Чистая память

                Чистая память.
                Посвящается Маргарите Михайловне Зайцевой.
   Свои 17 лет Маргарита Николаева встретила во время строительства оборонительных сооружений вокруг Москвы. А уже в октябре 1941 года была подносчицей снарядов в зенитном расчёте артиллерийского полка истребителей танков. Полк стоял на самом опасном участке под Волоколамском и отражал натиск немецких полчищ. Почти с первых боёв у зенитчиков появился успешный опыт уничтожения немецкой бронетехники. Зенитчики наводили свои орудия и били по танкам прямой наводкой и поэтому их позиции “утюжили” и с земли и с воздуха. После длительных боёв остатки измотанного полка отвели на краткий отдых для пополнения. Маргариту из действующей армии отправили трудиться на завод “Электросвет”, где к тому времени освоили производство гранат и мин.
   Зная не понаслышке об ужасах войны, Маргарита решила собрать посылку с махоркой и сладостями. К собранным продуктам она добавила голубой шарфик, связанный своими руками и отправила в свою воинскую часть с надписью “Лучшему солдату”.
   Через некоторое время Рита получила ответное письмо от Вани со стихами, которые посвящались ей и только ей одной.

Был я ранен, лежал в лазарете,
Поправлялся, готовился в бой,
Вдруг приносят мне в сером пакете
Замечательный шарф голубой.
А кругом раздавали подарки.
Мне казалось, что лучшего нет.
Кто же ты? Инженер иль доярка.
Ты прислала мне с шарфом привет.
Ты меня никогда не любила
И не видела даже во сне.
Ты мне шарф голубой подарила
И не знала, что именно мне.
Шелковистую тонкую пряжу
Невозможно сплести, не любя.
На груди своей нежу и глажу,
Как бы нежил и гладил тебя.

   В те суровые дни Маргарита так и не смогла найти автора замечательных стихов, но всю свою жизнь она уверена в том, что её голубой шарфик отогрел израненную солдатскую душу и возможно придал ему новую силу для подвигов на фронтах войны. А стихи Маргарита Михайловна хранит на протяжении всех послевоенных лет и читает  с тихой нежностью.

      Маргарита Михайловна Зайцева прожила долгую трудовую жизнь и помимо прочих наград имеет медали “За оборону Москвы” и “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.

   От автора. Мне не довелось быть знакомым Маргариты Михайловны, мой очерк составлен на основе публикаций в средствах печати, но меня поразила её чёткая и чистая память о тех далёких и суровых днях войны. Я благодарен всем мужественным людям, которые ценой собственной жизни подарили нам ЧИСТОЕ небо над головой.
               


Рецензии
Замечательный рассказ, Николай!
Нельзя забывать тех людей, которые подарили нам мирное небо.
Доброго Вам здоровья!

Добрая Добрая   05.03.2022 21:14     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Сложно писать о всей войне, но осветить хотя бы маленький эпизод из жизни одного солдата можно и нужно, чтобы память о нём осталась.

Николай Ключищев   06.03.2022 23:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.