Сказ о том для чего головинский вал в Твери стоит

Сказ о том для чего головинский вал в Твери стоит

Говорили, что в давние времена, на том месте где нынче в Твери стоит головинский вал, было поганое место урочище темное болото, и с самого основания города, а может и еще раньше, считалось то место нечистым, и потому все самое дрянное там и прятали, кто  грехи свои, а потом и людей нечистой смертью преставившихся туда же свозить стали, преступников, да самоубийц, да тех чьи души упокоения недостойны. Сами местные лишний раз в те места заглянуть боялись, даже средь бела дня, ну а в темное время и подавно, ведь бывали случаи, что и пропадали там люди, сила нечистая их рассудка лишала и потешалась и куражилась как могла, потому как была ей там совершенная воля.
А время шло город рос, вот уж всю затьмацкую сторону застроили домами да огородами, и тесно стало нечистой силе, что в тех местах обитала, стала она к людям выходить. По началу не особенно смело, а так по неясным дням, кому в дом заглянет, да начудит, кому в трубу нагадит, ну народ забеспокоился, решили рядом монастырь в честь Афанасия Александрийского поставить, да монашками богобоязненными населить, пусть место отмаливают. Но как ни старались монашки, что-то там у них не заладилось с нечистой силой, и что бы еще большего греха не случилось решили монастырь упразднить, а храм монастырский стал приходским Покрова Пресвятой Богородицы. Чего только о нем люди не рассказывали, про то как нечистая сила все вокруг да около мерещилась, а потом и в саму церковь забираться стала, ведь близость христианской обители вызывала по первости у нечистой силы особенное беспокойство, то в колокола зазвонят, то крестным ходом пройдутся, вот она и привыкла и уже не пугали ее христианские святыни с молитвами.
Души не упокоенные по серед дня стали являться, вот идет кто тебе навстречу, а как поравняется тут и исчезнет, прохожий по карманам хлопать а там уже кошеля не хватает. Или еще в корчму, что в затьмачье была, зайдет такой закажет себе водочки, и вроде сидит как человек, но как до конца дойдет так в воздухе и растворится, половой подбежит было схватить, а там уже пустое место. И такая вольная жизнь у нечистой силы прославила затьмацкую сторону по всей округе, и как позову стала нечисть еще пребывать со всех мест, где про нее слышали. В конец собралось ее столько, что и промежду своих тесно стало, ну а жителям и подавно никакого комфорта нет. Жена уважаемого человека, частного пристава была им самим уличена в связи с нечистой силой, с его слов по возвращении со службы, пройдя в спальню, из кровати у нее выскочила некая тень на ходу подбирая полицейский мундир, метнулась к окну и в него открыв сиганула, и там уже бесследно исчезла, из расспроса супруги, тут же учиненного, выяснилось, что нечистая сила прикинулась им — частным приставом, и обманом ей овладела, несколько раз. С той поры в доме у него дежурил набожный лакей, а спальня вся была завешана образами.
Пошла слава о Тверской нечисти по всему миру, боятся люди в город приезжать стали, от того и торговля и заводское дело портились, а городская казна худела. Уж какие только от нечисти меры не пробовали: все углы по городу святой водой окропили, молитвы да крестные ходы чуть не каждый день, хотели даже из таежных лесов особо лютого шамана вызвать, но не по божески это как то. И городской глава по сему выписал из российской столицы, двух самых матерых масонов, да таких ученых, что чуть не на всех языках говоривших и все книги которые в мире есть знающих. Приехали они, город обмеряли с разными приборами поколдовали, ветра, течения, земли и чего даже глаз не видит, исчислили и в свои проекты записали. Заперлись на две недели у себя,  только кофе им по восемь раз на дню подносили. Наконец — выдали, как нечистую силу современной наукой победить можно и чего для этого потребуется:
- Надо, - говорят, - задействовать силы земного магнетизма, создать как будто емкость, вроде бутыли с узким горлышком, куда вся нечисть притянется, да там и останется потому как выбраться не сможет и заполнить ее водой, потому как это самая ее стихия,  вроде рыбы из рыбацкой верешки, но для этого потребуются серьезные инженерные работы, и вдоль всего Тьмацкого берега выстроить особый вал, который всю эту преинахитрейшую конструкцию от простого люда скроет, что бы не вызывать беспокойства, ну и вообще от лишнего любопытства.
- А сколько же такая работа может стоить? - поинтересовался Головин.
- Не мало, - говорят масоны,- одной только меди, по нашим расчетам около полутораста пудов потребуется, а там еще и серебра сколько-то, и железа, и магнитной руды возов полста, не меньше. Как ни крути, а около тридцати тысяч, ежели рублями, встанет.
Задумался Алексей Федорович:
- Сумма то, не маленькая.
- Как есть, - отвечают масоны,- меньше никак нельзя, потому как если меньше то никакой гарантии за свои расчеты мы не дадим, построить конечно можно, но конструкция может не выдержать, и тогда все придется начинать по новой.
- Ну что же, раз так, начинайте, - и выдал им из своих личных денег десять тысяч,- а остальное, - сказал - позже из городской казны добавим.
Началась стройка, вызывая бурное беспокойство и недоумение среди нечистой силы, то какой-нибудь дух притянут и давай над ним эксперименты проводить,или же наоборот подключат обратную полярность и все духи кто куда разлетаются. Но нечистая сила, она хоть и нечистая, а все же своя, так же как мы на авось надеется и потому особого значения этому не придавала, и назад вся, как тараканы в избу, возвращалась:
- Мало, что ли нами столько веков берег обживался, небось не пропадем! И монастыри и храмы и прочие над нами средства пережили, так и с этим кажись сладим…
Строили меньше года, под видом защитного вала от разливов реки Тьмаки, так всем и говорили, однако стали замечать еще в черед стройки, что нечистая сила вроде как спокойнее стала. Весной закончили, в точности к весеннему паводку успели, всю конструкцию засыпали и под вал представили. Пришло время расчета, явились масоны к Головину, и принесли с собой гранитный столб, с верху медным шаром увенчанный.
- Это, -  говорят, - вроде пробки для нашей конструкции, ее надо установить, после того как вся емкость будет заполнена, то есть ровно через год, она силу магнетизма, что мы в дамбе скрыли, будет по всей территории разносить, почти как молниеотвод, но только наоборот…
- Мудреная штукенция, - ответил им Головин, - ну что же, вот и вам с нашей благодарностью. -  И под расписку всю сумму им передал, а они пересчитали:
- О, Алексей Федорович, одного рубля не хватает!
- Быть не может, городской казначей два раза пересчитывал, да еще я сам его проверил, посчитайте еще раз.
- Да уж не будем, мы люди ученые и по два раза одну работу делать не в нашей привычке, мы никогда не ошибаемся.
- А в каком месте колонну установить надо, на плане то ничего не указано? - спрашивает их городской глава.
- А это в каком вам будет удобно. - Ответили масоны, с тем и раскланялись, и как в возмещение, за недостающий рубль, проезжая мимо своего сооружения, остановились, выкопали ямку вытащили откуда то один медный прут, забрали его и поехали.
Нечисть в городе и окрестностях заметно успокоилась, а через год как установили колонну и совсем вроде пропала, народ обрадовался на колонне благодарность Алексею Федоровичу надписали. А через какое то время стали замечать случайные прохожие, что около полуночи у колонны проходили, какие то тени, да голоса. И в одну ночь шел мимо в хорошем подпитии мужичек, так простой плотник, присел у колонны отдохнуть, как вдруг подходит к нему, какой то человек, не поймешь как одетый и говорит ему:
- Ох и холодно, нет у тебя чем погреться, мил-человек.
- Да коли бы было, так я бы был там откуда прибыл, потому как там оно было, да у меня уже не было, - отвечает он — деньги. Но кабы деньга была так и у меня чего нибудь да было, но меня бы здесь не было.
- Да я не про хмельное зелье спрашивал, хотя наверное не отказался бы. Ты как в другой день пойдешь мимо, дождись полуночи, да припаси с собой огарочек свечи, что в церкви за упокой чьей-нибудь души была поставлена, но не догорела, ты ее тайком прихвати, и мне принеси, я тебя здесь ровно через день ждать буду, принесешь зажги ее и три раза обойди вокруг колонны, не забудешь если, так я тебе одну тайну открою… - сказал и пропал.
- А какую тайну то? Хоть бы как звать сказал бы? - а того уж нет как не было, покрутил мужичек головой, пожал плечами и пошел восвояси.
Вот как протрезвел он на утро, пошел на службу в воскресный день, и про разговор не забыл, сделал все как тот странный человек просил, а на следующий день, в понедельник стало быть, после работы остался у гранитной колонны до полуночи. А ночь и правда холодная была, достал он огарок свечи, подпалил его, ну хоть руки согреть, три раза обошел в круг колонны. А тут как раз из-за спины голос:
- Ну вижу сделал как я просил, а ну дай я сам свечу подержу. - Удивился опять мужичек, непонятному прохожему.
- На,- говорит, - держи.
Тот в руки взял и сам весь засветился как будто стеклянный, а свеча на вроде внутри него горит.
- Эка бесовщина… - выдохнул мужичек и перекрестился.
- Да не крестись и не опасайся, одно не поможет, а второе без толку, ты же мне ничего плохого не сделал, даже наоборот, обещал я тебе одну тайну показать?
- Как не помнить, был уговор два дня тому назад.
- Ну так вот, говори сейчас любой день, который знаешь из прошлого, и что бы от того дня тебе была польза.
Задумался мужичек: вот ведь, связался с бесом каким то, того и гляди пропадешь, как отправит в тот день, так там и сгинешь.
- Ты лучше день вспоминай, чем себя пугать, я же мысли твои как речь слышу, можешь даже в слух и не произносить.
- Дак, а какой день то?
- Ну в какой знаешь, что произошло без твоего ведома, а ты про это узнать хочешь, может и для пользы какой или просто из любопытства.
- А ведь был такой день, - вспоминал мужичек, - бабка моя Авдотья Тихоновна, богатая была, да умом слабая, припрятала свое добро а куда никому не сказала, а может и сама уже не помнила, и аккурат в тот же день преставилась, вот с тех пор и бедствуем.
- А день то помнишь какой?
- Как не помнить третий день от Покрова, пятнадцати годов  тому назад.
- Ну пойдем со мной, до тьмацкого моста, а по дороге меня послушай. Когда масоны, проект писали, то кажись чего то напутали и силы земного магнетизма на изнанку вывернули от того погнулась временная линия, и теперь здесь на вроде дырки в заборе есть тайный проход, только кому не попадя в него не пролезть, проводник нужен, это стало быть я. Так получилось, что когда масоны пруток из земли выдернули, там лазейка появилась, но открывается только каждый нечетный день четного месяца, как так я не знаю, в хранилище в валу нас тьма тьмущая, но пройти может только один, проходит и как бы обретает сущность, ну то есть обличие, огарок церковной свечи это чтобы нужду унять, за наши то души в церкви никто не молится и свечи не ставит — грех это. А вот теперь самое главное, будет у меня к тебе в тот день куда отправишься поручение, выполнишь его, так же назад и вернешься хоть целый год в том времени живи, а вот если не сделаешь как скажу, назад дороги не будет.
- А чего надо то?
- Да так пустяк, зайдешь в рыбацкий конец, спросишь где Трофим-безухий живет, а ему самому скажешь, пусть в лодку в тот день не садится, и вообще на реку не выходит, а то грех будет.
- А какой грех то?
- Не малый, раз он с нами томится, а ты сделай как я сказал и сразу прочь по своим делам иди, он если разумный то сам поймет, а если нет так то значит его судьба.
- Так а как же я в  тот день проникну?
- Пройдешь по тьмацкому мосту, а как дойдешь до середины повернись вокруг себя в левую сторону, как обернешься там и окажешься, а как возвращаться будешь так выйди на середину моста и повернись в правую сторону, в тоже миг как мы с тобой расстались вернешься, и будет у тебя одно свойство, захочешь если стать для других незаметным — перекрестись задом на перед, а если обратно видимым то как положено. И еще помни что с собой ничего уносить нельзя, и там ничего не оставляй, с чем пришел с тем и возвращайся. Ты все понял?
- Как будто все…
- Вот уже и пришли, ну ступай…
Пошел мужичек по мосту, сделал все как сказали ему и только повернулся во круг себя, так откуда не возьмись набежал туман, все затянул на вытянутую руку ничего не видно, встал пошевелится боится, а тут ветерок подул, туман разбросало вот стоит он среди моста и на улице день. И город вроде тот, а вроде немного и не тот. Первым делом побежал в рыбацкий конец, нашел человека которого надо и все ему передал. А после пошел к дому где его бабка проживала, та как есть живая по заулку ходит высматривает чего то. Вспомнил он как невидимым становится, перекрестился особым образом и стал наблюдать. Бабка то в дом забежит то выскочит, носится как заведенная, а потом выбегает из-дому с огромным кулем, открыла выгребную яму возле нужника и туда его кинула. Вот оно что, потому и не нашли ее добро, кто же в нужнике искать будет Все понял мужичек, все смекнул, перекрестился как положено и назад возвратился старым путем.
- Ну все сделал, что хотел? - спрашивает его нечистый дух.
- Как будто все.
- И человеку помог не сделал он в тот день греха и нет теперь его в нашей компании.
- А ты как про это узнал?
- Так то для тебя было, малое время назад, а у нас уже годы прошли и все про всех уже известно. Пойдем, теперь надо к колонне возвращаться, а потом ступай себе.
Вернулись они где и встретились, дух исчез как только простился, а мужичек пошел домой.
На следующий день с утра взял он лопату и пошел старый нужник раскапывать, достал из него добро спрятанное, часть отдал родне, а на остальное построил себе новый дом в место старого и больше и краше. Так и зажил мирно.
 Соседа его, что в полиции служил, сильно заинтересовало, откуда у простого мужика деньги на новые хоромы, стал он к нему ходить и выспрашивать, нет ли в том какого преступления. Мужик по началу отнекивался да отбрыкивался, но как то раз выпили они вместе по соседски, так тот все и рассказал, ничего не утаил.
Интересно стало полицейскому, уж не врет ли сосед, выбрал он день, запасся огарочком и к полуночи пошел к колонне. Огарок зажег и три раза обошел колонну в левую сторону. Вдруг перед ним является странный человек и говорит:
- Вижу дошел слух и до полиции.
- А ты откуда знаешь?
- Как не знать, я же не человек, и про всех живущих и живших кое что да знаю.
- А что же ты знаешь?
- Да многое чего, что тебе знать не нужно, мне больше интересно что же ты от меня узнать хочешь?
- Слышал я ты в прошлое можешь сводить?
- Ну а коле смогу, тебе от этого какой прок?
- Пять лет назад, на Ильин день порешили в Медниковском переулке, старуху купеческую вдову, я в том деле в дознании был, так ведь так никого и не сыскали, мне бы в тот день вернуться да посмотреть, кто же злодей…
- Ну что же, давай свечу. - тот ему передал, дух опять засиял как лучина в бутыли, - А теперь пойдем. - И отвел его к Тьмацкому мосту, объяснил, что да как и про условие сказал:
- Зайди в Отроч-монастырь и вечное поминовение души Агрипины закажи, это мать одного из наших кто со мной томится, был у нее один сын, а он не одной заупокойной не прочитал и в храме не заказывал, потому с нами он теперь, раз позабыл про близкого человека. А ты как закажешь, деньги, что монахи потребуют в левом кармане найдешь, ровно столько сколько нужно. - мужик сразу в карманы полез проверить.
- Да не торопись, как время рассчитаться придет, так они и появятся. Ну а как сделаешь, ступай по своим делам, понял?
- Так точно, как есть.
- Ну ступай.
Вышло все как сказал нечистый дух, в монастыре в кармане сами собой деньги отыскались, ровно столько сколько нужно. Побежал он скорее по известному адресу  и рядом затаился, и ровно в час убийства выскочил из избы купеческой вдовы брат ее покойного мужа и бегом бросился по улице, тут  и понял урядник кто старуху на тот свет спровадил. Развернулся и пошел обратно в свое время. Там же его встретил провожатый:
- Все знаю, не рассказывай и ты уговор выполнив, сразу двум душам помог так, что доведу тебя до колонны и распрощаемся. - так и вышло.
На утро урядник вызвал на допрос брата мужа, убитой купчихи, а тот от греха весь извелся, тут же и признался в содеянном, за что уряднику дали новый чин и содержание. Вот только начальник его, не как в толк взять не мог ведь уже сколько лет прошло, а он дознался, стал расспрашивать, как мол да что известно стало. Ну а урядник возьми да и признайся и все без утайки своему начальнику поведал. Тот понятное дело не поверил, однако в урочный день решил сам проверить, запасся огарком свечи и в полуночный час стал со свечей у колонны ходить, нечистый дух как положенно явился стал выспрашивать зачем и в какой день и чем этот день памятен.
- Да вот собираюсь, последний разок на дядюшку своего перед смертным часом глянуть уж шибко я его любил, а простится не довелось, в отъезде я был. -  начальник хитрый, сам одно говорит, а думает про другое, задумал он завещание дядьки своего на себя переписать, которое он у нотариуса перед смерть заверил и все богатство свое велел раздать неимущим и очень это начальнику не угодило, вот и решил он так все исправить. Но дух  то нечистый все мысли видит, однако останавливать не стал:
- Такое тебе будет поручение, пойдешь  в кузнечный ряд, найдешь там Митрофана-косого, скажешь ему чтобы в тот день никуда не ездил и что черт ему дорогу перебежал, понятно?
- Да, да конечно, все сделаю. - говорит. Отвел его нечистый дух к мосту и отпустил, но как только оказался начальник в нужном времени так сразу побежал свои дела обстряпывать, а про поручение и забыл. А как вернулся к мосту, вспомнил да уже поздно было. Крутанулся он в круг себя на мосту и настала кругом тьма.
- Где это я оказался? - спрашивает.
- Там где нечистой душе и положено, в темнице, что под головинским валом сокрыта.
- Дак как же это?
- А вот так, обмануть нас решил, ну так хотя бы просьбу исполнил, а теперь тебе с нами век куковать.
 Так и сгинул в миру начальник, и никто не знает куда пропал, а слухи разные ходили. И в их числе тайная легенда о временном искривлении под головинским валом, да нечистой силе, которая при нем вроде паромщика. Многие ходили к колонне со своим, многие побывали в минувшем, но были и такие которые не возвращались. И прознав про это чудесное свойство несколько раз меняли место ее расстановки, однако не помогало, говорят и по сей день работает и находятся смельчаки которые пользуются. Вот например случай как снесли в Твери Лютеранскую кирху, казалось бы чем мешала, но кто-то в прошлом углядел под ней клад, и для замысла своего такого греха соделал. А еще случай как в один год перекопали всю улицу Советскую, бывшую Миллионную, ведь побывав в прошлом человек один высмотрел как алхимик тверской свою тайную книгу прячет, в которой секретов страшных как блох на собаке, место-то он запомнил, да только книга кому попало не открывается, она и сейчас на прежнем месте и всяк ее видит но откроется только достойному человеку который ее прочесть может так как охраняется она вечно не упокоенною душой того самого алхимика.
 А Головинский вал стоит на прежнем месте, и колонна та хоть и не на прежнем месте, но все же тоже на валу, как люди говорят, а люди зря болтать не станут...


Рецензии


Значит Головинский вал имеет какое-то волшебство ,странная вещ говорить о предсказаниях в настоящее время.Пусть изучают Спасибо!

Нинель Товани   12.08.2023 15:41     Заявить о нарушении
Спасибо.

Ганс Лёхинсон   13.08.2023 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.