О сериале Вертинский
Конечно, сериал "Вертинский" является вольным переосмыслением жизни уникального, но забытого сейчас, к сожалению, человека. Обращаться к нему как к биографии великой личности бессмысленно, даже потому, что сами создатели говорят о вымышленных персонажах и событиях, иногда чуть ли не фантастических. Но в то же время в этом сериале есть то, что историки называют духом эпохи. Если уж говорить об обстановке тех лет, то её прекрасно отражают не столько декорации и восемь (кажется) тысяч костюмов, сколько сама среда, в которой живёт герой Вертинского. Богемная эпоха серебряного века с кокаиновой подкладкой. И здесь это не пропаганда наркотика, а его восприятие как уход в мир иллюзий. Чего уж там говорить, если сам дедушка Фрейд на тот момент рекомендовал наркотики своим пациентам как способ лечения неврозов. Он ошибался, как ошибался и Вертинский, осознавший в результате всё зло, которое они могут причинить, разрушая человека изнутри. И вот в этом "низу непонятного происхождения" появляется молодой мужчина, который только вчера маялся дурью, исполняя песни на "лекарства" от зубной боли, а сегодня едущий санитаром военного поезда. И представляется он шутя, ни много ни мало "брат Пьеро". И вроде бы это даже вызывает улыбку, но сам-то образ Пьеро отнюдь не смешон. Вечно страдающий и ностальгирующий по непережитым чувствам, закупорившийся в колбу человечек с опущенными уголками губ и глаз. Он как бы говорит нам, что жизнь такая грустная-грустная штука, в которой хочется чувствовать глубоко, но не представляется возможным, кругом одна безответность. И до определённого момента так оно и было, пока герой не снимает свой костюм и начинает выступать перед зрителями в своём реальном облике. Но до этого момента он должен пройти долгий путь становления себя как себя на сцене и в жизни.
В кино нам показывают человека, который в страшные времена живёт по воле случая. Есть попуск на пароход - ну и ура! То есть такой беспечный переход от одного места жительства к другому, но только ли от него. Кажется, случай определяет и судьбу его известности, славы, признания. Вот он одинок и брошен сразу двумя дамами, в чувствах которых не смог определиться. Обратите внимание не в своих чувствах, а в их - по сути он никого из них не любит, как буриданов осёл, выбирающий между двумя почти одинаковыми охапками сена, но твёрдо знает, что ему нужно двигаться вперёд. И оставшееся от их "отказов" кольцо становится для Вертинского проводником в дивный новый мир, пусть этот мир сначала и составляет аудиторию маргиналов-уголовников. Кажущийся случайным характер событий наталкивает героя на мысль о том, что жизнь не имеет смысла. В особенности, когда в ней нет любви, поскольку каждый партнёр кажется шулером. И не мудрено: в своих стремлениях любить приходится жестоко ошибаться.
Какие-то странноватые, а скорее вполне реальные женщины, преследующие вполне земные цели: покушать вкусно, иметь хорошую фамилию, быть обеспеченной, прикармливать домашнего любовника или мужа, причём эти персоны вроде как для души, поскольку терпеть их отвратительное или равнодушное отношение к себе считается вполне закономерным. Можно было бы сказать, что Вертинскому встречались не те женщины, но дело в том, что женщины именно ТЕ... которые окружают любого мужчину в период его личного становления, особенно, после очередного расставания. Любовь была, есть и будет большой редкостью, даже если ты Вертинский.
Вот и приходится герою переключиться на "роман" с манекеном, таская повсюду с собой женское текстильное туловище (прямо, как в рассказе Ю. Коваля). Как ни странно, манекен искреннее. Кроме того, с ним становится весело и в свете. Характерно, что здесь пустота от отсутствия чувств к женщине заполняется теплотой чувств в виде дружбы к мужчине - Костя, друг Вертинского, выступает неким воплощением прекрасного в человеке всем своим жизненным путём, вот она верность и преданность через века, границы и даже нечаянное попадание в трудную жизненную ситуацию, лагерь.
И главное - что во время этого всего сохраняется то самое, что держит на жизненном плаву, делает благородным, сочувствующим. Это музыка. Герой вырастает в ней для своего зрителя и самого себя. По сути перед нами теперь человек, пытающийся помочь другим, интеллигентный, благородный, пусть и с налётом богемности. Становится вполне логичным, что в его жизни, наконец, появляется настоящее чувство. Он подготовлен к нему, всё остальное кажется репетицией, настолько что и условия жизни вокруг меркнут. Хотя в фильме не совсем ясно, отчего же в жёны выбрана именно эта женщина, являющаяся ресурсной в реальности. Всё совершилось, есть продолжение в виде детей, можно и в гости к Богу...
Но что же можем вынести мы из этого потока случайностей, в которые попадает герой. Скорее то, что они не случайны. И то, что человек меняется не качественно, а количественно. Через жизненные невзгоды он созревает, как плод на дереве, становится лучше, добрее, значимее. Конечно, при этом всём он остаётся собой, но трудности не только не ломают его, а позволяют обрести что-то новое, более ценное, разглядеть его там, где раньше возможно не заметил бы. А добро, дружба, любовь, они, конечно, есть и будут, только бы там сам к ним был готов, открывал навстречу душу, умел их выражать. Мысль не новая, но ценная: из трудностей рождаются хорошие люди.
Свидетельство о публикации №222011300918