Интеллигентом нельзя притвориться

Идеи Д.С. Лихачева и современность


Введение

         В настоящее время потребность в возрождении интеллигентности в нашем обществе становится все более острой. «Сейчас это особенно важно осознать, так как уровень культуры не просто низок — он падает. Десятилетия истребления интеллигенции, десятилетия падения школьного образования и "остаточный принцип" в отношении финансирования культуры, бесконечные катастрофы с наиболее важными хранительницами культуры — библиотеками, неправильная издательская политика, при которой публиковалось не то, что требовалось читателю, а то, что ему навязывалось по разным соображениям, сыграли свою отрицательную роль. И все это на фоне общего застоя нашей культуры, который начался гораздо раньше самого так называемого "застойного периода". Боязнь не только самостоятельной мысли, но вообще всякой самостоятельности привели к тому, что даже само поведение людей сильно изменилось к худшему», — пишет Дмитрий Сергеевич Лихачев в книге «Русская культура». [1] Книга издана двадцать лет назад, а у читателя возникает чувство, что написана она только вчера, настолько содержание и обсуждаемые в ней проблемы, продолжают оставаться актуальными.
         Мы живем в непростое время, когда жажда денег и славы захватила общество, а герои, которым хотят подражать подростки – это, к сожалению, не ученые, писатели, художники и общественные деятели, а в основном "звезды" шоу-бизнеса, зарубежные поп-музыканты, высокооплачиваемые футболисты, олигархи или скандальные политики. К сожалению, далеко не все кумиры молодежи способны служить для них истинными ориентирами в жизни.
         Педагоги бьют тревогу по поводу того, что теряют поколение молодежи, как поколение интеллигентных людей. После тяжелых девяностых годов особенно чувствуется, что разгул вседозволенности, жажда обогащения любой ценой, связаны именно с утратой нравственных ценностей. «Никакие законы истории или законы, издаваемые государством, никакие надежды на будущее не оправдаются, если не будет поднят общий культурный уровень нашей жизни, "культурный тонус" нашего общества», — утверждает академик Лихачев. [2]
         Отсутствие интеллигентности напрямую связано не только с моральными потерями отдельного человека, но и с экологическими катастрофами, оно может стать реальной угрозой третьей мировой войны, усилением происков международного терроризма. Перед лицом всех этих опасностей у современного человечества нет иного выхода, как пойти по пути повышения культуры, повышения качества образования, нравственного и физического оздоровления. Другими словами по пути гуманистической системы ценностей: порядочности, совестливости, честности, самоотверженного служения обществу, своей стране. Это единственный путь, который позволит избежать глобальной мировой катастрофы. Для этого необходимо, чтобы каждый гражданин сделал выбор, который поведет в дальнейшем к определению перспективного пути России. Потому что единственная реальная сила, способная возродить Россию — это интеллигентный человек.
         Научное и литературное наследие великого мыслителя и гуманиста Дмитрия Сергеевича Лихачева велико. Ученому удалось предвосхитить будущее. Его труды содержат ответы на многие острейшие вопросы современности, или указывают направления поисков этих ответов. Идеи Д.С. Лихачева актуальны сейчас, как никогда, они воспринимаются, как чрезвычайно новаторские, открывающие новые перспективы.
         На мой взгляд, особый интерес представляют вопросы интеллигентности. Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть интеллигентным на фоне деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу? Потому что «Скупой может притвориться щедрым, злой человек может притвориться добряком, льстец может преподносить свою лесть под флагом правдивости, но притвориться интеллигентным человеком нельзя. Невозможно! Вот, между прочим, почему интеллигентность вызывает такую злобу в неинтеллигентных людях», — утверждает академик Лихачев. [3]
         Нынешней молодежи зачастую не только не хватает интеллигентности, но настораживает то, что упоминание о понятиях чести, порядочности, совести вызывает у ее большей части отторжение или отношение, как к архаике, чему-то безнадежно устаревшему, вышедшему из моды. Но общечеловеческие ценности не подвержены моде, не меняются, и в любые времена важны толерантность и уважение к людям, сострадание и умение поставить себя на место другого. Ни у кого, я уверена, не может быть сомнений в том, что сегодня идеи академика Лихачева не только современны, но и своевременны. Следовать им, значит выжить в наше, растерявшее нравственные ориентиры, время.

Совесть нации

         Прежде Россия всегда считалась одной из самых образованных и читающих стран. Именно наша родина подарила миру большое количество интеллигентов: выдающихся ученых, художников, писателей и поэтов. Но главным интеллигентом страны, совестью нации называют Дмитрия Сергеевича Лихачева. Феноменальность личности академика Лихачева заключается в удивительном сочетании таланта ученого, человеческой незаурядности и твердой гражданской позиции. Выдающийся ученый, мыслитель, общественный деятель, авторитетный историк русской литературы, глубокий знаток отечественного искусства, академик АН СССР, герой социалистического труда Д.С. Лихачев - фигура, поистине символичная для российской культуры.
         Он родился в 1906 году в Санкт-Петербурге. Прожил почти девяносто три года, долгую, подвижническую, плодотворную жизнь. «За это время случились две революции, прошли две мировых и десятки малых войн, был создан и распался СССР. Чеховские усадьбы и умение пользоваться столовыми приборами сменились нечеховскими очередями в коммунальный туалет, перекличками в соловецких бараках и мумификацией вождей... Замкнулся цикл, и удивительным образом возникли новые усадьбы, новые предприниматели, новые дворяне», — пишет Е.Г. Водолазкин в воспоминаниях о своем учителе Д.С. Лихачеве. [4]
         С 1928 по 1932 год был репрессирован, узник Соловецкого лагеря особого назначения. В годы Великой Отечественной войны находился в осажденном гитлеровцами Ленинграде, где видел все ужасы блокады.
         В 1941 году Д.С. Лихачев становится старшим научным сотрудником Института русской литературы. В том же году он защищает кандидатскую диссертацию на тему "Новгородские летописные своды XII века". Находясь в блокаде в Ленинграде, он пишет и издает книгу "Оборона древнерусских городов" (1942). В 1942 году ученый вместе с семьей эвакуируется по «дороге жизни» в Казань.
         В 1945 победном году Д.С. Лихачев пишет и издает книгу "Национальное самосознание Древней Руси". В следующем году получает медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
         В середине века в серии "Литературные памятники" в сопровождении его научных статей и комментариев выходят две замечательные книги "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве".
         В 1970 Д.С. Лихачев был избран действительным членом Академии наук СССР. Он стал также иностранным членом и членом-корреспондентом целого ряда стран, а также почетным доктором университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо, Эдинбурга и Цюриха.
         Главные научные работы Лихачева посвящены культуре, языку и традициям Древнерусского государства. Основной вклад академика Лихачева в науку состоит в том, что древнерусскую литературу он сделал достоянием общественного сознания. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал глубоко и мощно, но гениально просто и понятно, как до него не делал этого никто. Его труды могут читать и понимать не только ученые, но и обычные люди. Труды академика Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классикой филологической науки.
         Ученый получил множество наград, как отечественных, так и зарубежных. Среди них высшие награды СССР — Сталинская премия, звание Героя Социалистического труда и золотая медаль "Серп и молот", Большая Золотая медаль им. М.В. Ломоносова, орден "За заслуги перед Отечеством" II степени, орден Апостола Андрея Первозванного "За веру и верность Отечеству" за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды. А когда Дмитрий Сергеевич получил Государственную премию, то просто раздал ее своим аспирантам — тихо, без публичных заявлений.
         В 1986 году Лихачев организовал и возглавил Советский (а позднее Российский) фонд культуры — крупную организацию по поддержке искусства и гуманитарного образования. Возглавлял фонд на общественных началах, отказавшись от положенной ему высокой зарплаты. Был активным противником сноса и «реконструкции» архитектурных памятников, при которой их заменяли новоделом.
         О его благотворительности известно меньше, чем о его научных и общественных заслугах. Эту сферу он рассматривал как приватную. Его благотворительность не имела отношения к его должности, потому что выше заведующего отделом древнерусской литературы в Пушкинском Доме он никогда не назначался. Но особый, пожалованный народом статус народного академика, позволил ему стать заступником для очень многих. Должность его была проста, в нашей стране он был Лихачевым. Такого всемирного признания заслуг одного человека, пожалуй, не припомнит никто.
         К Дмитрию Сергеевичу обращалось множество людей с просьбой подписать письма в защиту тех или иных лиц, дел, изданий. Простые россияне писали Лихачеву о гибнущих церквях, о разрушении архитектурных памятников, об угрозах экологического характера, о бедственном положении провинциальных музеев и библиотек. Писали с уверенностью, Лихачев поможет, добьется, защитит.
         Приведу два известных примера, которые потрясли меня до глубины души бесстрашием, и характеризуют Дмитрия Сергеевича, как подлинного интеллигента.
         В 1963 году в Ленинграде, пытаясь защитить Иосифа Бродского от абсурдных обвинений в тунеядстве, Лихачев организовал ему заказ на перевод стихов Джона Донна. Таким образом, разрушался основной пункт обвинения. Раз есть трудовой договор, то Бродский уже не может считаться тунеядцем. К сожалению, даже такая справка не спасла. Такие были времена. Бродскому вынесли обвинительный приговор.
         И еще один яркий пример истинной интеллигентности. Дмитрий Сергеевич никогда не шел против совести. Когда от всех советских академиков требовали подписать письмо, осуждающее академика Сахарова, не подписали его только двое академик Капица и академик Лихачев. Причем причину отказа Лихачев объяснил так: с Сахаровым лично не знаком, ничего о нем не знаю, а потому не считаю себя вправе подписывать подобные письма. После этого случая Дмитрию Сергеевичу угрожали, поджигали квартиру и даже пытались убить, но сломить силу его духа не удалось.
         Пик славы Дмитрия Сергеевича Лихачева пришелся на сложные девяностые годы. Когда целому поколению привили идею легкой наживы, пренебрежения к закону и дурной вкус, а понятия морали и интеллигентности постепенно начали исчезать. Как бы в противовес этому телевидение показывало Лихачева чуть ли не ежедневно, редкие газеты не цитировали его высказываний. «В том, что страна не рухнула окончательно тогда в пропасть, есть огромная заслуга петербургского интеллигента Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его тихий интеллигентный голос с экранов телевизоров уберег от многих несчастий и непродуманных поступков тысячи людей, обязанных Лихачеву тем, что судьбы их остались неизломанными». [5]
         Несомненно Дмитрий Сергеевич был человеком верующим. Христианская любовь к людям, звучащая в каждой его строчке и величайшая ответственность перед Богом и людьми определили просветительское служение Дмитрия Сергеевича Лихачева. Все его наследие пронизано христианским светом.
         Кончина Дмитрия Сергеевича Лихачева последовала 30 сентября 1999 года. 28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого ученого. 2006 год президентом Российской Федерации В.В. Путиным был объявлен Годом Лихачева. Мне кажется, спустя много лет в Православной церкви произойдет причисление к лику святых Дмитрия Сергеевича Лихачева, а пока имя главного интеллигента страны присвоено малой планете №2877, открытой советскими астрономами.
         Дмитрий Сергеевич Лихачев – личность, роль которой в истории России трудно переоценить. Крупнейший ученый, поставивший изучение древнерусской культуры на новый уровень. Человек высочайших нравственных принципов, чье имя стало синонимом безупречной честности, совестью нации.

Интеллигентом нельзя притвориться

         В «Заметках к интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века» Д.С. Лихачев пишет: «Неслучайно именно в Петербурге появился и кристаллизовался особый, в ряде отношений высший «продукт» мировой культуры — интеллигенция». [6] По мысли ученого, интеллигенция явилась уникальным результатом зрелости европейской духовной традиции, и одновременно она явление, которое закономерным образом сформировалось именно на российской почве.
Об этих понятиях — «интеллигентность», «интеллигенция» — много спорят. Понятие «интеллигенция» чисто русское, потому что слово «интеллигентность» в других языках определяется как «интеллектуальность». Эти два понятия часто путают. Чтобы их различать, легко запомнить, что главный признак интеллектуала это образованность и знания, нравственной составляющей там нет, а главный признак интеллигента — боль за отчизну и совесть. По мысли Лихачева: «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной». [7]
         Д.С. Лихачев утверждал: «Злой человек может притвориться добряком, льстец может преподносить свою лесть под флагом правдивости, но притвориться интеллигентным человеком нельзя. Невозможно!». [8]
         Интеллигент — это человек совести, а совесть не покоряется силе, но всегда подчиняется морали. По мысли Д.С. Лихачева: «Интеллектуальная свобода в известной мере всегда явление морального порядка. А мораль — единственная власть, сила, которая не только не лишает человека свободы, но гарантирует эту свободу. Человек, подчиняющийся совести, не подчиняется ничему больше, и подчиняться совести он может только абсолютно свободно. В этом единственное в своем роде свойство совести». Проще говоря, интеллигентом нельзя притвориться, потому что он интеллигентен при всех обстоятельствах, оставаясь самим собой.
         «Я бы определил понятие "интеллигенция" как интеллектуально независимую часть общества», — пишет Лихачев, — «Это не просто образованные люди или люди, работающие в умственной сфере, в сфере интеллектуального труда. Интеллектуальная независимость является чрезвычайно важной особенностью интеллигенции». [9] Для академика Лихачева очень важна независимость от интересов партийных, сословных, классовых, профессиональных, вероисповедных, коммерческих, даже просто карьерных. Если интеллигент входит в партию, требующую от него безусловной дисциплины, действий, противоречащих его совести, то эта "добровольная продажа себя в рабство" лишает его возможности причислять себя к интеллигентам. Лихачев был, кстати, единственным академиком в стране, не вступившим в коммунистическую партию.
         Дмитрий Сергеевич подчеркивал, что слово «интеллигент» не обязательно соотносится с определенным социальным слоем. Интеллигентным может быть крестьянин или рабочий, в то время как не всякий профессор бывает интеллигентен. «Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину», жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям». [10]
         «Я пережил много исторических событий, насмотрелся чересчур много удивительного и поэтому могу говорить о русской интеллигенции, не давая ей точного определения, а лишь размышляя о тех ее лучших представителях, которые, с моей точки зрения, могут быть отнесены к разряду интеллигентов». [11]
         Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что уже на рубеже XI-XII веков внутренней свободой обладал киевский князь Владимир Мономах, являвшийся прообразом интеллигента. Другим прообразом на рубеже XV-XVI веков был монах Максим Грек. В России он подвергался гонениям, находился в заключении и был причислен к лику преподобных только после своей смерти. Своею жизнью на Руси он наметил путь многих и многих интеллигентов. Настоящими, типично русскими интеллигентами Лихачев называл в конце XVIII — начале XIX века Сумарокова, Новикова, Радищева, Карамзина, Пушкина. Как свободное духовное сообщество интеллигенция заявила о себе 14 декабря 1825 года на Сенатской площади восстанием декабристов. Декабристы не только проявили внутреннюю свободу, но и пошли против своих сословных интересов. Несомненно интеллигентами были отдельные представители духовенства: отец Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Викторин Добронравов, Александр Ельчанинов и другие. Навсегда в нашей памяти останутся интеллигентами тысячи и тысячи людей, которые мужественно вели себя на допросах и под пытками, оставались честными в лагерях и ссылках, во время гонений на те или иные направления в науке во времена Большого сталинского террора. Сама жизнь Дмитрия Сергеевича Лихачева тому подтверждение. В 1928 году за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. В 1931 — 1932 годах находился на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с уголовниками, как истинный образец интеллигентности, он остался верен себе. Не начал сквернословить, хотя таких «чужаков» расстреливали в первую очередь. Всей своей жизнью Дмитрий Сергеевич доказал, что быть интеллигентом – это большой душевный и духовный труд, а иногда и подвиг.
         Интеллигентные люди не имеют внешних признаков, интеллигентность это проявление внутренних качеств, поэтому притвориться интеллигентом нельзя. Можно только перечислить основные внутренние признаки, которым следует интеллигентный человек: приверженность идее справедливости, критическое отношение к тем социальным формам управления, которые далеки от идеалов гуманизма и демократии, единство духовности с людьми, чьи интересы он представляет, верность народу и Родине, подвижничество, творческая одержимость, независимость мышления, внутренняя самостоятельность, стремление к свободе самовыражения, стойкость и мужество в отстаивании своих взглядов, продиктованных убеждениями и совестью, терпимость к людям, способность их выслушивать, даже если они высказывают взгляды, с которыми не согласен, сопереживание, сочувствие другим людям, стремление оказать им посильную помощь, стремление к накоплению новых знаний и передаче их другим людям.
         «Человек должен быть интеллигентен!», — утверждает Д.С. Лихачев и задается вопросами: «А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?». [12] Академик Лихачев убежден, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, к природе, а главное — от чуткости и отзывчивости. Если человеку это свойственно, то его можно назвать интеллигентным, даже если этот человек позабудет «все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события». Академик Лихачев утверждает, что социальный долг человека – быть интеллигентным. «Этот долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему». [13] Интеллигентным человеком притвориться нельзя, невозможно, потому, что интеллигентность невозможна без особой нравственной основы, непременно достаточно прочной, чтобы не дать человеку уйти не в ту сторону, перепутать дурное с хорошим, поступиться совестью. Для этого надо не допустить проникновения в свою душу зла, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по достоинству. Рассуждая об интеллигентности, Д.С. Лихачев пишет, что интеллигентность — это восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность разговорного и письменного языка. По его мнению, образованность нельзя смешивать с интеллигентностью, но для интеллигентности человека огромное значение имеет именно образованность.

Идеи Д. С. Лихачева о воспитании, образовании и самообразовании

          Нравственная основа интеллигентности не появляется в человеке ниоткуда, просто так. Она закладывается в нем с детства, приобретается путем долгих размышлений, подчас невероятно мучительных. «В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле», — пишет Д.С. Лихачев, — «Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку». [14] Под старой книгой, конечно, подразумевается Библия. По мнению Лихачева интеллигентность закладывается в возрасте от трех до шестнадцати-семнадцати лет. А значит, все начинается в семье. Лично я искренне горжусь своей многодетной семьей. В нашей семье пятеро детей, у меня три сестры и брат. Наша семья «ломает» все стереотипы, созданные популярными ток-шоу на каналах телевидения о том, что многодетная семья — это непременно безответственность родителей, беспросветная бедность, необразованность. Возможно, нескромно приводить в пример собственную семью, но другого более яркого примера подлинно интеллигентных людей в ближайшем окружении я пока не вижу. В быту люди раскрываются полностью и их действительное содержание становится очевидным. Наши родители подают нам наглядный пример правильными действиями, а не только словами. Они в полном смысле этого слова подлинные интеллигенты и хорошо образованные люди. «Чистая совесть — самая мягкая подушка», — любимая поговорка отца. Чтобы жить по совести, необходимо правильно выбрать профессию. Став взрослыми, мы много времени будем проводить на работе, поэтому выполнять скучную работу среди неинтересных людей тяжело и нечестно по отношению, в первую очередь, к себе, а потом и к обществу. Родители живут общей с нами жизнью и наши достижения и проблемы воспринимают, как свои собственные. Нам еще многое предстоит узнать, многому научиться, но мы благодарны нашим родителям за то внимание, терпение, понимание, которые они нам щедро дарят. Нашим родителям часто приходится слышать, что не стоит уделять столько любви, внимания, заботы детям. Ведь мир вовсе не такой теплый и добрый, каким кажется в детстве. С младшего возраста ребенка следует готовить к превратностям взрослой жизни. Что мир бывает злым, жестоким, любой человек рано или поздно узнает. Но если у ребенка не будет запаса любви в детстве, то, столкнувшись со злом, он может ожесточиться сам. У Дмитрия Сергеевича Лихачева было счастливое детство, его очень любили родители, он получил «нежное воспитание». В двадцать два года Лихачев попадает в жуткие условия Соловецкого лагеря. Ему удалось захватить с собой из Питера свое детское одеяло, им даже толком укрыться было невозможно, но оно согревало его не физически, а памятью. «Я накрывался им от угла к углу, уголок на ноги и уголок на плечи... Закрывался с головой, чтобы уйти в свой мир воспоминаний о доме, об университете, о Петербурге... Лежать под детским одеялом — это ощущать дом, домашних, заботы родителей и детскую молитву на ночь...», — пишет в воспоминаниях Дмитрий Сергеевич Лихачев. [15] Именно интеллигентные родители помогают детям научиться отличать, «что такое хорошо и что такое плохо». «Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро». [16]  Именно бескорыстность и доброта живет в интеллигенте, независимо от социальных ярлыков. Кроме того, академик Лихачев был убежден, что детей надо воспитывать в религиозном духе с самого раннего детства: «Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его обрести. Религия же – именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмыслить жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности». [17]
         Второе по важности место в воспитании интеллигентного человека занимает школа. Я очень люблю старый фильм «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, смотрела его еще в детстве с родителями, и не только за достоверные образы учителей-интеллигентов, созданные Вячеславом Тихоновым и Ириной Печерниковой, а еще за невероятную ясность и теплоту атмосферы школы. Учитель обязательно должен быть интеллигентом, он формирует не только отношение к предмету, но и принципы социального поведения ученика в будущем. Дети очень наблюдательны, каждое слово учителя должно быть осмысленным и обязательно подкрепляться делом. Только тогда появляется искреннее уважение учеников. «Безусловно, есть часть учителей, которых называют интеллектуалами, они образованные, креативные, но могут быть этически невыдержанными, не обладать «умственной порядочностью». В целом, интеллигентность педагога подразумевает некую элитарность, непрерывный «труд души», понимание опасности той «духовной расхлябанности», которая сегодня так предательски втягивает в себя современного человека», — пишет Д.С. Лихачев.
          По моему твердому убеждению учителя должны обладать еще одним качеством, присущим Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Рядом с ним никто никогда не чувствовал себя ничтожеством, обиженным, приниженным. Дмитрий Сергеевич как бы "приподнимал" человека над самим собой, делал его лучше в его собственных глазах. Писателю Фазилю Искандеру принадлежат замечательные слова: «Дмитрий Сергеевич своим ожиданием от человека того лучшего, что в нем есть, учил нас всех, нашу страну и нашу власть быть неравнодушными к отдельной личности, ожидать от каждого лучших проявлений и творчески их развивать. Дай Бог, если искорка этой любви, любопытства и ожидания пробудится в нас, и мы сумеем смотреть друг на друга так, как Дмитрий Сергеевич Лихачев».
          «Надо возродить в учащихся гордость своими знаниями, своим умением в той или иной области. Нельзя отделять труд от учения. Учение, приготовление уроков, пребывание в классе это и есть труд, труд упорядоченный, приучающий к аккуратности, к чувству долга... Это не случайно, ибо средняя школа, как и семья, в первую очередь воспитывает интеллигентность». Читая работы Дмитрия Сергеевича Лихачева, я еще раз утвердилась в своем мнении по этому вопросу. «Много настоящих интеллигентов работает в российской школе, учителей, чей непростой труд не очень высоко оплачивается. И человек понимает, что может уйти из школы и заняться чем-нибудь другим, приносящим более высокий доход, но он интеллигентный человек и должен заниматься своим делом».
         В «Письмах о добром» Д. С. Лихачев высказывает казалось бы простую, но оригинальную мысль: «Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Учитесь любить учиться!». [18] Действительно, учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем интерес и радость удовольствия.
        «Главная цель средней школы – воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание – это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Но вторая цель, теснейшим образом связанная с развитием нравственного режима жизни — развитие всех способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивидууму», — в целом ряде публикаций академика Лихачева это утверждение уточняется. «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства…». [19]
         По глубокому убеждению Д.С. Лихачева, образование должно не только готовить к жизни и деятельности в определенной профессиональной сфере, но и закладывать основы жизненных программ. Трудно не согласиться с академиком Лихачевым и в том, что современный мир становится все более сложным и чтобы справляться с его вызовами человеку необходимо много знать, глубоко понимать жизнь, понимать других людей, изучать новые области знания. Сегодня с развитием информационных технологий возникает вопрос, что будет преобладать: цивилизация или культура? Какова роль образования в разрешении этого противоречия? Именно образование должно гармонизировать цивилизацию и культуру, которые способствуют развитию общества. «А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина». [20]

Интеллигентность в себе можно развить

         Интеллигентным человеком притвориться нельзя, но «интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил», — еще одна очень важная мысль Д.С. Лихачева. «А то бытует мнение, что интеллигентность присуща по наследству в третьем поколении, будто ее можно передать по наследству, будто это имеется как данность раз и навсегда! Работайте над собой, уважаемые и обрящете!». [21]
         Значит, человеку следует воспитывать в себе не только ум, но и душу, взращивать в себе самые лучшие качества, относиться к окружающим с терпением и пониманием, а к себе — с требовательностью. «Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение — главный, хотя и не единственный воспитатель интеллигентности и главное ее "топливо", — пишет Д.С. Лихачев. [22] Интеллигентный человек никогда не будет скандалить на улице, вопить во всю глотку и сквернословить, как бы его ни вывели из себя, он останется сдержан и спокоен. Интеллигентность также проявляется в способности понять другого человека, уступить в споре, искать компромисс даже в тех ситуациях, когда кажется, что найти его невозможно. Интеллигентные люди имеют совесть, обостренное чувство справедливости, благородство. Мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль, творчество, но и поступки. «Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, нищего, кондуктора, не имеет право называть себя интеллигентом». [23]
         Ты просто уважай себя, уважай окружающих, будь добрым к природе и животным. «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой», — сказал Антон Павлович Чехов, безусловно относящийся к числу русских интеллигентов. Чехов «по капле выдавливал из себя раба» и сумел стать по-настоящему свободным человеком. Он разработал целую программу нравственного самоусовершенствования человека, претендующего на звание интеллигента. А.П.Чехов считал, что воспитанные люди должны быть вежливы, уступчивы, мягки, не болтливы, чистосердечны и обязаны бояться лжи как огня.
         Таким образом, можно прийти к выводу, что интеллигент это не ходячий список прочитанных книг, а состояние души, а интеллигентность — это нравственное здоровье человека. Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был прописан, но понятен был всем, кто хотел его понять. «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества... Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него». «Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, принадлежать к которой великое счастье», — пишет Д.С. Лихачев. [24]

Идеи Д. С. Лихачева в педагогике и социальной практике сегодня

          Интерес к научному и нравственному наследию академика Лихачева не ослабевает. Переиздаются его книги, проводятся конференции, открываются интернет-сайты, посвященные научной деятельности и биографии ученого.
Явлением международного масштаба стали Лихачевские научные чтения.
Дмитрий Сергеевич автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской и древнерусской литературы и русской культуры. Автор работ по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор пятисот научных и шестисот публицистических трудов. Круг научных интересов академика Лихачева необычайно широк — от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключенных. Можно назвать более ста работ академика, которые полностью или частично раскрывают актуальные вопросы педагогики. Другие труды ученого, посвященные проблемам культуры, истории, краеведения, экологии, философии и литературы также содержат огромный воспитательный потенциал. Среди работ академика Лихачева есть много чрезвычайно ценных для педагогики как совокупности наук, изучающих воспитание, образование и обучение молодого поколения. Особого внимания заслуживают этические воззрения Дмитрия Сергеевича. Обращаясь к его трудам снова и снова, мы находим ответы на самые разнообразные вопросы, которые перед нами ставит жизнь. Важным направлением педагогических раздумий академика Лихачева является воспитание патриотизма и гражданственности. Решение этих педагогических задач ученый связывает с обострением национализма в молодежной среде. Национализм – страшное бедствие современности. Его причину академик Лихачев видит в недостатках образования и воспитания. Народы слишком мало знают друг о друге, не знают культуры, истории, обычаев, традиций своих соседей. Обращаясь к молодому поколению, ученый говорит о том, что мы еще не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. «Зло маскируется под добро». Национализм, по мысли ученого, – это проявление слабости нации, а не ее силы. Истинный патриотизм состоит не только в любви к своей Родине, но и в том, чтобы, обогащаясь самому культурно и духовно, обогащать другие народы и культуры.
         Есть такое понятие культурный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков. Закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или четко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков.
         По Лихачеву, патриотизм включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа, заботу об интересах родины. Проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности отчизне, гордость за культурные достижения своей страны. Отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Уважительное отношение к историческому прошлому родины и своего народа, его обычаям и традициям. «Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной». [25]
         Становление образа Родины происходит на основе процесса этнической идентификации, то есть отнесения себя к представителям того или иного этноса, народа, и труды академика Лихачева при этом могут быть очень полезны. В работах академика Лихачева мы находим размышления о такого рода понятиях, как жизнь человека, смысл и цель жизни, жизнь как ценность и ценности жизни, жизненные идеалы, жизненный путь и его основные этапы.
         Подростки находятся на пороге моральной зрелости. Их отличает искренность и многообразие переживаемых чувств, эмоциональное отношение к различным сторонам жизни. Искреннее стремление к самостоятельным суждениям и оценкам. А ведь древнерусская литература, нравственные уроки которой бесценны — это источник всей русской культуры.
         В школьной программе, как мне кажется, древнерусская литература могла бы быть представлена шире. В пятом-седьмом классе мы читали "Поучение Владимира Мономаха", "Житие Александра Невского", "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в девятом классе знакомились со "Словом о полку Игореве…" Не знать древнерусскую литературу — это не знать, чьи мы и откуда. Древнерусская культура, изучению которой академик Лихачев посвятил всю жизнь, вся пронизана нравственным началом и посвящена исключительно вопросам морали, нравственности, совести.
         Нужна ли память о родине, о родном доме? Надо ли человеку помнить о тех местах, где он родился и вырос? Может быть проще быть «Иванами, не помнящими родства»? Когда человек помнит о тех местах, где началась его жизнь, он живет по совести и чувствует себя защищенным. Как будто сам дом, «родные стены» помогают. Детские впечатления, память о тех людях, которые были рядом с тобой в детстве, делают человека увереннее, помогают сохранить ему свою душу, свою совесть. Когда знаешь, какие достойные люди стоят за тобой, и сам будешь стараться жить достойно, чтобы не уронить честь рода. Тогда и совесть будет чиста.
         Содержание книги «Письма о добром» — это раздумья о смысле человеческой жизни. В письмах, адресованных молодому поколению, академик Лихачев рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира. Обращается к каждому молодому человеку с просьбой задуматься о том, зачем он пришел на эту планету, и как нужно прожить свою жизнь. Дмитрий Сергеевич Лихачев прав, интеллигентность необходима сейчас современному обществу, как никогда. Ее нельзя имитировать, нельзя ничем подменить, невозможно интеллигентом притвориться. Все меняется, но нравственная основа должна оставаться неизменной. Память — основа совести и интеллигентности. Дмитрий Сергеевич Лихачев в одном из интервью говорил: "Человеку, как корни дереву, нужны память, воспоминания о прошлом. Лишившись корней, дерево умирает, лишившись памяти, народ обречен". [26]

Заключение

         К сожалению, сегодня большинство людей живет только повседневными заботами, не думая о будущем, забывая, что судьба всего человечества находится в руках каждого из людей нашей планеты. Пора отодвинуть мысли о политике, о наживе, о хлебе насущном и задуматься о будущем. Ведь человек дает миру то, чем наполнен сам.
         Когда-то на одной из встреч академика Лихачева спросили, почему у нас так не любят интеллигенцию, на что он ответил: «Потому, что нельзя притворяться интеллигентом. Можно притворяться богатым, влиятельным, важным, но интеллигентом никак нельзя, сразу все видно».
         Нужна ли интеллигентность обществу? Несомненно, нужна. Хочется верить, что не случайно в последнее время начали вспоминать об интеллигенции. Что-то в стране без нее не складывается, и безнравственная экономика, как выяснилось, не может быть эффективной. Но самое главное — существенно меняются настроения рядовых граждан. Оказывается, что материальные ценности при всей их привлекательности не могут в России заменить ценности духовные. Без интеллигенции не может состояться воссоздание сильной, независимой России. В этой связи глубоко закономерен нынешний интерес к идейному наследию академика Лихачева. Дмитрий Сергеевич не только больше всех сделал для осознания глубинной сути, общественной природы интеллигенции, но и сам стал ее общепринятым олицетворением.
         «Раздумья о России» — своеобразное завещание несомненного патриота своей родины Дмитрия Сергеевича Лихачева. «Современникам и потомкам посвящаю», — написал Дмитрий Сергеевич на первой странице. «Право рассказать о своих самых общих, пусть и субъективных впечатлениях дает мне то, что я занимаюсь Русью всю жизнь, и нет для меня ничего дороже, чем Россия». По-моему, понять наследие и личность Лихачева — означает понять лучшее, что есть в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих. Чтобы быть хоть немного похожими на эту легендарную и почти исчезнувшую особую породу людей — петербургских интеллигентов. Несомненно человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений, важность духовного роста и необходимость знаний. На мой взгляд, быть интеллигентом — это быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы. А интеллигентность – это умение подчинять свою жизнь законам совести, милосердия и справедливости.
В заключение мне хочется привести строки стихотворения Андрея Вознесенского.

Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Есть.
Не масса индифферентная,
А совесть страны и честь.
Есть в Рихтере и Аверинцеве земских врачей черты -
постольку интеллигенция, поскольку они честны.
«Нет пророков в своем отечестве»,
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
Зато и пророки есть.
Такие, как вне коррозии, ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев — небесный интеллигент.
Воюет с извечной дурью.
Для подвига рождена, отечественная литература — отечественная война.
Какое призванье лестное служить ей, отдавши честь:
«Есть русская интеллигенция!
Есть!»


Библиографические ссылки:

1. Лихачёв Д.С. «Русская культура». [Текст]/Д.С.Лихачев. – М.: Искусство, 2000 (Лихачев, Д.С. Русская культура. — М., 2000. — С. 118).
2. Лихачев, Д.С. Русская культура. — М., 2000. — С. 118
3. На встрече с молодёжью в Останкино в 2005 году в честь своего 90-летия академик Д С. Лихачев
4. Книга «Дмитрий Лихачев и его эпоха» Дмитрий Лихачев и его эпоха: воспоминания, эссе, документы, фотографии / [сост. и отв. ред. Е. Водолазкин]. – Санкт-Петербург : Logos, 2002. – 422 с., [1] л. портр.: ил.
5. Книга «Дмитрий Лихачев и его эпоха», воспоминания, эссе, документы, фотографии / [сост. и отв. ред. Е. Водолазкин]. – Санкт-Петербург: Logos, 2002. – 423 с., [1] л. портр.: ил.
6. Лихачев Д. С. «Заметки к интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века» // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 276-284.
7. Статьи «О русской интеллигенции. Письмо в редакцию», 1993 «Новый мир» No2 (автор Лихачёв, Дмитрий Сергеевич)
8. Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 11-25.
9. Избранные работы: в3т./ Д.С. Лихачев. —Л.: Худож. Лит., 1987.
10.  Москва Санкт-Петербург «Письма о добром и прекрасном» Лихачев Д.С., 2006 © Издательство "LOGOS", текст писем, 2006
11.  «О русской интеллигенции». Письмо в редакцию (Новый мир — 1993, No 2, стр. 3—9).
12.  «Письма о добром и прекрасном» Москва Санкт-Петербург Лихачев Д.С., 2006 © Издательство "LOGOS", текст писем, 2006
13.  «Письма о добром и прекрасном» Москва Санкт-Петербург Лихачев Д.С., 2006 © Издательство "LOGOS", текст писем, 2006
14.  Пятая заповедь Библии
15.  «Диагональ детского одеяла» Лихачёв Д.С. «Воспоминания». [Текст]/Д.С.Лихачев. – Вагриус, 2007.
16.  «Письма о добром и прекрасном» Москва Санкт-Петербург Лихачев Д.С., 2006 © Издательство "LOGOS", текст писем, 2006
17.  «Письма о добром и прекрасном» Москва Санкт-Петербург Лихачев Д.С., 2006 © Издательство "LOGOS", текст писем, 2006
18.  «Письма о добром и прекрасном» Москва Санкт-Петербург Лихачев Д.С., 2006 © Издательство "LOGOS", текст писем, 2006
19.  Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном».– М.: «Детская литература», 1988, с. 57.
20.  Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном».– М.: «Детская литература», 1988, с. 59.
21.  «Письма о добром и прекрасном» Москва Санкт-Петербург Лихачев Д.С., 2006 © Издательство "LOGOS", текст писем, 2006
22.  «Письма о добром и прекрасном» Москва Санкт-Петербург Лихачев Д.С., 2006 © Издательство "LOGOS", текст писем, 2006
23.  Д.С. Лихачев «О русской интеллигенции»
24.  Д.С. Лихачев «О русской интеллигенции»
25.  Лихачев Д.С. «Русская культура». – СПб., 2007.С.155.
26.  Лихачев Д.С. «Земля родная» кн. для учащихся. – М., 1983. С.9.

Список литературы:

1. Избранные работы: в3т./ Д.С. Лихачев. — Л.: Худож. Лит., 1987.
2. Великое наследие: Классические произведения Древней Руси / Д. С. Лихачев. — М.: Современник, 1980.
3. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет / Лихачев Д.С. — Л.: Сов. писатель, 1989.
4. Заметки о русском / Лихачев Д.С. — М.: Сов. Россия., 1984.
5. Земля родная / Д.С. Лихачев. — М.: Просвещение, 1983.
6. Избранное: Великое наследие; Заметки о русском / Д.С. Лихачев. — СПб.: ЛОГОС, 1998.
7. Избранное: Воспоминания \ Д.С. Лихачев. — СПб.: ЛОГОС, 1997 г.
8. Д.С. Лихачев Русская культура. — М., 2000.
9. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему: статьи и очерки. [Текст]/Д.С.Лихачев. — Л.: Наука, 1985.
10.  Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. [Текст]/Д.С.Лихачев.- Л., Наука. 1973.
11.  Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. [Текст]/Д.С.Лихачев. — М.: Наука, 1970.
12.  Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. [Текст]/Д.С.Лихачев. — Л., 1967.
13.  Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. [Текст]/Д.С.Лихачев. — Л.,1985.
14.  Лихачёв Д.С. «Раздумья о России», [Текст]/Д.С.Лихачев. — Логос, М.: 2006.
15.  Лихачёв Д.С. «Воспоминания». [Текст]/Д.С.Лихачев. – Вагриус, 2007.
16.  Лихачёв Д.С. «Русская культура». [Текст]/Д.С.Лихачев. – М.: Искусство, 2000
17.  Д.С. Лихачев «Заветное» (2006).
18.  Педагогический энциклопедический словарь./ Б.М. Бим-Бад, ред.кол.. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2002.С.376.
19.  Лихачев Д.С. Русская культура. – СПб., 2007.С.155.
20.  Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М, 2006. С.75.
21.  Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.:,2006. С.211.
22.  Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб., 2006. С.424.
23.  Лихачев Д.С. Земля родная: кн. для учащихся. – М., 1983. С.9.


Рецензии