Эпизод 1. Часть 2

- Сейчас самая подходящая пора для молитвы, - согласилась с Доротеей Августа. - Я знаю, тебе нужно посоветоваться с Богом, что делать дальше. Он любит наших девочек еще сильнее, чем мы, и обязательно подскажет, как сделать их счастливыми. Нам нужно только довериться Ему и послушно принять Его волю.

- С тобой я буду советоваться тоже, - улыбнулась Доротея Августе. - Пусть Господь поможет и подскажет нам обеим. Может быть ты даже лучше услышишь Его волю.

- Твое мнение было бы для меня очень важным, - согласилась Доротея. - Тебе пришлось пережить гораздо больше испытаний в твоей жизни и ты меня гораздо опытнее. Кто здесь лучше тебя знает, как угодить Господу и заслужить Его милость.

- Мне тоже хочется помолиться Богу и я была бы рада помочь в этом маме, - улыбнулась Кристина. - Когда я молюсь одна, я так Его боюсь, что иногда даже не знаю, что Ему сказать. Ведь Господь хорошо знает, какая ужасная я грешница, так что лучше мне пока спрятаться за спиной у мамы.

- Ангелика, ты тоже могла бы молиться вдвоем с Кристиной, - сказала дочери Августа. - Может быть хоть так, все-таки, получится приохотить тебя к молитвам и молитвенный жар в сердце подруги передастся и тебе? Как бы мне этого хотелось и как же я надеюсь на нашу милую гостью. В нашем доме теперь так многолюдно, что можно устроить целый монастырь.

- Мне тоже хочется помолиться Богу, но я, наверное, засну после первых же слов, - призналась Вероника. - Во сне я хочу увидеть, что превратилась в ангела или нарядную бабочку. Мама, ты расскажешь мне на ночь сказку? Я хочу сказку про лунных человечков.

- Вероника, заснуть тебе лучше не здесь, а в вашей новой комнате в замке, - улыбнулась Августа - Ты хочешь, чтобы над изголовьем твоей кровати находила бы икона Пречистой Девы Марии с Младенцем Иисусом? Мария была самой ласковой и заботливой матерью на Земле и когда Она держала на руках Иисуса, Ее глаза сияли светом райского блаженства.

- Мама, позволь мне и Ангелике еще посидеть и поговорить, - с надеждой обратилась к Доротее Кристина. - Я и Ангелика так хорошо понимаем друг дружку и у нас так много общего. Нам хочется вместе поблагодарить Господа за вкусный ужин и поцеловать Его икону. Я не хочу ложиться спать, потому что вдруг утром окажется, что этот чудесный замок мне лишь приснился.

- Кристина, этот замок простоял здесь не одну сотню лет и простоит еще столько же, если Господь будет милостив, - с улыбкой ответила Августа. - Почему бы ему пока не превратиться в монастырь, а нам - в монахинь? Давайте это испробуем, если уж настоящего монастыря нет поблизости.

- По моему это чудесное предложение и как раз то, что нам нужно, - улыбнулась и Доротея. - Августа, только ты можешь быть здесь хозяйкой и настоятельницей, а я обещаю слушаться тебя во всем. Ведь послушание это главная добродетель монахини. Да и моим девочкам пора привыкать к монастырским порядкам, а мне быть для них примером.

- Другого я от тебя и не ждала, - ответила Доротее Августа. - Все монахини должны быть сестрами и не важно, какое положение они при этом занимают. Настоятельница должна следить за порядком и дисциплиной, но делать это тактично и ласково. Ведь монахини должны выполнять свои обязанности не под страхом наказания, а из любви к своему Создателю.

- Кажется, наше желание послужить Господу в монастыре все-таки исполнится, - сообщила Доротея Кристине. - Этот замок и будет нашим монастырем и сумеем ли мы угодить Господу теперь зависит только от нас самих. Я знаю, как сильно ты любишь Господа и как ты довольна таким поворотом. Ты знаешь, что главная добродетель монахини это послушание?

- Я не знаю, смогу ли быть хорошей монахиней, но надеюсь, что Господь даже меня не отвергнет, - смущенно ответила Кристина. - Я уверена, что добрая госпожа настоятельница всегда поможет неопытной девочке. К тому же я всегда могу брать пример со своей мамы.

- Дворянку в монастыре редко встретишь, но ты должна доказать, что и они способны на монашеские подвиги, - обратилась Доротея к Ангелике. - Если твоя мама здесь настоятельница, это еще не значит, что она всегда будет делать тебе поблажки. Тебе придется потрудиться для Господа наравне с Кристиной, а ты ведь не боишься трудностей?

- Хоть Доротея и Кристина и крестьянки, но во Христе они твои сестры, - сказала дочери и Августа. - У трудолюбивых, как пчелы, крестьянок можно научиться многому полезному и ты не должна смущаться это делать. Крестьянки привыкли проводить жизнь в трудах и молитвах и Сам Господь любит их за это.

- Я хочу, чтобы мы всегда молились Богу вдвоем, если ты согласишься делать это с крестьянской девочкой, - улыбнулась Ангелике и Кристина. - Твое сердце, нежно затрепетав в груди от любви к Создателю, подскажет слова молитв. Ты согласна разделить свою любовь к Господу со мной?

- Я рада, что у меня будет верная молитвенная подруга, - улыбнулась Ангелика. - С ее помощью любая молитва непременно достигнет неба. Ну а если я буду ленивой молитвенницей, ты будешь для меня живым укором.

- Понравится ли на новом месте нашей капризной принцессе, - улыбнулась Августа Веронике, показав Доротее с девочками их комнату в замке. - В нашем монастыре даже такие малютки, как ты, могут быть монахинями и прославлять Господа. Похоже, ты уже заснула на руках у своей мамы и, судя по твоей довольной улыбке, тебе приснилось, что ты превратилась в самую нарядную бабочку на Земле. Ведь на руках у мамы спится приятнее, чем в самой роскошной постели и снятся только чудесные и сладкие сны.

- Здесь настоящая монашеская келья, где все располагает к молитвенному прославлению Творца, - улыбнулась Августе Доротея. - Это, наверное, самая лучшая и роскошная комната в замке? Я готова начать здесь обживаться и зажгу лампадку пред иконами. Пусть Господь увидит с иконы Своих новых рабынь, здешних насельниц.

- Мне здесь тоже нравится, хотя благородным дамам, которые смотрят на меня со шпалер и гобеленов я, наверное, кажусь ужасной замарашкой, - смущенно произнесла Кристина. - И мебель здесь какая-то странная. К ней даже боязно прикоснуться и кажется, что от пальцев останутся грязные следы. Неужели такой мебелью можно пользоваться, а не только на нее любоваться? Ни одному плотнику в нашем бывшем селении так не сделать. Ковры на полу такие мягкие, что на них я бы с удовольствием выспалась. Жаль, что мне этого, наверное, не позволят.

- Люди и не к такому привыкают, - подбодрила дочь Доротея. - Чем я с тобой не королевы. Не все же моей дочери свиней-то пасти. Поживем как благородные леди. Ангелика, а ты все не можешь разлучиться с новой подругой?

- Кристина обещала, что мы помолимся Господу вдвоем и я не уйду, пока ее обещание не исполнится, - заявила Ангелика. - Мы будем делать это тихо, чтобы не разбудить Веронику. Господь уже приветливо и благосклонно улыбается нам с иконы и сердца людей готовы нежно затрепетать от Его улыбки. Разве найдутся на Земле те слова, которыми можно выразить всю нашу любовь и благоговение к Нему. Но Господь словно нежно говорит нам: "Не бойтесь. Безмолвный язык ваших сердец я хорошо понимаю тоже".

- Что же мне с вами делать? Можете пообщаться с Господом, если вам не спится, - улыбнулась девочкам Доротея. - Ну а я пока поднесу Веронику к иконе Пречистой Девы и обращусь к Ней с просьбой благословить мою шалунью. Она Сама держит на руках чудесного Ребенка и я надеюсь, что Ее сердце поймет меня. Ведь Она - небесная Покровительница всех матерей на свете и я тоже доверяюсь теплу Ее родительской любви.

- Твое создание любит тебя и готово преданно служить Тебе, мой Господин и Повелитель, - сказала Господу Кристина, целуя икону с Его изображением. - Даже если я прослужу Тебе всю вечность, я все равно буду пред Тобой в огромном долгу за свое сотворение. Прими и меня в число монахинь, которые Тебе верно служат, хотя бы я и оказалась из них самой последней.

- Мамочка, а кто эта благородная дама в сияющих одеяниях, - спросила Доротею пробудившаяся Вероника. - Это, наверное, сама королева?

- Ты почти угадала. Это наша Небесная Царица, - ответила Доротея. - Мы все должны стараться быть на Нее хоть немножко похожими. Ты хочешь поцеловать Ее изображение?

- Рядом с Ней такие чудесные ангелы, что мне захотелось с ними подружиться, - заявила Вероника. - Я хочу, чтобы мы взялись за руки и вместе улетели в облака. Ведь в облаках, у ангелов, наверное, есть хрустальный дворец, украшенный большими изумрудами. Там так много драгоценных камней, что маленькие ангелы строят из них игрушечные башенки.

- В ангельском мире жизнь совсем другая, чем у нас, - покачала головой Ангелика. - Ангелы так же сильно отличаются от людей, как отличались бы ожившие солнечные лучи. Мы - дети Земли, а они - дети любви и света. Мир ангелов гораздо ближе к Богу и чудеснее Земли в тысячи раз.

- Я только начала воспитывать Веронику и она еще многого не знает, - улыбнулась Ангелике Доротея. - Ты бы хотела помочь мне в ее воспитании? Если уж мы будем жить одной христианской семьей, придется тебе привыкнуть возиться с малышами, как принято у крестьянок. Это у вас, дворянок, одни игры да забавы, словно у летних бабочек. Вот возьми Веронику и испробуй ее убаюкать, а я посмотрю, как ты с этим справишься.

- Я бы взяла вашего маленького ангелочка, но боюсь, что Вероника еще не привыкла ко мне и может испугаться у меня на руках, - смущенно ответила Ангелика. - Сейчас, на новом месте в новом доме, ей лучше побыть на руках у своей мамы. Но поцеловать ее и подержать за руку я бы согласилась. Еще я могла бы поиграть для нее на флейте или на мандолине какую-нибудь убаюкивающую мелодию.

- Ты, я смотрю, на все руки мастерица. Может ты и платья шить умеешь? - спросила Доротея.

- Я будущая леди, а не портниха, - улыбнулась Ангелика. - Не всем же быть трудолюбивыми пчелками. Нарядные бабочки тоже нужны Господу. Конечно, меня обучали рукоделию, но я была не слишком-то старательной и предпочитала танцы и музыку. Может быть в рукоделии Кристина и искуснее меня, зато она не может ездить верхом и стрелять из лука.

- Господь создал людей разными и каждому дал свое предназначение, - согласилась Доротея. - Каждый должен стараться развивать в себе то, что у него получается лучше, чем у других и стараться посвятить свои таланты прославлению даровавшего их Творца.

- Мне тоже хочется уметь делать все то же, что и подруга, чтобы Ангелике не было за меня стыдно, - заявила Кристина. - Вот было бы здорово, если бы я смогла сопровождать ее на верховых прогулках. Если я могу управляться со свиньями, может и с лошадьми получится.

- Свиней в замке нет, зато есть бодливые козы и уворачиваясь от их рогов ты непременно выучишься танцевать, - улыбнулась Кристине Ангелика. - Каждая дворянка должна уметь танцевать и обращаться с оружием. Вдруг придется отбиваться от волков и разбойников.

- Ангелика, в монастыре ты должна быть для моей дочери примером, а не соблазном, - покачала головой Доротея. - Твоей матери я не хочу на тебя жаловаться и надеюсь, что мы договоримся сами. Ты действительно любишь Господа так сильно, как говоришь, или предпочла бы общению с Ним танцы и верховые прогулки? Твоя мать тебя слишком избаловала. Правда, у каждого свои методы воспитания.

- Госпожа Доротея, если вы привели свою дочку в дворянский замок, вы, наверное, хотели бы, чтобы она научилась благородным манерам, - улыбнулась Ангелика. - Разве только пастушкам и прачкам дано любить Господа? Если бы вы почитали жизнеописания святых, то увидели бы, как многие из них принадлежали к благородному сословию. Сама Пречистая Дева была благородного происхождения, хотя не только в молитвах, но и в искусстве рукоделия никто из сверстниц не смог бы с Ней тягаться.

- Хоть я и позволила тебе быть подругой моей дочери, но могу и отменить свое разрешение, если мне не понравится, как ты на нее влияешь, - ответила Доротея. - Не уверена, будут ли дворянка и крестьянка подходящей парой друг для дружки. Что у вас общего, кроме любви к вашему общему Создателю. Может быть ты хочешь только поиграть с Кристиной и бросить ее, как надоевшую игрушку?

- Мамочка, я знаю, что у Ангелики доброе сердце, если Господь дал ей веру, - постаралась защитить подругу Кристина. - Я уверена, что чем больше я буду узнавать Ангелику, тем сильнее к ней привяжусь и хочу, чтобы ты полюбила ее как собственную дочку. Ангелика, ты не была бы против такого?

- Чем больше близких подруг у меня будет, тем лучше, - улыбнулась Ангелика. - Ваша комната рядом с моей и я буду часто вас навещать. Вы позволите мне побыть с вами, когда мне скучно или грустно? Ведь при одном взгляде на маленькую Веронику мне захочется улыбнуться. Госпожа Доротея, неужели вы бы хотели, чтобы я говорила с вашей дочерью только о Боге?

- Почему бы нам всем не поговорить о Создателе, ведь что может быть важнее и интереснее, - ответила Доротея. - Наверное, каждой из нас нашлось бы что рассказать и каждая охотно поделится опытом общения с Господом со своими подругами.

- Я верю, что Господь сотворил меня для вечного счастья, - заявила Кристина. - Нужно только набраться терпения и его дождаться. Господь любит нас всех, даже тех, кого не за что любить. Мама, правда, что Господь любит меня даже сильнее, чем ты?

- Он тебя любит даже сильнее, чем ты сама того желаешь, - улыбнулась Доротея. - Но ты должна быть достойна Его любви и ее заслужить. Ты сможешь добиться этого, если будешь во всем послушна Господней воле и будешь угождать Ему, а не своим капризам. Тогда Богу будет приятно навсегда поселиться в твоем сердце. Это и тебя касается, Ангелика.

- Вы поможете и мне сделаться настоящей христианкой? - спросила Ангелика Доротею. - Мне так нужна опытная руководительница и советчица и мое сердце обязательно откликнется на ваши слова.

- Приятно иметь такую благосклонную слушательницу, - улыбнулась Доротея. - Но если ты хочешь, чтобы я была твоей руководительницей, ты должна быть по-настоящему послушной. Наверное быть послушной очень трудно для капризной и избалованной дворянки.

- Я хочу быть такой же послушной, как и ваша дочь, - улыбнулась Ангелика в ответ. - Моему сердцу так хочется разделить любовь к Создателю с вашим и ему будет приятно исполнить любую вашу просьбу. Вы меня, и правда, не прогоните?

- Ты можешь заходить к нам когда захочешь и я всегда буду тебе рада, - пообещала Доротея. - Поделись со мной тем, что у тебя на сердце, и я обязательно постараюсь хоть чем-то помочь. Моим дочерям тоже будет приятно тебя видеть и скоро они привяжутся к тебе как к родной сестре. К Веронике ты должна быть терпеливой и не обижаться на нее за ее шалости.

- Когда я поговорила с вами у меня такое ощущение, словно я поговорила с добрым ангелом, - заверила Ангелика. - Встретиться с настоящей христианкой это счастье для каждой дворянки. Ваша дочка счастлива, что может никогда с вами не разлучаться и мне бы так хотелось побыть в ее положении.

- Я только крестьянка и, к тому же, грешница и не заслуживаю твоих комплиментов, - смущенно ответила Доротея. - Но можешь не сомневаться, что на твою любовь я отвечу тем же. Ты, и правда, хотела бы побыть моей дочкой?

- Пожалуйста, не гневайтесь на меня, - ответила Ангелика. - Я заболталась, как маленькая девочка и, наверное, в чем-то ошиблась. Я только хотела пожелать вам и Кристине доброй ночи и Божьего благословения. Мне было бы так приятно это сделать.

- Почему бы и мне не пожелать Божьего благословения такой милой девочке, - улыбнулась Доротея. - Пусть Господь тебе подарит счастье и исполнит все твои желания. Завтра мы продолжим наше общение. Ведь разговаривать о Боге можно всю вечность и это никогда не наскучит.

- Ангелика хорошая девочка, но ей непременно захочется передо мной поважничать, - пожаловалась Кристина матери, когда они оказались вдвоем. - Она старается не обижать меня, но, все-таки, я для нее не ровня. С тобой она держится очень почтительно, но ведь она хорошо воспитана и ты ее гораздо старше. Я хотела бы быть ее подругой, но не знаю, смогу ли с ней преодолеть свою робость.

- Господь обязательно тебе поможет, если ты будешь уповать на Его помощь, - пообещала дочери Доротея. - Доверься Ему и ни о чем не переживай. В этом замке нас встретили гораздо лучше, чем я могла надеяться, а разве это не признак Его милости. Нас так вкусно угостили и даже не потребовали за это платы. Ты ведь тоже не отказалась от ужина?

- Ну не могла же я обидеть подругу отказом, - улыбнулась Кристина. - Нам уже давно нужно было пристроиться в этом замке. Хоть где-то мы оказались нужны и нам по настоящему рады. Мама, раньше я даже не знала, что ты - христианка.

- Ты еще много не знаешь о своей маме, - улыбнулась в ответ Доротея. - Поверь, что быть христианкой не так уж и трудно. Если бы мы не были такими верующими, не видать бы нам ни этого замка ни вкусного ужина. Господь заботится о нас, потому, что мы - Его рабыни. Если бы мы уже давно сделались верующими, наша жизнь была бы гораздо счастливее.

- Я согласна быть верующей, тем более, раз это поможет мне подружиться с Ангеликой, - заверила Кристина. - Ангелика говорит, что ей хочется иметь верующую подругу и я буду для нее именно такой. Чего не сделаешь, чтобы угодить капризным дворянам. Пусть Господь навсегда поселится в моем сердце и пусть Ему всегда будет хорошо в Своем новом доме.

- Ты всегда была моей чудесной помощницей, - сказала дочери Доротея. - Раз уж мы здесь оказались, мы должны делать все, чтобы угодить нашим новым хозяйкам. Это будет не трудно если они будут и дальше к нам так же добры.

- Мне так приятно быть под ласковым крылом у доброго Господа, - смущенно призналась Кристина. - Если Он хочет, чтобы я была Его рабыней, мне тоже будет нетрудно исполнить Его желание. Я согласна прославлять Его всю вечность, если это Ему нравится, только, конечно, в раю мне было бы гораздо приятнее делать это, чем в аду. В раю я была бы так счастлива.

- Куда бы ни определил нас Господь, мы везде должны быть Ему благодарны, - посоветовала дочери Доротея. - В чем наше счастье Он знает гораздо лучше нас самих. Может быть он хочет, чтобы мои дочери росли в этом замке и воспитывались вместе с дворянками, и кто я такая, чтобы перечить Его воле, особенно если она сходна и с моим желанием.

- Я буду изо всех сил стараться подружиться с Ангеликой. Вдруг у меня, все-таки, что-то получится, - пообещала матери Кристина. - Если уж ты привела меня в этот замок, я буду делать все, чтобы поселиться здесь навсегда и меня будет трудно увести обратно. Наша прошлая жизнь отсюда мне кажется каким-то адом.

- Если бы я знала, что в дворянском замке нам будут так рады, я бы уже давно здесь поселилась, - пообещала дочери Доротея. - Жаль, что прошлого не воротишь, но у тебя еще вся жизнь впереди. Ну а может быть и у меня тоже, ведь я не знаю, что Господь для меня приготовил. Конечно, я большая грешница, но ведь я не так уж многого у Него и прошу. Вдруг Он меня услышит.

- Мамочка, хочешь, я тоже буду о тебе молиться, - смущенно предложила Кристина. - Мне так нравится быть твоей помощницей. Правда я только девочка, которая может еще так мало, но зато она может помолиться о тебе Всемогущему Господу. Мне так приятно видеть твою нежную улыбку и я надеюсь, что Господу это приятно тоже. Только Сам Господь любит тебя сильнее меня.

- Я это знаю, моя шалунья, - ответила Доротея. - Раньше мы не всегда понимали друг дружку, но теперь все будет иначе. Подарить ребенку счастье гораздо труднее, чем подарить жизнь и ни одна мать не сможет это сделать без помощи Всемогущего Создателя.

- Тебе нравится служить Богу? - спросила Кристина у матери. - Ведь угодить Ему так трудно, даже если стараться изо всех сил.

- Для Бога нужно стараться всю жизнь и не жаловаться, если не получилось с первого раза, - ответила Доротея. - Если ты будешь строить из себя капризную принцессу ты никогда не сможешь Ему угодить. Служить Ему это большая честь для таких ничтожных созданий, как мы.

- Разве я не стараюсь для моего Создателя, - заверила Кристина. - Мне бы так хотелось, чтобы с каждым днем я могла угодить Ему все лучше. Может быть, Господь и помилует меня по твоим молитвам. На что еще я могу надеяться.

- Господь очень добр к людям. В Библии говорится, сколько раз Он щадил грешников, особенно если те раскаивались, - заверила Доротея. - Если бы Он не был так добр, я уже давно была бы в аду. Но Он все ждет, когда же я начну угождать Ему, а не накапливать грехи.

- Почему грешить так приятно, а угождать Богу так трудно? - спросила Кристина. - Этот мир так странен и я совсем запуталась.

- Наверное, госпожа Августа знает, как угодить Богу, ведь дворяне всегда знают гораздо больше нас, - ответила Доротея. - Она поможет и нам, если мы согласимся ей довериться. Это ее замок и в нем мы должны делать все, что она потребует.

- Ты, наверное, не так боишься госпожу Августу, как я? - спросила Кристина. - Ты бы хотела подружиться с ней, как я с Ангеликой? Я была бы очень рада, если бы у тебя это получилось. 

- Если госпожа Августа предложит мне свою дружбу, я, конечно, не смогу отказаться, - улыбнулась Доротея. - Почему бы и не подружиться одиноким женщинам. Нам найдется о чем рассказать друг дружке.

- Сегодня мне есть, за что поблагодарить Господа, перед тем, как я засну, - сообщила Кристина. - Он создал такой сложный мир и мне, наверное, и за всю жизнь в нем не разобраться. Хорошо хоть, что разбираться не придется в одиночку.

- Твоя сестра давно спит и тебе тоже пора к ней присоединиться, - произнесла Доротея. - Не знаю, что принесет нам завтрашний день, но обещаю быть с тобой рядом. Старайся всем угождать и ты будешь счастлива.

*

- Ты все так же полна желания служить Богу, как и вчера? - спросила Августа Доротею наутро. - Если ты изменила свое решение, я не буду тебя осуждать. Ведь не каждая способна выдержать монашеский подвиг.

- Я пришла в монастырь не для того, чтобы так быстро сдаваться, - ответила Доротея. - Я еще не отчаялась угодить Богу и заслужить Его милость. К тому же здесь понравилось моим дочкам, а для меня это очень важно. Они так надеются начать здесь жизнь заново.

- Я не против, чтобы их желания исполнились, - пообещала Августа. - Надеюсь, они сумеют подарить много радостей своему Создателю. Но даже мне иногда хотелось бы куда-нибудь уехать отсюда. Ангелика тоже уговаривает меня уехать.

- Неужели тебе может быть скучно в таком чудесном замке, - улыбнулась Доротея. - Наверное это из-за того, что у тебя нет подруги, которая бы тебя по настоящему понимала. Об этом не трудно догадаться. Неужели и для дворянки так трудно найти подругу?

- Наверное, я бы не отказалась от христианской подруги, - улыбнулась и Августа. - Общая любовь ко Христу сближает так сильно. Ну а поговорить о Боге мне здесь, и правда, не с кем.

- Я знаю, что сотворена для вечной любви с Богом, - сообщила Доротея. - По Своей милости Господь не отвергает даже грешниц и двери Его царства открыты для всех.

- Те, кто окажутся в Его царстве, буду вечно прославлять Создателя за Его милости, - согласилась Августа. - Было бы чудесно, если бы мы когда-нибудь встретились там. Твои девочки были бы уже совсем взрослыми.

- Если ты хочешь, чтобы я оказалась в раю, мне понадобится твоя помощь. Ведь ты здесь настоятельница, - улыбнулась Доротея. - Только ты можешь указать нам дорогу в рай и помочь с нее не сбиться.

- Но ведь ты и сама знаешь, что главный долг монахини это молитва, - ответила Августа. - Христианке молитва должна приносить радость и принуждать ее к ней нет необходимости. Ты, наверное, чудесная молитвенница и достойная сотрудница добрых ангелов.

- Ты преувеличиваешь мои достоинства, - покачала головой Доротея. - Я еще неопытная новоначальная христианка, которой во всем нужна руководительница. Я не буду скрывать от тебя, что в миру была грешницей и только ты еще можешь меня спасти. Конечно, ты можешь и с презрением выгнать меня из своего замка и, наверное, будешь права.

- Сам Христос не прогнал бы тебя, когда бы ты пришла к Нему, - ответила Августа. - К тому же я сама еще грешнее тебя и не мне тебя презирать. Христиане должны не осуждать друг дружку, а покрывать грехи любовью. Только тогда Господь согласится помиловать их самих.

- Конечно, такой ужасной грешнице, как я, трудно исправиться за один день, - пожаловалась Доротея. - Но я должна это сделать, хотя бы ради дочерей. Господь все еще верит, что я исправлюсь, и мне бы так хотелось оправдать Его надежды.

- Я не знаю о тебе всего и не хочу знать, но для меня ты всегда будешь сестрой христианкой, - заверила Августа. - Если тебе захочется пообщаться с Богом наедине, ты всегда сможешь сделать это в замковой капелле перед статуей Господа Иисуса. Она всем протягивает руку для Своего ласкового благословения и ты можешь получить его тоже.

- Я так и сделаю, но прежде должна покормить девочек завтраком, - пообещала Доротея. - Ты позволишь мне похозяйничать на кухне? Девочек нужно готовить к монастырской жизни постепенно и в первый день я бы позволила им осмотреть замок и старый сад. Пусть они проверят, что в нем не прячутся никакие чудовища.


Рецензии