В поисках княжества Тмуторокань. 03

Продолжаем знакомиться с книгой белгородского краеведа А.Д. Жучкова «Тайны земли Бояновой», с основными её моментами. В предыдущей статье "В поисках княжества Тмуторокань. 02" мы рассмотрели перипетии «обретения Тьмуторокани» в царствование Екатерины Великой на Таманском полуострове, чему поспособствовал найденный там в 1792 году знаменитый «Тьмутороканьский камень» («Тьмуторокань» — старинное написание. - Авт.), вызвавший европейский дипломатический скандал и споры об его подлинности, которые продолжались почитай 150 лет.

Между Коренем и Корочей

Рассмотрим аргументы, которые приводит белгородский краевед в пользу местоположения древнерусского Тмутороканского княжества под Белгородом, в междуречье рек Кореня и Корочи на Крапивенском городище, и аргументы в пользу местоположения его на Таманском полуострове напротив Крыма.

Крапивенское городище

«О княжении Тьмутороканьском, как в историях русских обстоятельно мест или урочищ не описано, а в давние времена не знающие пользы исторической, имена народов и земель оставя, по новопостроенным городам пределы именовали, прежние в забвение предали, что и с сим учинилось; а потом писатели, не зная где его сыскать, в неприличных местах сыскивали», - пишет В.Н. Татищев в своей «Истории российской» о Тьмуторокани, что уже тогда её в «неприличном месте сыскивали».

Сам Татищев «сыскивал» Тьмуторокань в пределах Рязанского княжества, которое граничило с Черниговским по нынешним белгородским землям, по верховьям Северского Донца, тогда Малого Дона. Таким образом, белгородский краевед продолжает тьмутороканскую линию Татищева, а также историка Болтина, высказывавшегося ещё более определённо за «белгородскую» Тьмуторокань.

На Таманском полуострове

Официальная позиция наших историков высказана в «Археологии СССР с древнейших времён», в статье С.А. Плетнёвой «Салтово-маяцкая культура»: «Древняя Гермонасса — средневековая Таматарха (Тьмутаракань) располагалась у станицы Таманской, размеры — 350*200 метров. Основной состав находок — обломки керамики, аналогичной фанагорийской и в целом — салтово-маяцкой. В культурном слое обнаружены куски кладок стен «в ёлочку» и остатки домов, как в Фанагории...»

Тмуторокань/Гермонасса на Тамани

И не обнаружено ничего древнерусского за столетнее пребывание там русской Тьмуторокани... Салтово-маяцкая культура — это хазарская культура, а именно аланов, входивших в Хазарское государство. При чём здесь русская Тьмуторокань? Тайна сия сокрыта в глубинах истории нашей.

Что представляет из себя эта тайна, намекает опубликованная посмертно в журнале «Советская археология» (1990) статья д.и.н. М.И. Артамонова, известного археолога, первооткрывателя Саркела/Белой Вежи на Нижнем Дону: «...в нашей исторической науке существуют две тенденции, одну из которых принято называть миграционистской, а другую — автохтонной. Особой нетерпимостью отличается вторая, стремящаяся из чувства ложного патриотизма максимально расширить пределы славянской прародины». Вот и расширили до фанагорийской Тамани и Саркела на Нижнем Дону...

Земля Боянова

При реставрации Софийского собора в Киеве в его южно галерее был расчищен древнерусский текст, историк С.А. Высоцкий опубликовал его в следующем переводе: «Месяца января 30, на святого Ипполита, купила землю Боянову княгиня Всеволодова, перед святою Софиею, перед попами, а были тут: попин Яким Домило, Пателей Стипко, Михалько Неженович, Михаил, Данило, Марко, Семыон, Михаил Елисавичин, Иван Янчин, Тудор Тубынов, Илья Капылович, Тудор Борзятич; а перед этими свидетелями купила княгиня землю Боянову всю, а дала за неё семьдесят гривен собольих, а в том (заключается) часть семисот гривен».


Академик Б.А.Рыбаков предположил, что этот текст по написанию соответствует последней четверти XI века, «княгиня Всеволодова» - жена великого князя Всеволода Ярославича. Боян, очевидно, тот самый, о котором говорится в «Слове о полку Игореве». Стоимость земли, которую купила княгиня, равна годовому доходу с семи городов — это стоимость земли небольшого княжества. Во второй половине XI века между наследниками Ярослава Мудрого идёт жестокая междоусобица, а вот у некоего Бояна покупают землю размером с княжество с семью городами.

Историками нашими считается, поскольку покупка земли Бояновой происходит в Киеве, эта земля находится где-то поблизости от Киева. Вот так наша история и пишется, хотя Боянова земля с такой же вероятностью может находиться и не под Киевом, киевское княжение было территориально небольшое, и вряд ли могло включать в себя самостоятельное Бояново землевладение в семь городов. Более вероятно, что Боянова земля была в Черниговском княжестве, значительно большим по размерам и пограничным с Рязанью, ведь из-за притязаний на черниговские земли и возникла междоусобица среди потомков Ярослава Мудрого. Боянова земля может быть и Тьмутороканью, ведь именно Боян упоминает ней столько раз в «Слове о полку Игореве»!

Что в имени твоём, «Тьмуторокань»?

В современном языке слово «тьмуторокань» приобрело уничижительный оттенок, но этимология этого слова говорит о совсем иных его смыслах. Это древнее слово явно состоит из двух слов: «тьму» и «торокань».«Тьма» позаимствована у кочевников, в русском языке во «тьму» превратилось тюркское слово «тумен» - войско в 10.000 всадников. «Торокань» - это земля торков, кочевого тюркского племени. То есть в буквальном смысле «тьмуторокань» - это 10.000 торков.

Однако в русском языке слово «тьма» означало ещё и военно-административную единицу — княжество. Вот как об этом говорит академик Б.А.Рыбаков в своей книге «Злато слово» (1986): «Сколько на Руси было вотчин? Союзов племён в IX-X веках было 15. Во главе союза стоял «светлый князь», упоминаемый договором 911 года. Союз племён (Вятичи, Кривичи, Древляне и др.), по условному десятичному делению, соответствовал «тьме», то есть 10.000. Термин «тьма» в более поздних источниках соответствовал «княжеству»: «Смоленкая тьма», «Киевская тьма» и т.п.».

Из этого следует, что «Тьмуторокань» - это княжество «Торокань», в котором жили торки, и это пограничное Руси княжество, а не на Таманском полуострове. Некоторые историки утверждают, что торки — это осевшие у границ Руси печенеги. Л.Н. Гумилёв считал, что «торки — это неверные гузы», не принявшие ислам и вытесненные за это из родных степей, откочевавшие на запад, где они, смешавшись с печенегами, оказались у границ Руси.

В «Повести временных лет» под 985 годом стоит: « Пошёл Владимир на болгар в ладьях с дядей своим Добрынею, а торков привёл берегом на конях: и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел я пленных колодников: все они в сапогах. Эти дани нам не дадут — пойдём поищем себе лапотников». Здесь говорится о походе Владимира на Волжскую Булгарию, времена ещё языческие, конные торки выступают в качестве союзников.

Н.М. Карамзин в своей «Истории государства российского» говорит и о торках, что ещё в Х веке был построен (судя по археологическим данным) большой русский город в низовье реки Корень. Основная масса населения верховьев Донца были осевшие и полуосевшие степняки и торки, очевидно, было их обобщающее название, и оно менялось в зависимости от господствующего в степи народа. Летописи XII века называют их города: Сугров, Балин, Чешуев, Шарукань. Города уже называются половецкими, а живут в них ясы, исповедуют христианство, говорят... во всяком случае, слушают проповеди русских священников.

Как видим, есть все основания считать, что земля торков, их Тьмуторокань, была от верховьев Донца до низовьев Кореня, бывших тогда русским пограничьем. Торки выставляли 10-тысячное конное войско, что была очень серьёзной военной силой, своего рода, это был аналог Войска Донского для Древней Руси.

Остров «Тьмуторокань»

На полуостров Тамань княжество Тьмутороканское попало, на удивление, по многим недоразумениям, начиная от созвучного имени греческо-фанагорийской Таматархи (потом полуостров Тамань). В арабских источниках упоминается полуфантастический остров «остров русов». В Киево-Печерском патерике упоминается «остров Тьмутороканьский», именно этот «остров» стал аргументом для графа Мусина-Пушкина, чтобы объявить Таманский полуостров «Тьмутороканью». Но не только...

Ещё в 1736 году «профессор восточных языков», член Петербургской Академии наук Г.З.Байер опубликовал свой труд, в котором утверждал: «Тьмуторокань есть самое то место, которое цесарь Константин Парфирородный Таматаркою называет и полагает против Босфора или Керчи. Ныне называется сие место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического (Азовского) моря». Из этого текста становится понятно, почему М.В. Ломоносов дрался на кулаках с немецкими нашими историками: они не только перевирали русские летописи в «немецких интересах», для них Босфор и Керчь едины, а знание «восточных языков» сводится к приравниванию созвучных хоть сколько-нибудь названий. Однако «Тьмураракань на Тамани» вводится Байером в «научный оборот» того времени.

Весной 1792 граф Мусин-Пушкин публикует старинную «Книгу Большого чертежу», в предисловии к которой предсказывает: «При помощи сея книги, о чём не умедлю я показать, окажется в своём настоящем месте сие по мнению всех погибшее Тмутороканьское княжение». В августе этого же 1792 года казаки случайно находят на Тамани «Тьмутороканский камень», ставший общеевропейской сенсацией. Потребовались доказательства.

В 1795 году на Таманский полуостров направляют петербургского академика П.С.Палласа для «разведки» исторической местности. Он предоставляет в походную канцелярию князя Г.А.Потёмкина отчёт «Разные замечания, касательно до острова Тамана»: «Город Темрюк лежит посреди болот и камышей, кои оттуда до самого Ачуева простираются, на небольшой площадке земли, и судя по малой его обширности и по малому пространству земли вкруг его находящейся, на коей нет никаких признаков от древних развалин, нельзя полагать, чтоб тут стоял пред сим древний «Тмутаракань».

Так турецкий Темрюк из трудов профессора Байера был признан негодным для места древней «Тьмутаракани».Осталось единственное подходящее для неё место на Тамани — городище античной Гермонассы-Таматархии, которая была раскопана уже советскими археологами.

Кстати, в русских летописях «Тьмутороканей» тоже много. ПСРЛ (том 13, стр. 236) сообщает, когда в середине XVI века Иван Грозный присоединил Астраханское царство, это вызвало недовольство Турции, Крымского ханства и Ногайских князей. Окольничий Алексей Адашев и дьяк Иван Михайлов в ходе переговоров с послами ногайского князя Измаила дали этому такое объяснение : «Астрахань — это ничто иное как древняя Тмутаракань. А Тмутараканью владел прежде предок Ивана IV — киевский князь Владимир, который передал её под управление своему сыну Мстиславу. Следовательно, русские государи раньше теми местами обладали».

Верится окольничему Адашеву здесь с трудом: переговоры — дело тонкое, правда, он мог просто расширить границы пограничной степной Тьмуторокани до Волги и Астрахани, откуда и приходили к границам Руси печенеги, гузы, торки, половцы, с большой натяжкой конечно, ну так на то и переговоры.

Однако, вернёмся к старинному понятию «остров», с которого всё началось. В русском языке того времени «остров» имеет многие смыслы, в том числе выделяющаяся чем-нибудь особенным местность. «Морем» или «дунаем» называли также реки: «Как пойду я ко дунаю по воду»... Здесь идут по воду на близлежащую реку, а не на Дунай, впадающий в Чёрное море. «Остров» мог означать тогда крепкое место, «оструеваемое» водами рек, то есть лежащее между двух рек. «Такой выделяющейся местностью был обширный массив дубового леса, занимавшего междуречье верховых рек Донца», - считает Анатолий Дмитриевич. Действительно, Крапивенское городище, и весь меловой горный массив, частью которого оно является, находится между реками Корень и Короча, верховых притоков Донца.

Остров «Тьмуторокань» может лежать между реками Корень и Короча, а не на Таманском полуострове, куда его отправил знаток «восточных языков» профессор Байер.

Летописная «Тьмуторокань»

Первое упоминание в Летописи о Тьмуторокани стоит под 988 годом, крещения Руси князем Владимиром, в перечне 12 уделов, в которых Владимир Святославич посадил княжить своих 12 сыновей. В Тьмуторокани Владимир посадил Мстислава, он княжил 48 лет до самой своей смерти в 1036 году. В Летописи «Мстислав был полон, красив лицом, с большими глазами; был храбр на войне, милостив, очень любил свою дружину, не щадил для неё ни имения, ни еды, ни питья».

В 1022 году Мстислав ходил на косогов, и, пожалев дружину, вызвал на поединок косожского князя Редерю, взял верх над ним и в честь победы над Редерею построил в Тьмуторокани церковь св. Богородицы.

В 1023 году, когда князь Ярослав отлучается в Новгород, Мстислав из Тьмуторокани пришёл к Киеву, но киевляне его не приняли. Тогда он сел в Чернигове. Ярослав собрал войско, усиленное новгородцами и варягами и пошёл на Мстислава, братья сошлись в битве при Листвине, в жестокой ночной сече. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород. В Летописи стоит: «Мстислав же на рассвете, увидя трупы своих северян и ярославовых варягов, сказал: «Кто сему не рад? Се лежит северянин, а се варяг. А дружина моя цела».

Летописец приводит слова Мстислава, которые выставляют его с весьма дурной стороны, князь после битвы радуется смерти врагов и своих павших воинов, радуется что его дружина уцелела. Что по меньшей мере странно: Мстислав недалёк умом? Выходит, лучшая часть его войска не участвовала в битве? А ведь это могло привести к поражению. Эти несуразности вызывает подозрения в пристрастности летописца к Мстиславу, тем более что раньше он показан храбрым и честным воином: рисковал своей жизнью в поединке с Редерею!

Фактически же, Мстислав наголову разбивает Ярослава, а «северян» называет «своими», а «северяне» - это славянские племена Левобережья Днепра от Чернигова до Северского Донца, никакой Таманью здесь и не пахнет. Тьмуторокань очевидно граничит с Черниговом, поэтому «северяне» для Мстислава «свои».

На этом фоне полон великодушия следующий, по Летописи, шаг Мстислава: он посылает гонца к побеждённому Ярославу в Новгород с предложением вернуться в Киев: «Сядь в Киеве, ты старший брат, а мне будет эта сторона». Стоит отметить, что Мстислав сдержал своё слово: Ярослав сел в Киеве, Мстислав остался в Чернигове, усобицы между ними прекратились. В те времена такое не часто увидишь, что ещё больше заставляет подозревать летописца в сознательном шельмовании Мстислава, якобы радующегося смерти своих соплеменников в междоусобной сече.

Не обсуждается и вопрос: почему Мстислав остаётся в Чернигове, когда, после победы при Листвине и бегстве Ярослава в Новгород, он мог свободно занять киевский «золотой стол»? Если бы Мстислав был «таманский», он непременно должен был занять «киевский стол», а вот для «тьмутороканского» Мстислава Чернигов был «своим» городом, он его любил и не захотел покидать ради стольного, но хлопотного «киевского стола», тем более что киевляне только что его не приняли.

А.Д. Жучков

А. Д. Жучков обращает внимание на то в Летописи, что не интересно историкам: в 1022 году Мстислав воюет с Редерей, а уже в 1023 он пришёл к Киеву, из Тамани? Не слишком ли это дальний путь в такой срок? Где воевал Мстислав с Редерею? На Тамани?

1.По логике событий, Мстислав в одиночку отражает нападение косогов Редери где-то рядом с границами Руси, и как спаситель идёт в Киев за наградою, но киевляне его не принимают. Киевский князь Ярослав в Новгороде (может быть, пошёл за помощью при приближении косогов), Мстислав не хочет усобицы с киевлянами и Ярославом, и садится в соседнем ему Чернигове, как победитель над косогами. Он отражает нападение Ярослава, но не преследует его, поступает опять воистину мудро, хотя Летопись назовёт мудрым Ярослава. Похоже, Ярослав Мудрый и унижает в Летописи Мстислава, приписывая ему похабные слова о павших в сече соплеменниках.

2.Летописи сообщают, что Мстислав ещё до 1024 года владел не только Тьмутороканью, но и Рязанью, и Муромом, также пограничными княжествами, далее ими владели Черниговские князья. Как из Тамани Мстислав мог осуществлять свою власть в Рязани и в Муроме? Никак. А вот с верховьев Донца — очень даже просто.

В 1036 году Мстислав умирает в Чернигове. Наследников он не оставил, и его княжество достаётся Ярославу Мудрому. Сразу после смерти Мстислава на Киев нападают печенеги-торки, историки отмечают этот «интересный факт», но и только. На наш взгляд, смена власти в Чернигове вызвала недовольство в подвластных Мстиславу уделах, в частности, в Тьмутороканьском, и тьма (10.0000) торков пыталась добиться от Ярослава каких-то прежних привилегий. Ярослав разбивает торков, больше никаких нападений на Киев при Ярославе Мудром не было, кто княжил при нём в Тьмуторокани — неизвестно. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Черниговское княжество достаётся его сыну Святославу.

(Продолжение следует)

Виктор Каменев,

лауреат премии им. Бориса Полевого журнала «Юность» за 2006 год

12.01.2022


Рецензии