Мой Джон Ленон

                "Прекрасная страна - любовь..."

   Сегодня я уходил в армию. Повесткой возлагалось явиться в 8 утра в райвоенкомат. Позади была последняя гражданская ночь, днем ранее проводы в нашем железобетонном общежитии, на которые собралась практически вся проживающая там молодежь.
 В армию идти не хотелось. И не потому, что не хотелось именно служить, тут у меня не было ни страха, ни отторжения. Все дело заключалось в квартире. В СМУ, в котором я работал мастером, строился дом. Скоро он должен был сдаваться в эксплуатацию. Решением профкома мне выделили в нем однокомнатную квартиру. Вообще, одиноким мужчинам, каковым я являлся, квартир до достижения 30 лет не выделяли. Исключение составляли молодые специалисты. Повестка рушила все мои планы.

   Я даже пришел на прием к комиссару - подполковнику Семенову с просьбой дать мне отсрочку на полгода с целью получения квартиры.
 - Ну, что ж ты, с высшим образованием, а законов не знаешь. Для получения квартир отсрочек не положено. Да ты не напрягайся, иди служи спокойно. По закону квартира за тобой сохраниться.
 - Кто бы еще соблюдал законы, - подумал я с грустью.
 - Все, что я могу для тебя сделать, - смягчился военком, - обещаю послать тебя в хорошее место.
 Я долго не заморачивался - ну не вышло и не вышло.

   У райвоенкомата, больше похожего на барак, собрались люди: призывники, провожающие - родители, родственники, молоденькие девушки. Среди них были и мои родные - мама и старший брат. Мама все время плакала, я старался ее успокоить и ничего у меня не получалось. Утешительные слова не имели никакого воздействия. Где-то через час подали автобус - ПАЗик и поступила команда на загрузку.
 Еще через 5 минут автобус тронулся. Провожающие плакали, махали руками, что-то говорили ободряющее, но уже ничего не было слышно.

   Рядом со мной оказался парень где-то моего возраста, как оказалось потом, на год моложе, среднего роста. Что сразу вызывало интерес - лицо его чем-то неуловимо напоминало Джна Леннона, которое венчали прямоугольные интеллигентные очки. И голос. Мягкий приятный голос.
 Вообще, для мужчин России не характерно выпячивать какие-то мужские черты - грубый голос, демонстрацию мышц, "крутую" одежду. Но за всем этим скрывается необыкновенная стойкость и мужество.
 - Андрей, - представился парень.
 - Сергей, - отозвался я.
 Обратил внимание, что он показался мне постарше, чем остальные 18 - 20 - летние призывники.
 - Ты закончил институт или техникум? - спрашиваю Андрея.
 - Тульский СХИ. Выучился на механика. А ты?
 - Я учился в Орле, в технологическом институте. Моя специальность - инженер - строитель. Я закончил обучение в прошлом году. В Алексин попал по распределению. Год работал в строительной организации мастером. А ты?
 - Я закончил в этом году, - говорит Андрей. Нет, пока не работал. только что получил диплом и сразу повестка.
 - А как ты попал в Алексин?
 - Я женился. Моя жена Люба отсюда родом. Пока мы живем у ее родителей.
 За разговором мы не заметили, как подъехали к Оке. Автобус стал переезжать реку по изношенному мосту, отчего автобус несколько раз тряхнуло.
 - Эх, Ока матушка, когда-то мы увидим тебя снова, сказал вдруг Олег.
Взгрустнулось.

   На областном призывном пункте, куда прибыла и влилась наша команда, все было устроено нелепо. К нам подошел прапорщик, объяснил, что теперь мы военнообязанные и должны всегда выполнять команды старших командиров. Непонятно было, когда и каких? Но в теперешней ситуации, по-видимому всех и конкретно прапорщика.
 Нас построили, переместили в какое-то определенное место на территории призывного пункта, заставили стоять в строю и прапорщик куда-то ушел. Где-то через полчаса он вернулся, скомандовал "Вольно. Разойтись". Распорядился, чтобы мы не покидали место дислокации.
 - Товарищ прапорщик, а Вы не можете сказать, куда нас пошлют? - подал голос Гришаев Володя. За полчаса в строю мы успели перезнакомиться.
 - Надо говорить "Разрешите обратиться", поправил прапорщик.
 - Да, разрешите обратиться, - добавил Володя.
 - Вас будут формировать в команды. Приезжают так называемые "покупатели" из разных войск. Отбирают призывников в свои воинские подразделения. Вы все не попадете в одну команду, их набирают из разных районов понемногу. Но все-равно вы все будете земляки, ведь вы тульские.
 - Товарищ прапорщик, а разрешите еще обратиться!
 - Ну, что еще? Не задавайте много пустых вопросов.
 - Товарищ прапорщик, а где у вас туалет?
 - В две шеренги стройся! На пра-во. Шагом марш!
 Мы домаршировали до какого-то здания, ничего не понимая, неужели нельзя нормально ответить на простой вопрос?
 - Стой, раз, два, - скомандовал прапорщик.
 - На пра-во! В этом здании туалет. В нем же столовая. Обедом кормить вас скорее всего не будут. А ужин будет наверняка. В туалет отпрашиваться по одному только с моего разрешения.

   Распорядок нахождения на призывном пункте состоял из периодических перемещений с места на место строевым шагом. Часа через 3 прапорщик смилостивился и разрешил перекур, переместив нас ближе к мусоркам.
 Еще через пару часов Валера Васильев, отлучающийся в туалет, рассказал, что наверное нас заберут в Ригу, в авиацию, для обслуживания аэродромов. Мы как-то все вдруг поверили, помечтали, все-таки Прибалтика, авиация. Это конечно оказалось, как теперь говорят "фейком".
 Скучный день мой прерывало только общение с Андреем.
 - Ну, что, трудно жить с родителями? - спрашиваю его.
 - Да вроде нет. Я как-то еще не понял. Надо ведь где-то жить. Может потом, когда заработаю на квартиру или дом...
 - Андрей, а где ты будешь работать? Уедешь в деревню, в колхоз?
 - А что делать? Профессия у меня сельская. Да ведь и сам я из деревни, мне будет там жить не трудно. Конечно хотелось бы остаться в Алексине, все-таки город и райцентр. Да и жена хочет тут жить. После службы пойду в Управление сельского хозяйства, может что-то получиться.
 - Ты деревенский, а выглядишь интеллигентно, как городской.
 Андрей промолчал. Потом спросил:
 - А ты не женат? Девушка у тебя есть?
 - Да нет, не женат. Девушка? Есть одна девушка, была на проводах. Только знаешь, не любовь это. Просто так погуляли месяца два. Сказал ей честно: если встретится тебе человек, которого полюбишь, не жди.
 Андрей опять помолчал. Потом не удержался, еще спросил:
 - А кто она? Как зовут? Работает или учится?
 - Зовут Лена. Закончила Тульский университет. Работает диктором на радио.
 - А чего ты так к ней?
 - Да она крутила с одним парнем до нашего знакомства, знаю, была у них близость. Как то не хочется иметь себе такую жену. Ну, а дружить стал просто от скуки.

   Ужин был долгим, на все это мероприятие уходило часа 2-3. Команды запускали по очереди. Столовая была небольшая, рассчитанная человек на 50. Нам выдали на раздаче макароны с котлетой, компот из сухофруктов. Приятно наконец-то, после целого дня на ногах, присесть за столик. Да и вообще, ужин как-то скрасил наш очень нудный и тяжелый день. Нам еще дали время на перекур и туалет, а после привели в какую-то комнату, в которой были только металлические кушетки с кожзамовым покрытием и вдруг объявили отбой. Времени было где-то около 9 часов вечера. Не было ни постелей, ни подушек, ни матрасов, ни одеял. Некуда было положить одежду. Хорошо еще, что был июнь. По видимому командование сразу старалось выработать у нас стойкость и выносливость.
 Долго не могли заснуть, потихоньку перешептывались. Периодически заходил прапорщик и грозным голосом запрещал разговоры, подъемы, и т.д. Ночь показалась бесконечно долгой. А утро обещало быть и скучным, и грустным. Армия есть армия. Никто здесь не обещал раздавать пряники.

   Утром появилась интересная новость. Всем жителям Тулы разрешили вернуться домой на время до отправки в войска. Команды были сформированы. Место, где будет проходить служба, не объявлялось. Каждый призывник должен был прибыть на железнодорожный вокзал за час до отправления указанного поезда.
 Мы с Андреем переглянулись. А мы? Не передать, какая была тоска остаться на призывном пункте еще на две ночи.
 - Товарищ майор, а можно, чтобы нас тоже отпустили? - через пять минут мы уже стояли в кабинете офицера, отвечающего за отправку.
 - Ну да, все вы хотите воли, а вдруг что-нибудь случиться? А если опоздаете? А если не явитесь?
 - Товарищ майор, да мы серьезные люди. Мы уже и институты закончили. Нам можно доверять. Что мы тут будем у вас повышать численность призывников, создавать толчею. Ну, хотите, мы можем явиться за 2 часа?
 Майор посидел еще, подумал.
 - Ладно, отбывайте. Только чтоб никаких срывов. Головой отвечаю.
 - Товарищ майор, спасибо Вам большое. Мы не подведем.

   Это было огромное счастье - оказаться за воротами призывного пункта. На свободе целые 2 ночи. Мы добрались до железнодорожного вокзала. Через короткое время уже выходили из электрички в Алексине.
 - Ну, что, Андрей, до поезда?
 - До поезда.
 Вернувшись в общежитие, я узнал, что мое место уже заселено. Надо было как-то решать вопрос ночлега. Комендант меня успокоил:
 - Да не переживай, найдем мы тебе койку.

   Плохо помню, чем я занимался эти два дня. Если сказать в общем, наслаждался свободой. Я конечно пришел на работу в свою контору.
За два дня до этого.
Наш главный инженер Василий Павлович, узнав, что меня призывают в армию, вызвал меня в кабинет и сказал:
 - Я еду сегодня в Москву, в Главстрой. Пиши заявление на имя начальника Главка Федорова с просьбой сохранить за тобой выделенную квартиру. Напиши, что по окончанию службы обязуешься вернуться работать в наше СМУ.
И вот я вижу, что Василий Павлович уже вернулся из командировки. Он снова пригласил меня в кабинет, достал из папки мое заявление. На нем я увидел визу начальника Главка: "Не возражаю". Я уж и не знал, как благодарить нашего главного инженера.
 - Я передам твое заявление начальнику СМУ, - сказал Василий Павлович.
 - Служи спокойно. И правда, служить я отправился с легкой душой.

   Наш поезд в армию уходил утром. Пришлось проснуться пораньше. За час до отправления вся наша команда собралась на перроне ж/д вокзала в Туле. Опоздавших и не явившихся к поезду не было. Думаю, в нынешнее время вряд ли бы кого отпускали. Теперь армия формируется трудно, большое количество всяких "освобожденцев", каждый призывник на вес золота.
 Стояло прекрасное июньское утро. На небе, высоком - высоком, дарящем невероятной красоты лазурь, не было ни облачка. Легкий ветерок шевелил вихры некоторых нестриженных парней. Одеты все были в свои одежды, формы до прибытия в войска не выдавали. Нас построили в 2 шеренги, еще раз пересчитали и дали команду на посадку. Я уезжал один. Меня никто не провожал. И от этого было как-то легче.

   До сих пор в моих глазах стоит эта сцена. Вагон трогается, Андрей висит на подножке, а за ним бежит Люба. Видно, что она беременна где-то месяцев на восемь. По щекам ее ручьем текут слезы. Андрей тоже чуть не плачет, он не знает, как себя вести, чем утешить жену. Мне приходит мысль: "Наверно, вот она и есть, настоящая любовь. Разве можно любить больше, чем эти двое". Весь вокзал, перрон смотрят за разыгрывающейся на их глазах трагедией. Люба все время что-то говорит. Плохо слышно. Доносятся отдельные фразы:
 - Андрюша, Андрюша, как же я без тебя?
 В глазах Андрея отражалась целая гамма чувств - переполняющая сердце нежность, страх за положение жены, боязнь, не случилось бы что-нибудь с ребенком, вина, что не может повлиять на эту ситуацию, глубочайшая грусть, что приходится оставлять ее одну на таком позднем сроке.

   Поезд увеличил скорость, девушка становилась все дальше и дальше.
 - Мужики, есть у кого закурить?
И вот уже мы в тамбуре вдвоем, курим двое некурящих. Не знаю, как утешить моего друга. Наверно, тут больше подходит помолчать и быть рядом.
 Ехали, как обычно едут призывники - с разговорами, шутками, выпивками и перекусами, перекурами на станциях. Молодой сержант попытался навести строгость, позже размяк и подобрел. Было назначено дежурство по часам для поддержания порядка в вагоне. Пытались расспросить у сержанта что-нибудь о воинской части, но рассказывать, по-видимому, было не положено.
 Мы держались с Андреем вместе. Так было легче. Никаких грустных мыслей о том, что оставил гражданскую жизнь, в моей голове не было. Наоборот, было интересно - а как-то будет там, в армии?

   Наша команда в Москве сделала пересадку на поезд до Риги и мы поняли, что в Прибалтику мы все-таки попадаем. Шевельнулась грешная мысль: "А вдруг все-таки аэродромы?"
 В Риге нам пришлось переезжать с одного вокзала на другой. Именно тогда я впервые увидел вантовый мост, поразивший меня красотой инженерной мысли. Посередине возвышалась двуногая бетонная конструкция огромной высоты, из верхней части которой вправо и влево радиально были натянуты толстые тросы, которые и держали непосредственно сам мост.

   Капитан Марчук, наш старший офицер сделал нам сюрприз, заведя нас на обед в кафе.
 - Ты что выберешь? - спрашиваю Андрея.
 - Всем советую попробовать хлебный суп, - услышав мой вопрос, произнес капитан.
Это было совсем необычное блюдо. Скорее, оно было похоже на десерт. На дне тарелки плавали хлебные крошки густым слоем, среди которых попадались кусочки чернослива, кураги, изюма. Сверху все это великолепие венчалось ложкой взбитых сливок. Вкус был кисло - сладкий с нотками меда, ванили и корицы. Никогда не пробовал ничего более вкусного.

   Дальше наш путь проходил на электричке в сторону Лиепаи. Выгружались мы в каком-то незнакомом месте. Стоял такой туман, что мы не смогли прочитать название станции. Служить нам пришлось в маленьком городке Айзпуте. До утра нас поместили в полковой спортивный зал. Это были последние часы, которые мы провели с Андреем вместе. Утром нас разделили между 1 и 2 дивизионами. И вот же, нет в жизни счастья, мы с Андреем попали в разные дивизионы. Теперь я думаю, можно было бы как-то попросить старшего офицера разрешить нам служить в одном подразделении. Но мы были очень уставшими, да и списки формировались в штабе. Я. конечно, раз несколько видел Андрея мельком, но служба в учебной части была так распланирована, что свободного времени совершенно не было.
 Как-то я спросил его, кто все-таки у него родился?
 - Мальчик, сын.
 - А как назвали?
 - Андрюшка - Андрей чуть смущенно посмотрел на меня сквозь свои очки. Стройный, ему очень шла военная форма.
 "Конечно Андрюша" - подумал я. Ведь только по большой любви сыновей называют в честь своих отцов.


                ***


   Как бы долго она не тянулась, прошло полтора года и служба оказалась позади. В чине старшего сержанта я вернулся в свой маленький городок Алексин. Квартира меня дождалась, я сразу получил ордер и опять работал мастером в СМУ. Теперь мне доверили строительство многоквартирного дома.
 Прошло еще полтора года и я женился на Марине, с которой, как оказалось, мы учились в одном институте.

   Как-то я встретил Андрея. Мне не очень понравился его вид - какой-то весь он был обтрепанный, помятенький, на себя не похож.
Обнялись. Рады встрече.
 - Ну, как ты, как поживаешь?
 - Да нормально. Там же живу с Любой, у родителей.
 - А сколько же Вашему сыну?
 - Да три уже, три с половиной года.
 - Ну, а работу то нашел?
 - Да устроился на завод ЖБИ мастером.
 - Не по профилю. И как, справляешься -
 - Да нормально. Работа не тяжелая. И потом вдруг добавил:
 - Ты знаешь, у нас там все бухают.
Мне стал понятен его потрепанный вид.
 - Ну, а как ты? - поинтересовался Андрей.
 - Вернулся к себе на работу в СМУ. Получил квартиру. Женился.
 - Да? Поздравляю. Может познакомишь?
 - Конечно познакомлю. А давай-ка в ближайший выходной приходите с Любой к нам в гости. Я назвал свой адрес.
 - Придешь?
 - Наверно приду.
 - Почему наверно?
 - Как еще жена, согласится ли?
 - Да приходите, мы будем ждать.

   Вечером я сообщил новость жене. Она как-то отнеслась к этому без восторга. Хотя и перечить молодому мужу не решилась.
 Я уже не очень хорошо помню, как прошла наша встреча. Естественно, был стол, выпивка, разговоры: что да как? Вспоминали службу.
 Помню только, что Люба была не очень довольна Андреем и робко это высказывала.
К себе они нас не пригласили, видно побоялись родителей. На этом наши встречи семьями и закончились.

   Прошли годы. Как-то я сидел с нашей кладовщицей Верой Федоровной на базе в вагончике и рассказывал:
 - Встретил сегодня своего сослуживца по армии Андрея. Оказывается, работает теперь в милиции. Вот уж не мог он найти для себя более подходящей профессии. Он же совершенно гражданский человек. Кстати, живет в Вашем микрорайоне.
 - А кто его жена? Чья она? - поинтересовалась Вера Федоровна.
 - Не знаю чья, только заю, что зовут ее Люба. Да, кажется девичья ее фамилия Синицина.
 - Я кажется знаю, о ком ты рассказываешь. У этой Любы отец работал участковым, по нашему участку. Строгий был, даже жесткий. Все боялись с ним связываться.

 И еще одна встреча. Теперь уже втроем. Так уж принято было у нас в Федоровке, деревне, где я прошло мое детство, что если кто-то из молодежи хотел уехать устроиться в город, искали какого-нибудь земляка. Вот так ко мне приехал Петров Валера - парень на год меня моложе. К тому времени я был уже начальником СМУ, а Валера работал у нас снабженцем.
 - О, Андрей, привет! - сказал вдруг Валера и пожал Андрею руку.
 - Подожди, откуда ты знаешь Андрея? Я то служил с ним вместе в армии.
 - Ну, а я учился с ним в Тульском СХИ в одной группе.
Олег был рад нам обоим.
 - Может, зайдем куда-нибудь, посидим?
 - Да нет, мужики, нет сейчас у меня времени. Я ведь день как из Чечни вернулся.
 - Как так из Чечни?
 - Да вот, подошла моя очередь. Два месяца провел на войне.
 - Да разве милиционеров туда берут?
 - Еще как берут. Мы работаем после зачистки территории военными, контролируем соблюдение порядка на освобожденной территории.
 - Ну, так рассказал бы о службе.
 - Нет, у меня сегодня встреча с нашими ментовскими. Уже снято кафе.
 - Андрей, ну может потом, в следующие выходные встретимся? Надо же как-то отметить такую неожиданную тройственную встречу.
 - Да нет, мужики, думаю, встреча у нас не получится. У меня крупные семейные проблемы.
 - Ну, так колись, может мы чем-то поможем, - включился в разговор Валера.
Андрей помолчал. Знал я это его молчание.
 - Пока я служил в Чечне, моя жена загуляла тут с одним мужиком. В общем, не хочет больше со мной жить.
Голос у Андрея был какой-то очень спокойный и тихий.
 - Ну, а ты что, развод?
 - Да нет, мужики, не хочу я так жить. Думаю, надо мне уходить.
 - Олег, да ты что, перестань. Ну, что за ерунда. Ты молодой еще, красивый. Да за тебя любая пойдет.
 - Да не хочу я так. Вы меня, мужики, извините. Мне пора, а то меня люди ждут.
 Мы стояли с Валерой, совершенно оглушенные. Не знали, как поступить, что делать?
 - Утрясется как-нибудь, - робко проговорил Валерка.
Мы еще постояли, ничего не смогли придумать. Андрей был с друзьями, не один, поэтому мы разошлись по домам.

   А через день Андрея не стало.

   Потом мне рассказала Вера Федоровна:
 - Он хотел помириться с женой.Сынишка рассказал, что он стоял перед ней на коленях. Но Люба оказалась непреклонной.
 - Не хочу, не буду с тобой жить. Я люблю другого человека.
 - Вся в отца, - добавила Вера Федоровна.

   Однажды я попал на новое кладбище. Побродил между могил. Городок небольшой, всегда можно увидеть фото кого-нибудь из бывших знакомых. Мое внимание привлекла могила с ивой, на которой располагалось огромное количество венков. Подойдя ближе, я увидел, что это могила Андрея. Невольно набежали слезы.
 - Эх, братуха, ну как же так, а? зачем же ты такое сотворил с собой?
 Я очень долго мучился, что не дождался его тогда после его встречи с друзьями. Надо было забрать его ночевать к себе. В конце-концов надо было бросить работу, дела, поехать с ним к священнику. Вообще, может надо было побыть с ним несколько дней. Душа моя и теперь неспокойна, маюсь.
 - Царство небесное, пусть земля тебе будет пухом.

   Лет через пять я увидел Любу. Она работала продавцом в гастрономе. Мы немного поговорили. Я понял, что судьба ее с тем мужчиной не сложилась. Видно, нельзя на чьем-то несчастье построить свое счастье. Она рассказала мне о сыне. Младший Андрей пошел по стопам своего отца - поступил в школу милиции. Люба сказала, что сотрудники отдела, в котором работал Андрей, всегда им помогали, если что было нужно. Да я и не сомневаюсь, Андрея все, с кем он был знаком, очень любили. Классный он все-таки был парень. Скромный. Никогда не выпячивался, не просил себе что-нибудь больше, чем другим.

   Прошло время.
Я как-то раньше осуждал его поступок. Это ведь великий грех - самому распорядиться своей жизнью. Теперь уже не осуждаю. Разная может быть ситуация, бывает, и душа не выдержит. Да не осуждаю теперь и Любу. Думаю, она не хотела, чтобы Андрей погиб. Просто, хотела расстаться. Говорят, девушки выбирают мужа по отцу. А тут - полная противоположность - очень жесткий отец и очень мягкий муж. Кто знает, может и Андрей был не сахар.
 Да и судить, говорят, никого не нужно, неправильно это.
Да вот только наступает иногда такая минута, вспоминается мне Андрюшка и защемит, заноет вдруг моя душа. А на могилке одиноко плачет ива.







   Все события в рассказе вымышлены. Совпадения имен и названий случайны.


Рецензии
Вымысел не есть обман, писал Б.О.
Поучительная история.
Изложена с пониманием сложной проблемы...
Но бывает.
Судить всегда проще, чем понять..
С интересом прочла.
С уважением,

Дина Иванова 2   18.04.2023 14:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дина.
Благодарен за Ваше прочтение, за вдумчивый отклик.
История реальна.
С уважением, Ю.И.

Юрий Иванников   18.04.2023 16:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.