Ах, лето! Рассказ

                К воде склонённые берёзки,
                Сосновый Караканский бор…
                Неповторимый, яркий, броский,
                Деревни создали узор.

                Такое солнце утром рано
                Лишь здесь, наверное, встаёт.
                Восторга звук через туманы
                Тихонько в сердце оживёт.

                Прошу: «Ребята, подождите,
                Не разрушайте тишины,
                Моторы лодок заглушите
                И плеск послушайте волны,

                Почувствуйте, какая благость
                От речки утренней парит
                И  вас возьмёт святая радость
                От встречи розовой зари!»
                /Т.Цыбульская/

    Удивительно красивая речка Каракан!*
  Своим руслом река отделяет деревню Завьялово от Караканского бора.  Лес богат грибами.  Подберёзовики, подосиновики,  маслята, волнушки, король грибов – белый – всё съедобно! Можно сварить суп, пожарить, потушить в сметанном соусе. Осенью – опята. Кто не ел опённицу? А готовить так просто: помыл, порезал, отварил, бросил картошки, заправил кусочком сливочного масла и мелко нарезанным репчатым луком, да со сметанкой! Вкусно! Ну, а набрать и насолить на зиму рыжиков, груздей - отменная закусочка к рюмочке водки! Мечта! В ложбинках можно найти кусты красной и чёрной смородины, костянику, низкие кустарники черники, а осенью – поляны брусники. На вырубках – мелкая,  но такая запашистая земляника! А если попали на поляну лесной клубники, то можно на одном месте набрать целое ведро!
   
  Мы каждое лето выезжаем с палатками на берег Каракана, напротив деревни.  Как говаривала моя сестра: «На подножный корм». А это  ещё и существенная  яэкономия семейного бюджета! Грибы, ягоды, а ещё и рыба. Дети, не только плавают, загорают и играют, но и принимают участие в сборе грибов и ягод.
- Ребятишки, берём кружки и идём собирать чернику, - подаёт сестра команду, - сегодня у нас на ужин вареники с черникой.-
  И стайка ребят, вооружившись кружками, отправляется следом за ней. Сначала нас было только две семьи, со временем обросли друзьями, у которых тоже дети.По очереди берём отпуск, с детьми же безвыездно живёт моя мать, в обязанности которой входит ещё: наварить утром котелок каши и наловить чебака для приманки судака. Сидит на пеньке мать с удочкой, а сзади неё ждёт очередную рыбку  наш  кот Рыжик. Его шерсть уже лоснится от рыбной кормёжки. Да и молока деревенского вдоволь – покупаем в деревне.
  Семь утра. Приманка наловлена. Каша готова.
- Мужики, вставайте! – громко подаёт команду мать.
   И из палаток, с большой неохотой,  выползают заспанные главы семейств, ныряют в речку, принимая водные процедуры, завтракают кашей и на лодке отправляются проверять поставки. Будет на обед знатная уха: на первый отвар – ёрш,чебак, а потом уж судак; на ужин – рыба в белом или красном соусе, но если потратить больше усилий, то и жаренная, или котлеты из судака. Всё готовится на костре.
Когда судака вылавливаем много, его обмениваем в деревне на мясо, или продаём в доме отдыха, покупая на эти деньги крупы в сельском магазине.Судак на 2 кг – это нормально, но однажды поймали на 6 кг. Назвали судаков Гриша и Вася. Грише, по старшинству,  воткнули в его зубастый рот сигарету, а Васе  надели шляпу и сфотографировали.
 
  Компания подобралась весёлая, по выходным она увеличивается почти вдвое.  У вечернего костра,  несутся байки, анекдоты, песни.
-    Паша, где твоя гитара? –
И  звучит в вечерней тишине песня Паши, ставшая гимном:

"Извечно только солнце в вышине,
Да шар земной, что так помят местами,
И потому, порой, так грустно мне,
Что остальное всё уходит с нами,
                Уходит с нами блеск любимых глаз,               
                Уходят все заботы и тревоги,                               
                Уходит всё, что дорого для нас
                И, что любимо нами, вдруг уходит"...*
    
 Отзвучала песня, Паша   ,встаёт и скрывается в темноте. Но почему-то его долго нет.Идём искать.
- Я тут! -  Раздаётся голос снизу. – Прыгайте сюда! Вода, скажу я вам! –
  И мы, вместо того, чтобы вытаскивать его, с хохотом один за другим, скатываемся под откос, куда он шагнул, не рассчитав направления. Раздевшись, укутанные темнотой, прыгаем в парную воду. В ночное небо летят восторженные возгласы и хохот. Помогая друг другу, вскарабкиваемся  на крутой берег.
 Утром на лодке приплывает семья Старыкиных с дочкой и сыном. Глава семьи – худой и длинный, флегматичный, среднего возраста мужчина. В противоположность ему – жена: невысокого роста, полная, подвижная. Не успеют причалить, она уже кашеварит, а он, согнувшись вопросительным знаком, колдует над мотором в лодке.
  Уже пора садиться за общий стол, сооружённый между деревьями, но Старыкин всё ещё торчит в лодке.  И мы дружно хором кричим:
- Кого ждём? –
- Старыкина!!!
 Он неохотно откладывает инструменты, моет руки в реке и медленно, улыбаясь, направляется к нам.
 
  Всё вкусно на природе! Дети уплетают за обе щеки, потом хватают надувные резиновые круги, уносятся в неглубокий заливчик с песчаным берегом, подальше от глаз взрослых, где учатся плавать.
  В один из наших приездов, они демонстрируют свои успехи в плавании. Оставалась с ними в ту пору моя сестра.
- Хочешь посмотреть, как ребятишки плавают? –
- Да, ты что? Научились плавать?
- Ещё как! –
- Ребятки, давайте маме покажем, что мы умеем. –
  Шоколадного цвета от летнего солнца, дети  бегут на деревянный мосток, сооружённый в самом  глубоком месте, и один за другим без спасательных кругов прыгают в воду. Я не успеваю испугаться. Проплыли круг и спокойно выбрались на берег.               
- Когда они научились?
- Я за ними наблюдала в заливчике. Они уже там стали плавать без надувных кругов. После этого я им и предложила прыгать с мостика.-
 
  Когда появились водные лыжи, их осваивала не только ребятня, но и взрослые.  Старыкин в «семейных» трусах до колен с папиросой во рту, промчался мимо, оставляя волну, но не удержался за фал и упал в воду. Лодка остановилась, ожидая его подъёма.                И вот из воды поднимается худая фигура с папиросой во рту, но без трусов на нужном месте.
- Ха-ха-ха – несётся по берегу.
 
  А как здорово сидеть в лодке с удочкой где-нибудь в тихой заводи и следить за поклёвкой!  Раннее утро. Тишина. Солнце поднимается в кисее утреннего тумана, парящего над водой. Тишина нарушается голосами просыпающихся птиц, да всплесками рыб, стайками гоняющихся за кормом. Они выпрыгивают из воды, оставляя на водной глади расходящиеся круги. Не хочет червяк насаживаться на крючок, сопротивляется. Ну, и пусть себе сопротивляется! И летит леска с поплавком и извивающимся червяком за очередной добычей. «Чпок» – раздаётся звук упавшего в воду грузила. Поплавок замечает место падения. И сидишь, в нетерпении ожидая, когда же потянет поплавок в воду, попавшаяся на крючок рыбка. А, вот и она! Пошёл, пошёл поплавок! Не спеши, не дёргай, дай зацепиться, как следует! Веди, веди! Подсекай! А вот теперь можно и поднимать! И заблестела серебром чешуя на солнышке. Вот она долгожданная! Ну, а если попадётся крупная рыба, да ещё с такими зубами, как у щуки? Это, я вам скажу, не чебак. Поймали одну такую. Я находилась в лодке вместе с рыбаками.
- Давай подсак! – кричат мне мужики.
 Я схватила, подвела под щуку, потянула к лодке, а она, как на меня глянула, как разинула пасть, да как запрыгала, что у меня от страха выпал подсак из рук. Щуку только и видели. Что я в этот момент услышала от рыбаков, можно себе представить!
   
  Присоединились к нам ещё две семьи Левиных и Кориных. Глава семейства Левиных – Олег, среднего роста, круглолицый весельчак и великолепный рассказчик. В молодости делал попытку поступить в театральное училище, не поступил, закончил технический ВУЗ и работал в одном из институтов Академгородка. С ним всегда происходили какие-то невероятные истории. Он дважды тонул со своей лодкой.
  Первый раз плыли с друзьями в Завьялово и, недалеко от берега, лодка перевернулась. Всё, что было в лодке пошло ко дну: редкий для тех времён транзисторный приёмник, палатка, посуда, канистры с бензином, а главное – уплыла из лодки фляжка со спиртом. Сами выбрались на берег и долго ходили по берегу в поисках фляжки.
- Не могла же она утонуть – спирт ведь легче воды-
  Не нашли. Может быть, кто-то другой окажется счастливчиком!
  Ещё один курьёзный случай произошёл с ним в день получения на работе премиальных. Олег предложил друзьям  по этому поводу отправиться в лодке на остров, недалеко от Академгородка и отметить. С ним поехал Корин и ещё один сослуживец Войков. Набрали выпивки, закуски и … полный вперёд! Только Корин  премиальные предусмотрительно оставил на работе в сейфе. Эти же двое «бедолаг» забрали деньги с собой.
  День был жаркий. Доплыли до острова, разделись, вещи сложили в лодке. Отметили, позагорали, покупались и отправились обратно. До берега было ещё далеко, когда лодка начала вдруг тонуть – отошла заклёпка. Нос у лодки поднялся, ребята только и успели на себя надеть спасательные круги. Одежда вместе с премиальными уплыла. Барахтающихся в воде, заметили с берега спасатели. И вот они втроём, в трусах, как в фильме «Джентльмены удачи», совершили  спортивный пробег до дома Олега, где Люда – жена Олега, пришла в ужас. Олег-то дома, а этих двоих нужно как-то отправлять по домам. Но где взять одежду? На Войкова налезла одежда Олега и даже обувь подобрали, а Корин был высокого роста и обувь 43 размера. Пришлось Людмиле бежать утром в магазин.  Ну, а за то, что уплыли премиальные, Олегу досталось от жены по «первое число». Так закончились морские походы Олега. Есть такая примета: два раза тонул, - не испытывай судьбу, не нужно ждать третьего раза. А наша компания лишилась весёлого рассказчика.
   Хорошо, когда подбирается весёлая компания, тогда есть что вспомнить и благодарить тех, кто с нами был!
   4.02.2014г 

*Каракан – от тюркского: Кара – чёрный, кан - царь
**Сл. И муз. Павла Самойлова 


Рецензии