О сериале Вертинский

Современное кино в большинстве случаев не вызывает желания о нём говорить. Скорее, оно вызывает желание попросить денег в обмен на время, потраченное на его просмотр. Сериалы в этом отношении тоже оставляют желать лучшего, поскольку создать качественный фильм не в одну серию намного сложнее. Однако федеральные каналы всё же время от времени предлагают нам кино, вызывающее размышление. До сих пор помню свои ощущения от "Кровавой барыни", первой части фильма про Людмилу Гурченко, катастрофичность событий "Закрытого сезона", даже некоторую реалистичность и драматичность первого сезона "Теста на беременность", авантюризм "Казановы". Особенно удачными иногда становятся фильмы о жизни замечательных людей, хотя они и не отражают фактов действительности. Среди них можно назвать фильмы последнего времени о Муслиме Магомаеве и Александре Вертинском.

Конечно, сериал "Вертинский" является вольным переосмыслением жизни уникального, но забытого сейчас, к сожалению, человека. Обращаться к нему как к биографии великой личности бессмысленно, даже потому, что сами создатели говорят о вымышленных персонажах и событиях, иногда чуть ли не фантастических. Но в то же время в этом сериале есть то, что историки называют духом эпохи. Если уж говорить об обстановке тех лет, то её прекрасно отражают не столько декорации и восемь (кажется) тысяч костюмов, сколько сама среда, в которой живёт герой Вертинского. Богемная эпоха серебряного века с кокаиновой подкладкой. И здесь это не пропаганда наркотика, а его восприятие как уход в мир иллюзий. Чего уж там говорить, если сам дедушка Фрейд на тот момент рекомендовал наркотики своим пациентам как способ лечения неврозов. Он ошибался, как ошибался и Вертинский, осознавший в результате всё зло, которое они могут причинить, разрушая человека изнутри. И вот в этом "низу непонятного происхождения" появляется молодой мужчина, который только вчера маялся дурью, исполняя песни на "лекарства" от зубной боли, а сегодня едущий санитаром военного поезда. И представляется он шутя, ни много ни мало "брат Пьеро". И вроде бы это даже вызывает улыбку, но сам-то образ Пьеро отнюдь не смешон. Вечно страдающий и ностальгирующий по непережитым чувствам, закупорившийся в колбу человечек с опущенными уголками губ и глаз. Он как бы говорит нам, что жизнь такая грустная-грустная штука, в которой хочется чувствовать глубоко, но не представляется возможным, кругом одна безответность. И до определённого момента так оно и было, пока герой не снимает свой костюм и начинает выступать перед зрителями в своём реальном облике. Но до этого момента он должен пройти долгий путь становления себя как себя на сцене и в жизни.

В кино нам показывают человека, который в страшные времена живёт по воле случая. Есть попуск на пароход - ну и ура! То есть такой беспечный  переход от одного места жительства к другому, но только ли от него. Кажется, случай определяет и судьбу его известности, славы, признания. Вот он одинок и брошен сразу двумя дамами, в чувствах которых не смог определиться. Обратите внимание не в своих чувствах, а в их - по сути он никого из них не любит, как буриданов осёл, выбирающий между двумя почти одинаковыми охапками сена, но твёрдо знает, что ему нужно двигаться вперёд. И оставшееся от их "отказов" кольцо становится для Вертинского проводником в дивный новый мир, пусть этот мир сначала и составляет аудиторию маргиналов-уголовников. Кажущийся случайным характер событий наталкивает героя на мысль о том, что жизнь не имеет смысла. В особенности, когда в ней нет любви, поскольку каждый партнёр кажется шулером. И не мудрено: в своих стремлениях любить приходится жестоко ошибаться.

Какие-то странноватые, а скорее вполне реальные женщины, преследующие вполне земные цели: покушать вкусно, иметь хорошую фамилию, быть обеспеченной, прикармливать домашнего любовника или мужа, причём эти персоны вроде как для души, поскольку терпеть их отвратительное или равнодушное отношение к себе считается вполне закономерным. Можно было бы сказать, что Вертинскому встречались не те женщины, но дело в том, что женщины именно ТЕ... которые окружают любого мужчину в период его личного становления, особенно, после очередного расставания. Любовь была, есть и будет большой редкостью, даже если ты Вертинский.
Вот и приходится герою переключиться на "роман" с манекеном, таская повсюду с собой женское текстильное туловище (прямо, как в рассказе Ю. Коваля). Как ни странно, манекен искреннее. Кроме того, с ним становится весело и в свете. Характерно, что здесь пустота от отсутствия чувств к женщине заполняется теплотой чувств в виде дружбы к мужчине - Костя, друг Вертинского, выступает неким воплощением прекрасного в человеке всем своим жизненным путём, вот она верность и преданность через века, границы и даже нечаянное попадание в трудную жизненную ситуацию, лагерь.

И главное - что во время этого всего сохраняется то самое, что держит на жизненном плаву, делает благородным, сочувствующим. Это музыка. Герой вырастает в ней для своего зрителя и самого себя. По сути перед нами теперь человек, пытающийся помочь другим, интеллигентный, благородный, пусть и с налётом богемности. Становится вполне логичным, что в его жизни, наконец, появляется настоящее чувство. Он подготовлен к нему, всё остальное кажется репетицией, настолько что и условия жизни вокруг меркнут. Хотя в фильме не совсем ясно, отчего же в жёны выбрана именно эта женщина, являющаяся ресурсной в реальности. Всё совершилось, есть продолжение в виде детей, можно и в гости к Богу...

Но что же можем вынести мы из этого потока случайностей, в которые попадает герой. Скорее то, что они не случайны. И то, что человек меняется не качественно, а количественно. Через жизненные невзгоды он созревает, как плод на дереве, становится лучше, добрее, значимее. Конечно, при этом всём он остаётся собой, но трудности не только не ломают его, а позволяют обрести что-то новое, более ценное, разглядеть его там, где раньше возможно не заметил бы. А добро, дружба, любовь, они, конечно, есть и будут, только бы там сам к ним был готов, открывал навстречу душу, умел их выражать. Мысль не новая, но ценная: из трудностей рождаются хорошие люди.


Рецензии