Бабушкин вопрос

Бабушкин вопрос.

   Было мне тогда лет 7-10, когда мы жили с бабушкой. Три года у неё обитали, пока родители не получили своё жильё. Да, те далёкие времена при советской власти, когда квартиры получали, а не покупали. Много рассказывать не буду о всяком разном, а вспомнилось мне вот что в свете происходящих событий.
   Бабушка принимала участие в нашем воспитании, и средства были разными: от розги до доброго слова. В отличие от матери, которая могла прибегнуть ко всему, что под горячую руку попадёт, будь то веник или шланг от стиральной машины (чаще же это была разящая длань, навешивающая подзатыльники, после чего было действительно горячо в тех местах, коих она касалась). А бабушка брала розгу в руки скорей для демонстрации своего негодования по поводу нашего поведения и решительности её намерения научить нас уму-разуму, чем была готова дать волю рукам. Она, всё же, была в роли доброго полицейского, строгой и справедливой, в отличие от матери, которая порой не сдерживалась. Тогда я по-детски обижался на деспотию взрослых и что-то там вякал о своих правах, но будучи мальцом, вынужден был смирятся с положением и терпеть невыносимую лёгкость бытия детства. Мне объясняли, что занимаются моим воспитанием с наилучшими побуждениями, что детям положено слушаться взрослых, и у меня должны вырасти усы, чтобы я мог иметь своё мнение и силы его заявлять, отстаивать. Стоя в углу в соплях и слезах, закусив губу, неся тяготы неотвратимости наказания за очередную проказу и глупость, мне страстно хотелось поскорей вырасти и освободиться от опеки, назиданий и воспитательного процесса в целом, быстрее стать самостоятельным. Усы же росли медленно.
   Из большого арсенала бабушкиных советов и поучений почему-то наиболее крепко засел мне в голову её вопрос, который она неизменно мне адресовала после каждой учебной ситуации, связанной с моими взаимоотношениями с дворовыми друзьями. "Жора, если все пойдут прыгать с 9 этажа, ты тоже пойдёшь с ними?"
   Несмотря на малость лет и куцость своего жизненного опыта, мозг у меня включался, и я отвечал, что, конечно, нет. И недоумевал, почему и зачем ей нужно, умному, взрослому человеку задавать такой идиотский вопрос? Я даже в этот момент свысока поглядывал снизу вверх на бабушку: "- Перестань уже меня об этом спрашивать! Ясное дело, что у меня своя голова на плечах и делать явные глупости или совершать опасные действия я не собираюсь! Это нелепые примеры, придумай что-нибудь получше". Я фыркал, исполненный самомнения и самоуверенности, впрочем, ничем не обоснованными. Ни знаний, ни опыта у меня не было. Тем не менее, видимо, я таки рассуждал над подобными моделями поведения и какие-то выводы для себя делал. Ибо в дальнейшем по жизни я чаще руководствовался индивидуальными предпочтениями, интересами и собственным мнением, чем общественным, всячески дистанцируясь от влияния толпы.
   Бабушки давно уже нет, родителей тоже. Усы и борода имеются с 15 лет. Глупостей в жизни совершал много, достаточно для того, чтобы учиться на собственных ошибках. Слава Богу, оказалось, что я вменяемый, обучаемый и способный к изменениям, обладающий внутренним чутьём, которое меня выручало в сложных ситуациях. И если я совершал безрассудные поступки, то они не привели меня к печальным последствиям, а от многих безрассудных действий меня уберегло нечто, что трудно сформулировать. Инстинкт самосохранения, знания, опыт, полученное воспитание, интуиция, моё предназначение и то, что называю Милостью. Бог миловал. Совершал что-либо или не совершал под воздействием индивидуальных склонностей и импульсов. Толпа иногда влияла на меня, чего уж скрывать, но окончательное решение было за мной и Милостью Свыше.
   С жизнью в мире я как-то справлялся, договаривался, торговался, боролся, играл, подстраивался. Чего не ожидал, так это того, что слова бабушки в виде вопроса, обращённого ко мне, окажутся пророческими и мудрыми. Дожил, чтобы воочию увидеть, как люди, глядя друг на друга и слушаясь команд "сверху", идут на крышу высотного дома и прыгают оттуда. На что они надеются, чем руководствуются, почему подчиняются чьей-то явно злой воле? "Если все пойдут прыгать с крыши, ты тоже пойдёшь?" Бабушка, как же ты была права! Это случилось, этот повальный всеобщий идиотизм! У людей поехала крыша. Они идут и прыгают, сами, добровольно! Бабушка, как же я благодарен твоим поучениям и маминым оплеухам, что у меня есть не только голова на плечах и усы, на которые я накрутил многие полезные советы, но и мозги, способные размышлять, различая правду и ложь! И благодарен Всевышнему за Милость, ибо несмотря на все трудности и лишения, на выпавшие мне испытания и нашедшие моей жопой приключения, я прожил нормальную достойную и относительно спокойную человеческую жизнь. Я не осуждаю баранов. Но намерен идти в противоположном от мирской пропасти направлении. Повсюду бездна, я нахожусь на краю экзистенциальности в каждый момент. Раб падает в пропасть, чтобы пропасть, человек прыгает в бездну, чтобы взлететь, освободившись от земного притяжения, от материального, воскресая в Жизни Вечной. В чём различие, если и то, и другое существование заканчивается смертью организма? В наличии или отсутствии самосознания, сознания, души и присутствии Духа в человеке. Толпу ведут к пропасти, я же балансирую на краю пропасти в одиночестве - наедине с собой и Богом. Придётся прыгнуть. Свободно, спокойно, осознанно. Бог Милостив. С Богом!


Рецензии