День рождения

— Папа, ты не забыл, завтра у меня день рождения!
— Ну как же, сынок? Помню.
— Приезжай, я жду тебя с нетерпением!
— Не волнуйся, обязательно буду!
— Смотри, не подведи!
— Да разве можно?! Как ты там, не скучаешь?
— Некогда! Тёте помогаю по хозяйству, да она против, говорит, что за свою жизнь ещё наработаюсь... С соседским парнем сдружился, на рыбалку с ним ходим, вчера такого здоровенного язя упустил, ушёл вместе с крючком!.. Вода в реке тёплая, мы купаемся, загораем — весело!.. Только вот по тебе соскучился.
— Ты там не поддавайся хандре. Жди меня завтра утречком.
— Буду ждать, папа! Только не забудь привезти крючки и леску!
— Привезу тебе кованые крючки и отличную леску, чтобы выдержали твоего язя. Вместе пойдём ловить его.

Положив телефон (мобилок тогда ещё не было), он стал думать о сыне. Уже не первый год он отправлял его летом в село к своей двоюродной сестре. Моложавая, пригожая на вид женщина уже несколько лет жила одна, весь день неустанно трудясь в колхозе или своём огороде. Муж, крепкий смолоду парень — служил в ВДВ, не нашёл себя в жизни и умер от водки, и пришлось ей самой впрягаться в тяжёлый воз хлопотливых крестьянских забот.

Это не мешало ей беспокоиться о своих внуках, которых «сплавляли» матери на летние каникулы два сына. Она, добрая душа, совсем не считала их несусветной обузой. А там где двое, там и третьему место найдётся, двоюродного племянника встречала она всегда ласково, правда, не очень присматривала за ним — работа отнимала всё время.

Парнишку она хвалила, мол, к пище не привередливый, ест всё, что она падаёт на свой скромный стол. И по характеру смирный, не драчливый, умеет ладить с местными, и они не обижают его. В общем, лишних переживаний хлопец не доставлял.

И мальчишка на вольном сельском приволье чувствовал себя ладно. Ещё бы, рядом большая река и лес, замечательная рыбалка, ягоды и грибы. Двоюродная сестра держала корову, на столе всегда парное молоко и коврига свежего, своей выпечки, хлеба, свежие овощи и фрукты со своего сада-огорода. Здоровые сельские харчи. К школе мальчик возвращался домой поправившимся и окрепшим, радовал отца своим загаром, живым и весёлым видом.

И вот завтра сыну уже четырнадцать. Как-то незаметно он вырос, росточком уже вровень с ним. Быстро катится время, вроде недавно ещё под стол пешком ходил, и вот уже большой, но по отцу скучает. Да, обязательно нужно ехать, а как же иначе? Сын хочет встретить свой день рождения вместе с ним, а раньше никогда не просил об этом. Для отца это радость. Так что нельзя не приехать, не поймёт парень. Нужно собираться в дорогу.

***
Он вспомнил свою жену. Роды у неё были тяжёлыми, её долго не выписывали из роддома, уже там она не кормила ребёнка грудью. А когда выписали, оказалось, что она не может смотреть за ним. Хорошо, что работал он недалеко от дома, в обеденный перерыв мчался к сыну, укладывал его в коляску и в парк, на свежий воздух. А она оставалась дома, и всё плакалась и стонала, что ей тяжело ухаживать за ребёнком: постоянно стирать пелёнки, кормить его из бутылочки.

Продолжаться так долго не могло, и он пошёл на поклон к своим родителям, чтобы забрали ребёнка к себе. И мать, сама с букетом болезней — у неё был сахарный диабет и повышенное давление, уже давно сидела она на таблетках и уколах, взяла такую обузу на свои плечи, а отец не перечил ей. Тогда ещё обходились без памперсов, приходилось часто менять пелёнки. И вся эта забота легла на них — людей пенсионного возраста. Своих вырастили двоих — сына и дочь, и вот теперь на старости лет вместо заслуженного покоя пришлось поднимать внука. Он приходил к родителям после работы,  оставался у них ночевать и помогал ухаживать за ребёнком.

А жена постоянно болела и часто оказывалась в психбольнице. Прав оказался заведующий отделением когда сказал, что с таким заболеванием она долго не проживёт. Через несколько лет она оттуда уже не вышла. Сгорела за сутки от высокой температуры, а медперсонал не смог ей никак помочь.

Узнав о смерти матери, ребёнок не плакал, он уже привык к своей бабушке, для него она стала родной и близкой. И бабушка называла внука сынком. От своей кровной матери тепла он не видел, когда ей здоровилось, она навещала его, иногда прогуливалась с ним по городу, а потом возвращала свекрови и уходила домой. Для него она была вроде бы и родная мать, но какая-то отстранённая от него, видимо, в этом сказывалась её болезнь. А что уж там творилось в душе ребёнка после смерти матери, только ему одному и Богу известно.

Когда сын подрос и стал ходить в садик, он решил научить его считать до десяти, чтобы в школу пошёл хоть немного подготовленным. Мальчик оказался смышленым, на лету схватывал счёт и сам попросил отца, чтобы научил считать до ста. Он удивился такой его умственной резвости, сын быстро освоил немудрёную науку счёта и бойко просчитал до ста. «Ну, парень», — обняв сына, сказал он ему тогда, — «из тебя выйдет неплохой математик».

И вот сыну завтра четырнадцать. Он с нетерпением ждёт отца там, в деревне, на свой день рождения.
***
Снова зазвонил телефон. Он поднял трубку и услышал жизнерадостный голос приятеля.
— Здорово, дружбан!
— Привет, коли не шутишь!
— Быстренько ноги в руки и на выход, даю тебе полчаса на сборы!
— Что за спешка такая, объясни хоть в чём дело?!
— Потом объясню, а сейчас собирайся! Форма одежды — без галстука. Общение на природе, шашлычок там и прочее, ну, сам понимаешь…
— Ну-у ты и загнул, это ваши там, корпоративные интересы, а мне что за радость такая? Пару слов хоть скажи!
— Ух ты, какой прилипчивый! Тут у нас место освободилось, денежное и не пыльное. На него несколько человек претендует, а я горой за тебя. Вот и поговорим с моим шефом на природе. Пора повышать тебе свой рабочий статус!
— Да я не против и благодарен тебе, но поверь, не могу! К сыну собрался ехать, завтра у него день рождения.

— Ты что, охламон, не врубаешься? Это же в твоих и сына твоего интересах! Парень растёт, его одевать нужно, а там смотришь — и в институт устраивать. Тебе что, деньги не нужны?.. К сыну ехать только завтра. Успеется! А собственно, чего это я… Кому это больше нужно?.. Как хочешь!

Он сообразил, что может упустить престижное тёплое место, и вряд ли такое подвернётся ему в скором будущем, потому не стал больше испытывать терпение своего друга и согласился.

Но прежде решил подстраховаться и позвонил сыну, чтобы предупредить его, что завтра может задержаться и приедет не утром, а вечером. Однако никто ему не ответил. «Видимо, на рыбалку ушёл, а сестра в огороде», — сказал он себе. — «Завтра раненько утречком перезвоню». С неспокойным сердцем он вышел из дому и стал дожидаться приятеля. «А чем чёрт не шутит, может, и выгорит, лишняя копейка в семью не помешает — всё сыну помощь!»

***
Посиделки на природе закончились банальной пьянкой. Шеф друга оказался крепким на выпивку, чтобы не ударить в грязь лицом приходилось не отставать от него. Тосты за знакомство, успешную работу, семью и друзей следовали непрерывно. Потом пили на брудершафт и клялись в искреннем уважении друг другу, сожалели, что их мужская компания без женщин. Распаляя своё воображение, пили за них — прекрасных и обворожительных. В общем, вопрос с работой решился положительно.

Он смутно помнил, как дружок подкинул его к дому. Утром он проснулся с больной головой и с трудом стал припоминать вчерашнее. И вдруг осознал, что вчера так и не дозвонился до сына и не предупредил его, чтобы зря не волновался, если он не приедет утром.
***
А сын как что-то чувствовал, прибежав с рыбалки, опять позвонил отцу, но телефон молчал, он перезвонил поздно вечером, но так и не дозвонился. Утром он побежал на остановку встречать отца. Из автобуса выходили улыбающиеся приезжие, кто сам, а кто с детьми. С радостными возгласами встречали их родичи: «Ну вот и свиделись, долго не приезжали, а наконец-то решились!»

Автобус уже опустел, а он всё стоял и ждал, может, вот сейчас отец выйдет. На него обратил внимание водитель автобуса.
— Ты чего, парень стоишь, ждёшь кого-то? Так уже все вышли, или в город собрался? Не скоро ещё поедем.
У мальчика всё омертвело внутри, еле слышно он произнёс:
— А мой папа так и не приехал, а обещал…

Он медленно побрёл по сельской улице, за магазином свернул на узенькую тропинку к реке. У сельских алкашей здесь было излюбленное место для «задушевных» бесед. Примятая трава и чёрная, изрытая ногами земля у широкого замшелого пня были усеяны крышками и пробками от пивных,  винных и водочных бутылок.

Несколько мужиков уже «дежурили» у пня. Наглядно они знали городского мальчишку, приехавшего на лето к своей тётке. Заметив, что парень расстроенный, один из них участливо спросил:
— Ты чего, пацан, невесёлый? Солнышко светит, радоваться жизни нужно!
— Сегодня у меня день рождения, а отец не приехал, вот и грустно.
— Ерунда какая, не стоит плакать из-за этого.
— Так обещал же…
— Не смог, значит. Не нужно его винить. Сейчас мы отметим твой день рождения, сразу веселей станет!
Мужик плеснул в стакан водки.
— Вот тебе, именинник, пей!

Мальчишка постеснялся признаться, что никогда спиртного  не пробовал. А мужик настойчиво совал ему в руку наполовину наполненный стакан:
— Пей! Да не бойся, мы ругать не будем, а папы рядом нет!

Парень неуверенно взял стакан, ёкнуло сердце, и мелькнула мысль, что делает он нехорошо, но чувство обиды на отца заглушило доводы рассудка. Он решился, прикрыл глаза и сделал глоток.

Горько и горячо обожгло горло, он сморщился и захотел выплюнуть эту гадость. Заметив, что мальчишка скривился, доброхот услужливо подсунул ему кусочек чёрного хлеба и солёный огурец. «На вот, понюхай и закуси!». Он послушался, горечь во рту прошла, где-то там, глубоко внутри, пробежало тепло. Через несколько минут он уже весело рассказывал своим новым знакомым про свою рыбалку, как вчера хорошо клевало. Они только похохатывали и дружески похлопывали его по спине: «Малец городской, а наш в стельку…»

Под вечер мальчишку нашли мертвецки пьяным в густо заросшей бурьяном придорожной канаве. Белая рубаха, пиджак и брюки — все были в блевотине. Увидев его в таком состоянии, сердобольная женщина, запричитав, вызвала скорую помощь. Приехала она быстро, парнишку откачали и привели в чувство. Врач сказал, что успели они вовремя, а мог бы мальчишка пропасть, сердце у него едва прослушивалось.
***
Утром, когда он приходил в себя от вчерашней попойки и только решился перезвонить в село, позвонила двоюродная сестра и сказала, чтобы приезжал за сыном. «Напился твой сынок до беспамятства, едва откачали, слава Богу, что обошлось, а ей смотреть за ним некогда, пусть забирает его домой!»

Ответить было нечего. Чувство огромной вины сдавило ему грудь. Случилась большая беда, и виноват в ней только он. Погнался за престижной работой и заработком — ведь для него же старался! — и просмотрел сына. Предал его, а сын так ему верил и так его ждал в свой день рождения! Он нервно заходил по комнате и виновато забормотал: «Сыночек, прости!»

Гулко барабанил по металлическому оконному карнизу прохладный летний дождь, казалось, что дождевые капли монотонно и невнятно читают покаянную молитву. В ней лишь только ясно звучало «прости, прости, прости…»


Рецензии
Хорошо написано.
Галина

Галина Дейнега   14.01.2022 08:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.