Сеппуковедческое. Предисловие

В японском языке существует два почти тождественных понятия - "харакири" и "сеппуку". Оба изображаются двумя одинаковыми иероглифами "живот" и "резать", но записанными в разной последовательности. Если первый широко известен, достаточно часто встречается и означает животовспарывание как процесс, то второй есть официальное наименование церемонии или обряда вспарывания живота. Сеппуку осуществляется посредством харакири, как расстрел совершается путем расстреливания, а чайная церемония состоит в употреблении чайного напитка. Иными словами, харакири есть техническая сторона церемонии сеппуку, подобно тому, как пивоварение - процедура изготовления благородного напитка.  Замечу, что в англоязычном варианте титров знаменитого фильма Юкио Мисимы "Патриотизм", где автор сильно и убедительно сыграл роль офицера, вынужденного выполнить церемонию сеппуку, допущена ошибка - оригинальные иероглифы "seppuku" были переведены как "harakiri", что верно по сути, но не по форме. Последняя до сих пор остаётся важным компонентом японского менталитета. Допускаю, что не принесенные переводчиками извинения на этот счёт (а в англосаксонской традиции извиняться за допущенные мелкие шероховатости, пусть даже и бомбардировок Хиросимы с Нагасаками, Дрезденов и прочих городишек, вроде каких-то и чьих-то Белградов, как-то не принято) и послужили одной из многих причин обряда сеппуку, совершенного вышеназванным писателем и рядом его сторонников не на экране, а в реале и публично. Что-то вроде известного эффекта взмаха крыла бабочки, который приводит к урагану - кто знает!?

Итак, обряд «сеппуку» для нас с вами, воспитанным в последние полвека на шопенгауэрских тезисах о человечьем счастье и либеральных принципах священности и неприкасаемости любимой нашей личности, кажется чем-то сверхъестественным, ужасным, неправдоподобным и невозможным – выходящим за всякие грани разумного... разумного, с нашей, европейской, а даже и евроазиатской, точки зрения. Однако, как следует из Кодекса Пути воина (Бусидо), изложенном, например, в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана, «истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть».
 
Расставаясь с животом, в самом буквальном смысле, воин остается с лицом, но теряет последнее, продолжая жить не по правилам, изложенным в названном Кодексе. Согласно Бусидо главным делом жизни воина является достойная гибель тогда, когда настанет момент.

А таких моментов почти во всех сферах нашей социальной жизни встречается великое множество, но мы, к сожалению, уже прекратили обращать на них внимание. Мало кто гибнет в эти самые моменты! Оставаясь тем самым с лицом. Вот, к примеру, чиновник, защитник государственных интересов, воин в каком-то смысле, спёр по недоразумению ли, по умыслу ли, у бабушек, у нас с вами, – налогоплательщиков, то есть, – миллион, два, а то и миллиард, дензнаков. Или, положим, издал какое постановление, указ или еще какую цыдулку, чтобы наперекор некому закону вроде Конституции, Торы или даже Корана все пацаки нацепили цаки и радовались, а кто не радуется - в эцих, зиндан, обезьянник... Можно, конечно, и без цака - плати, выкупай индульгенцию на то, что ты когда-то считал своим исконным правом.   И что!?! Пустил он при первом взгляде на это беспутство хотя бы слезинку? Да ни в жисть! А надо бы загладить сию, по-человечески понятную оплошность (а кто не ворует, кто не гадит - назови!), изящным таким жестом, ножичком таким, вакидзаси называется, поперек своей же пуповины, да и прилюдно, на глазах у родственничков, коллектива, да и всего народа… Вот тогда, может быть, как-то и поубавилось бы…

Словом, автор попытался помечтать на сладкую для его сердца тему, поместив в этой подборке несколько коротких заметок, выполненных в различных жанрах и так или иначе связанных с полезным для общества, преимущественно российского, обрядом Сеппуку.

04.01.2017
_____________________________________________
Илл.: кадры из фильма Ю.Мисимы "Патриотизм (или Церемония любви и смерти)", 1966.
(иероглифы на транспаранте означают "искренность")


Рецензии