Из Лайтойллера. Конкретно про Титаник

Кстати, по книге Лайтойллера до Титаника читателю ещё переть и переть.
И этого издания уже нет в интернете.
И потом там 1900 годом кончается только первая часть. Павел Несторович Путиловский и Борис Викторович Савинков справляют радостно новый год.

 WHITE STAR LINE

И так в год 1900 я, вооруженный листом-введением, полный решимости, появился по адресу 30 James Street, Liverpool, где находился офис замечательной White Star Line. В те дни было привычно ждать назначение встречи на протяжении полугода, так что, чувствуя себя очень действенным за то, что сделал такое большое дело, я исчез на несколько месяцев: каникулы, так сказать. К моему недовольству меня уже через неделю позвали в офис в Ливерпуль. Меня назначили на R.M.S. Medic, - на то время одни из пяти самых огромных лайнеров, которые открыли новую линию в Австралию. Я по идее должен быть польщен тем, что меня выбрали из многих кандидатов, но я скорее был в замешательстве, это впервые с тех пор, как мое снаряжение блуждало где-то на железной дороге (прим. переводчика: такое с ним случилось еще в Канаде), его я так себе и не вернул.
Управляющий сказал, что корабль отправляется через пару дней. Тут я выпалил:« Good Lord, у меня нет формы!» Его ответ был коротким, но точным: «Возьми достань» Я так и сделал, но отправился в Австралию меньше, чем с половиной от необходимого. Это же White Star Line, на то время для меня вершина моих амбиций.
Такое разительное отличие от того кораблей, которые занимались перевозкой скота. Здесь всюду царит чистота. Строгая дисциплина, но не надоедливость. Навигация, о которой до этого я не знал.
Очень скоро я привык к своей работе, она была мне по душе. Толпы пассажиров и все в таком духе. Я выдержал целый вояж, а потом предпочел подать заявление об уходе вместо оказаться уволенным! Несомненно, моя вина оставлять некоторые вещи недоделанными при все очевидности.
Мне больше нравились небольшие лодки, и это было частично забавой попадать от этого в неприятности. Я уже в звании четвертого офицера ( пятого уже не было) и еще четыре корабельных гардемарина взяли одну из лодок, оснастили всем необходимым и поплыли вокруг гавани. Это была самая изумительная гавань в целом мире, да и лодка была хорошая.
В один день мы плавали по бухте Rosecutter. Что бы уж как-то оправдать свои длинные прогулки, мы решили набрать песка, его использовали для чистки палуб как пемзу. И вот, стоя посередине гавани, на скале, Форт Денисон (Fort Dennison ) приобрел еще другое название - Pinchgut, из-за голодания, которому подвергались заключенные, которые держались в форту. Для защити всей гавани здесь находилось огромное оружие (пушка).
Мы шли с легки бризом, вполне наслаждаясь жизнью, и так с наветренной стороны попали мы в форт. Шлюпка, казалось, сама пристала к нему. Один парень по имени Ватсон, когда мы пробирались поближе, заметил это огромное оружие. «Какая прелесть! –пробормотал он, - Вот бы взять да стрельнут с него сред ночи! Чем бы его встряхнуть?» Я так себе оглянулся вокруг, и как говорят Yankeeland, запал. Как можно было удержаться от такого предложения. (прим. переводчика: а обратите внимание: предложение вроде и не было, было небрежное «А что бы было?» =))) а дальше вообще неподражаемо! ). И так: каждый поклялся хранить идею в секрете, а сама подготовка и воплощение плана заняла 6 недель, но оно того стоило. (прим.переводчика: верим! ).
Во-первых, где бы пороху достать, да так что бы избежать подозрений, поэтому надо было его доставать в маленьких количествах. Также надо был фитиль, мы продумывали тщательно и сколько нам понадобится денежных средств. Они то у нас были строго лимитированы. Нам подлежало еще пойти ночью в разведку, что бы узнать точно, какое это оружие, и возможно ли из него вообще стрелять. Для нашей цели мы конфисковали некоторые контейнеры из Cavill’s Baths, которое стояло на неком расстоянии от Domain.
Гавань Сиднея просто кишит акулами, так же как и вся Австралия. Так что перед купанием надо было установить специальные сети.
НравитсяПоказать список оценивших


Двое из нас оказались мудренее и отказались от нашей затеи. Так что осталось двое и я. И вот одной ночью притащили мы к этому известному месту все необходимое. Должно быть, наш светлый и мудрый Ангел-покровитель был всегда на чеку. Была абсолютная тишина, да и вода гладкая, как стекло, поэтому, что бы не бросаться в глаза, мы гребли очень тихо и не спеша. Хотя нам это не очень и мешало: мы хотели попасть туда – мы туда и попали. А именно взобрались на самый молниеотвод.
Платформа, на которой стояло оружие, представляла собой окружность, на которой, как предполагалось, должна была вращаться пушка. Пушка заряжалась через дуло, а вся конструкция весила порядком 20 тонн.
Я прогуливался вокруг перил кошачьей походкой, вдруг найду здесь что-то интересное, а тут смотрю, как на меня пялятся два глаза на расстоянии футов два из темноты. Инстинктивно я отдернул руку назад, а потом понял, что это мое отражение в стеклянных дверях, которые ведут к нижним ярусам форта.
Отверстие для пороха было чисто и в полнее рабочем состоянии с пробойником, спонжом и выбрасывателем в комплекте. Хотя последнее нас мало интересовало, потому что пригодилось только в случае повторного выстрела.
Если бы мы отправились домой и удачно завершили «одни огнестрельный салют», как позже скажут, мы бы смогли отдыхать в почестях. Завершив успешно наш обход, мы вернулись назад к громоотводу к нашим контейнерам и опять и к Cavill’s Baths. На все про все ушла целая ночь: с полночи к пяти утрам, и ни капельки трезвого ума.
Мы медленно засыпали порох, вставили фитиль, напихали еще кучу отходов хлопка в виде трех больших шариков. У нас было 14 пудов взрывного порошка, и примерно столько же зерна, понятное дело бывшего зерна, которое взрывалось медленнее.
Ну а изюминкой нашей шутки для артистичного финала был флаг буров.
Вся Англия была тогда в противостоянии бурам, хотя Австралия была вроде немного лояльней. Так повелось, что сердце австралийца более британское, чем сердце англичанина, особенно в вопросах ,что касаются родины.
Люди были просто помешаны на патриотизме.
И именно при таких условиях блеснула идея с флагом буров, взять и выставить его все на показ. Он конечно был сделан, но не из материи, которая обычно используется на кораблях, что бы не попасть под подозрение. В конечном итоге его склепали мы из полотна , которое используется в медицине и выкрасили в цвета буров. Все это делалось на протяжении дней за закрытыми дверями . И вот все было готово, можно было и рискнуть.
Мы наметили шлюпку, которую можно было изъять на несколько часов. И вот в одиннадцать вечера с трепетом мы отправились в путь. Мне была оказана честь нести 50 футов пороха на талии, а также емкость с порохом через плечо. Все это было спрятано под пальто. Разного рода лохмотья, которые тоже служили боеприпасами, были распределены поровну между всеми.
Трое прошлись по George Street, Sydney, что бы убедится, что на пути не попадется полисмена. Ведь нас запросто могли арестовать, а план провалился бы с треском.
Пронесло.
Мы сели в шлюпку, начали грести в сторону форта. Все шло, как по маслу. Я выкарабкался к пушке, впихнул в нее порох, потом туда засунули лохмотья и все остальное из контейнера, который впал в воду.
К нашему великому огорчению мы не могли приступить к делу, так как в гавани в это время непонятно почему проходил тренировку военный русский корабль. Пришла мысль взять возле Government Garden Gates один камень-валун, да так, что бы он влетел прямо на палубу этому занудному кораблю, возможно даже оставил след там. Так было бы куда забавней, но не суждено было.
Пришлось подождать немного ,что бы не попасться часовому караулу. По плану двое ребят должны были поднять флаг, а потом сразу занять места в лодке и быть на чеку.
НравитсяПоказать список оценивших
Марина Місячна
Марина Місячна 29 окт 2011 в 22:12
На эту операцию я позволили потратить три минуты.
Тем временем 50 футовый фитиль был вставлен в отверстие оружия. Когда все уже было засыпано, осталось подождать одну минуту, но казалась, что эта минута длилась целый час.
И вот этот великий момент настал. Я запали спичку, поджег конец фитиля, потушил спичку, вставил себе в зубы. А флаг то так трепетал на ветру, я метнулся на громоотвод, ибо Watson забыл прикрепить одни кусочек полотна. Он него я удачно избавился, потом метнулся к шлюпке. И тут я увидел ,что шлюпка до половины набралась воды: она слегка разбилась об скалу.
Выбора не было: фитиль догорал, нам надо было убираться. Я пригнул туда и греб, как угорелый. Двое парней были с Conway. Так что они тоже работали славно. Я снял с себя рубашку, запихнул ее в дыру и придерживал ногой, что бы вода не набиралась дальше.
В таком состоянии шлюпка просто не поддавалась, пришлось пришвартоваться к ближайшему берегу, затащить ее подальше от глаз, что бы она была в сохранности и спасать свои души.
Наш путь лежал через Domain, мимо Government Gardens, где Watson к превеликому его горю перецепился да сделал нормальный кувырок и приземлился на спину. Мы подобрали его и бежали дальше, дальше и дальше.
Мы через ворота пробрались в сад, а там сразу к причалу Circular. Тут мы остановились, что бы перевести дыхание. Конечно, хотелось узнать, все ли сработало: догорел ли фитиль, выстрелило ли оружие. Конечно, некоторые другие моменты, связанные с тем, что оружие может не выстрелить, меня волновали еще больше. Это могло быть большим разочарованием .но утешала мысль ,что зато все увидят флаг буров.
В и эту минуту вспыхнуло все небо. Каждый остановился. Было ли это орудие или нет? Скорее всего, нет, скорее всего, это большая молния.
Мы ждали и ждали.
Хотя ошибка. Этот как раскат грома, но это не гром.
Мы и прыгали и танцевали, подкинули шляпы высоко в воздух, пожимали друг другу руки в общем вели себя, как сумасшедшие. Мы сделали это! Наша шутка удалась!
Скоро до нас дошло, что ели будет вести себя так по идиотскому, будем привлекать только лишнее внимание. Надо было поторопится на борт. Нам повезло: пока рулевой ушёл сделать себе кофе, мы успели проскользнуть незамеченными. Удача нам сопутствовала: все вернулись в свои каюты абсолютно без лишних свидетелей.
Ох и смеялись же мы до конца нашего пребывания в Сиднее. Было тогда столько всякой шумихи, споров и обвинений в преступном деянии. Представить только чувства жителей ,когда они увидели, как флаг злейших врагов Британии, гордо развевался на ветру на самой главной крепости города. О! Это было нечто. Военные силы всю вину сбрасывали на военно-морской флот, те в свою очередь утверждали, что форт находится на ответственности военных.
Удалось раздобыть газету с официальным заявлением о случившемся, о том, как все сходили с ума просто. Хорошо, что о нашем присутствии они не догадывались.
НравитсяПоказать список оценивших
Марина Місячна
Марина Місячна 29 окт 2011 в 22:12
NEWSPAPER ACCOUNTS
ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ НА ФОРТЕ ДЕНИСОН
Странная история
Кто все-таки стрелял с пушки?
Полиция намерена провести тщательное расследования, что бы выяснить все, что произошло на форте Денисон в то утро. Пока власти не очень многословны по поводу этого инцидента, хотя с того, что известно можно заключить, что это была чья-то шутка, либо выходка тех, кто настроен на поддержку буров. Полиция вся занята поиском объяснений тому, что случилось.
Как только пробило час ночи на часах Post Office ( почты), прозвучал выстрел, так что некоторые стекла на окнах просто разбились на куски и сработало красное освещение сигнализации. Как такое случилось, никто не знает. На башне несколько образцов устаревшего оружие, так что возможно, что одно просто вышло из строя и взорвалось. Но более того, в это самое утро был обнаружен флаг буров на башне. Но этого никто не отвергал, а официальное общество заявляет, что «ничего и знать не знают об этом». Тот, кому было поручено осмотреть место происшествия, заявил .что причиной взрыва действительно была пушка. Но «это еще надо будет подтвердить».
The Daily Telegraph, Sydney Australia, October 11, 1900, p.7

THE MILITARY INQUIRY
COLONEL ROBERTS EXAMINED
Кто стрелял с пушки?
Комитет законодательной ассамблеи настаивает на тщательно расследовании инцидента, которое поручено провести военные властям. Mr. Sleath, M.L.A. presiding. Colonel Roberts, C.M.G., Military Secretary, намерены провести повторную экспертизу.
Во время заседания председатель спросил Colonel Roberts, есть ли какое-нибудь объяснение всему.
Colonel Roberts:: Почему и что произошло?
Mr. Sleath: Обнаружили ли что-то военные?
Colonel Roberts: Нет. Что случилось?
Mr. Cook: Что случилось с Jones? А что произошло с оружием в жто время?
Mr. Sleath: Пушка выстрелила
Colonel Roberts: Это была шутка?
Mr. Sleath: Вы не в состоянии дать точное объяснение.
Colonel Roberts: Нет. Что и как случилось?
Mr. Sleath потом прочитал вырезки с газет о выстреле в форте Denison рано утром. Colonel Roberts сказал, что Fort Denison не находится под управлением его департамента, потому что его контролирует флот.
Mr. Sleath: Тогда Captain Hixson должен найти объяснение всему?
Colonel Roberts: Да, он должен будет.
Patrick Stenson. Titanic Voyager: The Odyssey of C.H. Lightoller. Halsgrove, Endurance Productions, 1998. The newspaper source cannot be identified.
“THE WEEK
City and Suburban Brevities
A gun was fired on Fort Denison (Pinchgut), in Sydney Harbour last week, apparently by some practical joker. The man who loaded and fired the gun must have climbed up the lightning-conductor. Police are investigating the matter.”
Выстрел форте Денисон – чья-то шутка. Тот, кто затеял ее , выбрался на громоотвод и спровоцировал взрыв. Милиция в стадии следствия.
The Sydney Mail, October 20, 1900.
Всем этим глубоко были озабочены и в законодательной ассамблее.
“Mr. SLEATH: Я хочу спросить министра обороны, насколько его внимание привлекло то, что пишут по поводу взрыва в форте Денисов 3.30, а также появление флага буров. Возможно, уважаемый джентльмен расскажет, как долго было заряжено оружие в форте и есть ли оно заряженным сейчас?
Mr. SEE. Я пока не обращал внимания на то, что пишут в газетах, но думаю, что ответ на этот вопрос появится уже на следующее утро.
НравитсяПоказать список оценивших

ГЛАВА 28, КАК МОРЯКИ ПРИХОДЯТ НА ЧАЙ


Глава 28.ALMOST A PENALTY или как моряки ходят на чай! =)
Марина Місячна
Марина Місячна 1 ноя 2011 в 18:18
Пока что я не понимал всю величину несправедливости, пока мене все не разъяснили. И как бы мне не хотелось признавать, но кто-то из моих коллег сам сдал меня, да так, что весть дошло аж к 30 James Street, Liverpool. Там о офисе у них не было другого выхода, как взять во внимание все заявления под видом »создающих угрозу безопасности жизни корабельных рядовых» (“endangering the Midshipmen’s lives.”). Одно дело ,второе, третье было сделано, но лучше бы сделано не было. И я решил написать заявление об отставке раньше ,чем меня уволят они сами. И так могла закончиться моя короткая карьера в Белой Звезде. Но не тут то было.
Морской начальник, старый добрый Daddy Hewitt, поставил меня на дорожку перед собой да вычитал так ,что вовек не забудется; но перед тем, как объявить окончательное решение он настоял на том, что бы ему все подробно рассказал. А что мне делать, раз судьба предопределена, я взял да рассказал все, как было без утаивания и приукрашивания фактов. Полагаю, под конец я сам немного пришел в восторг, так как начальник немного потирал свою серую бороду рукой – на это я мало внимания обратил- а под конец , как только я закончил, да как разразился он смехом. И тут мое печально настроение как взлетело наверх: «да все не так плохо, раз ему смешно»- подумал я. Тут он взял мое заявление об уходе ,которое все время лежало перед ним, да разорвал его на две части: «Иди, давай отсюда, - сказал он- обратно на борт своего корабля».
Меня забрали с австралийских линий, так было лучше, пока все не утихнет. Это своего рода некое повешение перейти на атлантические линии. Но перед тем, как закончить с Австралией, надо сказать немного и гостеприимности австралийцев.
Та самая команда из тех ребят и я слонялись по бухте Rosecutter. Мы решили взобраться на скалы, половить ящериц, крабов, да всего такого, и тут я вспомнил, что забыл свои часы в лодке, таким образом я и еще одни доброволец пошли спускаться назад. Двое других, Ватсон конечно среди них пошли дальше. Roach и я сидели на планшире шлюпки, свесив ноги в воду, с полчаса или где-то так. Как тут ни с его ни с того слышим крики от Watson and Freke, которые так отчаянно спешили спустится вниз , а за ними в след бежали двое мужчин. Мы развернули шлюпку и стали ждать, пока в нее залезут Watson and Freke . Когда те двое мужчин увидели наш маневр, они остановились, а мы все вместе начали отгребать вон.
Эти двое, Watson and Freke, были в судорожном смехе, и могли с трудом объяснить, когда и их с надоедливой настойчивостью спрашивал, чего они уже натворили. Если уж кто-то что-то натворил. Так там явно обошлось не без Ватсона. Его история началась с того, что они решили вернуться назад к лодке, как увидели изгородь, которая стояла почти на краю. А в изгороди были ворота. Можно было альтернативным путем пройти сквозь ворота, а там, как оказалось, через сад. Они ж зашли туда, а тропинка привела их к домику. Вокруг домика была пристроена веранда, большая такая. А на веранде был чайный столик, чай подан, а на столике стояли разного рода тортики, фрукты и все такое, против которого не может устоять голодное сердце моряка. Просто с немыслимой наглостью, Ватсон уселся поудобнее в стул и пригласил Freke попить с ним чаю. Freke не мог отказаться, присел, да с хорошим аппетитом начали поглощать все, что видели. И посреди их пиршества, Ватсон, который сидел лицом к столовой, увидел чьи-то тени: дама и еще двое джентльменов стояли и наблюдали за их пиршеством. “Cave!” (прим.переводчика: разрешите перевести этот восклик, как «Бля!» ибо это подходит на все сто) –крикнул Ватсон, и давай удирать оттуда. Двое джентльменов, которые как потом оказалось, были отец и сын, выбежали за ними и кричали остановиться. «Ага, щас! Мы и не собирались этого делать» утверждал Ватсон.
1
НравитсяПоказать список оценивших
Марина Місячна
Марина Місячна 1 ноя 2011 в 18:18
«Конечно,- ответил я- абсолютно не вовремя».
Но вот то незадача: эти двое не забыли ни штанов, ни рубашки, но они оставили свои кепки там. По этим кепкам легко можно было узнать, что они были именно с Medic. Я решил, что лучшим выходом будет как можно скорее, и именно на следующий день, пойти и извиниться, пока это можно было списать на шутку, а не на нахальный поступок.
И вот на следующий день мы вернулись на тоже место. Меня соответственно умоли эти двое пойти и раздобыть для них мир.
Я пошел, постучал, дверь открыли приятная дама. И я начал свою речь: « Я пришел извиниться за вчерашнее возмутительное поведение тех двух моряков (midshipmen если в оригинал)». И вот настоящий австралийский менталитет.
«Да что вы! Я сразу подумала, что эти двое с Medic. Меня так позабавила их выходка. Мы же звали их назад, хотели, что бы они присоединились к нам на чай, но они не захотели».
«Нет, мадам, мне они сказали, что они просто не остановились. Понимаете, они не привыкли к вашим австралийским нравам. У нас в Англии такое вряд ли посчитали бы шуткой.»
ничто не могло удовлетворить эту даму, кроме того, что бы я позвали этих двух, она же так хотела угостить их чаем. Какая хорошая дама.
Я вернулся назад, сделал соответствующее выражение лица, мол ничто, кроме их личного присутствия и личных извинений не сможет загладить дело. «давайте. Постарайтесь проявить все свое очарование» .Теперь на эту парочку печально было смотреть. Ох, какое удивление было у них на лицах, когда Mrs. Penrose, с ее доброй душой, чуть ли не по-матерински встретила их с объятиями. Она их накормила всем, чем только могла, даже слишком хорошо, как для них. С того времени ее дом был всегда открыт для каждого офицера, а особенно для простого моряка. Вечеринки и пикники, на воде и на берегу, как же хорошо мы провели оставшееся время в Сиднее, и как не хотелось его покидать.

Бедный Ватсон!
Когда в Cape Town, мы оба пытались присоединиться к S.A. Light Horse. Но ни капельки помощи. Мы пытались сделать все, что могли, что бы Белая Звезда дала на это согласие. Мы вернулись домой, можно сказать, в пик войны, исход которой мне казалось предопределен. Я понимал, как сильно я привязался к морю, да и к компании, так что старался сделать все, как можно с лучшим исходом. Ватсон был моложе и он вернулся назад – и остался там. Он был убит в военных действиях на Tugela River.

глава тридцатая. Титаник уходит под воду
Александру Аникину


Глава 30. Потеря Титаника

С Океаника как первый офицер я был назначен на Титаник как первый, и три довольных парня взяли направление в Белфаст, прямо к Титанику. Мердок, главный офицер, его скромность, первый и Деви Блер, второй офицер. Капитан Эдвард Джон Смит , капитан 1-го ранга компании, прибыл немного позже. Капитан Смит ил «Э. Дж» был хорошо известен в корабельных кругах. Высокий, с усами, широкоплечий. С первого взгляда на него вы бы подумали про себя: «Да это же типичный западный океанский капитан», « Готов поспорить, что него же наверное голос, как у морской сирены». Хотя на самом деле, у него был приятный тихий голос и постоянная улыбка на лице. Тем не менее разговаривать на тоне, выше разговорного, он тоже мог; я сам слышал, как он командовал на повышенных тонах в случае необходимости. Для многих он был фаворитом, и каждый офицер отдаст свое предпочтение плавать в его команде. Я проработал с ним довольно много лет, на почтовых кораблях, в основном на Маджестеке, и это было познание тонкостей управление кораблем, как например, пройти сквозь сложный канал на полной скорости в Нью-Йорке. Один нехороший угол, называемый South-West Spit, когда во время приплыва нам приходилось менять направление, и как следует рассчитывать необходимое нам расстояние.

Некоторое время ранее «Э. Дж» командовал Олимпиком, начиная с его ввода в эксплуатацию. Мердок также пришел с Олимпика, а я и Блер были назначены с Океаника.

Сложно было передать размеры такого корабля, как Титаник, когда ты мог просто гулять по палубах и разного вида проходам, наматывая мили. Хоть я и был хорошо знаком с каждым видом кораблей на то время, начиная с линкоров и заканчивая баржами, но мне понадобилось дней 14, что бы с уверенностью найти самый короткий путь с одного места корабля на другое. Примеров больших размеров корабля служили огромные проходные двери на правом борту, через которые мог пройти конь с повозкой. Трое других офицеров, которые присоединились к нам позже, потратили целый день, что бы найти их =))). Несомненно, с помощью плана все рамного проще, но моряки не носят его с собой в кармане, они должны носить все это в своей голове, а в случае непредвиденного случая , такого как пожар, должны будут добраться туда, куда им надо полагаясь только на инстинкт, и больше того без шанса потеряться или сбиться с пути.

Касательно пожарной безопасности, современное оборудование корабля позволяет снизить эту опасность к минимуму. Я говорю это вопреки тому, что недавно не менее трех новых лайнеров были охвачены пламенем. Главным образом система следующая: близко к мостику расположена станция огнебезопасности (Master Fire Station), где пожарник стоит на вахне круглосуточно, не отходя дальше, чем на 6 футов от дверей станции. В этой уютной кабине он окружен разными инструментами и оборудовинием, которые держать его на связи с вспомогательной Master Fire Station, которая разполагается на командующих позициях по всему кораблю. Перед ним находится склянной герметичный контейнер (glass fronted air tight case ), в котором размещены трубки, обеспечивающие связь со всеми вспомогательными станциями ( аналог телефона). Связь происходит благодаря потоку воздуха, который попадает в контейнер. Так как воздух проходит сквозь трубку, он сталкивается с волокном, аналогичному оловянной фольге, получается вибрация. Если же другой конец этой трубки оказется заблокированным, или же заложенным каким-то неосознанным приколистом, это волокно в сию минуту окажется неподвижным.
НравитсяПоказать список оценивших
Марина Місячна
Марина Місячна 25 сен 2011 в 15:05
Или же если кто-нибудь закурит возле трубки, дым сигареты может стать причиной ложного сигнала. Если же дым будет увеличиваться, пока не достигнет схожества с «клубком шерсти», то это несомненно привлечет внимание пожарника на дежурстве. Дальше пожарник должен будет убедиться или это дым табака, или что-то более угрожающее. Скорее всего, он придет к выводу, что кто-то курит возле трубки, и скоро это пройдет; или же будет проще позвонить туда и спросить, вежливо или не очень, что там у них возле станции твориться. Если же это брошенный просто окурок на ковер, надо будет устранить эту оплошность и на этом их связь закончится.

Пожарные рукава всегда были на полной готовности прикреплены к гидрантам. Поэтому в случае реальной опасности, если где-то возникнет пожар, центральная станция узнает об этом в считанные секунды , сигнал дойдет до соответствующего подразделения, которое прибудет на место происшествия через три минуты со всем необходимым: ведрами, рукавами и одеялами ( противопожарными! ).

И трудно представить, как с такой системой огонь может погубить корабль, к примеру, как Atlantique, при этом не быть вовремя замеченным. Следует признать, что не будет на борту пассажиров, пока все элементарные меры пожарной предосторожности не будут введены в действие. В Европе все было по-другому: пока корабль строился, меры пожарной безопасности должны были обязательно присутствовать еще до выхода в море; в любом случае так было на верфях Великобритании, я полагаю. Что наши германские коллеги немного от нас отставали в этом вопросе.

Но вернемся к Титанику. Введение нового корабля в эксплуатацию в лучшем случае довольно странная работа. Что касается Титаника, так это были дни и ночи работы, организовать здесь, получить запасы разного рода там, распределить обязанности, проверить и протестировать разные приборы, проверить производителей сотни и одного инструмента на наличие сертификатов, и куча другой увлекательно работы =). Мне выпало удовольствие заниматься всеми навигационными инструментами, да еще и пожарными рукавами и оружием, что бы уж не оказалось мало.

Хотя все это, как стало ясно позже, было скорее как своего рода украшение на современном лайнере.

Револьверы, обрезы, штыки в Торговом сервисе были в излишестве. Человек при этом всем руководился принятыми правилами дисциплины , такта, личного опыта и здравого смысла. На это у нас не было Королевского регламента, да оно и не нужно было, то же касалось и оружия, за исключением редких случаев. Как это ни странно, как раз Титаник и показал единственный случай в море ,когда оружие было роздано для того, что бы влиять на толпу, чего обычно не делалось британцами никогда.

После ходовых испытаний мы взяли курс прямо на Саутгемптон. Каждый на борту знал, что этот корабль должен был произвести целую сенсацию, которой никогда не было раньше в кругах кораблестроения Великобритании. Это был первый корабль, оснащенный тремя гребными винтами ( прим. Переводчика: такая система используется очень редко, точенее сказать только теоретически), а в движение которого приводили маломощные турбины. Для маневров использовались два винта, но уже за пределами берега пар с цилиндров с низким давлением попадал в турбины, что несомненно давали прекрасную скорость.
НравитсяПоказать список оценивших
Марина Місячна
Марина Місячна 25 сен 2011 в 15:05
К превеликому сожалению, уже в Саутгемптоне произошла перемена в офицерском составе. Светлое руководство компании сочло хорошей затеей на время первого рейса на Титаник поставить старшим офицером на Титаник старшего офицера Олимпика, который на это время оказался не на Олимпике, ибо его опыт , возможно, был бы полезен на Титанике. Эта сомнительная политика сделала из Мэрдока первого офицерва, а меня привела немного в замешательство, что произвело к небольшому замешательству среди офицеров высшего ранга.
Итак Мердок с старшего офицера принял обязанности первого офицера (по сути дела мои ), я взял на себя обязанности Блэра как второго офицера, а сам Блэр, к его счастью, остался на берегу. Другие офицеры остались без изменений. Однако на протяжении нескольких дней в Саутгемптоне каждый знакомился с его должностью и обязанностями. Правление торговли занималось осмотром и т.д. спасательные шлюпки и спасательные принадлежности проверялись и тестировались. «Фейерверки» (сигнальные ракеты, голубая лампа и все такое) также подлежали проверке. Все это и еще сто и одна мелочь, относящаяся к замечательным Атлантическим лайнерам, готовилась к морскому путешествию. Будучи новым кораблем, а заодно и самым большим в мире, все эти меры проводились ещ1 с большей тщательностью, чем обычно. Экспедитор The Board of Trade, капитан Clark, был в свое время одним из лучших в Южной Англии. Много маленьких деталей, которые пропустили бы другие , были в центре внимание Кларка еще в большей степени строгости. Он должен был видит все, проверить лично каждую деталь, подлежащую осмотру.

И вот пришел день отплытия, и с начала до конца корабль напоминал гнездо пчел, такою бала схожесть роя с толпой .

И вот этот час настал, хаос приготовлений уступил место порядку. Пробил час закрытия входных дверей, тросы были отпущены и буксиры взялись за свое дело.

И Титаник ушел на дно.

Александру Аникину

ГЛАВА 35.



Каждый, кто искал себе спасение на перевернутой шлюпке, должны считать чудом то, что они выжили. Если же человеческая выносливость достигала своих пределов, так это было в те долгие часы, когда мы подвергались воздействию температуры ниже нуля, в мокрых одеждах и стоя неподвижно на месте. Так большинство и стояло пока не появились первые лучи рассвета как подтверждение тому, что надежда на жизнь все еще есть.

С каждым часом отделения шлюпки заполнялись водой, благодаря тому, как ее удачно сбросили с крыши офицерских кают на палубу с треском.

А холодная вода медленно, но верно подкашивала наши ноги.

Некоторые тихо теряли сознание, падали в воду и сползали за борт. На гладком дне шлюпки не было ничего такого, за что можно было им ухватится. Никто из нас не был в состоянии оказать помощь, ведь мысль о том, что слабое колебание может раскатать шлюпку, делала это невозможным.

Только благодаря тому, что мы сбивались в группку, помогло дождаться помощи, а не причислить еще больше жертв к катастрофе.

Другая вещь, а именно если море вдруг станет неспокойным, это могло стать концом для нас всех. И поэтому когда я чувствовал, что шлюпка под ногами клонится в одну сторону или в другую, я командовал: « Наклоняемся вправо», «Стоим ровно» или «Наклоняемся влево».

Таким образом, мы умудрились поддерживать точку опоры на шлюпке, которая уже прилично находилась под водой.

Мы знали, что корабль спешит на помощь, хотя наши шансы таким образом поддерживать баланс пока кто-то подберет нас, были очень слабые. Радист, который стоял возле меня, докладывал, что разные корабли услышали нас сигнал о помощи. Карпатия из их всех находилась ближе всего к Титанику, но она должна подойти только с рассветом.

Я своими подсчетами и словами радиста пытался подбодрить всех, это несомненно помогало бороться дальше.

Когда рассвело, мы увидели вдали шлюпку, но она была вне зоны слышимости. Тогда я воспользовался свистком ( такой свисток есть у каждого офицера на вахте). Это принесло свои результаты: они услышали нас.

Уже светало, когда стало видно Карпатию: она осторожно пробиралась сквозь льды к нам. Ми видели , как шлюпка за шлюпкой направлялись к ней, но вопрос стоял другой: успеет ли она вовремя? На море начали подниматься волны и ветер. Каждая волна грозила тем, что наша шлюпка просто опрокинется. Хорошо, что никто не подозревал, в каком опасном положении мы находились.

Карпатия уже окончательно повернулась и направилась прямо в нашу сторону – как же долго мы этого ждали. Теперь она близко и опасность почти миновала! Продержаться дольше уже не было сил: волны начали захлестывать все сильнее и сильнее.

Для тех, кто не мог вылезти по верёвочной лестнице, специально спустили bosun’s chairs. Поднимали по команде “hoist away” ( вверх ). Все же было не без криков, то таких активных оказалось мало: большинство были просто не в состоянии кричать.

На борту всех спасенных пересчитали. В суме получилось 711 спасенных из 2 201 общего количества пассажиров Титаника. Полторы тысячи человек ушли вместе с кораблем. Я понял, что был чуть ли не единственным выжившим из 50 офицеров и машинистов. Тем не менее, почти каждый из выживших пассажиров потерял кого-то из дорогих и близких ему людей.

И как было мучительно понимать, что не осталось и крупицы надежды.

«Может, другой корабль мог их подобрать?»
«Возможно они в шлюпке, которую Карпатия не заметила?»
«А может быть такое, что им удалось вылезти на айсберг?»

Возможно, следовало бы утешить их ожидание? Но разве это может считаться добром, если ясно, что нет и тени надежды на то, что кто остался жив. Возможно это жестоко. Но я не вижу смысла в этом.

Графиня Ротес была одной из самых первых в числе тех., кто заботился и помогла другим во время грустной поездки в Нью-Йорк; это был один из многочисленных актов самопожертвования ради других.

Вся команда наделась, что мы прибудем в Нью-Йорк и успеем сесть на Кельтик с курсом на Ливерпуль, чтобы избежать всей этой инквизиции, которая ожидала нас. Нам не повезло. Уже по прибытию все ордера и указы были готовы. Это было не что иное, как большой кусок наглости и искажение фактов катастрофы. Получилось, что в суде Вашингтона команда Титаника, а именно офицеры, рулевые, простые моряки выглядели просто нелепо. Мне стоило большых усилий сохранять спокойстие здесь благодяря таким кадрам, как British Ambassador, Lord Percy, and Mr. P.A. Franklyn (sic), President of the International Mercantile Marine Co.

При всем уважении к Суду, эго можно назвать только фальсифицированным не более. Тем более что они не учитывали ни законов моря, ни обстоятельств катастрофы.

Такой контраст между достоинством и благопристойностью суда, который вел лорд Мерсей в Лондоне, где слово моряков занимало не последнее место, да и море с его правилами бралось во внимание. Sir Rufus начал свою карьеру как моряк. И эму не надо было объяснять, что “going down by the bow,” and “going down by the head” это одно и то же. В том числе, что водонепроницаемые переборки не были тем местом, где пассажиры могли укрыться, пока корабль ушел на дно, что бы потом спасти их. И не надо было тратить время, что бы объяснять, почему и как, что моряки это не офицеры, а офицеры это не моряки, это разные вещи.

Острые вопросы требовали продуманных ответов, если ты не хочешь просчитаться, ко всем мелочам придирались и подкапывались, что бы заклеймить. Как тяжело Mr. Scanlan и светила юридической науки представляли интересы моряков и кочегаров, утверждая, что их не хватало, что бы спустить шлюпки. То же самое касалось и пассажиров, и это так. Но было несообразительно толковать то да се, поэтому между Mr. Scanlan с одной стороны и мной с другой возник настоящий «дуэль». Хотя в последние годы я пришел к выводу, что он не имел ничего плохого тогда. Его целью было признать, что у меня не было достаточного количества моряков, чтобы справится со шлюпками , следовательно корабль был недоукомплектованный персоналом.

„Какой размер шлюпок?”
«Возьмите одну из шлюпок Титаника»
«Хорошо - я ответил - во многом это будет зависеть от погодных условий»
«Выберите свои погодные условия» - нетрепливо отозвался мой оппонент
«Например возьмем ветер силой 6 за шкалой Beaufort»
«Да»- он согласился
«Тогда это будет зависеть от моря или курса»
в такой обстановке спустить шлюпки будет невозможно. Таким образом, наша словесная битва продолжалась.
Можно сказать, мы остались хорошими друзьями.

Такие перепалки ничем не помогали. The B.O.T. пропустила корабль со словами, что он безопасен для всех на борту. Теперь B.O.T. отвечала в суде. Я никоем образом не хотели сваливать вину ни на B.O.T., ни на White Star Line, хотя это было трудное задание. Когда как некоторые умники из правозащитников кричать, что это все наоборот. В конечном итоге думаю, что White Star Line и B.O.T. выиграют.

Предложение по поводу величенне безопасности на кораблях иногда были просто нелепые. Я никогда не забуду этого нашого батла, где мне положено было быть козлом отпущения. Чувствовал я себя в такой обстановке ужасно.
Думаю, руководство White Star Line до конца не понимало, какое это напряжение быть выжившим среди стольких погибших, к их счастью, наверное.

Ни слова благодарности. Какая то странная психология Линии. Продвижение по службе и сервис были в одобрении в Western Ocean Mail Boats. И 15 из 20 лет я провел под серебряной звездой в Atlantic Mail. Когда же я решил уйти, прощание было коротким:
«Оу, ты нас оставляеть, правда? Ладно, прощай!»
Странные люди!

Зато впереди было несколько лет, проведенных с моим любимчиком –Океаником! Эх…это ненасытное море и его проглотило.

И так дело по поводу Титаника закончилось. Я опять начал восстанавливать знакомства, связи. Оказалось ,что много выживших теперь на Океанике. Одно хорошо знаное лицо, на которых еще говорят “Old Ned” ( Старый Нед), или часто просто Нед , которого в это время не хватало в офисе Линии. В его обязанности входили все, связанное с кочегарнками, и найти кого то сильнее или подобного ему в Western Ocean Mail было просто невозможно.. Ведь такая закалка досталась ему с Маджестика и Теутоника. Условия, в которых кочегары работали, просто нечеловеческие. И не странно, что после такого опыта они становились грубыми. Жара, пара, темп работы был просто ужасным. В придачу еще и сирость на Гольфстриме.

Часто можно увидеть одного или двух, а иногда даже трех или четырех человек за работой, которые без сознания падали на палубу. Несколько ведер воды – и они приходят в себя. Если это не случиться и придет старший кочегар, будет намного хуже: в дело пойдут его сапоги.

Поддерживать «Стрелу» ( которая показывает давление пара ) надо любой ценой: и кровью, и телом. Есть истории, где лопаты заменяли цепи.
«Такого и такого не хватает. Наверное, за бортом уже. Бедняги, не снесли жары»
Да, возможно, без острого удара не обошлось.

Машинист ходил и в кочегарку, но оттуда больше на палубу никогда нет. Он был сильным типом человека, к тому же еще и немного жестоким. Он также следил за давление пара.Говорят, получил сзади удар лопатой, а тело исчезло в топке. Правды уже не узнать, но машинисты больше по одному к кочегарам не ходят.

Этот тип Нед, был сам кочегаром, знал эти все уловки и не боялся их. Высокий, сообразительный, бдительный, по строению как атлет. Глаз точно как у ястреба, нос орлиный (он его ломал больше раз, чем мог вспомнить об этом). Движения его были медленными, речь спокойной, голос глубоким.
«Нед» возвышался над самыми высокими. Он делал свой обход тщательно. Плечо здесь, локоть там. Несогласному грозит удар кулаком по подбородку. Чувствительный человек всегда пошатнется назад, и некому будет за него заступиться. Когда он появлялся за столом, он говорил: «отойти!» , тем кто находился в книге уволенных. Желающие занять должность всегда найдутся. Даже “Brutal Bootle” будет с уважением смотреть на того, кто достигнет головокружительных высот, и кого «Нед» выберет для почтовой лодки. Ни один из кочегаров не выйдет на берег с зарплатой, если он «не выписал немного на счёт Неда». Даже гангстеры Чикаго порой завидуют «Неду».


Рецензии