Щи да каша, или обед по-деревенски
Когда я маленькая жила у бабушки с дедушкой, за место конфет была та самая пареница. Подадут в блюде или в карман насыплют, ходишь и ешь — к зубам прилипает, а оторваться не можешь.
Кажется, что все это был давным -давно... Тогда за столом собирались большой семьей. Гостей летом наедет к бабушке, мужики столы наставят, чтоб все уместились. Было шумно, хлопотливо, а я -сама чуть выше этого стола — едой не интересовалась, а вспоминаю, что над столом висела длинная лампочка - ее все время закручивали под самый потолок, чтоб не мешала. И еще вспоминаю сгущенное молоко, которое попробовала тогда в первый раз. Мама уговаривала лизнуть хотя бы капельку с ложки, но мне никак не верилось , что сладкое молоко может быть вкусным.
Гостей летом собиралось много. В деревню к нашим приезжали двоюродные и троюродные братья и сестры из города. Тетушка Александра, которая гостила со своими внуками, вот эту самую сгущенку прятала от всех в шкаф на мосту и кормила ей только своих ребят. Когда та отлучалась из дома, остальная ребятня, которая давно присмотрела лакомство, угощалась им в тайне от всех. Ребята-проказники не могли отказаться от вкусной сладости, и сгущенка исчезала на глазах. Попадало, наверное, нашим будущим дядям и тетям за угощение без спроса.
За столом были свои правила. В большое блюдо вычерпывала бабушка первым делом из горячей кастрюли мясо, на шестке прямо в блюде ножом и ложкой ловко разделывала его на куски. Закончив, наливала поварешкой в это блюдо суп и несла на стол:«Садитесь суп хлебать». Не спрашивали, хочешь ты или нет-ели все сначала суп. Хлеб нарезали большими ломтями, чтоб не просвечивал на свет. А крошки со стола бабушка аккуратно заметала рукой - и в рот. Хлопотунья наша за стол сама не торопится.
-«Бабушка, садись сама-то за стол!»
- «Корова дома не гостья», или « Хозяйка с ложки налижется!»-ответит.
Как только из блюда убудет, тут же несет и выливает остатки супа в блюдо. Старший стукнет по блюду- можно мясо тащить. Дедушка был за старшего, только я его мало помню. Но порядок соблюдали и после того, как его не стало.
Когда супу нахлебаешься, больше уж ничего и не надо. По крайней мере, мы с сестрами уже были сыты и выходили из-за стола. Бабушка наверхосытку еще и грУдки (творог) предложит, кисель ягодный и кашу. Каши-то любили! Из лапши, из картошки, из крупы, но обязательно из печки да и с пенкой.
«Бабушка, а это что у тебя в блюде?» - разглядываем что-то непонятное студенистое в плошке. «Кровь запеченная, девки». Ни разу не попробовали это блюдо мы с девчонками, смотрели только, как взрослые ее едят, следя за их выражением лица, сморщатся ли.
За всю жизнь у бабушки в доме не было холодильника. На мост выносили продукты, что -то в сенник уносили, или в колодец спускали. Мясо всегда в банках солили, а для супа вымачивали в чистой воде.
Когда мы приезжали в гости проведать бабушку, то обязательно ставили самовар. У печки в углу за судёнкой стоял бачок для углей. Бабушка подпалит мелкие щепки, закинет их в самовар и трубой закроет, приставляя второй край трубы к дымоходу. Разгорится щепа в самоваре, она ловко пригоршней угли туда подкинет, подождет, снова подкинет. По звуку было понятно, когда самовар будет готов, а у бабушки наготове стоял уж заварочный чайник с травами: смородиной, чайницей и зверобоем. Как только закипит -забурлит самовар, она отвернет рукой горячий кран, - и не обожжется ведь нисколь- быстрая струйка воды тут же наполнит маленький чайник. Листья в нем не успеют расправиться, как бабушка тут же крышкой его накроет.
Любили очень, когда отправит она в сенник почерпнуть из мешка сахарного песку, а там интересно так- задержишься дольше, чем нужно. Откроешь одну кадку-там капуста квашеная, в другой- огурцы соленые, а в большой кастрюле что? Какие -то белые твердые почти глянцевые кругляши в форме блюда — сало, оказывается. И летом оно не тает. А на мосту на лавке молоко в банках стояло. Пока ходишь за песком-все проверишь, все узнаешь, любопытно же!
Долго пыхтит- гудит самовар на столе, бабушка большие сахарины щипцами наколет, и вприкуску пьет чай с сахаром из блюдечка. А мы маленькие подражали. Выросли- так уже не пили, привыкли размешивать сахар в чашке . Но во все времена любили смотреть на свое искаженное отражение в самоваре и корчить рожицы как в кривом зеркале. Самовар любили, к нему относились как к главному члену семьи. Если долго не использовали, ставили в угол на стол в пятистенке и накрывали скатертью до следующего большого чаепития.
Интересно было слушать бабушкины рассказы. В детстве — любила бабушка рассказывать- бегали они с ребятами на реку. Там на берегу двое нищих Микитёнок и Кишкиненок варили на костре лягуш.
-«Где лягуш-то наловили?» - детям в диковинку казалась такая кухня.
«Шами пришкакали!»- прошепелявят те двое.
Позже, когда пришли раскулачивать бабушкиного отца, Микитенок и Кишкиненок были в понятых. У них забрали всё: увели скот со двора, вытащили телеги, вымели все припасы и запасы, с отца сняли сандали, не забыли и стены проверить, протыкая бумагу меж бревен.
«Бабушка, что вы тогда ели?»
« Успели кадку пареной брусники спрятать на огороде, её и ели».
«Бабушка, а в войну что ели?»
«Клеверную макушку, пистики-начнет рассказывать - Мы-то корову всю войну держали, дак нельзя сказать, что мы плохо жили».
«Бабушка, расскажи про Катерину, твою маму»,-хоть и слышали не раз эту историю, но любили просить повторить ее снова и снова.
«Любили старики, свекор и свекровь, её очень. Начнут разделывать кости на холодец, мамке первой подадут глодать. Они сочные, вкусные. Все самое вкусное ей первой подавали» .
Сидим так за делами или просто за разговарами на Починке, что-нибудь и расспрашиваем у бабушки. На ночь останемся ночевать, спросит: «Девки, надо киселя сделать?» А мы и рады. На пороге в пятистенок усядемся, и наблюдаем, как бабушка начнет картошку на терке тереть, чтоб крахмал добыть. Или тесто начнет растворять на пироги - все ее движения запомнились на всю жизнь.
Наедимся с девчонками, бабушку одну за столом оставим, убежим по делам или отдыхать. Забежишь в дом снова, она все еще за столом сидит : «Сижу мумляю еще», -посмеется над собой. -«Ешь , бабушка, ешь. Никто не торопит».
А еще помнится, мама утром с печки снимет тесто , крутишься уж тут рядом, по краю ведра пальцем проведешь, тесто нацепишь и в рот - вкусно!
У нас в Николе в семье всю жизнь была корова. Нагуляемся - набегаемся с девчонками вечером,особенно летом, придем домой, нальем себе молока и еще просидим на кухне за столом , полушепотом разговаривая и смеясь над чем-нибудь, зажав рот, чтоб взрослых не разбудить. Летом к нам двоюродные и троюродные гости приезжали, их научили пить молоко по-деревенски. Нальем себе каждый молока в поллитровую банку, варенье поставим на середину, хлеб ломаем руками — так вкуснее - и сидим полночи, спать не хочется.
А еще было - папа наделает себе крошенину, белый хлеб наломает в блюдо и молоком зальет. «Пап, что у тебя такое?» - «Суп рататуй!»- посмеется и начнет есть, и причмокивать аппетитно- не удержишься тут: « Дай и мне попробовать!» Только он специально говорил «Трататуй», чтоб смешнее было.
Картошка вареная из чугунка по- деревенски, наверное, самое любимое блюдо. Представляется с солеными грибами, другим разносолом или квашеной капустой. Гости как-то приезжали, привезли квашеную капусту наделанную пластушинами - бабушка сидит и нахваливает: «Как я любила такую капусту. Сами-то раньше пластушинами так и солили».
Захочется вечером что-нибудь съесть необычного, нальешь самое обыкновенное молоко в чашку, на обычный черный хлеб простой соли посыплешь — и в охотку съешь.
Сейчас трудно гостинцем детей удивить, а раньше пряник или кусок сахара за праздник казался. В детстве ребята намажут хлеб маслом растительным, сверху песочком посыплют-вот оно лакомство. Из моего детства любимым лакомством запомнился петушок на палочке. Соседка тетя Тоня Трифанова идет вечером гулять , несет в горсти клубнику. Мало ягодок, так отдавали самому младшему, не делили.
Сейчас в эти дни работаешь в огороде за домом -картошку сажаешь, окучиваешь или копаешь- из печки доносится запах тушеной картошки. То еще лакомство!
-Мама, картошка тушеная в печке стоит? -догадаешься , уж так запах манит.
-Картошка!- ответит, понимая, что сюрприза не получилось.
Много разных вкусностей сейчас, а нет-нет , и захочется чего-нибудь такого простого. Деревенского!
2018 год
Свидетельство о публикации №222011201632