Журналист и редактор Виктор Аткнин

               
                Сегодня день журналиста. Не дает покоя мысль написать несколько добрых слов о бывшем редакторе газеты "Сельская правда" Алтайского района республики Хакасия Викторе Макаровиче Аткнине. Может, потому , что совсем недавно узнала печальную весть, что его уже нет с нами. Светлая ему память.               
               
    С конца 90-х годов я стала посылать в редакцию статьи о хороших людях, интересных событиях, о проблемах села . От райцентра Белый Яр Очуры, наше село, удалено на десятки километров. Радио отключили. Телефонов сотовых не было, простых-то аппаратов на всё село раз-два и обчёлся. Местная газета была источником информационных новостей, там печатали поздравления, рецепты. Туда можно было пожаловаться на несправедливость и ждать помощи.               
               
               
                Газету выписывали почти в каждом доме, с нетерпением ждали свежего номера, читали от корки до корки. Потом обсуждали с соседями, с домашними. Она стала неотъемлемой частью жизни.               
               
               
               Труд журналистов, внештатных корреспондентов очень тяжелый, ответственный. Надо не только объехать район, а еще и написать достоверный материал и вовремя положить рукопись на стол редактору. Так получилось, что сначала мой отец ,Е.П.Меркушин, а потом я стали помощниками газеты. Мне часто звонила Л.Д.Новоселова, своим ласковым , душевным голосом настраивала на позитивный лад, подбадривала. "Солнышко наше" , такими словами обращалась ко мне. Раз в месяц, приезжая на семинар библиотекарей, я успевала забежать в редакцию. Заглянуть в отделы, поздороваться, побеседовать с Виктором Макаровичем. Передавала ему для публикации стихи и прозу своих друзей, взрослых и талантливых детей. Иногда выходили в газете тематические страницы очурских начинающих поэтов. И тогда престиж газеты в селе вырастал в разы. Статьи о сельчанах вырезали, хранили , как реликвию.               
               
               
                В.М.Аткнин иногда звонил в сельский совет, куда и приглашали меня к телефону для беседы с ним. Давал серьезные задания. Благодаря ему я участвовала в литературных республиканских и российских конкурсах. Однажды от него поступил приказ, согласованный с моим непосредственным начальством, нарядиться и приехать для вручения премии за занятое третье место в конкурсе очерков о людях труда. Награды вручал Председатель республики Хакасия Алексей Лебедь. Приглашались и редакторы газет, которые опубликовали  работы. Виктор Макарович лично повез меня на своём автомобиле из Белого Яра в Абакан. У нас ещё было время до начала торжества, и мы заехали домой к Аткниным. Его милая супруга усадила нас за стол, налила в тарелки суп-угрэ. Хозяин рассказал рецепт приготовления .Мясо, перловка, картофель. Но очень вкусно! С тех пор и я варю его.               
               
                Церемония награждения прошла быстро. Первое место присудили журналисту из Абакана, второе из Саяногорска и третье мне за очерк о семье Бородиных "О, чур моё, земля моя!" Им дали в подарок по карандашнице, мне бордовую китайскую простынь. И дипломы. Редактор кипел от возмущения. Конкурс был разрекламирован, как престижный! И призы победителям ожидались достойными их таланту. "Брось эту простынь на заднее сиденье! Я тебя довезу до дома, чтобы ты не мучилась по автобусам!" Вид степи из окна автомобиля, неспешная беседа охладили его.               
               
                Так получалось , что в одном номере оказывались два и даже три моих материала.  Тогда пришлось придумать псевдоним. Татьяна Добровольская. Ведь я по доброй воле стала внештатным корреспондентом газеты.               
               
               
                Писала от руки, ручкой, потом переписывала. После папы досталась  печатная машинка. Потом на время из редакции привезли электронную . До компьютеров еще было далеко. Прошло время, я выиграла Всероссийский  конкурс Почты России за лучший материал о почтальоне К.Кизяковской. Потом в 2002 году общественная московская организация наградила меня памятной медалью к 100-летию М.Шолохова. На обороте вычеканено : "За гуманизм и служение России" И всё это вызывало гордость нашего редактора. Он поздравлял по телефону, печатал статьи журналистов об этих событиях. А однажды предложил работу корреспондента в газете. Я обрадовалась. Просто крылья выросли! Но потом одумалась, и семья наша осталась жить и работать в Очурах.               
               
               
                Сейчас  думаю, что так и надо было поступить. Ведь журналист, он такой уязвимый, ранимый. Пишет и сопереживает. Он душу свою нараспашку каждому открывает! . Пишет критику, к нему же ее копья возвращаются. Работа адова, хотя и интересная. А мне и так повезло. Сколько хороших, изумительных людей встретилось на моем жизненном пути! И слава Богу, что я могла сама выбирать, о ком и о чём мне писать. И писала только о людях, к которым испытывала уважение и симпатию. Сейчас перечитываю свои статьи и  удивляюсь тому, какие теплые, ёмкие слова могла найти, чтобы передать характер человека, его окружения, быта. Всегда перед тем , как посылать в редакцию, читала тому, о ком писала. Исправляла все неточности. Здесь надо быть начеку!               
               
                Были у меня и недоброжелатели, завистливые и злобные. И даже враги. Но каждый волен судить другого. А судят чаще всего по себе. Хитрецы приходили с просьбой написать жалобу, например, на директора совхоза. Я говорила: "А почему вы сами не напишите? Вы же грамотный человек!" "Так мне еще жить и работать с ним!" -был ответ.               
               
               
                Сейчас искала информацию о В.М.Аткнине в интернете. И не нашла. Грустно. У меня тоже много вырезок моих работ. На обороте некоторых стоит дата, адрес редакции и имя редактора. Виктор Аткнин. Труженик, творческая личность. Живой и интересный собеседник. Светлая, добрая и вечная вам память!


Рецензии
Да, нелёгок труд журналиста. "Жив ты или помер - главное, чтоб в номер"... Хорошо пишете о людях, которые дело делают на своих местах.

Степан Астраханцев   17.01.2022 09:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Степан. Тридцать лет я была внештатным корреспондентом газеты. А мой отец с молодых лет и до конца жизни.

Татьяна Евсюкова   17.01.2022 12:50   Заявить о нарушении