Не англы, а ангелы. О графстве Кент. Эдмунд Данста

Свирепые язычники – англы, саксы и юты, называемые норманнскими историками англо-саксами, – пересекли Северное море и пришли в Британию. Сначала они прибыли как наемники, потому что римо-британцы, долгие годы жившие под защитой римской армии, ослабели и забыли воинское искусство. Англо-саксы осели в Британии и постепенно захватили всю страну, разделив ее на семь отдельных королевств, из которых первенствующее место занял Кент в годы правления святого короля Этельберта.
Рим, однако, не забыл совсем свою прежнюю провинцию. О ней вспомнил святитель Григорий Двоеслов, будущий папа Римский. Однажды, прогуливаясь по невольничьему рынку, святой Григорий был поражен красотой и светлыми волосами выставленных на продажу мальчиков. Он спросил, откуда они. Когда ему ответили, что это англы, Григорий сказал, что они «не англы, а ангелы». С того дня он укрепился в желании привести бывшую римскую провинцию Британию ко Христу. Вскоре святого Григория избрали Римским епископом, и он, не имея возможности самому отправиться в Британию, стал искать подходящего для этой цели кандидата. Выбор святителя остановился на помощнике настоятеля его бывшего монастыря, с которым они в прошлом подвизались в одной келье. Звали его Августин (Остин). Вместе с ним святитель Григорий отправил 40 монахов. Но в пути монахи пали духом, вероятно, услышав от странствующих британских монахов страшные истории о жестокости англов. Августин, назначенный к тому времени игуменом, решил вернуться в Рим и просить папу освободить их от этого послушания. Но святитель Григорий отправил Августина обратно, снабдив письмом, в котором просил монахов продолжать свой путь без страха. Так они и сделали, и, поскольку Кент расположен ближе всего к континентальной Европе, миссионеры прибыли именно в это королевство.
История прихода новой христианской миссии в Кент тесно связана с историей начала православного христианства во всей Англии. Кент, благодаря своему положению, чрезвычайно выгодному для торговли, был в то время самым богатым английским королевством. Здешние торговцы-юты, состоятельные и образованные, старались во всем подражать своим франкским собратьям, в том числе и в религии. Мы не знаем, о чем вел переписку король Этельберт с жителями континента, но известно, что папа Григорий знал о намерении народа англов принять христианство.
Женой короля Этельберта была франкская христианка Берта, которая согласилась на брак с условием, что ей будет позволено исполнять все христианские обряды. В течение 35 лет Берта ежедневно ходила через Квенингейт со своим духовником к церкви святого Мартина, – в солнце и дождь, в снег и ветер; в течение 35 лет Берта мягко убеждала своего мужа Этельберта, и, наконец, ее терпение было вознаграждено: в 597 году в Кенте ступил на английскую землю святой Августин.
Вернувшись в Англию, Августин был возведен на кафедру в новом соборе во имя Христа Спасителя. Папа Григорий попросил его сделать это, так как хотел, чтобы Августин получил посвящение в Англии, и посоветовал ему использовать все местные литургические традиции, которые тот посчитает полезными. Не без оснований святой Григорий считал, что ситуация в Англии в то время будет мало чем отличаться от ситуации в бывшей провинции Британия.
Когда святитель Августин доложил ему о положении дел в стране, папа прислал ему рекомендации на будущее. Святитель Григорий советовал святому Августину не осуждать открыто различные языческие праздники и не уничтожать священные рощи, а освящать их и приспосабливать для служения Христу, чтобы местный народ понял, что религиозное рвение, вдохновлявшее его на служение языческим богам, было неверно адресованным и что теперь им следует поклоняться лишь единому истинному Богу.
Что же касается бриттов-христиан... Как нам видится, тут была большей частью политическая проблема. Бритты, коренные жители Британии, были подданными англов. Святой Этельберт был готов принять христианство от пришедшего издалека святого Августина, но по политическим причинам он не мог принять его от подданных своего королевства, чтобы не уронить своего достоинства. И бритты, у которых их землю отобрали завоеватели, продолжали хранить свою веру глубоко в сердцах, успокаивая себя мыслью о том, что англы после смерти получат заслуженное вечное наказание в геенне огненной. Миссия святого Августина в Кенте была столь успешной, что святой папа Григорий отправил ему новых помощников. Григорий также прислал церковное убранство, иконы, облачения, мощи святых и книги.
И если заслуга святого Августина в том, что он ввел православное христианство в королевстве Кент, то заслуга святого Феодора в том, что он объединил всю Церковь англов, так что она поддерживала и питала всю страну до тех пор, пока норманны не победили в битве при Сэндлейке в 1066 году, не разорили страну и насильно не ввели в ней римо-католицизм.


Рецензии