шестого-одиннадцатого мая его полк принял участие в Пражской стратегической операции, в ходе которой завершился разгром германских вооруженных сил и была полностью освобождена Чехословакия.
Дед – Иван Ианович Кудря закончил войну в звании полковника членом штаба и имел множество наград за доблесть и героизм.
Тогда я даже не могла подумать, что один человек может получить столько наград: два ордена Отечественной войны, два ордена Красной звезды, Орден Красного знамени, двенадцать медалей за боевые заслуги, за отвагу, за победу над Берлином. В то время была просто гордость за то, что у меня такие героические деды.
Русские люди, в огромном большинстве, - патриоты.
Победа в Великой Отечественной войне подталкивает нас гордиться страной, как самой сильной державой и пока мы любим и гордимся, она будет оставаться нашим родным домом. Во время Великой Отечественной войны солдаты, как мои деды Иван Данилович Кудря – руководитель киевского подполья, герой Советского Союза, расстрелян в 1942 году, Владимир Иванович Кудря разведчик, погиб в 1943 году готовы были пожертвовать своей жизнью, лишь бы сохранить независимость России.
Да и сейчас в мирное, казалось бы время, приходится защищать границы России.
Сражения заканчиваются, а история вечна. Война в Афганистане, какие бы оценки ей не давали политики, является частью нашей истории, частью нашей семьи.
Мой отец Кудря Вадим Иванович служил в знаменитой Отдельной Арктической авиационной эскадрильи, которая обеспечивала пограничный контроль на побережье морей Северного Ледовитого океана и близлежащих островов в пределах двухсот километровой зоны. По просьбе афганских властей и чтобы не допустить диверсий на нашей границе Воркутинские экипажи были посланы в Афганистан.
В Афганистане папа работал военным радистом-стрелком. Необъявленная война длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная.
Я знаю, с кем папа был в Афганистане, что они до конца остались верными своему воинскому долгу перед Родиной
Вадим Иванович Кудря награжден четырьмя медалями «От благодарного Афганского народа»(ДРА), «Воину интернационалисту» (СССР), «За безупречную службу (от ФСБ)
Наша семья была в трауре, когда из очередного полета папа принес известие «Экипаж Сергея Киселева погиб». Мы жили с ним в одном доме, дружили семьями. Мой брат учился в школе в одном классе с его дочерью и даже сидел за одной партой с ней. Сергей Киселев посмертно награжден орденом Красной Звезды.
В Афгане у них было настоящее боевое братство, все знали, что если случится какая-то беда, будут спасать каждого любой ценой, не оставят в беде, погибнут, но помогут. Папа рассказывал, что только когда живешь в другой стране, четко понимаешь, как ты любишь свою Родину, как тебе дорого всё то, что связано с ней. Это чувство помогает в самые тяжелые минуты ощущать себя защищенным, нужным. «Нам поистине рады только у себя на Родине», -говорил он.
Я знаю, что экипаж папы очень дружный и, где бы они не были, всегда отдавали дань памяти погибшим. Они были истинными патриотами своей страны и беззаветно её любили.
И сейчас, я уверена, если нужно будет, то мы- современное поколение, тоже встанем на защиту своей Родины. Так было и так будет всегда. Родина у нас одна и если не мы, то кто её защитит. Я люблю свою Родину, свой город с его улицами с повседневной суетой и будничными заботами, с бабушками, сидящими на скамеечке, с детьми, играющими в песочнике. Я люблю свою страну, но любовь моя не слепа. Я вижу многое, что вызывает во мне боль и негодование.
Да, хватает еще у нас бездельников и просто нечистых на руку. Но не они олицетворяют наш народ.
Мой народ - это моя семья, учителя и друзья. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. Они - моя Родина и я её очень люблю.
На фотографии Иван Иванович Кудря с внуками: Виктором, Элечкой и Светланой.
(использованы материалы из личного архива семьи Кудря и документы госархива НКВД)
Свидетельство о публикации №222011100029