Вспышка молнии

ВСПЫШКА МОЛНИИ
Один неизвестный автор написал, что неожиданная яркая вспышка молнии позволяет увидеть истинные лица людей. Она освещает то, что при обычных условиях скрыто очень глубоко. Возможно, и сам человек об этом не подозревает. Такой вспышкой стала для нас эпидемия коронавируса. Не берусь говорить за всё человечество, а за россиян и конкретно за своё окружение (круг общения у меня у меня широкий и включает в себя людей самых разных) попытаюсь написать.
В самом начале этой беды, когда заболевших были единицы и никто не предполагал, что болезнь вскоре захватит весь мир, мою бывшую коллегу и хорошего друга Наталью угораздило отправиться по туристической путёвке в Португалию. За десять дней, пока туристка наслаждалась красотами этой экзотической страны, вирус стал уверенно шагать по планете. И хотя в Португалии не было выявлено ни одного случая заболевания, сразу после прилёта домой, Наталью посадили на двухнедельный карантин. Сотрудники поликлиники бдительно следили за его соблюдением. Казалось бы, были приняты все меры предосторожности, но по месту работы Натальи разразился скандал. Мужчина во цвете сил закатил настоящую истерику. Он заявил, что уволится, если Наталья выйдет на работу. Хотя, работали они в разных комнатах и при желании могли совсем не встречаться.
С этого времени началась полоса совершенно необоснованной, неконструктивной истерии. Ясно, что это было от незнания, непонимания, но от этого не легче. Я не берусь строго осуждать действие властей, они хотели предотвратить распространение эпидемии. Очень жаль, что ничего не получилось. Но противоковидные ограничения были довольно жёсткими. Чего стоило решение посадить на полную самоизоляцию людей старше шестидесяти пяти лет. Им запрещено было выходить из своих жилищ на улицу. Нарушителям грозили штрафы. И это не на неделю или две. Так продолжалось несколько месяцев. Моя подруга Лариса, проживающая в районном городе в крошечной однокомнатной квартирке на четвёртом этаже, так боялась именно штрафов, что выносила мусор очень быстро и глубокой ночью. Хотя рядом находились массивы сосны: гуляй себе в одиночестве без угрозы здоровью для себя и окружающих. И в большом городе спокойно можно найти место для прогулок без контакта друг с другом. А на полной изоляции многие одиноко поживающие люди впали в состояние депрессии, у некоторых случились нервные срывы, инсульты, инфаркты, а у большинства, просто «тихо ехала крыша».
У меня положение было несколько лучше. С первым теплом уехала на дачу. Дача – это, конечно, громко сказано. Садово-огородный участок с домиком. Жить там можно, поскольку есть вода, электричество, душ. Особенно комфортно живётся в жару. Но в город всё равно нужно ездить хотя бы раз в две недели для того, чтобы закупить продукты, постирать, заплатить за квартиру и т.д. Автобусом добираться довольно сложно, но это вариант был доступен в нормальное время, без пандемии. Я же без проблем ездила с друзьями и просто соседями по даче на их машинах. Это продолжалось уже много лет, с тех пор, как умер мой муж, который был коллегой, хорошим знакомым и другом для многих наших дачников. Обычно кто-нибудь сообщал время поездки и приглашал присоединиться к ним. Чаще всего я ездила с двумя семейными парами, очень давними друзьями. Но тут они заявили, что пока не закончится эпидемия, брать они меня к себе в машины не будут. Всё понятно, бережёного Бог бережёт. Но, если я две недели нахожусь на даче, не вступая ни с кем в контакты, инкубационный период любой заразы закончится. Самое интересное, что все остальные, с кем я раньше ездила, от меня не отказались, по-прежнему приглашали составить компанию в их автомобилях, только теперь я лишь в крайних случаях пользовалась их услугами, и общались мы с ними на социальном расстоянии, но без экстремизма. В душе поселилось сомнение, опасение, неразбериха.  Выручала дочь, возила меня на дачу и обратно.  В этом был определённый риск, она жила в семье, все ходили на работу, на учёбу, жили почти обычной городской жизнью. Но среди нашего обширного круга знакомых пока никто не болел.  И было смешно и страшно видеть, как моя самая близкая знакомая, можно сказать подруга Галина, с испуганными глазами почти бегом покидала мой участок, завидев подъезжавшую машину дочери. Ну что ж…. Знаю случай, когда пожилой мужчина в полном одиночестве ходил по своему дачному участку в маске и перчатках. К счастью далеко не все так относились к эпидемии. Разумных людей тогда ещё было много. Встречались и такие, которые полностью отрицали коронавирус. В этом была своя сложность.
Постепенно пришло понимание, что надо всё-таки общаться, а не просто перекликаться, находясь на своих участках. Возобновились ежедневные посиделки с двумя самыми близкими приятельницами. Социальное расстояние и меры безопасности выполнялись неукоснительно. Мы рассаживались в тени деревьев на стульях на расстоянии трёх метров друг от друга. Приходилось разговаривать на повышенных тонах. Не было никаких чаепитий и угощений. Меня такое общение сильно раздражало. Но думалось, что пандемия скоро закончится, а старых друзей можно потерять, новых же в этом возрасте завести практически невозможно.
Вот в такой обстановке было решено отпраздновать мой день рождения. За тремя столиками сидело по два человека. За двумя жёны с мужьями, за третьим – мы с соседкой, не состоящей в нашей компании. Угощения стояли отдельно. По очереди подходили со своими тарелками и ложками, крышки с кастрюлек снимали не голой рукой, а через свой полиэтиленовый пакет. Всё это было похоже на плохую пьесу, фарс. Ведь у нас всех был минимум общения с посторонними, да и заболевших по области было зарегистрировано совсем немного. Но в моём ближайшем дачном окружении было так.
 

Игры в пандемию закончились в середине сентября. Наступила суровая, непонятная, страшная правда жизни. Стали болеть и умирать знакомые и родственники. Нашу дачную компанию тоже не минула эта беда. В каждой семье переболел кто-нибудь из детей или внуков. Болели не очень тяжело, молодые потому что, но переволновались мы изрядно. И первая смерть случилась совсем рядом, в нашем дачном кооперативе. Умер не молодой, но ещё вполне крепкий мужчина, полковник в отставке. Заразился или в госпитале, где ему делали плановую операцию, или на последующей реабилитации в санатории. Стало ясно, что относиться к коронавирусу, как к обычной противной заразе, типа венерической (буду тщательно предохраняться, и меня это не коснётся) нельзя. Вирус может настигнуть кого угодно и где угодно.
Зимой эпидемия достигла очень высокого уровня. Болели знакомые мне люди. Лежали в больницах с кислородными масками или на аппаратах искусственной вентиляции лёгких, выписывались с тяжёлыми осложнениями или…умирали. Казалось бы, надо хвататься, как за спасательный круг, за начавшуюся вакцинацию. Так нет! В головах людей поселилась невероятная сумятица. Кто-то считал, что болезнь – это не про них, кто-то просто выжидал, а многие были ярыми противниками прививок. Из уст этих людей можно услышать самые невероятные, чудовищные доводы против вакцинации. Понятно влияние телевидения и интернета, но ведь каждый сам соображать должен. Всем нам делали прививки в советском прошлом. Делали тихо, спокойно, не вдаваясь в объяснения. И болезни отступали, уходили.  Мою дочь, как и всех людей предыдущих поколений, прививали от оспы. Прививка переносилось довольно тяжело. Места введения вакцины гноились. На руке остались два шрамика. Зато через шесть лет моего сына от оспы уже не прививали. Ушла болезнь, исчезла у нас в стране, да и во всём мире.
У меня сомнений не было, я вакцинировалась. Поставили прививки и мои дачные друзья. Однако, отношения с людьми, жизнь с которыми не один десяток лет проходила рядом или тесно переплеталась, понимавшими друг друга с полуслова и считавшимися единомышленниками, удивительным образом изменились. В телефонных разговорах высказывалось множество самых разнообразных мнений и суждений, и о существовании эпидемии, и о необходимости и вреде прививок. Возражения принимались «в штыки», очень агрессивно. После разговора со своей дальней родственницей Лидией, с которой мы жили душа в душу и были благодарны друг другу за дружбу, я совсем перестала обсуждать тему короновируса как по телефону, так и при редких личных встречах. Почему-то ей показались обидными мои слова: «Ты можешь относиться скептически к прививке. Твою семью Бог миловал, никто не болел из вас. А в моей семье есть переболевшие».  Лида очень жёстко отчитала меня за упоминание Бога в этой связи и перестала звонить.
Я понимаю, что мнения могут быть разные, и все они достойны уважения. Но меня не перестаёт изумлять безграмотность, абсурдность и даже дикость суждений умных и образованных людей. Чего стоят, пересылаемые на телефон, рецепты по профилактике и лечению ковида! С рекомендацией употреблять в пищу «щелочные продукты» приводится список этих продуктов, с указанием их рН. С точки зрения химии, приведённые данные не выдерживают никакой критики. Лимон попал в «щелочные продукты»! Не надо знать значения рН, чтобы определить «щелочной он или кислый», достаточно попробовать на язык. А ведь грамотные люди пересылают это друг другу. Мой зять, профессор-химик «ради прикола» разослал сей опус некоторым своим студентам. Тем, кто выразил своё несогласие, он поставил зачёт.
Следующее лето прошло довольно спокойно. Мой День рождения праздновали за одним столом.

А осенью мощная волна эпидемии накрыла всё человечество. Каждый день приносил новые антирекорды заболеваемости и смертности. Самое печальное, что стали болеть вакцинированные. Теперь даже у ярых сторонников прививок появились сомнения. Это понятно - всем тревожно, страшно. «Антипрививочные» настроения взлетели на небывалую высоту. Самые нелепые страшилки заполонили интернет и телевидение. Вызывали изумление и панику высказывания врачей и учёных, часто диаметрально противоположные. Что же должен думать простой человек?! Моя бывшая коллега Валентина, с которой мы вместе «съели не один пуд соли» и всегда безоговорочно понимали друг друга, шокировала меня в «Вотсап» нелепыми ужастиками. Вплоть до того, что детей вакцинируют, с целью превратить их в зомби и отобрать у родителей. Я подобные сообщения обходила молчанием или пересылала нейтральный смайлик. Страшная зараза не обошла Валентину стороной. Она попала в больницу с поражением 80% лёгких. Ее выходили, но не без осложнений. Теперь выражает благодарность врачам и студентам медицинского училища за хорошее лечение и уход.
Труд врачей переоценить невозможно! Искренне преклоняю колени. Но в семье не без урода. Дочь моей старинной знакомой, врач-офтальмолог в детской больнице, ходила на работу во время болезни сына. Хуже того, врач-стоматолог вёл приём пациентов в клинике, имея положительный тест на ковид. А сколько участковых врачей-терапевтов агитировали своих пациентов не делать прививки! Не удержусь от комментария –лишать медицинского диплома надо, штрафовать, даже судить!
Моя одноклассница Люся, с которой мы общаемся, страшно сказать, сколько лет, сейчас мужественно борется с жестокой онкологической болезнью. Несмотря на эпидемию, ей приходится посещать диспансер. Живёт она в районном городке, расположенном в 150 километрах от областного центра.  Часто не удаётся пройти все обследования и процедуры за один день, и Люсе приходится оставаться в городе на ночь. Обычно она живёт у своей дочери, но иногда останавливается у меня. Мы очень приятно проводим время за просмотром фотографий, видеофильмов и за разговорами, темы, для которых неисчерпаемы. Несмотря на трагизм положения, шутим, смеёмся. И на этот раз Люся позвонила и спросила можно ли ей приехать ко мне, так как у дочери заболела свекровь коронавирусом.  Я, ни секунды не сомневаясь, пригласила её. А через несколько минут у меня состоялся телефонный разговор с моей давней и близкой приятельницей Татьяной. После того, как я вкратце обрисовала ситуацию с Люсей, она заявила: «Тебе нельзя принимать её. Сейчас в городе можно легко снять квартиру на одну ночь». В ответ на моё замечание, что Люся в контакте с больными не была, было сказано: «А посещение онкологического диспансера, а поездка в автобусе! Ты извини, но мы с тобой не будем общаться вживую, если Люся будет ночевать у тебя». Меня не опечалил временный отказ от контактов с семьёй Татьяны. Поразило другое. Значит, она и своему близкому человеку сможет отказать в ночлеге! И можно ли таких людей называть друзьями? В молодости я бы, однозначно сказала - «НЕТ!» Но с годами становишься мудрее. Давних друзей из своей жизни вычёркивать нельзя. Просто нужно знать границу, до которой можно рассчитывать на их помощь и поддержку. У меня очень широкий круг друзей и просто знакомых, с которыми я нахожусь в приятельских отношениях. Часто общаемся по телефону. Скажу честно, с некоторыми из них я могла разговаривать по часу и больше. Разговоры велись доверительные на самые разные темы, от семейных новостей и проблем, до большой политики. Мы в чём-то сочувствовали друг другу, советовались, радовались и грустили вместе по поводу каких-то событий и проблем. После окончания разговора оставалось чувство удовлетворения от общения с единомышленником.
Последние полтора года ситуация изменилась. В разговорах появилась напряжённость, недопонимание, нетерпимость. И это не только из-за разницы во взглядах на эпидемию и прививки.  Возможно, сказалась изоляция людей друг от друга, рождающая чувство неопределённости, неуверенности, страха. В результате кому-то звонить не хочется, кто-то не хочет звонить тебе.
А страшный вирус изменяется, мутирует. Скоро нас настигнет очередная волна болезни. Неизвестно с какими физическими и моральными потерями мы выйдем из неё. И настолько сильно уменьшится список контактов в моём телефоне. Очень хочется надеяться, что разум и человечность помогут победить общую для всех беду.


Рецензии