Мои 12 эпизодов Звёздных войн

Ностальгическое эссе предвзятого кинозрителя о фильмах «Звёздные войны»

Знак информационной продукции: 12 +

ВНИМАНИЕ: В очерке содержатся спойлеры к фильмам «Звёздные войны». Если Вы не знакомы с этими фильмами, то читать данное эссе нет смысла – очень многое останется непонятным.

На изображении - фрагмент одной из первых заметок о "Звёздных войнах" из советской прессы. Как говорится, "без комментариев". Источник - сайт WebDiscover.ru

Эпизод I. Скрытая любовь

В конце 1980-х годов невиданное ранее советскими зрителями голливудское кино стало проникать через «железный занавес». В начале 1990-х процесс этот приобрёл массовый характер, став настоящим феноменом эпохи перестройки.
В раннем детстве я видел мало американских фильмов. В те времена меня увлекало военное кино (например, «Четыре танкиста и собака», «Битва за Москву», «Батальоны просят огня» и т.п.). А так же экранизация приключенческой классики, наподобие «Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Живя в военном городке Группы Советских Войск в Германии, от друзей я слышал рассказы про фантастические боевики, в которых были сражения с инопланетянами на летающих тарелках. А однажды, будучи в гостях у приятеля, я по телеканалу SAT-1 увидел одну из серий мультфильма «Охотники за привидениями». Но она была на немецком языке, и слов героев мы не понимали. Но удирающего от героев Лизуна в конце титров я запомнил.
Летом 1989 года, во время пребывания в интернациональном пионерском лагере, от ребят из военного городка лётчиков Гросс-Дольн я впервые узнал о существовании какого-то американского актёра Шварценеггера. И в моих представлениях (из-за фамилии) он был, естественно, здоровым и мускулистым «чёрным негром». А ещё польские пионеры в том же лагере продавали за несколько дойчмарок плакат с изображением Рэмбо. Так что «Слай» оказался первой голливудской звездой, увиденной мною воочию.
Единственный американский боевик, показываемый в нашем гарнизонном Доме Офицеров, назывался «Летающий глаз». Настоящее его название было «Голубой гром» (1983, реж. Д. Бэдэм), но об этом я узнал спустя несколько лет. «Голубой гром» - это условное название супервертолёта, предназначенного для разгона рабочих демонстраций. Так что данный фильм имел ещё и элемент демонстрации классовой борьбы. Благодаря многочисленным экшен-сценам, среди детей он был столь популярен, что его пересказывали друг другу целиком, и даже ходили по нескольку раз. Довелось сходить и мне. И перед сеансом, наслушавшись от друзей о том, насколько он хорош, я испытывал трепет предвкушения невиданного доселе зрелища. И после просмотра действительно испытал настоящий восторг.
Приехав из ГДР в Исилькуль, я наблюдал в подростковой среде самую настоящую «видеоманию» и сам к ней приобщился. Мои одноклассники наперебой рассказывали друг другу, кто какой «видик» посмотрел, и даже считали, кто больше. На втором этаже Клуба железнодорожников (ныне там расположен Исилькульский историко-краеведческий музей) и в Исилькульском горсаде разместились видеосалоны, куда по вечерам приходили толпы мальчишек. Особой популярностью тогда пользовались фильмы о восточных единоборствах с Брюсом Ли в главной роли.
Первыми кинолентами, просмотренными мною в формате «видео» стали «Рокки-IV», «Хищник» и «Леон» (настоящее название – «Самоволка»).
О «Звёздных войнах» я впервые услышал от друга, приехавшего в Исилькуль из Тувы. Он рассказывал о пятой части этого фильма, где героев в открытом космосе чуть не съело чудище, живущее в кратере планеты, размером с Луну. Я к тому времени уже всерьёз увлёкся научной фантастикой, и у меня возникла мечта увидеть столь потрясающее кино.
Тогда же друг обмолвился, что всего в «Звёздных войнах» имеется двенадцать частей, что ещё больше подогрело мой интерес.
В общем, к началу 1991 года внутренне я был вполне готов, чтобы влиться в ряды фанатов самой известной в мире кинофраншизы.

Эпизод II. Атака судьбы

Как-то, не то весной, не то летом 1991 года у Исилькульского кинотеатра «Победа» появилась большая красочная афиша фильма «Звёздные войны». На ней был изображён робот золотистого цвета, а в краткой аннотации говорилось, что в киноленте развернётся грандиозное сражение не только Галактику, но и за сердца зрителей. Осмотрев афишу несколько раз, я никак не мог понять, какую именно из двенадцати частей будут показывать. Сагитировав двух товарищей на совместный поход, мы пришли, наконец, на долгожданный сеанс.
Фильм начался со знаменитых тиров, уходящих в бездну космоса, из которых я узнал, что данная часть имеет номер четыре. Это было важно, чтобы не запутаться в остальных одиннадцати частях. И второму названию серии – «Новая Надежда» - я не придал значения, и его не запомнил. И после долгое время ошибочно считал, что вторые названия есть у V и VI части, а IV часть такового не имеет.
Фильм меня буквально потряс. Несомненно, на это повлиял и большой экран, и профессиональный дубляж. Но особенно: масштабные космические сражения, многообразие инопланетных существ, световые мечи, бластеры с лазерными лучами, звездолёты. И, конечно же, впечатляющий финал с уничтожением в открытом космосе «Звезды смерти». Всё это навсегда покорило моё детское воображение, сделав данный фильм самым любимым из всех, что я когда-либо видел.
Можно сказать безо всякого преувеличения: моя жизнь после просмотра разделилась на «до» и «после». Не проходило ни одного дня, чтобы я о нём не вспоминал, и не вдохновлялся этими воспоминаниями на чтение или сочинение фантастики. Сподвиг он меня и на более серьёзное изучение астрономии. Кстати, в «Звёздных войнах» меня особенно поражало отсутствие даже упоминаний известных звёзд и планет. У меня просто голова шла кругом от одной только мысли, в каких далях разворачивались события этой истории.
В «Новой Надежде» мало информации о Силе и джедаях. Так что никакого влияния эта важнейшая составляющая концепции фильма на меня не оказала. Я не вспоминал о ней. Только о космосе, о разнообразии планет и о потрясающих лазерных сражениях.
Но особенно меня поразила динамика фильма, головокружительность экшена, за которой я, привыкший к относительно медленным схваткам, толком даже не мог уследить.
Для меня это был абсолютно новый уровень и формат кинематографа.

Эпизод III. В поисках ситхов

Итак, из кинотеатра я тогда вышел другим человеком. И сразу же начал искать. Искать информацию о героях, об актёрах, о других эпизодах, в общем, обо всём, что хоть как-нибудь связано со «Звёздными войнами».
У меня было желание сходить на сеанс во второй раз. Но не получилось.
В каждом американском фильме я пытался найти тех актёров, которых видел в «Звездных войнах». Так, например, мне казалось, что роль вампира в ужастике «Ночь страха» играл тот же актёр, что и капитана Соло.
В журнале «Костёр» (1991, №7, июль, стр. 34) я нашёл фотоиллюстрацию с дроидами С3ПиО и Р2Д2 в пустыне Татуина. И ещё в какой-то статье (не помню, какого журнала) - упоминание названий фильмов классической трилогии: «Новая Надежда», «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». «Но как же называются остальные девять частей?», - думал я, и был уверен, что четвёртая часть, и в этом перечне не упомянута.
Сравнительно недавно я узнал, что в программе «До 16 и старше…» «Звёздные войны» показывали крошечными кусочками. Знай я об этом тогда,  смотрел бы её обязательно. И она была бы для меня самой любимой.
Но вот, кажется, в 1992 году – сенсация! В газетной программе Центрального Телевидения среди перечня телепередач я встретил название фильма: «Звёздные войны»! В те времена по воскресеньям после 22 вечера делали краткий обзор того, что будет показано на следующей неделе. Я очень ждал этого обзора, и не зря: там информация подтвердилась. И даже был показан крошечный отрывок перестрелки между повстанцами и штурмовиками, произошедшей в самом начале IV эпизода. Это так меня вдохновило, что я долго не мог уснуть.
Я ждал воскресенья как никогда. Но когда оно пришло, наступило разочарование. За несколько минут до начала фильма телеведущая сообщила, что американская кинокомпания (кажется, «ХХ век Фокс») вроде как изначально дала разрешение на показ «Звёздных войн», но потом заявила, что его не давала. В общем, демонстрация фильма откладывается, а вместо него будет показан другой фильм – «Супердевочка».
Моему отчаянию не было конца! Я не сомневался, что «Звёздные войны» по телевизору уже не покажут, а где их ещё получится посмотреть, и когда – неизвестно.
Мечта вновь увидеть любимый фильм откладывалась на неопределённое время.

Эпизод IV. Новая Надежда на ТВ

Прошёл год, а может и полтора. Я продолжал зачитываться фантастикой, пристрастился к самостоятельным астрономическим наблюдениям, и даже написал крошечный рассказик с недвусмысленными отсылками к «Новой Надежде».
И вот, примерно, в 1994 году, в Исилькуле начало вещать местное телевидение. Формат телепрограмм там был совсем простой: районные новости, платные поздравления с видеоклипами и американские «видики». Для такого уровня вещания никаких согласований с кинокомпаниями не требовалось, и показывалось всё, что угодно. Так, благодаря этому Исилькульскому чудо-каналу я, наконец-то, посмотрел шестой эпизод «Звёздных войн» - «Возвращение Джедая». Я ждал этого фильма и смотрел его с удовольствием. Хотя былого восторга уже не испытывал. Эпизод воспринимался мною как обычный фантастический боевик и не более. Я был слегка озадачен. Не понимал, что просто-напросто вырос, и уже по-другому смотрю на кинофильмы. В том числе и те, которые мне когда-то нравились.
Показателен для этого и другой пример. В 1990-м году я очень любил мультсериалы Диснея «Утиные истории» и «Чип и Дейл спешат на помощь». Но когда их стали повторять в 1993-м, они для меня оказались неинтересны.
Однако, «Возвращением Джедая» сюрпризы от Исилькульского ТВ не исчерпывались. Как-то вечером начался какой-то фильм с двойным названием, где упоминалась планета Эндор. Та самая, у которой произошла финальная битва в «Возвращении Джедая». Причём на первых же кадрах показали и жителей Эндора – медведеподобных эвоков. Я был удивлён, обрадован, и приготовился к просмотру. Но тут в нашей части Исилькуля отключили свет, и я так и оставался в полном неведении. Лишь года три-четыре назад я узнал, что это был фильм «Эвоки, Или битва за Эндор», не входящий в основной канон «Звёздных войн», и (мягко говоря) совершенно нелюбимый фанатами.
Примерно в то же время на железнодорожном вокзале Исилькуля, в книжном киоске, я купил книгу «Звёздные войны». Но и она показалась мне неинтересной. Во сто крат хуже книг моих любимых фантастов.
Благодаря «Возвращению Джедая» я узнал имена знаменитых актёров – Харрисона Форда, Кэрри Фишер и Марка Хэмилла. А ещё я узнал, что существуют всего три эпизода, а не двенадцать. И что лучшая серия для меня – эта та, которую я посмотрел в 1991 году в кинотеатре «Победа».

Эпизод V. Не Империя, и не ответный удар

Студенческие годы не дали мне о «Звёздных войнах» никакой информации. Моё детство ушло, фантастику я хоть и читал, но увлекался ею не так сильно, как раньше. Это настолько снизило мой интерес, что когда в 1999-м году в кинотеатрах показали эпизод I «Скрытая угроза», я на него не пошёл. Хотя примерно в то же время ходил на другие фильмы: «Пятый элемент» и «Великий инквизитор».
Где-то году в 2001-м вместе с друзьями я посмотрел на видеомагнитофоне эпизод V - «Империя наносит ответный удар». Но меня он нисколечко не впечатлил, и я его считал худшим во всей трилогии. А когда мы решили пересмотреть и самый первый фильм – тот самый IV эпизод, 1977 года, то поразились, насколько он затянут! От моих детских впечатлений не осталось и следа!
Сейчас для меня нет сомнений: в 2001 году мой интерес ко вселенной «Звёздных войн» был низок как никогда.

Эпизод VI. Возвращение к Джедаям.

По счастью, это продлилось недолго. И интерес стал просыпаться после просмотра на видеокассете  эпизода I «Скрытая угроза». Фэнтезийность и сказочность всей киновселенной здесь была особенно заметка. И я уже не считал её научной фантастикой, как раньше. Зато мне была интересна история юного Энакина Скайуокера. Интриговали и последующие продолжения: как же он  превратится в зловещего Дарта Вейдера?
Лично я не склонен ставить в упрёк Джорджу Лукасу незадачливость этого эпизода: плохую игру актёров, слабый сценарий, злосчастного Джа-Джа Бинкса и стрёмную идею мидихлориан. Он явно делал фильм разноплановым, чтобы, с одной стороны, не разочаровать фанатов, ждавших продолжения очень много лет; а с другой – привлечь в кинотеатры совсем юную публику. Попытка эта получилась не ахти. По сути, он уступил дорогу вышедшему в скором времени «Властелину колец», задавшему жанру фэнтези новые тренды. Я думаю, что «Скрытая угроза» наглядно продемонстрировала бесперспективность «Звёздный войн» в игре с самыми разными аудиториями. Через пятнадцать лет ту же ошибку совершит и Джей Джей Абрамс в «Пробуждении Силы».
В общем, от эпизода I я был не в восторге. Но некоторый интерес к киносаге у меня всё же проснулся. И когда на экраны вышел эпизод II «Атака клонов», я уже без раздумий пошёл в кинотеатр.
Фильм мне очень понравился. Космические баталии и гонки, отличные спецэффекты, общий сюжет, фан-сервис (особенно показанная голограмма будущей «Звезды смерти»), поединок Йоды с Графом Дуку, армия клонов Джанго Фетта. И, конечно, финальная битва на Джеонозисе. Всё это я воспринял с большим интересом. По сути, данный эпизод полностью вернул мне интерес к «Звёздным войнам». И интерес это больше не исчезал.
Третий эпизод – «Месть ситхов» - я посмотрел на CD-диске, и он мне тоже весьма впечатлил. Фильм получился мрачноватый. Самый безысходный из всех частей. Мне показалось, что он в большей степени фанатский, нежели популярный. Но сам факт того, что многие зрители его считают лучшим во всей серии, говорит о многом. Лично мне не очень понравилось столь стремительное обращение Энакина Скайуокера на тёмную сторону Силы. Но за два часа экранного времени иначе быть и не могло.
В любом случае, «смыкание» сюжета приквелов с «классикой» здесь смотрится более-менее органично. Были, конечно, огрехи, не без них. Но в общем цикле – это вполне себе достойное кино. И оно полностью реабилитирует всю трилогию приквелов.

Эпизод VII. Пробуждение жанров

Вслед за приквелами в кинотеатры «подъехал» и первый мультфильм про «Звёздные войны» под названием «Войны клонов». Я интересовался им, но смотреть не пошёл. Детские мультики, пусть даже и по любимой кинофраншизе, мне неинтересны. Но тут следует отметить важную вещь, помогающую «Звёздным войнам» много десятилетий оставаться «на плаву». А именно - осознанное создание проектов для самых разных целевых аудиторий. Вселенная «Звёздных войн» столь разнообразна, что здесь есть место для любых поджанров, героев, событий. Есть возможность заинтересовать как детей, так и взрослых.
И мультсериалы, и комиксы, и компьютерные игры, и мерч – всё это я одобряю, хотя не интересуюсь особо.
Но благодаря этим проектам киновселенная продолжает жить. А пока она нравится детям и подросткам, найдётся в ней место и для старинных фанатов, вроде меня.   

Эпизод VIII. Джедаи в новом формате

Прелюбопытнейшее чтиво ожидало меня во время одной из поездок в Усть-Ишим, где друг подарил мне три книги из серии «Звёздные войны». После разочарования 1990-х, о котором я писал выше, я не ждал от этих романов ничего необычного и интересного. Но первая же книга – «В поисках Силы» (автор – Кевин Андерсон) - привела меня в полный восторг. Я сразу же, под её впечатлением я написал эссе «Про Менделеева в далёкой галактике». Последующие две книги я прочёл гораздо позже, и впечатления от них остались похуже. В не очень интересной книге Тимоти Зана «Последний приказ» меня, тем не менее, заинтересовал бой Люка Скайуокера с собственным клоном. Явная отсылка к пятому эпизоду, где Люк в тёмной стороне силы увидел самого себя. А вот третья книга Р.М. Аллена «Западня»  очень сильно разочаровала. И не только затянутым сюжетом, но и обрывом повествования на самом интересном месте: восстании на родной планете Хана Соло Коррелии. И где теперь найти её продолжение – непонятно. А пока найдёшь – забудешь, что там читал. Честно говоря, я ещё никогда не видел такого подхода. По-моему, это «немножко наглость». Но зато в этом романе я с большим интересом следил за младшим сыном Хана – Анакином (что за дефицит имён в далёкой галактике – непонятно!). В нём явно угадывались черты незаурядного Джедая. И хотя он никак не связан с героем нового канона Кайло Реном (то есть Беном Соло), но найти в этих персонажах кое-что общее не составляет труда.
Все эти книги теперь не канон. Но книги эти, я считаю, забывать нельзя, а, напротив, читать. Особенно тем, кто разочаровался в новой трилогии. Недаром о них часто говорят разные блогеры.
Кстати о блогерах. Сегодня они – важная составляющая любого фанатского сообщества – хоть футбола, хоть хоккея, хоть музыки, хоть фильмов. И некоторые из них настолько хорошо владеют информацией, и публикуют такие качественные видеоматериалы, что позволяют узнать очень много прелюбопытных подробностей и быть в курсе всех новостей. Лично я по настроению смотрю «Ютуб-канал» «Джедаи», где компетентный молодой человек, демонстрируя иллюстративный видеоряд, рассказывает о Вселенной «Звёздных войн» много всего интересного. Его материалы – это настоящая фанатская школа, по-своему уникальная, и позволяющая узнавать «Звёздные войны» с самых разных сторон. Такая работа заслуживает и внимания и уважения.

Эпизод IX. Восход на Скарифе

Декабрь 2016-го в моём увлечении «Звёздными войнами» стал по-настоящему особенным. На экраны вышел первый фильм нового цикла «Звёздные войны. Истории» под называнием «Изгой-один». Сам постер фильма, изображавший лазерный бой на тропическом пляже, меня заинтриговал. И я не сомневался в том, что он заслуживает просмотра. Я обратил внимание и на его более высокий рейтинг: 16+. Обычно «Звёздные войны» имели рейтинг значительно ниже.
И вот, декабрьским воскресным утром, я отправился в кинотеатр.
Сразу оговорюсь: в процессе просмотра я даже не осознавал, насколько этот фильм перевернёт мои представления о любимой киновселенной.
Его действие происходило между третьим и четвёртым эпизодами, и повествовало о поимке чертежей «Звезды смерти», оказавшимися впоследствии у дроида Р2Д2. С этого, собственно, и начинается IV эпизод и вся киносага.
Но дело не только в общей значимости ленты для всей киносаги. Во-первых, авторы ушли от копирования каноничных фильмов, создав, в сущности, полноценный авторский продукт. Я до сих пор удивляюсь, насколько удачно они подобрали персонажей, сделав запоминающимся каждого из них. И повстанцы, и монахи джедайского храма (тонкая отсылка к фильмам 1980-х о воинах Шаолиня), и искрящий чёрным юмором робот К-2SO. И, конечно же, главная героиня - Джин Эрсо в исполнении актрисы Фелисити Джонс. И эти новые, ранее незнакомые никому герои, располагают к себе, заставляют переживать так же искренне, как в четвёртом эпизоде мы переживали за Люка, Лею, Хана, Чубакку…
Но с этого смелые эксперименты создателей «Изгоя» лишь начинаются. Кстати, слово «эксперимент» здесь присутствует не случайно. Я считаю данный фильм экспериментальным, и не только для «Звёздных войн», но и отчасти для всего кинематографа. И чуть позже я объясню почему.
Итак, эксперимент №2 – это жанр. Формально все фильмы серии можно считать фантастическими боевиками, но «Изгой-один» - это «супербоевик» всей киновселенной. Как тонко подметил знаменитый российский кинокритик Антон Долин в эфире радио «Вести FM», ««Изгой-один» - это в первую очередь «войны», а потом уже – «звёздные»». И рейтинг 16+ фильм получил не случайно. Да, это фантастический боевик, но боевик жёсткий, отчасти даже напоминающий фильмы о Вьетнамской войне.
Но и это ещё не всё. Авторы смело экспериментируют со зрителями, делаю финальную битву не только сверхдинамичной, но и длинной по времени. Намного длиннее, чем принято в правилах кинематографа. И даже зрителю, привыкшему к головокружительному экшену, финальная битва на Скарифе, разбитая на несколько «линий», кажется не просто напряжённой, но по-настоящему бешеной.  Внимание умело переключается то на архив империи, то на тропический пляж, то на умопомрачительное сражение в космосе, сопоставимое даже с классической битвой при Явине.
Честно признаться и я, и другие зрители выходили из кинотеатра с впечатлением, будто сами участвовали в этом фантастическом действе.
Есть и ещё один любопытный эксперимент данного фильма, но уже фанатский. Фильм искрится и переливается всевозможным фан-сервисом. И это не просто атрибуты из классических фильмов, типа истребителей, штурмовиков и самой «Звезды смерти». Здесь мы видим новый канон, как бы созданный из старого. Создатели позволяют нам увидеть первые испытания самого смертоносного оружия Империи. Узнать, как и почему образовалась реакторная шахта, через которую «Звезду смерти» можно полностью уничтожить. И главное – насладиться самой крутой сценой с участием Дарта Вейдера. И это не только моё мнение, но мнение других восторженных зрителей. Только представьте себе – Энакин Скайуокер, он же Дарт Вейдер – главный герой шести каноничных эпизодов. А лучшая боевая сцена с ним представлена в небольшом эпизоде «Изгоя-один».
Ну это же просто фантастика!
Лично я при просмотре «Звёздных войн» настоящий восторг испытывал дважды. Первый раз – в 1991-м году, когда смотрел «Новую Надежду», и второй - в 2016-м, когда сходил на «Изгоя-один».
Высоко оценив усилия «Диснея» в создании цикла «Историй», я с нетерпением ждал выхода следующего фильма – «Хан Соло». А когда он вышел – сразу же сходил на него, и даже написал восторженное эссе. Увы, но с этим фильмом киноделы непростительно просчитались, допустив множество организационных ошибок и не услышав «святого гласа» фанатского сообщества, которое, в сущности, и должно было наполнить кинотеатры. И поплатились за это финансовым провалом. Ну а раз провал, то за ним логичное решение – «Истории» отменить! Я в корне не согласен с такой постановкой вопроса. В конце концов, разнообразие жанров – это важное условие существования киновселенной. И разовая неудача ещё ни о чём не говорит, особенно с учётом того, что «Звёздные войны» к тому времени стали выходить с заметной регулярностью. Хан Соло для фанатов – это в первую очередь Харрисон Форд. Фильм про данного героя без Форда – бессмысленен  и даже опасен. Создателям не следовало завышать собственные ожидания. А то и вовсе – вывести такое кино сразу на носители, для ограниченного числа фанатов. Ну и уж тем более не следовало закрывать разом все проекты «Историй»!
Но боссы «мышиного королевства» рассуждали иначе. И в итоге произошло некоторое «переформатирование» новых проектов, ставших художественными сериалами. Первый такой сериал – «Мандалорец» - оказался весьма впечатляющим. Вот заметим, какая-то неслучайная случайность: стоит создателям придумать нового персонажа, сделать его интересным и запоминающимся, поместить его в феерическую череду опасностей на разных планетах и в открытом космосе, сдобрив повествование органично вплетающимся фан-серсивом, и - вуаля – перед нами прекрасное кино, воспринятое на «ура»! При этом старые персонажи, «старожилы» далёкой-далёкой галактики усиливают интерес, появляясь в коротких, но запоминающихся камео.
И ещё важное условие: пусть небольшой, но всё же кинематографический эксперимент. Мы полюбили «Звёздные войны» за масштабность, за космические скорости, за головокружительные трюки. Но ещё и за умелые эксперименты над зрительским восприятием. Все успешные фильмы серии в чём-то экспериментальны. А знаменитый твист пятого эпизода: ««Люк, я твой отец!» «Не-е-е-е-ет!»» так вообще вошёл в теорию кино. Кстати, экспериментальна и сама линия фильмов. Те же приквелы предлагают всем нам увлекательный путь от милой сказки о мальчике Энни и его друге Джа-Джа Бинксе до кровавого слэшера в вулканической плавильне Мустафара.
И почему бы не продолжать работать над «Звёздными войнами» как над экспериментальной площадкой современного фэнтези в пределах фэндома, разработанного Лукасом? Это же новая перспектива войти в будущее прямо сейчас! Почему бы не попытаться повторить успех «Тёмного рыцаря» из вселенной DC? Она ведь тоже казалась многим вторичной и неинтересной!
Поймут ли это когда-нибудь продюсеры кинокомпаний?
Мне кажется, вряд ли.

Эпизод Х. «У меня плохое предчувствие».

Примерно за год до выхода «Изгоя-один» - в декабре 2015-го - состоялось возвращение основного канона «Звёздных войн» на большие экраны, теперь уже в качестве проекта кинокомпании «Уолт Дисней». Новый, седьмой эпизод, назывался «Пробуждение Силы».
И день моего просмотра этого фильма стал днём величайшего разочарования. И ладно бы это было просто плохое кино! Нет! Оно процентов на пятьдесят копировало старое! Вся эта тенденция частичного копирования предыдущих эпизодов, начавшаяся в седьмом эпизоде с «Пробуждения Силы» и очередным проникновением героев на очередную «Звезду смерти» закончилась абсолютной ахинеей с возвращением ниоткуда Императора Палпатина в «Скайуокере. Восходе». Маразм достиг столь великих масштабов, что зрителям даже не объяснили, как такое возможно! Как мог Император воскреснуть, если он не только был сброшен в шахту реактора, где ещё при падении сгорел от собственных молний, но и останки его должны были испариться после уничтожения всей «Звезды смерти»! Ответов нет, что вынуждает фанатов ненавидеть новую трилогию лютой ненавистью.
Ответ кроется, на мой взгляд, в фильмах киновселенной «Марвел», так же как и «Звёздные войны», охватывающей сразу несколько целевых аудиторий. Мне кажется, что создатели ставили целью привлечение поклонников «Марвел» в кинотеатры, а оттого отчасти переняли некоторые, присущие ей черты. Ведь в «Марвел» возможностям её героев фактически нет предела. Это в «Звёздных войнах» пребывание Леи Органы в открытом космосе и её чудесное спасение после этого – нонсенс, вызвавший бурю недоумения. В «Марвел» же некоторые герои сами, уподобившись звездолётам, могут летать промеж галактик, нисколько не удерживаясь законами физики.
Отпечаток «Марвел» в новой трилогии столь велик, что уже даже мидихлорианы из первого эпизода уже не кажутся чем-то воистину дурацким. Сила здесь – и та всемогуща. Это больше не мощь некой внутренней концентрации, сродни боевому искусству, взращиваемая путём многолетних изнурительных тренировок. Это волшебная палочка из сказки про «белого бычка», превращающего любого джедая во всемогущего Гудвина. Или, скорее в Капитана Марвел. И я уже верю, что недалёк тот час, когда Рэй, безо всякого «Тысячелетнего Сокола», исключительно Силой, преодолеет Дугу Кесселя за считанные секунды!
Размышляя над этим, я, в одном из эссе, задал новой трилогии три извечных вопроса. Кто виноват? Что делать? А был ли мальчик?
И считаю, что они актуальны для нас и поныне.

Эпизод XI. Давным-давно, в далёких галактиках…

Заявляю со всей ответственностью: новая трилогия мне абсолютно неинтересна. В каждом из её эпизодов уходили старые герои. Кто погиб от лазерного меча, кто растворился в Силе, а кто отдал жизнь новым героям.
Вроде бы издох и сам Император. Но это не точно.
А вот на дальнейшую судьбу По, Рэй и Финна, мне, честно говоря, как-то «до фонаря».
Но мне интересно другое. А именно: сам феномен «Звёздных войн» в научной фантастике, кинематографе, массовом сознании, туризме и даже религии.
Исследователи и фанаты нашли невероятное количество книг и фильмов, которыми вдохновлялся Джордж Лукас при создании первоначального фэндома. Здесь и фильмы про самураев, и «Дюна» Фрэнка Герберта, и вестерны Клинта Иствуда.
Но для меня особенно значим ещё один «исток» - «космооперы» Эдмонда Гамильтона, которыми я увлекался в детстве. Я чувствовал заметную схожесть «Звёздных войн» со «Звёздными королями», хотя и не мог найти убедительных доказательств влияния их на миры «далёкой-далёкой».
Теперь их искать и не нужно. Ведь даже в статье Википедии, посвящённой Гамильтону прямо сказано о его влиянии на Лукаса. Хотя, разумеется, в своём успехе и популярности Лукас превзошёл абсолютно всех гениев, которыми вдохновлялся.

Эпизод XII. Новые Надежды «Лукас-фильм»

Летом 2019-го я получил в подарок книгу о Джордже Лукасе «Путь Джедая» (автор – Б.Д. Джонс). Тут-то мне и раскрылся великий замысел творчества выдающегося режиссёра, что позволило глубже взглянуть на его мотивы, трудности, страдания. И одновременно на всю грандиозность его вклада в кинематограф. И после прочтения книги я могу с уверенностью сказать, что все мои детские мечты узнать как можно больше о «Звёздных войнах» полностью воплотились.
Пересказывать книгу я, естественно, не буду. Но считаю её обязательной для прочтения всем фанатам. И повторюсь ещё раз, что Лукас – режиссёр-экспериментатор. И четвёртый его эпизод – «Новая Надежда» - величайший из всех его экспериментов.
Заработав на «Звёздных войнах» сумасшедшие деньги, режиссёр купил себе виллу «Скайуокер», и сделал из неё творческую мастерскую для молодых талантов. Лично я бы с удовольствием посмотрел фантастические фильмы, снятые его учениками.
Я сделал и ещё один важный вывод. Не зря Лукас продал свою кинокомпанию вместе со «Звёздными войнами» Микки Маусу. Ведь ему тоже не понравилась новая трилогия. Не понравилось то, что «Дисней» отмахнулся от его наработок, что объявил «расширенную вселенную» легендами, исключив из канона.
Но всё это нельзя ставить ему в вину. Да, франшиза его стала «рабом». Но как знать, не родится ли в мастерской «Скайуокер» новый великий режиссёр, или иная, ещё более увлекательная киновселенная?
Да и сами «Звёздные войны», даже в батрачестве у студийных боссов, способны удивлять. «Мандалорец» и «Изгой-один» тому подтверждение. Главное, что киновселенная живёт, и дарит нам Новую Надежду в виде интереснейших по общим идеям проектов. И про Оби Вана Кеноби (лично я его считаю по-настоящему великим Джедаем, даже лучше самого Йоды), и про Бобу Фетта, и про войны клонов.
Мне кажется, что «Звёздные войны» прекрасны бесконечной возможностью возвращаться. Возвращаться в далёкую-далёкую галактику, а вместе с ней - и в неугасающую искру собственной юности, которая продолжает жить в душе каждого из нас.

2021 – 2022 г.

Полный список произведений автора на сайте "Проза.ру" по ссылке: http://proza.ru/avtor/demits

Художественные произведения автора на сайте "Фикбук: по ссылке https://ficbook.net/authors/2807003


Рецензии