Наконец-то, на сайте Память народа я нашла папу!

      Накануне 9 мая 2020 году, а точнее 2 мая я сделала очередной запрос  на сайте «Память народа». Записала Погосов  Герасим (Гога) Макарович артиллерист, место рождения Дербент,  место призыва Баку» и отправила, скорее автоматически без надежды на то, что найду информацию. И вот что открылось:

Учетно-послужная картотека на имя
Погосов (Погасов) Герасим (Гога) Макарович.
Дата рождения: 13.06.1912
Место рождения: Дагестанская АССР, Дербентский р-н, г. Дербент
Дата поступления на службу: __.01.1935
Воинское звание: ст. техник-лейтенант
Наименование воиской части: 210 сд,1913 иптадн
Дата окончания службы: 30.01.1946
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 162
Номер ящика: 4
И еще две фотокарточки были. На первой папа худющий, только закончил военное училище в 1935г. На второй уже во время войны.
    
      После нескольких дней поиска, обнаружила что 210 сд- это стрелковая дивизия 36 армии, а  1913 иптадн- это 1913 истребительно-противотанковая артиллерийская бригада. Знала, что отец служил в Чите, с детства на слуху были фразы: Забайкалье, Дальневосточный фронт, Квантунская армия, пустыня, я решила поискать карту военных действий в тех местах. И вот эта карта. Ну а дальше вышел у меня такой рассказ.
     Вот и город Чита, куда после окончания артиллерийского училища в январе 1935 отец был отправлен на службу.
      Помню встречу с ним в палате больницы Семашко города Баку.  С трудом уговорила маму взять меня с собой в больницу, где смертельно больным он лежал в палате.  Помню, как вначале опешила в дверях и не знала к кому из троих больных подойти. Он позвал, и я пошла на родной голос. Помню, нашу короткую последнюю встречу. Папа, узнав, что я читаю «На Сопках Маньчжурии», посоветовал мне обратить внимание на встречу с барсом. Сказал, что там есть описание тех мест, где ему приходилось служить. Так и осталось в памяти красивое название Даурия, Забайкалье. Помню, что он говорил, как однажды зимой ему с напарником пришлось встретиться с тигром.
     - Странный был тигр, прошел своим бесшумным шагом мимо нас, а мы еще некоторое время стояли в оцепенение. Нож, который я вынул из голенища, приготовившись к схватке, не сразу смог разжать.
      - Он же мог вас загрызть,- в ужасе, почти шепотом,  сказала я.
     - Ну, мог! Да решил не связываться, - пошутил отец и попытался улыбнуться.
     Улыбка на исхудавшем пожелтевшем лице выглядела совсем не веселой. Помню, что в палате я с трудом сдерживала слезы, а на улице разревелась. Через пару дней папы у меня не стало.
     В старших классах (1965-66гг) в учебнике истории о войне с Японией был маленький параграф. И прошли мы его как- то быстро,    мимоходом.  Папы тогда уже не было в живых, спрашивать было некого.
     В нашей единственной комнате над столом висел абажур. Мама время от времени снимала белую шелковую ткань, чтоб постирать. По середине этой квадратной ткани был красный круг. Мама собственноручно вырезала отверстие и натягивала ткань на абажур. С улицы, вечером, когда мы включали свет, абажур был виден. Отец подружки, тоже фронтовик, как- то спросил ее:
     - Куда  ты собралась?
     - К подруге.
     – Это к той, у которой японский флаг висит?
    Так я узнала о флаге от подружки, что жила напротив нашего дома. Выходит детство мое и школьные годы прошли под папиным трофеем-японским флагом. На 9 мая папа доставал медали, начищал их и убирал в коробочку. О войне ни слова.
    
     Много позже, лет через тридцать, я узнала, что 9 мая был объявлен выходным днем в первый же год после Победы. Еще одной датой праздника Победы считался сентябрь 3. День, когда была побеждена милитаризированная Япония. Существует указ Президиума Верховного Совета СССР, от 2 сентября 1945 года, что 3 сентября также объявляется нерабочим праздничным днем. Таким образом, получается, что День Победы праздновали дважды в год всего три раза — в 1945, 1946 и 1947 году. Отменили празднование дня Победы 24 декабря 1947 года, когда вышло новое постановление Президиума Верховного Совета CCCP. День Победы над Японией сделали рабочим днем. Представить не трудно, как же было обидно фронтовикам.
    
     В мае 9ого, мама всегда готовила что-нибудь вкусненькое, в комнате было чисто, на столе белая скатерть. Несколько раз был у нас проездом из Еревана, дядя Жора Калашьян - муж маминой младшей сестры Марго. На столе всегда была одна лишняя стопочка с водкой и куском хлеба. Из нее никто не пил и хлеб тот не откусывал. Первый тост был за погибших товарищей. В такие минуты я не хотела идти в школу, тянула как могла, то галстук искала, то учебник. Хотелось послушать этих двух дорогих и любимых людей. А им было о чем, и о ком вспомнить. Но мама торопила и буквально выталкивала меня за дверь. Они и правда были красивы, с какой -то особой выправкой. Надо сказать, что и муж средней маминой сестры Татьяны, Захарян Александр тоже был на фронте. Вернулся без ноги. Он был очень спокойным, добрым, интересным человеком. Я любила с ним  общаться.
    
      После смерти папы, когда я встречала  пузатых офицеров, невольно сравнивала со своим папой. Как я любила ходить с папой в гости к его сестрам! Я и сейчас помню свою ладошку в его большой теплой руке. Помню, как оглядывались женщины, разглядывая моего папу. Его сапоги были всегда до блеска начищены, а шинель подпоясана широким ремнем.  Папа был красив! Я гордилась им. Он много читал и приучал меня к чтению. Советовал делать записи о прочитанном. А как он стихи читал! Любил Лермонтова. Учил меня декламировать. Интересовался моими успехами в студии ИЗО. Никогда он не говорил слово «нельзя». Это слово было маминым словом.  Он позволял мне листать его военный карманный словарь переводчика. Он научил меня любить читать словари, интересоваться значением слова. От него у меня любовь к истории и к языкам. А каким он был сказочником!  Как великолепно рассказывал перед сном младшей сестренке сказки, которые сам и сочинял.
      14 июня 1963 года он скончался от рака, пролежав дней десять в больнице. А до этого был тяжелый год. Боль его мучила. Врач, не понимая, что происходит, врач молоденькая, симпатичная и не опытная в один из приходов, назвала его симулянтом. Это было на моих глазах. Я вскочила из-за письменного стола и бросилась к папе с криком «мама». Мама была в кухне и появилась сразу в дверях. Подушка, которую папа швырнул в врача, попала в маму.
     - Уходите, вы злая!- закричала я одновременно заревев и обняв папу, пыталась удержать его не упасть.
     Мама проводила врача, а вернувшись, попыталась что-то сказать, я прервала ее, напомнив, что эта врач оскорбила папу. 
Мама прикрыла рот рукой и подняла подушку.
     - Вызови скорую, - попросил папа.
     Приехала скорая. Сделала укол. Предложили ехать в больницу.
     - Что делать, а? Ехать или нет?- спросил папа и посмотрел на меня.
     - Конечно, ехать. Там хорошие врачи, не то что эта. Они вылечат тебя,- ответила я, ничего не соображая, ни о чем не догадываясь в свои неполные 14 лет.
     Позже были такие минуты, когда мне казалось, что это я, я виновата, что он поехал в больницу, где фактически его и не пытались лечить. 14 июня 1963 года папы у меня не стало.
      Постановление о том, что 9 мая вновь объявляется праздничным днем, через два года вышло, в 1965 году, при Леониде Брежневе. Повзрослев, я стала понимать, что  это связано с личностью генсека. Брежнев любил пышные празднества, масштабные мероприятия и чествования.  У Брежнева был полный комплект наград, большинство наград он присвоил себе сам.
       До двадцатилетия Победы мой папа, участник войны, не дожил.
      Не успел купить себе ни пальто, ни  костюм, донашивал китель. Китель приталенный со стоечкой так ладно сидел на его красивой фигуре. Однажды, после смерти папы, через год я увидела китель на мужчине и побежала за ним с криком «па-а-па». Но опомнилась, поняв, что фигура не папина и походка ни его.
      
     Не успела я расспросить папу о той войне. Знала от тетушек, что в 1945 он был сильно контужен и лежал в госпиталях в Чите, а они его после войны два года искали и нашли. Там в госпитале за ним ухаживала армянская семья из Харбина. Его уговаривали ехать с ними, сватали единственную дочь. Но папа сказал, что у него есть сестры и он должен вернуться домой. А где этот дом, он не помнил, даже имя свое не мог вспомнить. Гогой назвался (так его- младшего и единственного брата сестры в семье звали)
     Как- то я спросила, почему он не женился, мы бы жили в Китае. Он так сочно смеялся и сказал, что тогда ни меня, ни сестренки, да и мамы нашей не было бы.
     - Ой, тогда,  ты молодец, что не женился, - долго не думая ляпнула я.
     Война на которой воевал отец так и осталась тайной для нас.

     2 мая 2020 года я обнаружила папину учетную карточку на сайте "Подвиг народа".  Кстати дата рождения 12 у папы, а там по старому стилю записана.  Покопавшись в Интернете, я узнала, что в 1918 в стране перешли на новый стиль. А  мы с сестрой помнили, что день рождение у него было 26 июня.
     Я начала искать информацию о боевых действиях в августе 1945.
                23 дня боевых действий.
      Кадровый офицер, артиллерист он с января 1935 служил в Забайкалье. Представить не трудно, как же он переживал, что не мог громить фашистов. Как-то я услышала разговор папы с соседом, дядей Колей Никогосян, тоже фронтовиком. Поняла, что просьбу об отправке на Западный фронт папа строчил и строчил, но ответ был один: «А кто будет сдерживать японцев!?»
     Сейчас, когда появились материалы о той войне, я пытаюсь найти хоть какую-нибудь информацию о 210 стрелковой дивизии. Служба была не спокойной. А уж с началом боевых действий на советско-германском фронте японские спецслужбы активизировали свою подрывную деятельность. Так, с 1941 по 1945 годы Забайкальским пограничным округом было задержано 506 нарушителей государственной границы, среди них совместно с военной контрразведкой выявлено 242 японских агента, прошедших длительную подготовку в японских военных миссиях в Маньчжурии. Только в 1944 году было зафиксировано 144 случая нарушения японскими войсками границы на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
      
     Смотрю на карту боевых действий. Август 1945. Вот он час «Х». В крайне сжатые сроки проводится в тайне перегруппировка на Дальний Восток. нескольких войск. Сформированы три фронта: 1-й и 2-й Дальневосточные и Забайкальский, с войсками которых должны были взаимодействовать 3 воздушные армии, 3 армии ПВО, силы Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской военной флотилии. Командующий войсками Забайкальского фронта Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский.  Могу представить, как части Забайкальского фронта шли из Читы и подошли к западным склонам, преодолев безводную пустыню Гоби, вышли в центральные районы Маньчжурии и, к 19-20 августа выполнили задачи Хингано-Мукденской наступательной операции
     Советские войска за 23 дня боевых действий нанесли японским вооруженным силам самое крупное во Второй мировой войне поражение с наиболее тяжёлыми для противника потерями – свыше 700 тыс. человек, в том числе около 84 тыс. погибшими и       свыше 640 тыс. пленными (из них 148 японских генерала). Цель была - разгромить японскую квантунскую армию, освободить Северо-восточную часть Китая (Маньчжурию), северную Корею и завершить вторую мировую войну.
      И цель была выполнена. Советские войска потеряли 12 тысяч человек.  Отец потерял многих друзей и лучшего друга- летчика, сам был контужен. Погибла его невеста, мед врач красавица золотоволосая голубоглазая Галина (фотография, к сожалению, не сохранилась. Скорее всего осталась в той коробке в аэропорту Баку, когда в 1988 мы вынуждены были покинуть дом, спасаясь от резни. Да что там фотография, могилу отца в спешке сравняли, как и все армянское кладбище  в Баку, «благородные азербайджанцы» торопились смести следы армянского населения)
   
     Сейчас Чанчунь – столица северо-восточной провинции Китая Цзилинь (Jilin). Его называют по-разному: зеленый город, город весны, автомобильный город, киногород, город науки и культуры, город скульптур. Чанчунь в течение 7 лет подряд завоёвывает в Китае звание «Самого счастливого города». А в период с 1932 по 1945 год Чанчунь был столицей марионеточного государства Маньчжоу-го под управлением Японии. В августе 1945 года город был взят советскими войсками.
      
     В самом центре Народной площади расположен 34-метровый памятник советским лётчикам, погибшим в августе 1945 при освобождении Китая от японских захватчиков; установлен в 1945 году на месте братской могилы наших воинов.  Мемориал выполнен в виде шпиля, на верхушке которого расположен старый военный самолёт. С двух сторон шпиля написаны имена и звания захороненных солдат. Возможно там есть и имя папиного друга-летчика. Возможно там же и покоятся кости Галины. Вечная слава героям, павшим в боях за честь и славу своей Родины!

               


Рецензии