Граната для брата. драма в 2-х действиях

                Вальдемарас Микшис   valdemaras@yandex.ru
                Рига, 1012,  А. Чака 156-39, м. т. 29569775.
               
               

               

                В А Л Ь Д Е М А Р А С   М И К Ш И С


                Г Р А Н А Т А  Д Л Я   Б Р А Т А               
 

                д р а м а  в  2-х  д е й с т в и я х
 

                действущие лица:

                РИТА
                ТИМ

                АННА, мать Риты
                ПАПА ЖОРА, отчим Риты
                ГРОГ, подручный Папы Жоры
                ШВЕД, «партнер» Папы Жоры 
               

               

АННОТАЦИЯ.
Парень, вернувшийся в родной город на похороны родителей, спасает похищенную девушку, и вместе с ней оказывается в смертельной ловушке на старом маяке.               

               

ПЕРВОЕ  ДЕЙСТВИЕ

С левой стороны середины сцены поднимается напольная дверь,похожая на круглый щит, и в комнату, похожую на кирпичную бочку, с ручным фонариком в зубах влезает ТИМ – длинноволосый парень в очках, в распахнутой штормовке и вельветах.
В центре комнаты – боком к ТИМУ – большой, на полкомнаты круглый глаз фонаря, прикрытый полосатыми веками.
С правой стороны за фонарем – у стены – на кресле без ножек замирает РИТА – девушка в короткой кофточке и джинсах.
Руки и ноги РИТЫ связаны веревками, рот залеплен скотчем.
Свет фонарика рыскает по полу и стенам.
ТИМ обходит фонарь... остолбеневает перед задергавшейся на кресле РИТОЙ.
Подходит к РИТЕ, опускается на колени, кладет на пол фонарик... развязывает веревки – руками и зубами...
РИТА вскакивает на ноги. Срывает, ойкнув, скотч со рта.
РИТА. Я вас всех!.. Всех, понял?! Где туалет? Туалет!..
ТИМ. Внизу.
РИТА обегает фонарь, останавливается перед дырой напольной двери.
РИТА. Это что за фигня такая?
ТИМ. По лестнице осторожней!
РИТА. Ну!.. я вам!.. покажу!.. лестницу!..
ТИМ хватает фонарик, вскакивает на ноги.
РИТА спускается.
ТИМ подбегает к двери, светит фонариком. 
ТИМ. Стены держись! Лестнице – сто лет в обед!
ГОЛОС РИТЫ. Я вас всех, понял?! Всех на обед!..
ТИМ. Велосипед – справа! за дверью! Садись и уезжай!.. 
ГОЛОС РИТЫ. Вы мне за все!.. За все, придурки!
ТИМ выключает фонарик, сует в карман.
Достает из кармана большой ржавый ключ, бросает на кресло без ножек.
Из другого кармана достает мобильный телефон. Смотрит на экран.
Прячет телефон в карман. Оглядывается.
Подходит к фонарю, приподнимает ржавые полоски века.
ТИМ. Здравствуй, дед. (Уходит за фонарь).

Полоски века фонаря вздрагивают, поднимаются и снова опускаются.
Глаз фонаря вспыхивает и гаснет, вспыхивает и гаснет...

Голова РИТЫ появляется над полом.
РИТА смотрит на мигающий глаз фонаря.
РИТА. Ну и зачем вы меня похитили, смертники? (Влезает в комнату). Ты куда подевался? А-у!
Глаз фонаря гаснет.
ТИМ выходит из-за фонаря.
Еще раз спрашиваю: зачем вы меня?...
ТИМ. Почему ты?..
РИТА. А что ты лыбишься, а? Что ты?.. Зачем вы меня похители?
ТИМ. Я тебя...
РИТА. А кто меня похищал? Пушкин?!
ТИМ. Я тебя не похищал...
РИТА. А откуда ты узнал, что я здесь? Кто меня хлороформом накачал, а?.. Где твой подельник?
ТИМ. Он не мой...
РИТА. А ты кто такой! Ты-ты!.. У тебя что – уши заложило, тетерев? А может, ты глухарь? Ты почему отворачиваешься, когда тебя девушка спрашивает? Ты почему, очкарик?.. (Подходит к ТИМУ, разворачивает к себе). Спрашиваю еще раз...
ТИМ. «Не спрашивай, и тебе не будут лгать».
РИТА. ... Это что за фигня такая?
ТИМ. Арабская поговорка.
РИТА. Ах, поговорка!..
ТИМ. Почему ты не уехала?
РИТА. На велосипеде? Ты вообще в курсе, кто я такая, ботаник? В курсе?
ТИМ. Теперь – да.
РИТА. Ах, «теперь – да»! Значит, будь в курсе, что ты уже не ботаник, ты –  смертник. Смерт-ник, понял?
ТИМ. Ты говорила.
РИТА. Ах, «говорила»! А ты меня, значит, услышал, да? А что это ты лыбишься, а? Что это ты всю дорогу?..
ТИМ. Я не лы...
РИТА. Думаешь, никто не видел, как твой подельник меня из клуба в машину волок?..
ТИМ. Он не мой подельник...
РИТА. Если у моего Папы Жоры! хоть кто-нибудь! хоть что-нибудь! – про себя даже не заикаюсь – он сразу убивает! сразу, без вопросов!
Грохот грома.
Что это?
ТИМ. Что?
РИТА. Гром?
ТИМ. В апреле?
РИТА. А что это было?
ТИМ. Не знаю...
РИТА. На гром похоже...
ТИМ. Не может быть... Первые грозы... Ну и темень...
РИТА. Ничего. Скоро посветлеет. Приедет Папа Жора и... наступит «утро стрелецкой казни». Видел такую картину? художника Шишкина.
ТИМ. Васнецова.
РИТА. Ах, Васнецова!.. Зря ты, «васнецов», лыбишься.
ТИМ. Я не лы...
РИТА. Не тянешь ты на стрельца, понял? Сколько от города до маяка? На джипе – полчаса, так? А сейчас сколько?.. Я тебя спрашиваю? Весь город уже на ушах стоит! Вы мне за все заплатите! За все! А за ваш туалет «десперадо» – отдельно! За что твой подельник убить меня хотел, а?
ТИМ. Он не хотел...
РИТА. Что я вам сделала?! Что я вам?..
ТИМ. Ты – ничего.
РИТА. Тогда зачем вы меня похитили? Зачем вы меня?..
ТИМ. Сколько раз повторять...
РИТА. Вот сколько надо, столько и будешь повторять! Как попка, понял?.. Как тебя зовут? Вот только не вздумай мне тут в арабов играть! Имя!
ТИМ. Тим.
РИТА. Как?
ТИМ. Я сказал.
РИТА. Ах, «он сказал», значит! А ты, девушка, расшифровывай, да?
ТИМ. Тимофей.
РИТА. Тимофей? Это что – погоняло такое? или тебя – в честь кота так?..
ТИМ. В честь деда.
РИТА. Ах, «в честь деда»! Лыбишься, да? Ну лыбся, лыбся... Поиграй напоследок... в арабов. Но заруби себе, араб: пока не расколешься, пока не скажешь, кто ты такой и почему ты тут нарисовался, я тебя отсюда не выпущу.
ТИМ. Я говорил тебе...
РИТА отворачивается, подходит к напольной двери, захлопывает. Идет к креслу, двигает кресло на дверь, берет ключ, садится на кресло, поджимает ноги.
РИТА. Ничего себе ключик. Значит так: я хочу пить и есть. Я уже... не знаю сколько ни пила, ни ела! Что встал столбом, ботаник? Угощай девушку!
ТИМ достает из кармана штормовки бутылку минеральной.
Из кармана выпадает граната.
ТИМ поднимает гранату, прячет в карман.
Подходит к РИТЕ, протягивает минеральную.
А граната на закуску, да? Интересное кино. (Пьет минеральную)... Ботаник с гранатой. Цирк на дроте, как Швед говорит. Зачем тебе граната?.. Я тебя спрашиваю?
ТИМ отворачивается.
Ну партизань, партизань. Посмотрим, насколько тебя хватит, кот ты арабский.
Отдаленный раскат грома.
РИТА вскакивает с кресла.
Слышал?..
ТИМ. Не может быть...
РИТА. Что «не может быть»? Это же гром.
ТИМ. Первые грозы в мае. Хотя...
РИТА. Что «хотя»?.. 
ТИМ. Таких туч... я никогда не видел... посмотри...
РИТА. А что это в море? Вон там – что за огни?
ТИМ. Не знаю... сторожевой катер, наверное...
РИТА. Сколько сейчас?
ТИМ достает мобильный телефон, смотрит на экран.
Мне позвонить надо.
ТИМ. Пять двадцать пять.
РИТА. Дай телефон!
ТИМ прячет телефон в карман штормовки.
Дай телефон, сказала! Мне маме позвонить!..
ТИМ. Не дам.
РИТА. Ах, «не дам», жан клод ты ван дам! Опять лыбишься, да? У тебя мама есть, кот ты арабский? Обьясняю на пальцах: мама – это такая женщина, которая тебя родила. И мне ей надо позвонить, чтоб она с ума не сошла...
ТИМ. При одном условии.
РИТА. Это при каком таком «условии»?..
ТИМ. Скажешь ей, что с тобой все в порядке...
РИТА. А со мной все в порядке, да?
ТИМ. Теперь – да.
РИТА. Ах, «теперь – да»...
ТИМ. И ни слова про маяк.
РИТА. Да что ты говоришь!
ТИМ. Правду.
РИТА. ... Давай.
ТИМ. Обещаешь?
РИТА. Да!
ТИМ. Громкая связь.
РИТА. Ну конечно!
ТИМ достает телефон, включает громкую связь, протягивает РИТЕ.
РИТА набирает номер...
Сверкает молния.
РИТА ойкает.
Ма?..
ГОЛОС АННЫ. Где ты, доча?
РИТА. Со мной все в порядке, ма!..
ГОЛОС АННЫ. Где ты?..
РИТА. Ты что – в машине?
ГОЛОС АННЫ. Что случилось, доча?..
РИТА. Он рядом?
Грохочет гром.
РИТА приседает на корточки.
Он рядом или нет?!
ГОЛОС АННЫ. Он в другой машине!
РИТА. А куда вы едите?
ГОЛОС АННЫ. Не знаю! Он вообще не хотел меня...
РИТА. На старый маяк, да?
ТИМ. Дай сюда...
РИТА (прижимает телефон к груди). Заткнись! 
ГОЛОС АННЫ. Что случилось, доча?
РИТА. Куда вы едите?
ГОЛОС АННЫ. Где ты, доча?
РИТА. Со мной все в порядке, ма! (Выключает телефон, протягивает ТИМУ).
ТИМ. Ты обещала...
РИТА. Три года! (Садится на кресло).
ТИМ. Что «три года»?
РИТА. Обещанного ждут – догоняй уже!.. Значит, теперь «со мной все в порядке», да?
ТИМ. Да.
РИТА. Интересное кино.
ТИМ. А «он» – это кто?
РИТА. А-а, испугался...
ТИМ. Кого?
РИТА. Ты дурачка не включай. Ты какие цветы любишь? Обещаю тебе – коту тимофеичу – красивый букет принести. На похороны...
ТИМ. Васильки.
РИТА. Ах, «васильки»!.. «А васильки Очей любимых далеки». Стоп! Стоп-стоп-стоп-стоп. (Встает с кресла).Это вам Швед приказал, да?.. Как я раньше недопетрила, дура! Ну конечно! Это ж его прихваты! Кто бы еще попер на моего Папу Жору! Швед уже звал меня на острова, как же! И не просто звал – а целый остров обещал подарить...
Звонит телефон.
ТИМ достает телефон, смотрит на экран.
Это мама. Три тройки на конце, правильно? Хочешь с моей мамой поговорить?..
ТИМ протягивает телефон РИТЕ.
РИТА (берет телефон, включает). Со мной все в порядке, ма. Больше мне не звони, я сама тебе перезвоню. Все, ма. (Выключает телефон, отдает ТИМУ). А теперь колись: зачем Шведу меня похищать?
ТИМ. Какому шведу?
РИТА. Ну-ка набери его. Скажи, я хочу поговорить с ним....
ТИМ. С кем?
РИТА. Со Шведом – с кем! Набирай-набирай! Скажи: Марго хочет с ним поговорить.
ТИМ. Марго?
РИТА. Не включай дурачка, повторяю! Набери Шведа и скажи...
ТИМ. Я не знаю...
РИТА. Может, ты и Папу Жору не знаешь?
ТИМ. Я знать не знаю никакого шведа.
РИТА. Ты с какой луны свалился, незнайка? Шведа он не знает! Шведа, которого... Подожди. Ты что – не местный?
ТИМ. Послушай...
РИТА. То-то я смотрю: ни Шведа он не знает, ни Папы Жоры, и все, главное – на голубом глазу. Откуда ты такой нарисовался «неместный»? Из какой такой «местности»?.. Предупреждаю: спрашиваю в последний раз...
ТИМ. Из Парижа.
РИТА. Ах, «из парижа»! Значит, у нас еще и с головой проблемы, вот как. Понятно. Но меня ты не разведешь, как дуру трехкопечную. Раз ты знал, где я, то того, кто меня похитил, ты отлично знаешь! Скажешь, нет?.. Да или нет, «париж»? Ну!
ТИМ. Знаю.
РИТА. Вот! А теперь скажи, за что он убить меня хотел?
ТИМ. Он не хотел...
РИТА. А кто у меня перед носом «береттой» размахивал? Папа римский?
ТИМ. Какой «береттой»?
РИТА. А что у тебя за поясом торчит? Рогатка или «беретта» итальянская? Думаешь, я совсем слепая? А в кармане у тебя что? Апельсин или граната – Ф-1? Что я вам сделала? Я тебя спрашиваю!.. А-у, «неместный»!
ТИМ. Ты – ничего.
РИТА. Тогда почему вы меня похитили?
ТИМ. Повторяю, я тебя...
РИТА. Молодец, попка! «Повторяю-повторяю»! Ты мне еще арабскую поговорку повтори!
ТИМ. «Не спрашивай, и тебе не будут лгать».
РИТА. А я спрашивала и буду спрашивать! И попробуй мне только солгать! Ты хоть понимаешь, идиот, что ты со смертью играешь или нет? Нет, ты не отворачивайся! (Подходит к ТИМУ, разворачивает к себе). Ты поговори с девушкой – не увиливай! Взялся за... А что ты опять лыбишься? Что это ты... Нет, ну вы посмотрите на него! Стоит-лыбиться, «неместный-небесный». А ну отвечай девушке – кто ты такой? Быстро!..
ТИМ отворачивается.
Ты в курсе, глухарь ты тетеревский, что такое ди-а-лог? Это когда двое говорят, а не одна девушка, как об стенку горох! Ты что – опять лыбишься?..
ТИМ (оборачивается). Я не лы...
РИТА. Что «не лы»? Не лыблюсь, да? Или как правильно? Не лыбаюсь? Нет, ну я не могу на это смотреть. Стоит-лыбится. Нет, ну правда, откуда ты такой нарисовался?.. Ну то что ты не местный – это теперь даже коню понятно. А вот откуда?..
ТИМ. Я с тобой в одной школе учился, Рита! До девятого, в параллельном.
РИТА. Что? Как ты меня?..
ТИМ. Ты в «а», а я в «б». А после восьмого твой папа тебя в «элитку» перевел.
РИТА. Нет, как ты меня назвал сейчас?
ТИМ. Рита.
РИТА. ... В «б», значит?
ТИМ. А ты – в «а».
РИТА. А как директора школы звали? Ну, где мы, типа...
ТИМ. Ираида Давыдовна. А вашу классную – Майя Михайловна. Как Плисецкую, хотя ваша классная была очень корпулентной дамой.
РИТА. Интересное кино. А где в нашем городе витраж с ангелом в огне? На какой улице?.. Ну что ты опять отворачиваешься?
Сверкает молния.
РИТА ойкает.
ТИМ оборачивается.
Грохочет гром.
РИТА бежит к стене, приседает, зажав уши.
Обрушивается ливень.
ТИМ. ... Ты что – грозы боишься?
РИТА. Что?
ТИМ. Ты грозы боишься?
РИТА. Боюсь – и что? Что?
ТИМ. Ничего.
РИТА. Я!.. когда девчонкой была!.. под старую акацию! – от ливня! Поднимаю голову! – молния! Акацию – в пепел! а я меня – в больницу!
ТИМ снимает штормовку, подходит к РИТЕ.
ТИМ. Накинь и сядь в кресло. Через пару минут здесь будет очень холодно. Хорошо еще ветер не с моря... Гроза в апреле, надо же... Третий вариант... 
РИТА. Что? (Садится в кресло).
ТИМ. ... всегда третий вариант...
РИТА. Какой третий?
ТИМ. Готовишься к одному, а сам чувствуешь – все наоборот будет, а в результате – не наоборот, а третий вариант... Как хлещет, а!
РИТА. Третий, значит?.. (Запахивается в штормовку). Ну правильно. Сегодня тоже вот... завалюсь, думаю, в клуб, Алиску поздравлю, такой подарок приготовила. Все, думаю, зашибись будет, а сердце мне: не будет никакого «зашибись»... Выхожу на задний двор, типа, Алиска позвала, а меня сзади... «третий вариант»... Правильно говорят: человек располагает, а... нет... как там правильно?
ТИМ. Человек предполагает, а Бог располагает.
РИТА. Думаешь, так оно и есть?
ТИМ. Только дурак считает, что он пуп земли... Да, разверзлись хляби небесные...
РИТА. Ты серьезно?
ТИМ. Про хляби?
РИТА. Про «располагает».
ТИМ. Конечно. Невероятно. Слышишь?
РИТА. Что?
ТИМ. Ливень стихает... Стихает, едва начавшись. Удивительная все-таки штука – жизнь... Я такого никогда не видел... А ты?
РИТА. Я тоже... Все равно холодрыга, слушай... Может, сядешь рядом, а то зуб на зуб не попадает... Я с тобой штормовкой поделюсь... с гранатой... Сам вон дрожишь, как этот...
ТИМ. Я не дрожу.
РИТА. Я заступлюсь за тебя перед Папой Жорой, не бойся.
ТИМ. Я не боюсь.
РИТА. ... Холодно, правда.
ТИМ подходит к креслу, садится рядом с РИТОЙ.
РИТА набрасывает на него половину штормовки.
А обнять слабо, ботаник?
ТИМ. Не называй меня ботаником. (Обнимает РИТУ). Придурком, арабом, котом, смертником, незнайкой, жан клод ван дамом, васнецовым, парижем, попкой...
РИТА. ... идиотом...
ТИМ. ... глухарем и тетеревом. И это меньше, чем за 20 минут...
РИТА. Ты меня еще не знаешь... А котом тимофеичем можно?
ТИМ. Можно.
РИТА. ... Мне нравится, как ты лыбишься.
ТИМ. Я не лы...
РИТА. А как правильно сказать?.. Вот, сам не знаешь...
ТИМ. Если правильно, то не «лыбишься», а улыбаешься.
Молния.
РИТА прижимается к ТИМУ.
ТИМ прижимает РИТУ к себе.
Гром.
Не бойся, я с тобой.
РИТА. Со мной он, главное... Сказал бы мне кто вчера, что я буду на старом маяке да еще в обнимку... да еще с партизаном...
ТИМ. И очкариком... Гроза уходит в море, Рита.
РИТА. Правда?
ТИМ. Правда. Невероятно.
РИТА. ... Почему я тебя не помню, Тим?
ТИМ. Незнайку-ботаника? Это тебя – раз увидишь и…
РИТА. Что «и»?
ТИМ. Не забудешь.
РИТА. ... А почему я никогда не встречала тебя на улице или у моря?
ТИМ. А я встречал тебя, и на улице, и у моря.
РИТА. А почему не подошел?
ТИМ. Ты не одна была... никогда не одна...
РИТА. Это правда. А в последнее время... шагу без присмотра...
ТИМ. Почему?
РИТА. ... «Не спрашивай, и тебе не будут лгать».
ТИМ. Понятно.
РИТА. А когда ты школу закончил, ты куда?..
ТИМ. В столицу уехал, в академию поступать.
РИТА. В какую академию?
ТИМ. Художеств.
РИТА. А что есть такая академия?
ТИМ. Конечно.
РИТА. В столице?
ТИМ. Ну да.
РИТА. И ты, значит, прямехонько из академии художеств, из столицы – в родной город и на старый маяк, да? Чтоб, типа, меня освободить?
ТИМ. Нет, я сюда из Парижа приехал.
РИТА. Ну так-то уж не заливай.
ТИМ. Я грант выиграл, осенью.
РИТА. Какой грант?
ТИМ. В Париж, на год, на стажировку. Я полгода в Париже прожил...
РИТА. Полгода? В Париже?.. Посмотри мне в глаза. Пожалуйста... Ну ты же мне не врешь, Тим...
ТИМ. Я... или правду говорю, или «арабская поговорка».
РИТА. А зачем ты вернулся?.. Если б я отсюда хоть куда-нибудь вырвалась, да я б никогда в жизни...
Отсверк молнии.
РИТА прижимается к ТИМУ.
ТИМ. Гроза ушла в море, Рита, не бойся.
РИТА. «Не бойся». А у самого... вон как сердце колотится... Почему у тебя так сердце колотится, Тим?.. «Арабская поговорка», да?
ТИМ. Потому что ты рядом.
РИТА. Заливаешь?
ТИМ. Ливень кончился.
РИТА. ... А меня... только мама Ритой называет. А все прочие – Марго.
ТИМ. Нет, Рита – мне больше нравится.
РИТА. Только имя, да?
Отзвук грома.
ТИМ. Не только.
РИТА. Правда?
ТИМ поворачивается к РИТЕ, наклоняется, целует в губы.
РИТА обнимает ТИМА.
ТИМ страстно целует РИТУ, сжимает грудь...
Погоди ты, араб... шустрый какой... Ты улыбнись сначала, но руку не убирай, другую тоже... Да, сказочно у тебя получается... Девчонки тают, да?.. Ну что ты опять отворачиваешься?.. Нет уж, взялся за... (разворачивает ТИМА) тогда целуй давай...
ТИМ оборачивается, берет лицо РИТЫ в ладони, целует лоб, брови, глаза, нос, щеки, губы, подбородок...
ТИМ. Я с восьмого класса... хоть бы пальцы твои... никогда не думал, что когда-нибудь... Знаешь, я пока не уехал в столицу... убегал с последних уроков, приходил к «элитке» и ждал, когда ты выйдешь... провожал тебя домой... по другой стороне улицы...
РИТА. А почему не подошел?
ТИМ. Ты не одна была...
РИТА. Ну подошел бы хоть один раз...
ТИМ. Расскажу тебе одну историю... про тебя...
РИТА. Про меня?
ТИМ. Одна девушка, дочь профессора... на тебя ну совсем непохожая...
РИТА. В Париже?
ТИМ. Нет, в академии... Мы с ней...
РИТА. Понятно.
ТИМ. Она обняла меня, а я... «Рита», говорю, «Рита», а она: «вообще-то меня Лизой зовут»... Я, когда мчал сюда на велосипеде... я не знал, что ты – это ты, я думал...
РИТА. Как не знал?
ТИМ. Не знал. «Недопетрил», так ты говорила? что... твой папа Жора – это Георгий Николаич... Я...
РИТА. Никакой он не мой...
ТИМ. ... забыть тебя... полтора года ну никак не мог...
РИТА. Я уже не та Рита, Тим...
ТИМ. А сегодня... как увидел тебя...
РИТА. Ты меня не знаешь, Тим...
ТИМ. ... сразу понял, почему не мог...
РИТА. Я сейчас другая, слышишь, Тим?
ТИМ. Нет. Для меня – нет.
РИТА. Ты «Мастера и Маргариту» читал?
ТИМ. Конечно.
РИТА. Почему Маргарита только тогда настоящая, когда ведьмой становится? Не любимой, не любящей – ведьмой...
ТИМ. Разве?
РИТА. Да. Вот и я... за эти полтора года...
ТИМ. Нет...
РИТА. Стала-стала, но я не хочу быть ведьмой, веришь? Не хочу...
ТИМ. Верю.
РИТА. Я хочу быть другой, настоящей... любимой и любящей.
ТИМ. Я помогу тебе.
РИТА. Ты – мне?..
ТИМ. Еще одна история. Про незнайку-очкарика, который на старом маяке встретил девочку, которую очень любил, еще со школы, и понял... что он ее по-прежнему очень любит, нет, он любит ее еще сильнее...
РИТА. Правда?
ТИМ. Все-таки... удивительная штука... жизнь, правда?
РИТА берет руку ТИМА, целует.
Ну что ты...
РИТА. Я никому и никогда... (берет другую руку ТИМА, целует). Даже маме, молчи. И не верила никогда, никаким словам. (Прижимает руки ТИМА к щекам). А сейчас... Это не я, я знаю – это сердце мое... я бы никогда... никогда не поверила...
ТИМ. Не плачь, пожалуйста...
РИТА. Это не я... это...
ТИМ. Не плачь... (целует глаза и щеки РИТЫ). Я с тобой, и я люблю тебя.
РИТА. ... Почему я тебе верю, Тим? Никому никогда не верила, а тебе...
ТИМ. Потому что я говорю правду.
РИТА. Да?
ТИМ. Да.
РИТА. Это не сон?
ТИМ. Ущипнуть тебя?
РИТА. Нет, я щекотки боюсь.
ТИМ. Запомнил. Грозы и щекотки. Чего еще? 
РИТА. Еще одной вещи. Но о ней я говорить не буду, хорошо?
ТИМ. Хорошо.
РИТА. Я тебя сейчас поцелую, но ты меня не целуй, хорошо?
ТИМ. Хорошо.
РИТА (целует ТИМА в губы, поднимает очки, заглядывает в глаза). Зеленые, как у кота.
ТИМ. Как у деда.
РИТА. Я всю жизнь прожила в этой Гоморре у моря, а здесь, на маяке...
ТИМ. Гоморре?
РИТА. «Гоморра у моря. Лишь ангел в огне О будущей каре»... забыла. Я здесь никогда не была. 
ТИМ. А меня сюда дед приводил, вместе с братом... Здесь и умер.
РИТА. Дед Тимофей?
ТИМ. Он самый.
РИТА. Расскажи про него... Ну, пожалуйста.
ТИМ. Тогда надо с прадеда начинать, со священника, которого вместе с церковью взорвали, еще в восемнадцатом, в порту. Не выйду, сказал, из Божьего дома, взрывайте. А дед спасся «чудом», как он говорил, убежал в столицу, выучился на художника и вернулся в родной город. В доме священника библиотеку открыли – у моего прадеда была самая большая библиотека в городе. С большим окном над парадным крыльцом, а в окне – витраж: ангел в огне. Витраж разбили, конечно. Когда дед устроился в родной дом художником, он вернул ангела место. Витраж опять разбили, а дедапо доносу... в лагеря, на двадцать пять лет.
РИТА. Так дом на Дюнной?..
ТИМ. Дом моего прадеда. Дед, когда с Колымы вернулся, снова ангела сделал, здесь, на маяке, уже перед самой смертью. Ангела снова разбили, но мой отец вернул ангела на место. Витраж и в третий раз хотели, но... времена уже не такие людоедские были.
РИТА зажимает рот.
Картины, которые теперь в музее висят, мой дед Тимофей рисовал, здесь, на маяке. На первом сделал мастерскую, а на втором – вот этот фонарь притащил, со списанного сторожевого катера, собрал по частям, починил, чтоб нас с Донатом азбуке Морзе учить. Что с тобой? 
РИТА. А где его... священника?.. в какой церкви?..
ТИМ. Ее больше нет. Там сейчас... (отворачивается) склады твоего папы Жоры стоят. 
РИТА. Он мне не папа... Мой папа погиб, когда мне еще трех не было... Младшего брата спасал... Дядя Петя теперь – капитан сторожевого катера... 
ТИМ. А я думал, что Папа Жора... Что с тобой?
РИТА. А ты?.. ты?..
ТИМ. Что? Что, Рита?
РИТА. Ты... из Парижа... на похороны, да?
ТИМ поднимается.
Тим... (Встает, сбрасывая с плеч штормовку). Я была на кладбище! Я к твоей маме в театральный кружок ходила... А твоего папу весь город хоронил, я... Стоп. Стоп-стоп-стоп... Ты сказал «Донат»? Донат – это Дон? Цепной пес Шведа – Дон, которого за убийство Малого ищут?
ТИМ. Какого еще?..
РИТА. Он что – твой брат? Дон – твой брат?..
ТИМ. Я говорил Донату: дочка ни при чем! Она не виновата!..
РИТА. В чем «не виновата»?
ТИМ. Ни в чем!
РИТА. А кто виноват? кто тут «при чем»? Подожди!.. Значит, это Папа Жора, да? Это его псы твоего папу?.. Как я сразу недопетрила, дура, я же слышала, как Папа Жора: «хорошо бы казино под ангелом»...
ТИМ. Никогда! Никогда этому не бывать!
РИТА. Значит, это его псы...
ТИМ. Никогда!
РИТА. Скажи мне правду, Тим! Правду! Я должна знать! Это псы Папы Жоры твоего папу...
ТИМ. ... книгами убили...
РИТА зажимает рот.
... в библиотеке, прадедовскими книгами. Донат мне все рассказал... Никогда, слышишь? никогда твой папа!..
РИТА. Он не мой папа, Тим!..
ТИМ. ... не получит нашего родового гнезда! Никогда!
РИТА. Я ничего не знала!
ТИМ. Никогда!
РИТА. Ничего, клянусь!
ТИМ. А я тебя не виню!
РИТА. Весь город говорил!..
ТИМ. «Упал с лестницы в библиотеке»? «Сердечная недостаточность»? Читал я вашу газетенку! Читал, как моего отца «весь город хоронил»!..
РИТА. Подожди, Тим! Подожди, пожалуйста! А Дон?.. то есть, Донат – он откуда узнал?..
ТИМ. А ему один из убийц признался! Рассказал, как... книгами убивают!
РИТА. Это Малой, да? Малой?
ТИМ. Какой еще «малой»?
РИТА. Которого в доках нашли! Пес Папы Жоры! На котором живого места не было, когда его!..
ТИМ отворачивается.
А почему Дон?.. почему твой брат Папу Жору не убил? Зачем меня похитил?.. Мне надо знать,Тим!
ТИМ. Потому что ему деньги нужны были! Чтоб «свалить из города», так он сказал! Я говорил ему!..
РИТА. Идиот! Ну какой же он идиот! Самому в пасть! И к кому – к Папе Жоре! Надо уходить, Тим! Сейчас же! Пошли!
Звонит телефон.
ТИМ идет к штормовке, поднимает, достает из кармана телефон.
Не включай, слышишь? Не включай, Тим!
ТИМ (смотрит на экран). Это брат...
РИТА. Это не брат!
ТИМ. Это его номер. Три шестерки...
РИТА. Что это? (Оборачивается). Опять гром?
Из тьмы на угол правой стороны сцены выходит ПАПА ЖОРА в длинном кожаном плаще с мобильным телефоном, за ним – огромный ГРОГ в кожанке.
Надо уходить, Тим!


ВТОРОЕ  ДЕЙСТВИЕ

На маяке звонит телефон.
РИТА. Не включай, слышишь?
Из тьмы на угол правой стороны сцены выходит ПАПА ЖОРА с телефоном, за ним – ГРОГ.
Не включай!
ТИМ. Это Донат. (Включает телефон). Брат?
ПАПА ЖОРА. Бра-ат? О-паньки! (Оборачивается к ГРОГУ). А базлали, ты в Парижах картинки малюешь, Тимоша.
ТИМ. Я хочу поговорить с братом.
ПАПА ЖОРА. Это я тут хочу, Тимоша, ты не в Париже, заруби себе раз...
ТИМ. Я хочу поговорить с братом.
ПАПА ЖОРА. Не, ну ты слышал, Грог? Мазилка-то с характером. А что ты на маяке делаешь, Тимоша? Картинки малюешь? Дай мне Марго! Живо! Марго-о!
РИТА. Дай сюда! (Забирает у ТИМА телефон). Чего тебе?
ПАПА ЖОРА. Вот это сюрпрайз! Вот это!.. Я, понимаешь, как Чип ин Дейл, как Капитан Америка спешу-лечу на помощь, думаю, ты там – по рукам-ногам, страдаешь-маешься – и на тебе! Мордой – об мазилку с мольбертом! Кстати, мольберт при нем?
РИТА. В Париже оставил.
ПАПА ЖОРА. Жаль. Мог бы нарисовать тебя. В неглиже. Или – без неглижа, он не прыгал на тебя?
РИТА. Он – не ты.
ПАПА ЖОРА. А что он делает на маяке?
РИТА. Меня спасает!
ПАПА ЖОРА. «Спасает»? Ну ты подумай! А думал, я тебя «спасаю». А как этот мазилка-«кункурент» узнал, что ты...
РИТА. Он догадливый!
ПАПА ЖОРА. Ах, вон он какой! Один братец, значится, похищает, а другой спасает! Как тебе такой расклад, Грог? Надо нам с этим «догадливым» братцем...
РИТА. Вам надо оглобли поворачивать! Теперь я сама домой доберусь!
ПАПА ЖОРА. Ну зачем же сама, королева моя! Кареты поданы и слуги на козлах!
РИТА. Повторяю: я сама домой доберусь!
ПАПА ЖОРА. Как думаешь, девочка моя очень дорогая, лучше мне с этим «кункурентом» по трубе перетереть или нос к носу?
РИТА. Повторяю...
ПАПА ЖОРА. Не дашь ему трубу, я сам с ним перетру! Красиво сказал, да, Грог? Тимоша-а!
ТИМ забирает у РИТЫ телефон.
Это ты, сынок?
ТИМ. Я вам не «сынок»...
ПАПА ЖОРА. Слушай и мотай на ус, «несынок». Кстати, у тебя усы есть? Не отвечай – сюрпрайз будет. Через пять минут – засекай – у входа на маяк. Оба с Марго, как штыки, усек?
ТИМ. Я хочу поговорить с братом.
ПАПЫ ЖОРА. Сюда слушай, сучонок! Выйдешь с Марго – увидишь братца в натуре, а не выйдешь...
РИТА выхватывает у ТИМА телефон.
 ... я за твоими усами...
РИТА. Я сама домой вернусь!..
ПАПА ЖОРА. Не встревай, Марго...
РИТА. Что тебе непонятно?
ПАПА ЖОРА. Это тебе, Марго, «не-по-нят-но»! Это у тебя от хлороформа или?..
РИТА. Пошел к черту!
ПАПА ЖОРА. Или – Тимоше трубу в ухо, или – через пять минут я с ним нос к носу...
ТИМ забирает у РИТЫ телефон.
ТИМ. Я хочу поговорить с братом.
ПАПА ЖОРА. Нет, ну ты слышал, Грог? Прям-таки неймется ему! Как перед девкой на коленках! Ты точно хочешь братца увидеть?
ТИМ. Да.
ПАПА ЖОРА. Тогда отключай громкую связь, мне с тобой – тет-тет надо. Комренэ ву, Тимоша? Скажи Марго, чтоб отошла от тебя, как можно дальше... Не слы-шу!
ТИМ. Отойди, пожалуйста.
РИТА. Тим...
ТИМ. Пожалуйста.
РИТА отходит к стене.
ТИМ отворачивается от РИТЫ, отключает громкую связь.
ПАПА ЖОРА. Отключил?
ТИМ. Да.
ПАПА ЖОРА. Марго, кроме грозы и щекотки, еще одной вещи боится – крови, еще с детства. Ежли с нее хоть волосок – хоть волосочек, сучонок – я тебя штрунтиками нарезать буду. Штрун-ти-ка-ми. И не час, как братца, а неделю, усек? Вот такой вот натюрморд в натуре, вырубай звук и выкатывай буркалы, хоум видео об одном братце кролике, который хотел Папу Жору на кукан поставить... (нажимает на кнопки телефона). И чтоб через пять минут – у входа на маяк вместе с Марго, а пока... веселись, сучонок. Пошли, Грог. (Уходит во тьму).
ГРОГ – следом.
ТИМ смотрит на экран телефона...
РИТА. Что он сказал, Тим?.. Тим!
... ТИМ трясущейся рукой сует телефон в карман штормовки, подходит к креслу, поднимает, бросает кресло в стену.
РИТА отскакивает к фонарю.
Большой ржавый ключ летит к ногам РИТЫ.
ТИМ подходит к креслу, поднимает, бросает в стену.
Снова поднимает и – в стену.
Из кармана штормовки выпадает телефон и фонарик.
ТИМ поднимает кресло и – в стену.
Поднимает и – в стену.
... Стоит, тяжело дыша, нагнувшись и сжав колени.
РИТА подходит к телефону, поднимает, смотрит на экран, зажимает рот.
ТИМ оборачивается, подходит к РИТЕ, забирает телефон, выключает, сует в карман. Оглядывается...
Идет к большому ржавому ключу, поднимает.
Идет к напольной двери, поднимает дверь.
ТИМ. Спускайся.
РИТА. Нет...
ТИМ. Пожалуйста.
РИТА. А ты?
ТИМ оборачивается, идет к ручному фонарику, поднимает, возвращается к двери.
Что ты задумал, Тим?..
ТИМ. Ты ведь поможешь мне, правда? Держи. (Дает РИТЕ ключ). Пожалуйста.
РИТА берет ключ.
Когда спустишься... (достает гранату).
РИТА. Нет...
ТИМ. Я взорву лестницу, а без лестницы... они сюда...
РИТА. Тим...
ТИМ (нагибается, сжимает колени). Он тебя... гранатой называл...
РИТА. Кто?
ТИМ. Донат... «Марго... не девчонка – граната»...
РИТА. Я не Марго...
ТИМ. Я знаю... (выпрямляется) потому и прошу... чтоб никого внизу, понимаешь? я не хочу никого убивать...
РИТА. Это они тебя!..
ТИМ. Пять минут, Рита!..
РИТА. Ты не знаешь Папу Жору!..
ТИМ. Помоги мне, пожалуйста! Очень тебя прошу!
РИТА. Тим!..
ТИМ. Ты поможешь мне или нет?
РИТА. Помогу. (Спускается).
ТИМ светит фонариком.
ТИМ. Стены держись!.. Я люблю тебя!
ГОЛОС РИТЫ. Что?
ТИМ. Я люблю тебя, слышишь?!
ГОЛОС РИТЫ. Беретту проверь!
ТИМ выключает фонарик, бросает на кресло, идет к штормовке, надевает, достает из кармана телефон.
Бросает телефон на кресло.
Достает из-за пояса беретту, бросает на кресло.
Сжимает гранату, всовывает палец в чеку, смотрит на трясущиеся руки...
Оборачивается к глазу фонаря...
ТИМ. Я... не подведу, дед... обещаю...
Удары в нижнюю дверь.
ТИМ оборачивается: РИТА влезает в комнату.
ТИМ. Ты почему?..
РИТА (протягивает ТИМУ ключ). Я заперла дверь.
Автоматные очереди.
ТИМ хватает РИТУ за руку, тащит за фонарь.
Нижнюю дверь не выломать! Дай телефон!
ТИМ. Зачем ты?..
РИТА. Где телефон? (Оборачивается, подбегает к креслу, хватает  телефон, включает громкую связь).
ТИМ. Ты зачем?..
РИТА прикладывает палец к губам.
Из тьмы выходит ПАПА ЖОРА с телефоном, за ним – ГРОГ.
РИТА. Ты что творишь, а?! Я тебя спрашиваю?!
ПАПА ЖОРА. Я творю?!
РИТА. Или отвалишь – или получишь два трупа, понял?!
ПАПА ЖОРА. У тебя что?..
РИТА. ... граната в руке – вот у меня что! Ты меня хорошо знаешь! Или – или! Пять минут, чтоб отвалил! Все! (Выключает телефон, бросает на кресло).
ПАПА ЖОРА. Марго! (Смотрит на отключенный телефон). Твою ж ты мать!.. Анну зови. (Набирает номер).
ГРОГ выходит.
РИТА. Я тебя никому, слышишь? Никому! (Подбегает к ТИМУ, обнимает). Я думала, что нет уже таких, нет! нет! (Целует нос, глаза, щеки, губы ТИМА). Обними меня, пожалуйста! Ну обними ты меня!
ТИМ обнимает РИТУ.
И ничего не говори, ничего! Никому не отдам! Никому!
Из тьмы выходит, пошатываясь, АННА, высокая блондинка в легкой курточке.
ПАПА ЖОРА протягивает АННЕ телефон.
АННА. Почему стреляете?..
На маяке звонит телефон.
ПАПА ЖОРА. Сдуру, прости. Аня, милая, спроси дочу, почему она не выходит?
РИТА. Загрызу заразу! (Подбегает к креслу, хватает телефон, включает). Ну!
АННА. Доча?
РИТА. Ма?
АННА. Почему ты... не выходишь, доча?
РИТА. Где ты, ма? (Смотрит на номер телефона).
АННА. На этом... на маяке. А почему ты?..
РИТА. Потому что я настоящего парня встретила, ма!
АННА. Кого?
РИТА. Помоги мне, ма!
ПАПА ЖОРА. Кого?..
РИТА. Он слышит, да? Слышит?
АННА. Доча...
РИТА. Да плюнь ты ему в рожу, ма! Он сегодня опять человека убил! О Сереге подумай!
АННА. Что ты несешь, Р-рита!..
РИТА. Ты пьяна, ма?
ПАПА ЖОРА забирает у АННЫ телефон.
ПАПА ЖОРА. Не бросай трубу, Марго! (Прижимает телефон к груди).
АННА. Что она?...
ПАПА ЖОРА. Ну несет ее, Аня, несет, как всегда, ты же слышишь! И на меня, и на тебя. Но я ее успокою, ты меня знаешь, а ты иди покури, иди-иди, как я только Риту успокою, я снова дам тебе телефон.
ТИМ. Рита...
РИТА прижимает палец к губам.
АННА. А этот бандит...
ПАПА ЖОРА. Да какой он бандит, Аня! С бандитом я вопрос решил, а этот... безобиден, аки агнец, которого наша Марго как всегда неудачно кадрит. А виноваты, как всегда, мы. Иди покури и накати – холодно, а ты в одной курточке. Еще простудишься, не дай бог. Говорил тебе: сиди дома, привезу я нашу непутевую дочу. (Обнимает АННУ). У меня все под контролем, милая, ты же знаешь. Грог, коньяк!
АННА. Не надо... (достает пачку сигарет, выходит, пошатываясь).
ПАПА ЖОРА. Марго...
РИТА. Дай мне маму!
ПАПА ЖОРА. Марго, шесть утра, а с утра я слегка не в себе...
РИТА. Ты с тюрьмы «не в себе»!
ПАПА ЖОРА. При чем тут тюрьма?
РИТА. Дай мне маму!
ПАПА ЖОРА. Значится так. Или ты щас же выходишь с этим сучонком...
РИТА. «Или» что?
ПАПА ЖОРА. Хоум видео, Марго. Специально для брата Сереги. «Беда с мамой» называется. Сюжет такой: на старом маяке беспредельщик Дон бац! и грохает мою жену и вашу мать. Во трагедия, а?
РИТА. У тебя что – крыша поехала?
ПАПА ЖОРА. Чья бы корова мычала!
РИТА. Серега откинется – и на куски тебя! На куски! Он мне поверит – мне!..
ПАПА ЖОРА. А ежли покойник Дон и тебя до кучи? Как тебе такой сюжет? Кому тогда Серега «поверит»? А я ему покажу, как я тебя спасти хотел! Как ваша мама под пули лезла. И шальной, сволочной – прямо в сердце! На моих глазах, Серега!
Входит Грог.
Во, у Грога спроси, Серега! Твой крестный Грог врать не будет! Верно, Грог? Не плачь, сына! Спроси лучше, кто все это замутил? Кто, Грог?
ГРОГ разводит руки.
Какой-то левый сучонок, Серега, мазилка дешевая! Брательник Дона беспредельщика! Я их на штрунтики, Серега! На штрунтики, как тебе такое хоум видео, а, Марго?
РИТА. Ничего ты маме не сделаешь, ни-че-го!..
ПАПА ЖОРА. Ты ведь королевой можешь жить, Марго, королевой! А кем ты помрешь, подумай...
РИТА. Человеком! (Выключает телефон, бросает на кресло). Ничего он маме не сделает! Ничего! Блефует, сволочь, как всегда! Серега нас с мамой все равно больше всех любит! Больше всех!
ПАПА ЖОРА. Рвите дверь. Аню – в джип. Нежно. Ну!
ГРОГ выходит.
ТИМ. А Серега?..
РИТА. Сводный брат!
ПАПА ЖОРА уходит во тьму.
Он его в тюрьму упек! Родного сына! И не потому, чтоб до меня добраться, нет! Им же, нелюдям, через кровь надо, понимаешь? Чтоб человека убить! Сперва он Серегу на убийство толкнул, а потом на зону – на «учебу»! А ведь мог отмазать! Мог! Он все может! Все! Мама чуть в дурку не загремела! Если б не мама, я бы... Не-ет, маму он не тронет. Я эту бандоту, поверь, очень хорошо знаю. Для них мать – это святое, что ты. Все прочие – подстилки, а мать! Тут они все – сопли по кругу! Нет, ну так он со мной никогда не говорил, зараза! Никогда! (Подбегает к ТИМУ, обнимает). Я не хочу умирать, Тим! Столько раз хотела, вены резала, смотри (показывает), а сейчас не хочу! Сейчас жить хочу! Любить тебя хочу! Бабушка говорила, от кого родить хочешь, того и любишь. Я ни от кого не хотела, никогда, а от тебя – сразу. Как только улыбнулся...
Взрыв.
ТИМ. За фонарь! На пол!
РИТА бежит к фонарю, падает на пол.
ТИМ подходит к напольной двери...
РИТА. Не открывай, Тим!
ТИМ приоткрывает дверь....
Автоматные очереди.
Пули рвут дверь в щепки.
ТИМ падает на пол.
ГОЛОС ГРОГА. Хорош шмалять! Охренели!
ТИМ достает из кармана гранату, выдергивает чеку, приоткрывает дверь.
ТИМ. Граната!!!
Катит гранату по лестнице.
Захлопывает дверь.
КРИК ГРОГА. Граната!
... Взрыв.
РИТА ползет к поднявшемуся на колени ТИМУ, замирает.
ТИМ. Прости, дед...
РИТА. Щека... (зажимает рот).
ТИМ. Что? (Вытирает щеку, смотрит на кровь на руке)... Ты что?.. ты правда, крови боишься?
РИТА. Нет. То есть, да.
ТИМ поднимается со стоном, прижав локоть к боку.
РИТА. Что с тобой?
ТИМ. Я сейчас. (Уходит за фонарь).
РИТА. Куда ты, Тим!
ГОЛОС ТИМА. Я сейчас!
РИТА встает, оглядывает комнату, подходит к креслу, берет телефон, смотрит на экран. Бросает телефон на кресло.
РИТА. Тим!
ГОЛОС ТИМА. Я сейчас!
РИТА. Не бросай меня, пожалуйста!
ГОЛОС ТИМА. Никогда!
... ТИМ выходит из-за фонаря в застегнутой наглухо штормовке с куском скотча на щеке.
В руках – моток слежавшегося каната.
Подходит к напольной двери, бросает канат на пол, наклоняется,  прислушивается...
РИТА. Не открывай.
ТИМ. Я должен... (приоткрывает дверь, смотрит, захлопывает).
РИТА. Что?
ТИМ. Никого. Надеюсь... я только лестницу...
РИТА. А что ты за бок держишься?
ТИМ. Подвел я деда... ох, как подвел...
РИТА. Ты о чем, Тим?
ТИМ. Наше дело картины писать, а не гранаты...   
РИТА. Что с тобой, Тим?
ТИМ. Я на один день опоздал, понимаешь? На один день. Не к отцу – к матери... (поднимает канат, раскручивает). Летел на похороны отца, а приехал... Мама его каждый вечер ждала. На кухне, у окна. Мы на Каштановой жили. Смотрела на улицу и ждала. Каждый вечер. Тетя Нюра, соседка... не ела, говорит, ничего, не пила. «Вот Мишенька придет, будем вечерять». Не оторвать, говорит, от стола. «Вот Мишенька придет»... И на третий день, на стуле, у окна... Никогда. Никогда наш ангел в огне!.. Никогда твой папа Жора!..
РИТА. Он не мой папа!
ТИМ. Отец музей и библиотеку – городу завещал. «Гоморре у моря», так ты сказала? И так завещал, что ни в казино, ни в бордель наш родовой «маяк» никому не превратить! Отец – мне все документы прислал! Мне! И я их... Как чувствовал...
РИТА. Что ты делаешь, Тим?
ТИМ. Я – не Донат. На мне ничьей крови не будет. Знаешь, зачем Донат мне телефон и гранату дал? И эту... «беретту» или как ее? Думал, я с ним на кровь пойду...
РИТА. Что ты делаешь, Тим?
ТИМ. Я с ним на кладбище схватился! Он... на коленях, у могил, со шприцем! Донат еще в школе... (становится на колени, привязывает кусок каната к железной шее фонаря). А когда на разбой пошел, отец выгнал его из дому. Я с ним пять лет не говорил! Пять лет! Я Доната!.. Старший брат! Вот в кого он такой?.. А потом понял – прав, отец! Тысячу раз прав! (Со стоном поднимается на ноги). Дело не в том, злодей ты или нет. Дело в том, предатель ты или нет. От предателей все зло, а не от злодеев. А Донат нас всех предал! Отца, маму, меня. Деда, прадеда! Дед говорил, лучше умереть, чем из двух зол выбирать. Все равно зло выберешь, и затащит оно тебя на свою территорию, а там не победить, там сожрет оно тебя, потому что только жрать и умеет! И себя, и всех вокруг, без разбору! А Донат!.. ничего слушать не хотел, ничего! Одно заладил: «Марго для Папы Жоры, как медом намазана! Его в самое сердце надо»!..
РИТА. Нет у него сердца, Тим, нету!
ТИМ. А ведь было сердце, было, я помню!
РИТА. У кого?
ТИМ. Я Доната... в детстве ... больше папы и мамы, я его... А он... Он даже не отомстить хотел, нет! Он... случаем воспользоваться, понимаешь? Предательски воспользоваться смертью. Чьей? Папы с мамой? А когда понял... понял, что я не пойду с ним на кровь, прикинулся раскаявшимся и... запер меня на даче. Предательски запер! Но когда он про ключ от маяка спросил... (Подходит к напольной двери). Иди сюда!
РИТА. А что ты?..
ТИМ. Твоей крови на мне не будет, иди сюда. И ничьей не будет. Я спущу канат, и ты по канату... я помогу тебе...
РИТА. Нет...
ТИМ. Я кому сейчас?..
На маяке звонит телефон.
Из тьмы выходит ПАПА ЖОРА с телефоном.
РИТА бросается к креслу, хватает телефон,смотрит на экран, включает.
Ну!
ПАПА ЖОРА. Насиращали вы моих пацанов, реально настращали. А у Грога вон, осколок в заднице, прикинь, деревянный, с палец...
РИТА. Что за Тима хочешь?
ПАПА ЖОРА. Что?
РИТА. Что за Тима хочешь, спрашиваю?
ПАПА ЖОРА. А хто ето?
РИТА. Больше я молчать не буду! Я все Сереге напишу, все!
ПАПА ЖОРА. Что все, Марго?
РИТА. Что Дон убить меня хотел! Из-за тебя! Из-за того, что ты отца его убил! в библиотеке книгами! чтоб ангела в огне отобрать! Что мать спаиваешь, чтоб меня в койку затащить! Хватит? Или еще по сусекам поскрести? Потому спрашиваю: что за Тима хочешь?
ПАПА ЖОРА. Во! Во за что я люблю тебя, девочка моя очень дорогая! За характер твой ангельский! Потому и хочу, чтоб жила! Жила, понимаешь? Глаз радовала, хвостом виляла, фортеля выкидывала. Замуж чтоб вышла, а як же ж! Хошь за мазилку своего, хошь за кого еще – я на подмоге! Только не за Шведа, Марго, извини. Хочу чтоб внучат сварганила – нам с Аней! Ей мальчонку, мне девчонку!..
РИТА. Что за Тима хочешь?..
ПАПА ЖОРА. Я сказал что, Марго – выходите и живите, ты глухая?
РИТА. Не верю!..
ПАПА ЖОРА. А я не господь бог, Марго! Я – Папа Жора. Слово даю, что ежли через десять минут не согласитесь спуститься, обложу маяк тротилом, и!.. Но этот фейерверк, Марго, ты уже не увидишь. Пока мои псы с тротилом в зубах не подгребли от Шведа – думай, Марго, соображай. Выйдешь с мазилкой – живи. А нет – фейерверком взлетишь. Как ведьма, но без метлы.
Входит, пошатываясь, АННА.
Слово даю, слышишь! Во, при маме говорю! Аня, доча! (Дает АННЕ телефон).
АННА. Ну выходи уже, доча, ну ты что?
РИТА. Он слышит?
АННА. Ну что вы пугаете меня все...
РИТА. Да или нет?
АННА. Да...
РИТА. Я перезвоню, когда его рядом не будет! Поняла, ма? (Бросает телефон на кресло).
ПАПА ЖОРА. Ничего, Аня, перебесится – сама позвонит. (Забирает телефон).
АННА. Что она сказала?
ПАПА ЖОРА. А мы подождем – не первый раз. Пойдем, милая.
АННА. Нет, что она мне?..
ПАПА ЖОРА обнимает АННУ, уводит во тьму.
РИТА. Ты все понял, Тим?
ТИМ. Спускайся.
РИТА. Ну ты же не купился на этот!..
ТИМ. Дело не в том, купился я или...
РИТА. Знаешь, столько раз он меня!.. и в столицу отпускал, и заграницу! И каждый раз все нашим зачуханным вокзалом кончалось! Или портом. Каждый раз брал за горло и возвращал домой. Если б не мама...
ТИМ. Рита...
РИТА. Послушай меня, Тим! Только выйдем – он тебя, как Дона, сразу! а меня... Ну теперь он и со мной цацкаться не станет. Хочешь, чтоб я из двух зол выбирала?
Лучше смерть, чем такой выбор! Сам говорил! Я вот стою сейчас перед тобой, и коленки у меня  от страха, но кошки на душе не скребут, понимаешь? Сократ вон выпил цикуту, помнишь, рассказывала вам Ираида? а мог бы остаться жить, мог! – а не захотел! Не захотел жить с этой сволочью, по-ихнему жить! И я не хочу! Не хочу в этом жорином мире жить! Не хочу ему внучку рожать! Фиг ему, а не внука! Вот! Не хочу и не буду, понял? Или он – или мы! А на другое я не подписываюсь! Ну что ты опять?.. Нет, ну не могу я смотреть! Сердце тает, понимаешь ты или нет? (Подбегает, обнимает, целует ТИМА).
ТИМ. Сумасшедшая...
РИТА. Нет, Тим, я трезва, как стеклышко! Как стеклышко! Потому что ты рядом, ты, Тим! (Целует ТИМА). Теперь я от тебя – ни на шаг! Ни на шаг, как верная жена! Как собака! Я без тебя жить не буду! Ни за что не буду! Даже не заикайся!
Целуются.
Погоди... Ну, погоди, миленький...  Дай, я маме перезвоню. (Подходит к креслу, набирает номер телефона).
Из тьмы выходит АННА с телефоном, следом – ПАПА ЖОРА.
Ма?
АННА. Отойди от меня! Отойди, сказала! Или я говорить не буду!
ПАПА ЖОРА. Вы что – белены объелись, девочки?
АННА. Отойдешь ты от меня или нет?
ПАПА ЖОРА. А у меня выбор есть? (Отходит во тьму).
РИТА. Он слышит? Да или нет, ма?
АННА. Нет.
РИТА. Соберись, ма, я тебя очень прошу! Что он сделает с Тимом, если мы спустимся?
АННА. С каким Тимом?
РИТА. С парнем, с которым я на маяке! Что он сказал?
АННА. Сказал Грогу...
РИТА. Что сказал, ма?!
АННА. Штрунтики какие-то... Я не поняла... 
РИТА (ТИМУ). Слышал? Спасибо, ма! А теперь уезжай, слышишь? Я знаю, кто нам поможет! А ты уезжай! Сейчас же, слышишь?
АННА. А куда я?..
РИТА. Домой!
Входит ПАПА ЖОРА.
Поверь мне, ма! Со мной все будет в порядке! Я тебя очень люблю, ма!
ПАПА ЖОРА. Ну что она говорит? Аня, милая...
АННА. Любит, говорит, меня...
ПАПА ЖОРА. Молодец.
РИТА. Уезжай, ма! Я перезвоню тебе! Обещаю! (Выключает телефон, набирает номер).
АННА. А куда я поеду?
ПАПА ЖОРА. А что она еще сказала?
АННА. Уезжай, говорит.
ПАПА ЖОРА. Правильно.
АННА. Куда «уезжай»?
ПАПА ЖОРА. Домой. Или в клуб.
АННА. Да ну тебя! (Выходит, доставая сигареты).
ПАПА ЖОРА выходит вслед за АННОЙ.
ТИМ. Ты кому?..
Из тьмы на левый угол сцены выходит ШВЕД с бородой без усов в грубом свитере с трубкой в зубах и с телефоном у уха.
РИТА. Привет, Швед! Это Марго. Разбудила?
ШВЕД. Заснешь с вами, как же...
РИТА. Тема есть, срочная.
ШВЕД. Зачем Жоре тротил? что он шифруется?
РИТА. Взорвать меня хочет.
ШВЕД. Тебя? Х-ха! Ну тогда я его очинно понимаю...
РИТА. Расклад такой, Швед. Меня твой Дон похитил у Папы Жоры, бабла захотел срубить...
ШВЕД. Втираешь...
РИТА. Папа Жора Дона убил. Два часа назад. А меня – с его младшим братом взорвать хочет. Выручай, Швед.
ШВЕД. Х-ха! Ну и семейка у вас! Цирк на дроте. Я с вас просто охреневаю! Если про Дона не втираешь, Марго...
ТИМ. Рита...
РИТА прикладываает палец к губам.
РИТА. А я не про Дона, Швед, я про себя!
ШВЕД. А я предлагал тебе, Марго: валим на острова. Сколько раз предлагал? Тебе – с твоим-то характером – на природе жить надо, девочка моя, в джунглях с водопадами и аборигенами...
РИТА. Так ты выручишь меня или нет?
ШВЕД. У матросов – нет вопросов, Марго. Валим на острова – и я твоего «папу» Жору сегодня же рыбам скормлю...
РИТА. У меня расклад поинтересней...
ШВЕД. Это вряд ли, Марго...
РИТА. Скажу тебе, кто вашу яхту с наркотой взорвал. Как тебе такое «вряд ли»?.. Нет времени, Швед!
ШВЕД. Про что базар, Марго?
РИТА. Про «шведский фейерверк», как Папа Жора этот «базар» назвал. Короче. Я тебе – причал и номер бокса, куда Папа Жора до взрыва вашу наркоту заныкал, а ты – отбиваешь меня и Тима... Нет времени, Швед!
ШВЕД. Какого на хрен Тима?
ТИМ отбирает телефон у РИТЫ, выключает.
ТИМ. Что ты делаешь? Ну что ты делаешь?
РИТА. А что я?..
ШВЕД смотрит на на отключенный телефон, набирает номер, уходит во тьму.
Тим!..
ТИМ. Хочешь, чтоб они поубивали друг друга? На кровь их подписываешь?
РИТА. Они бандиты, Тим!..
ТИМ. Такой же хочешь стать? И как ты потом жить будешь?
РИТА. А что делать, Тим? Они убьют нас – ты понимаешь это или нет?! Кто нам поможет? Кто?!
ТИМ. Бандиты нам не помогут! А если и помогут, то мы станем такими же, как они! Я кому...
РИТА. А кто нам поможет, Тим?
ТИМ. Бандиты нам не помогут...
РИТА. А кто? Кто? Может, тот, кто «располагает», а, Тим? Ну позвони ему, попроси, чтоб он  ангелов выслал! Позвони-позвони!
ТИМ. Он выслал уже.
РИТА. Кого? Когда?
ТИМ. Час назад.
РИТА. Кого?
ТИМ, Тебя.
РИТА. Да ну тебя! А что это ты локоть к боку прижимаешь, а?
ТИМ. Надо в полицию... (Идет к креслу, берет телефон).
РИТА. Тим, миленький! Ты, конечно, очень хороший, очень правильный, но ты ничего не знаешь, ничего не понимаешь...
ТИМ. Что я не знаю?
РИТА. Этой Гоморрой у моря заправляют двое: Папа Жора и Швед. Ментура, мэр, прокурор, таможня – все под ними ходят! Все!
ТИМ. Мой отец никогда «ни под кем не ходил»! Ни отец, ни дед...
РИТА. И где они сейчас?
ТИМ бросает телефон на кресло, идет к фонарю.
РИТА. Я не хотела, Тим! Это я не подумав, прости! Я!.. Ну пожалуйста, Тим! Это я!.. сдуру! Сдуру вырвалось, Тим! Ну прости меня, пожалуйста!
ТИМ. Сама про Сократа говорила...
РИТА. Это я не подумав, Тим! Нет, не про Сократа!.. Я!.. Я больше не буду, Тим! Никогда не буду, слышишь?
ТИМ. Еще как будешь...
РИТА. Не буду! Вот увидишь! Ты меня не знаешь! Я буду очень послушной! Очень послушной! (Догоняет ТИМА, обнимает со спины).
ТИМ. Послушной, значит?
РИТА. Послушной-препослушной!
ТИМ. Обещаешь?
РИТА. Клянусь.
ТИМ. Спускайся...
РИТА. Нет... (отпускает ТИМА).
ТИМ. Пошли.
РИТА. Нет.
ТИМ идет к напольной двери, оставляя кровавый след на полу.
РИТА зажимает рот.
ТИМ. Иди сюда, послушная моя...
РИТА отступает, отворачиваясь.
ТИМ оборачивается, со стоном хватается за бок.
Смотрит на РИТУ, на пол, на правую штанину, мокрую от крови.
На маяке звонит телефон. 
ТИМ отступает, спотыкается, хватает руками воздух, падает, ударяясь головой об пол.
Из тьмы на левый угол сцены выходит ШВЕД с телефоном.
РИТА оборачивается, бросается к ТИМУ, останавливается, отворачивается, не убирая руки со рта...
Поворачивается на звонок телефона.
Бежит к креслу, хватает телефон, включает.
ШВЕД. Причал и номер бокса.
РИТА отключает ШВЕДА, набирает номер.
ШВЕД смотрит на отключенный телефон.
РИТА. Алло? «Скорая»? Тима в бок ранили! Приезжайте скорей, пожалуйста! Он в крови!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Кого ранили, девушка? Вы?.. 
РИТА. Нас взорвать хотят, понимаете? На старом маяке! Помогите, пожалуйста!..
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Да кто вас?.. 
РИТА. Бандиты – кто! Они Тима ранили! Он весь в крови – вы понимаете это или нет?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Да подожди ты, Гриша! тут сумасшедшая какая-то... Кто в крови, девушка? 
РИТА. Тим! Сын директора музея и библиотеки! Тимофей Симбирцев! Я не могу ему помочь – я крови боюсь! А он на полу, не шевелится...
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Отлезь, сказала! Гриня! Девушка, вы в полицию позвоните... Убери лапы!
РИТА. Да в какую полицию! Вы вообще слышите, что я вам говорю или нет?!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Вы вообще где? Гри-ня!
РИТА. На старом маяке – ты что глухая? Если Тим умрет, слышишь, ты? я с того света приду и загрызу тебя! Тебя и твоего Гриню! И всю вашу «скорую помощь»! Но тебя – первую – заруби себе! На старый маяк! Через пять минут! Поняла?! (Выключает телефон).
В руке РИТЫ звонит телефон.
РИТА включает.
ШВЕД. Причал и номер бокса.
РИТА. Не до тебя, Швед!..
ШВЕД. Скажу тебе одну вещь, Марго...
РИТА. Послушай, Швед...
ШВЕД. Не перебивай! Человеки врут, потому что порода их такая, Марго. Правду из них – только пытками. Или когда они сами пробалтываются, как ты...
РИТА. Послушай, Швед...
ШВЕД. Не перебивай, сказал! Ты мне... на больную на мозоль, Марго. Я чуял – шкурой своей дубленой чуял! что «фейерверк» этот с яхтой... но кинуть Жоре предъяву...
РИТА. Не до тебя, Швед, ты слышишь меня или нет?
ШВЕД. Марго! Теперь! за базар! ты мне по-любому ответишь, вопрос только в том – когда. Сейчас или с глазу на глаз, выбирай.
РИТА. Ты даже не знаешь, где я!..
ШВЕД. На старом маяке. Причал и номер бокса...
РИТА зажимает рот.
Ну что ж. Сегодня пятница, верно, Марго? Значит, гуляем. (Поет). «Опять по пятницам пойдут свидания и слезы горькия... твоей родни»... Твоей, Марго.
РИТА (выключает телефон). Черт! черт! черт! (Бросает телефон на кресло, сжимает голову).
ШВЕД смотрит на отключенный телефон, набирает номер.
ШВЕД. Базуку прихвати. В подарок Папе Жоре. (Уходит во тьму).
На маяке звонит телефон.
РИТА оборачивается к ТИМУ... отворачивается, зажав рот.
Из тьмы выходит ПАПА ЖОРА с телефоном.
РИТА берет телефон, включает, не глядя на номер.
ПАПА ЖОРА. Пацаны тротил выгружают, Марго. Может, лучше... не на небо, а на землю, а? Пацаны вон и брезент подогнали. Или вы как спускаться намыливались? Лестница-то – тю-тю.
Входит АННА, следом – ГРОГ.
РИТА. По канату.
ПАПА ЖОРА. Молодцы... (Оборачивается).
АННА. Дай телефон!
ГРОГ разводит руки.
ПАПА ЖОРА. Как скажешь, милая. (Дает АННЕ телефон).
АННА. Вон! Или я говорить не буду! Вон! Оба!
РИТА. Мама?
ПАПА ЖОРА. Лады-лады...
ГРОГ и ПАПА ЖОРА отступают во тьму.
АННА. Рита...
РИТА. Ты почему не уехала, ма?! Сейчас Швед с матросней нагрянет и всех порешит! О Сереге подумай, слышишь, ма?
АННА. Я Петру позвонила. Он на сторожевом в море...
ПАПА ЖОРА (выходит). Дай трубу, дура! Грог!
Входит ГРОГ.
АННА. Он убьет твоего парня! Слышишь?!
ПАПА ЖОРА. В джип ее! (Отбирает телефон). Замуровать!
ГРОГ хватает АННУ, забрасывает на плечо.
РИТА. Мама!
ПАПА ЖОРА. И узнай, кто ей мобилу дал!
АННА лупит ГРОГА по спине.
АННА. Загрызу заразу!
ПАПА ЖОРА. Дяди Пети мне еще до кучи...
РИТА. Мама!!
ГРОГ уносит АННУ во тьму.
ПАПА ЖОРА. Ну и порода у вас, Марго, а? Стерва на стерве и стервой погоняет. С бабки начиная. Застрелиться, а не жить. Я тебе слово дал?
РИТА. А я тебе подарок приготовила.
ПАПА ЖОРА. Еще один?
РИТА. Попросила, чтоб Швед кое-что приволок тебе...
ПАПА ЖОРА. Швед?
РИТА. Со второго причала. С шестого бокса. За Шведом не заржавеет, верно?
ПАПА ЖОРА. Да-а, Марго... Заржаветь-то не заржавеет... да не про тебя уже базар будет, девочка моя очень дорогая. Говорила мне мама покойница, а я... даже не на стерву запал – на ведьму.
РИТА. Я не ведьма.
ПАПА ЖОРА. А мож, и хорошо, Марго. Знаешь, давно надо было... и со Шведом, и с тобой. С глаз долой – из сердца вон. На небо, Марго, на небо. Бай-бай. Грог!!
РИТА смотрит на отключенный телефон, бросает на кресло.
ПАПА ЖОРА уходит во тьму.
РИТА. Ну вот и все. (Оборачивается к ТИМУ). Все, Тим...
РИТА зажимает рот, зажмуривает глаза, подходит к ТИМУ, становится на колени, нащупывает руку ТИМА, сжимает.
Я не ведьма, Тим... и теперь им... никогда из меня ведьмы... Не бросай меня, любимый, пожалуйста, мне очень страшно... Если б ты только знал, как мне страшно... Ну, услышь ты меня, мальчик ты мой родной, мужчина ты мой настоящий... ты ведь живой еще, Тим! Ну не могу я так! не могу! (Вскакивает на ноги). Ну помогите же кто-нибудь! Ну хоть кто-нибудь помогите, пожалуйста! Я вас очень прошу, лю-ди!.. (Поднимает голову). Может... ты поможешь? Нет, не мне! Тиму помоги, пожалуйста. Он такой хороший, такой правильный... Ну ты же располагаешь... Ну пошли ты ему ангела, ну хотя бы одного, ну чего тебе стоит... одного ангела... Слышишь ты меня или нет тебя там?!
ТИМ. Рита...
РИТА (оборачивается). Тим? Ты мой родной, ты мой любимый! (Бросается к ТИМУ).
ТИМ. Пить...
РИТА. Сейчас, Тим, сейчас, мой родной...(оглядывается в поисках минералки. Бежит к бутылке)
ТИМ со стоном поднимается на колени, зажимая бок.
РИТА подбегает с минералкой, падает на колени.
РИТА. Пей, миленький, пей... Что?
ТИМ смотрит на штанину в крови, на пятно крови на штормовке.
ТИМ. Извини...
РИТА. Ну что ты, любимый... (обнимает ТИМА), ну что ты. Ты со мной, Тим, ты со мной, мой любимый, мой дорогой, я теперь ничего не боюсь, ничего...
ТИМ. Рита?..
РИТА. Да, миленький, это я, Рита, Тим! Это я – твоя Рита! Твоя навсегда! Что, Тим, что, родной?
ТИМ. Я...
РИТА. Что, любимый, что?
ТИМ. ... никого?..
РИТА. Никого, Тим! никого, не переживай. Занозу одному гаду – в задницу, деревянную, с палец – и все... Ты пей, миленький, пей...
ТИМ глотает из бутылки, которую держит РИТА. Кашляет.
Ты мой любимый...
ТИМ. У меня...
РИТА. Что, Тим, что?
ТИМ. ... с глазами что-то...
РИТА. Что с глазами? (Ставит минералку на пол, берет лицо ТИМА в ладони, поднимает очки). Что у тебя с глазами, любимый?
ТИМ. Ничего... не вижу... (поднимает руку).
РИТА (оборачивается). Это туман, Тим, туман! Я тоже ничего не вижу. Мама дяде Пете позвонила, на сторожевой катер, но он нас тоже не видит. Это туман ползет, Тим, из Гоморры этой проклятой, на море ползет. А с глазами твоими зелеными, расчудесными – все в порядке... (целует глаза).
ТИМ. А где?.. эти...
РИТА. Кто, Тим? А, эти... Внизу эти, Тим, внизу...
ТИМ. Что они?..
РИТА. Ничего, родной, ничего, маяк хотят... (зажимает рот).
ТИМ. Что?.. (поправляет очки). Что хотят?.. Говори, Рита... (убирает руку со рта РИТЫ).
РИТА. Взорвать...
ТИМ. Дедов маяк?.. Ну нет... Тут... стены такие... дед говорил... Помоги мне...
РИТА помогает ТИМУ подняться на ноги.
Пошли.
РИТА. Куда, Тим?
ТИМ. К дяде Пете...
РИТА. К кому?
ТИМ. Дед меня... не только... рисовать научил... Пошли...
РИТА подхватывает ТИМА под руку.
РИТА. Куда мы, Тим?
ТИМ уводит РИТУ за фонарь.

Глаз фонаря поднимает ржавые полоски века, вспыхивает...
и говорит азбукой Морзе...
Длинный гудок сторожевого катера.


Рецензии