Even Homer sometimes nods

Посвящается 92-летию профессора Вульфовича Б.А.

На доске в аудитории №417 была начертана эта английская пословица. За партами, нисходящими амфитеатром к кафедре, замерли две роты судоводителей второго курса. Между кафедрой и доской метался с мелом в руке профессор Вульфович.

Он ввёл с недавних пор такую традицию: после каждой лекции выдавать нам новую английскую пословицу. Как он говорил: "На сладкое!" Причём мы, аудитория, должны были эту пословицу перевести, а лучше, подобрать русскую пословицу-поговорку, её аналог, эквивалент.

И вот теперь он пытался добиться от нас, курсантов, хоть какого-то ответа. В качестве подсказки Борис Аркадьевич старательно вывел мелом, сверяясь со своей книгой: "No one is perfect". И, немного подождав, ещё ниже: "There are Spots even on the Sun". Наконец, робко рука одного курсанта потянулась вверх. Это был Серёжа Березенко. Он негромко произнёс: "И на старуху бывает проруха".

Взрыв лучистых эмоций у преподавателя! И у курсантов целого потока выдох облегчения. Только теперь лекция окончена, хотя звонок на перемену был уже минут пять назад, может и поболее. Тема лекции: "Поверхности второго порядка. Эллипсоид". Примерно таким образом заканчивалась каждая лекция по высшей математике нашего любимого профессора Бориса Аркадьевича Вульфовича.

***

Рассказ же мой от первого лица о том, как однажды после одной из лекций о рядах Фурье где-то в глубине своего мутного сознания я ощутил чувство дежавю. Такое странное ощущение. Я листанул свою тетрадку назад и обнаружил, что предыдущая лекция слово в слово, формула к формуле ничем не отличалась от сегодняшней. Не взвесив все возможные последствия, я наивно обратился к преподавателю и указал на эту промашку. Да, при всех, так и сделал. Что было делать Борис Аркадьевичу, заведующему кафедрой высшей математики МВИМУ?

Он полистал свою тетрадь, помолчал какое-то время и, наконец, гневно произнёс: "Вы, курсант, ничего не понимаете в математике!" Аудитория притихла. Я после этой фразы уже и сам начал сомневаться. Выдвинул последний аргумент: "Но, Борис Аркадьевич, мало того, что формулы идентичные, номера формул те же самые!"

Вот тут-то преподаватель нашёлся! И со свойственной ему экспрессией громогласно объявил: "А вот здесь Вы совершенно правы! Ни в коем случае номера формул не должны повторяться. Мы с вами введём сквозную нумерацию всех формул, начиная с начала семестра!" Начал энергично чёркать и исправлять номера формул в своём конспекте. А следующая лекция по высшей математике началась с исправления номеров формул в наших тетрадках. Чтоб все номера имели единообразный формат и сквозную нумерацию.

Если кому интересно, в завершение рассказа доложу, что моя зачётная книжка не пострадала, единообразие оценок в ней не было нарушено. Это с одной стороны. С другой стороны: вынужден признать, что чувство такта, осторожности, шУга до сих пор не мой конёк. Лишнее доказательство тому — этот рассказ. И совсем лишнее подтверждение справедливости английской пословицы: Even Homer sometimes nods! А также её русского эквивалента. И на старуху бывает проруха!

26 декабря 2021 года.


Рецензии