О Трех Ипостасях Единого Бога
Ипостась - термин, используемый в христианском богословии
(преимущественно Восточном) для обозначения одного
из трёх Лиц Триединого Бога: Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогой внучек и крестничек мой, Георгий!
Еще с доисторических времен в человеческом обществе было поклонение некоей Высшей Силе. По этой причине у нас не осталось свидетельства, что Бог был известен людям, как Единый, или Один! Люди поклонялись Божеству … во всем многообразии Его проявления.
Исходным пунктом Многобожия (политеизма) признается мифическое воззрение первобытного человека на природу. Воззрение это рождает политеизм из обычая первобытных народов олицетворять силы и явления природы, давать неодушевленным предметам названия, заключающие в себе понятия о жизни, о присутствии в них живой силы и поклоняться им.
Из предметов видимой природы ими олицетворялись преимущественно те, которые отличаясь грандиозностью, в то же время отличаются кажущимся присутствием в них внутренней силы самодвижения и которые потому неотразимо вызывали грубые умы первобытных людей на олицетворение таких предметов. Таковы – особенно солнце, луна, грандиозно движущиеся по небосклону, без видимой причины их движения, звезды, метеоры, природные стихии, времена года, зарождение жизни и плодоношение, Смерть и т. д.
Так, мог ли неопытный и не привыкший к критике рассудок первобытного человека совладать с иллюзией ума и не олицетворять таких явлений природы, которые для непосредственного наблюдения кажутся самозвучащими, как например, треск грома, свист бури, шелест листьев, рев водопада, шум морских волн и прочее? Всем подобным явлениям в первобытные времена давалась мифическая подкладка, и вот на этой-то подкладке, как на своей первичной основе, и развилась пестрая ткань языческого многобожия с его разнообразными видами.
Почему же в первобытные времена олицетворение явлений природы необходимо повлекло за собой обоготворение их?
Одна из теологических гипотез утверждает, что многобожие произошло из обычая первобытных народов не только олицетворять, но и «одухотворять» неодушевленные предметы.
При поклонении видимым предметам, по объяснению этой гипотезы, их поклонник имел в своем уме мысль, что в видимом предмете поклонения есть что-то высшее и более важное, чем то, что видит глаз, – что предмет обладает неким невидимым присутствием чего-то отличного от него, именно присутствием духа.
Из предметов религиозного поклонения сначала удостоились этой чести те, которые отличаются неотразимою индивидуальностью, именно живые одушевленные существа.
Первою формой язычества был культ умерших предков, первым богом для язычников был племенной вождь «патриарх», – человек которого все встречали с большим почетом, которому оказывали большее повиновение, чем всякому другому.
После смерти чувство почтения переносилось на его дух. Первым богослужением был погребальный обряд. Из возникшего таким образом поклонения предкам развились сами собой все другие формы языческого идолопоклонства.
Так продолжалось до времени явления миру пророка Моисея. Моисей был сыном еврейского народа из колена Иакова. А сам еврейский народ был потомком Авраама. Бог даровал ему это потомство чудесным образом для того, чтобы народ этот, в мире многобожия, свидетельствовал о Боге Едином, как высшей Сущности мироздания.Именно в этой связи, народ этот считается богоизбранным.
Вся история Ветхого завета — это история свидетельства миру о Боге Едином и познания миром этого Бога на примере бытия еврейского народа. По завершении этого процесса, ветхозаветный исторический период завершается Рождеством в мир Сына Божия - Иисуса Христа во плоти Сына Человеческого.
Летоисчисление этого периода называется Новым заветом – временем, когда Бог начинает открывать Себя с более сокровенной стороны - Бога Единого, как единосущного в Троице - Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Почему этого не произошло сразу же, при пророке Моисее? Потому что тогдашний мир многобожия посчитал бы, что евреи хотят подменить одной форму многобожия другой. И свидетельства Бога о Себе были бы не столь впечатляющими. Недостаточными для того, чтобы окружающие евреев народы смогли оставить свое вероисповедание, ради Бога Израилева – Бога Единого!
Да, в Библии есть достаточно свидетельств о Боге, как Едином во множественном числе. Так:
• в первых строках Библии слово Элоах (Бог) пишется как Элохим (Боги). Во многих других местах Библии или Торы слово "Элохим" переводится как "Боги";
• на Предвечном Совете замысел о творении человека также означен множественным числом: - "… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему …";
• есть библейское свидетельство о явлении Единого Бога во множественном числе Аврааму: - " … И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! …";
Однако все эти свидетельства воспринимались, как было то с Авраамом - как Бог Единый … Владыка …, а точнее - Бог Один (Мар.12:32)! Дальше разумение человеческое тогда не подвигалось.
Долгое время и меня тяготило непонимание сути определения: - "Бог Единый есть Пресвятая Троица"! Пояснений тому и толкований, сравнений с природными явлениями, слышал я много, но сути не понимал. А хотелось!
В одном из толкований попался мне на глаза термин "Ипостась", то есть - Бог Един в трех Ипостасях.
Далее оказалось, что в истории христианского богословия, дорогой мой крестничек, есть термины, различное толкование которых многие века служило причиной даже раздоров в Единой Церкви Христовой. Одним из таких терминов как раз и был – "ИПОСТАСЬ".
Исторически, применение понятия "ипостась" в христианском богословии можно отнести к IV веку. До Великих каппадокийцев слово «ипостась» (др.- греч.;;;;;;;;;), как и слово «сущность» (др.- греч.;;;;;), употреблялись в христианском богословском языке, в том числе, у Афанасия Великого, как синонимы. Обоими терминами обозначалось нечто, имеющее самостоятельное бытие, то есть существующее не в чём-то другом, а раздельно, само по себе.
Кроме того, сущность — это первая из десяти категорий Аристотеля. Аристотель различал первые и вторые сущности. Первые сущности — это конкретный человек, конкретная лошадь и т. д. Вторые сущности — лошадь вообще, человек вообще и т. д.
Разделение в понятия "сущность" и "ипостась" внесли Великие каппадокийцы – собирательное название отцов церкви второй половины IV века. К их числу обычно относят земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии: Василия Великого (ок. 330 – 379), Григория Богослова (329 – 389), и Григория Нисского (335 – после 394), а также иногда Амфилохия Иконийского с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдаленными.
Чтобы убрать из христианской терминологии возможность двойного толкования и боле точно конкретизировать значение слов, Василий Великий закрепляет в христианском богословии термин «сущность» исключительно за теми сущностями, которые Аристотель называл вторыми, то есть для родовых, общих понятий. К таковым понятиям относится и термин БОГ. Таким образом, понятие «сущность» в христианском богословии остается аристотелевским.
Понятие же «первой сущности», как конкретной личности с ее индивидуальными особенностями, Василий Великий и Григорий Богослов заменяют понятием «ипостась», но делают это так, что значение христианского термина простирается далеко за рамки аристотелевского определения первой сущности.
В этом случае "сущность" и "ипостась", применительно к Троице, означает, что для Отца, Сына и Святаго Духа термин "ипостась" предназначен однозначно указать, что реальностей три. И все они есть одна Сущность - ДУХ, но каждая ипостась имеет свои особенности в этой Сущности. Подробное разъяснение содержания понятия "ипостась" св. Василий дает, главным образом, в своём сочинении "Против Евномия".
В поддержку чего, свт. Григорий Богослов в Догматических стихотворениях, 20, «О Св. Духе» говорит, что "три ипостаси обладают божественностью" (то есть единой сущностью).
Существует теория, что именно понятие ипостаси, разработанное в тринитарном богословии, привело к возникновению в греческой, а позже и в европейской культуре, понятия человеческой личности. Так как человек сотворен по образу и творится по подобию Бога, то понятие глубины и неповторимости личности — ипостаси — переносится и в антропологию, как совершенная особенность и неповторимость каждого человека в единой человеческой сущности.
До того в античной культуре отдельный человек являлся индивидуумом или, в лучшем случае, персоной, сущей сама по себе в круговороте природы.
А теперь подведем итоги - как определение терминов Сущность и Ипостась помогли мне разобраться в откровении сути Пресвятой Троицы.
В какой-то момент моих размышлений всё началось с молитвы к святому угоднику Божию Николаю Чудотворцу в Свято - Печерской обители города Пскова. Просил я его тогда помочь мне разобраться в этом недоумении, потому как святителю Николаю тайна сия была ведома!
И вот, по прошествии какого-то времени, исключительно по наитию, обратился я к чтению Библии, начиная с первой главы Бытия.
И тотчас получил откровение сути Пресвятой Троицы, читаем:
• " В начале сотворил Бог небо и землю. … и Дух Божий носился над водою…"; - из чего мне открылось, что Дух Божий был означен здесь, как Сила Творца, Труженик, Рука Божия;
• Далее, слова текста: - "… И сказал Бог: да будет … И стало так…", - свидетельствовали о Воле Разумной Сущности, по мановению Которой всё стало быть в Премудрости Разума Духом Святым, исходящим от Этой Воли - из чего я понял, что слова эти свидетельствовали о Боге – Отце … повелевающем;
• Завершением этого откровения стало: - " … И увидел Бог, что это хорошо …", - что могло означать только одно - Разумная Воля творила в Премудрости, рождая Оную прежде творения. То есть - Премудрость творения Божия как раз и являет Собой Сына Бога Отца - Творца и Вседержителя всего сущего.
Как видишь, в этих кратких строках самой первой главы Бытия, нам с совершенной очевидностью открываются три Ипостаси единой Сущности Бога.
То есть, БОГ – Един [СВЕТ], но существует в Трёх Ипостасях [личностях]:
БОГЕ – Отце – Разумной Воле Творца;
БОГЕ – Сыне – Рождаемой Отцом Премудрости Творения;
БОГЕ – ДУХЕ Святом – Силе творения, Энергии, что мы подчас называем "Рука Божия";
Как это понять?
Природа и Сущность их одна – Единый БОГ [СВЕТ] есть Дух.
И хотя проявляют Себя в разных Ипостасях (личностях), но природа Их неизменна. Они вместе - БОГ (СВЕТ) и каждая из Них Сама в Себе – всё тот же БОГ - ДУХ.
Они отличаются и в способе существования в Троице, и в Своём проявлении в Тварном мире. ... Ипостаси различны, но все Они, по своей природе и сущности, Одно – БОГ [СВЕТ] есть Единый ДУХ (Ин.10,30).
Для ясности понимания этих терминов, сравним человека – образ Божий с Богом Единым, Который есть Творец Свободной Воли Любви.
Так, каждый человек есть личность со своей разумной и эмоциональной индивидуальностью в своей свободной воле!
В то же время, человек есть ОБРАЗ Божий и, стало быть, также есть творец свободной воли Любви. А коли так, то все эти составляющие – Разум, рождаемая им мудрость творения и воля, как сила исполнения замысла – есть и в человеке. И мы опытным путем знаем, что все эти три индивидуальные составляющие также являют себя в единой личности человека [разумного] – являют, как ЕДИНО.
Святой Василий Великий в трех Ипостасях видит три образа существования или тропоса (бытие индивидуума) - бытие определенной личности [в трех ипостасях], наделенной уникальностью.
О каждой Ипостаси Святой Троицы Василий Великий, говорит как о частном и общем. Святая Троица имеет общее существо, но при этом Личности обладают уникальной особенностью.
По учению Григория Нисского три Ипостаси отличны в Боге, но Бог является единой сущностью, как Свет, в которой каждая Личность имеет собственное бытие.
Еще раз напомню, дорогой крестничек, что, как Пресвятая Троица, Единый Бог открыл себя человечеству Рождеством в мир Сына Божия. Открыл с тем, чтобы каждый человек не только получил возможность, но и имел пример следования по Пути Истины Жизни вечной в обители Любви! Следования посредством Воскресения, как воздаяния за праведную жизнь временную.
Слава Богу за всё!
Свидетельство о публикации №222011300180