Слава Герою

Со слов Галины Васильевны Лапченко, жителя п. Емельяново
Мой свекор Лапченко Григорий Леонтьевич, 7.2.1922г.р., жил в Емельяново по улице Качинской с 1957 года.
На фронт его призвали в августе 1942 года из Больше-Муртинского района. Был рядовым автоматчиком на танке. После ранения глаза переведен в связисты.
Григорий Леонтьевич был на Степном фронте, когда началась стратегическая Черниговско-Полтавская наступательная операция советских войск в Великой Отечественной войне (26 августа — 30 сентября 1943 года), проводившаяся силами трёх фронтов. Первый этап битвы за Днепр. Завершилась почти полным освобождением Левобережной Украины от немецких войск и захватом плацдармов на Днепре. В отечественной историографии принято деление этой стратегической операции на три фронтовые: Черниговско-Припятскую операцию на Центральном фронте, Сумско-Прилукскую операцию на Воронежском фронте, Полтавско-Кременчугскую операцию на Степном фронте. В этих боях под Полтавой мой свекор был тяжело ранен, были ампутированы ноги. Григорий Леонтьевич был награжден Орденом Славы 3 степени и комиссован в Рыбинский дом инвалидов.
Закончил ремесленное училище по специальности портной, отработал в Емельяновском Доме быта 31 год. У него два сына, один из них также отслужил в рядах армии более 20 лет. Жили на земле, держали скотину, овец, кур, на покосе косил траву, несмотря на протезы.
Григория Леонтьевича отличала выдержка, спокойствие, уважение к людям, отсутствие грубых нецензурных выражений, всегда у него было позитивное настроение. Не курил, несмотря ни на что. Такое воспитание передалось ему в семье, вырос он в семье казачьего священника Псковской губернии Леонтия Андреевича Лапченко (1873-1965).
Отец Леонтий состоял в Донском казачестве по охране Царского Села. При проездах и пребывании императрицы Екатерины II в Царском Селе ее охраняли Лейб-Гусарский эскадрон, Донская и Чугуевская казачьи команды. На месте, где сейчас стоят ворота «Любезным моим сослуживцам», находилась деревянная казарма для казаков, содержавших караул во время «Высочайшего присутствия» в Царском Селе.
12 октября 1832 г. повелением императора Николая 1 была сформирована Команда Кавказского Линейного войска для Собственного Его Величества Конвоя. Команда была образована в количестве 2 младших офицеров (сотника и хорунжего), 8 урядников и 42 казаков из представителей 8 полков Кавказского линейного казачьего войска (позднее разделено на Терское и Кубанское казачьи войска).
Находясь в Царском Селе, казаки Линейцы несли службу при императорском дворе. Команда делилась на две части. В то время, как первая половина несла службу в Санкт-Петербурге, вторая находилась на отдыхе дома, но, чтобы не терять боевого духа, прикомандировывалась к боевым частям, ведшим военные действия. Через три года происходила смена места службы.
Николай 1 иногда лично проверял исправность и бдительность своих конвойцев. 19 мая 1835 г. император провел команде линейное учение по тревоге, закончившееся стрельбой с джигитовкой. За изумительную быстроту сбора по тревоге, ловкость стрельбы и лихую езду офицеры были удостоены «Монаршего благоволения», казакам император объявил «Свое Царское спасибо» и приказал выдать в награду каждому по 2 рубля и улучшенный обед с двумя чарками вина.
В декабре 1842 года было решено для размещения линейных казаков собственного Его Величества конвоя построить на одном из обширных дворов Образцовых артиллерийских батарей двухэтажное здание казармы с конюшней, ледником и кладовой. Казарма стояла на Артиллерийской улице ближе к Павловскому шоссе.
23 сентября 1845 г. казаки Линейцы заняли новое двухэтажное здание с конюшней, ледником и кладовой, выстроенное на одном из обширных дворов при артиллерийских казармах.
Леонтий Андреевич был отважным казаком и имел два Георгиевских креста еще в Первой Мировой войне.
Казачество выставило на войну свыше 368 тыс. воинов (8 тыс. офицеров и 360 тыс. нижних чинов): 164 полка, 177 отдельных сотен, 27 артиллерийских дивизионов (63 батареи), 15 отдельных артиллерийских батарей, 30 пеших батальонов, запасные части, местные команды. Казачьи полки, составлявшие 2\3 общей численности кавалерии русской армии, с успехом применялись в качестве «разведки боем» для выявления крупных скоплений войск противника, предпринимались также рейды по тылам германцев и австрийцев.
Все полки первой очереди, расположенные вблизи западной границы, сразу же были выдвинуты на передовые рубежи в качестве прикрытия для развертывания русских армий.
Русские войска развертывались в двух направлениях: северо-западном – против Германии – и юго-западном – против Австро-Венгрии. На северо-западном фронте русские войска (около 30 тыс. человек) были окружены противником, но часть донских казаков с большими потерями сумела выйти из окружения.
В кампанию 1915 года казачьи части в основном участвовали в арьергардных боях, неся при этом значительные потери. К примеру, в августе 1915 года, при обороне Вильно, лейб-гвардии казачий полк потерял 72% личного состава. В мае 1915 года против казаков 45-го Донского полка немцы применили удушающие газы.
В 1915 году была сделана первая попытка формирования крупного (более корпуса) казачьего формирования: вновь созданный отряд генерал-лейтенанта Володченко состоял из четырех казачьих дивизий.
В июне 1916 года началось наступление (знаменитый «Брусиловский прорыв») русских войск на Юго-Западном фронте. К началу наступления здесь было сосредоточено 40 казачьих полков. Главный удар противнику нанесла 8-я армия, которой командовал донской казак генерал-лейтенант Каледин. Наступление в дальнейшем проходило в болотистой местности, что затрудняло действия конницы и артиллерии. Кроме того, значительно отставали тыловые части, затруднялось снабжение. Противник также сумел перегруппировать силы и оказал сильное сопротивление. В итоге кавалерийские части застряли в лесах под Ковелем.
Первым Георгиевским кавалером среди низших чинов русской армии стал донской казак Крючков, первым Георгиевским кавалером среди офицеров русской армии стал также донской казак Болдырев.
И Леонтий Андреевич, донской казак, также был дважды награжден Георгиевскими крестами.
Л. А. Лапченко в начале двадцатого века по Столыпинской реформе в составе казачьего отряда был переселен на освоение земли в Больше-Муртинский район в д. Листвянку. Детей у него было трое: Кузьма, Григорий и Василий. Леонтий Андреевич, как священник знал толк в именах и назвал своих сыновей в честь великих святых.
Кузьма – в честь святого Козмы, по народной традиции святые братья-бессребреники Козма и Дамиан были чрезвычайно почитаемы, в их честь строилось множество храмов и монастырей. В одном Великом Новгороде с XII по XVI вв. существовало пять церквей Космы и Дамиана. Об их деяниях слагались легенды, одна из них – «Чудо святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана и братчине» – появилась в Великом Новгороде в XIV веке и вошла в Четьи-Минеи. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Самый знаменитый Кузьма, это конечно же, Кузьма Минин, поднявший ополчение против иноземных захватчиков в период Великой Смуты.
Григорий был назван в честь святого Григория Богослова (326–389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая – в училище. В возрасте 26 лет св. Григорий принял крещение. За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.
Василий назван в честь Василия Великого, известного так же, как Василий Кесарийский – святитель, архиепископ, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот).
Лапченко Кузьма Леонтьевич, старший брат Григория Леонтьевича, родился в 1910 году в д. Листвянка, пропал без вести в годы Великой Отечественной войны в июле 1944 года.
Когда жили в селе Листвянка Больше-Муртинского района, самый главный праздник был престольный в честь храмового праздника Покрова Божьей Матери. Приходили гости, родственники, было большое угощение.
Когда переехали в Емельяново в 1957 году, особенным праздником была Троица, которую праздновали всегда на Каче, собиралась вся родня, с почтамта, пели песни, жена Григория Леонтьевича очень любила петь. В доме все было украшено березками и цветами. В доме было три больших образа. Мама всегда совершала христианские обряды, молилась и крестилась постоянно. Домой на Рождественские святки приходили христославы, пели колядки, колядовали. На Крещение мама всегда ходила в 12 часов ночи за святой водой из проруби в Каче.
По воспоминаниям Григория Леонтьевича, в доме родителей царили патриархальные порядки, где отец был главой семьи, за стол никто не сядет, если не прочитают молитву, и никто не начинал есть, пока не перекрестится и отец не возьмет ложку, после еды также полагалась благодарственная молитва за обед. Все было чинно, без разговоров. У Григория Леонтьевича таких жестких правил уже не было, но уважение к хлебу было, нельзя было бросить хлеб или, спаси, сохрани, сказать, что хлеб плохой. На стол в первую очередь ставили хлеб, много хлеба, разрезанного на большие куски, а потом ставилось на стол все остальное.
Григорий Леонтьевич, практически без ног, управлялся с хозяйством, жил и работал на земле, относился ко всем с любовью и никогда не жаловался на свою судьбу.
Наши славные предки были мудрыми людьми, они сохраняли свои традиции, передавали из поколения в поколения свои православные ценности и завещали нам беречь наше национальное достояние, и наша обязанность научить этому наших детей.


Рецензии
Интересная история.
Не легко пришлось поколению наших отцов и дедов.
Спасибо Нина!
Удачи Вам и творческих успехов.
С уважением,

Сергей Даниэлс   05.02.2022 05:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за внимание к статье, к судьбе Героя! Спасибо за пожелание! С благодарностью Нина.

Нина Черняева   06.02.2022 15:28   Заявить о нарушении