встреча с медведем

               
Сентябрь-октябрь 2019 года жителям Забайкалья запомнятся историями о медведях-шатунах. В разных СМИ, в рассказах очевидцев появлялись сведения о встречах с  этими лесными зверями.  «Хозяева» тайги начали выходить к населённым пунктам в поисках пищи. Неурожайный год способствовал  тому, что медведи не нагуляли необходимый запас жира , чтобы улечься на зиму в свои берлоги и, как говорят в народе, сосать лапу. Делают они это или нет, но такое выражение я слышала с самого  детства.
       Так, вот из раннего детства мне и припомнился один случай. Мы со своей бабушкой Ефросиньей Матвеевной любили ходить вдвоём по ягоду. В тот день в конце августа мы часов в десять не спеша отправились, как всегда, в лес. Мне шесть лет. В руках у меня пятилитровый котелок, у бабушки - двенадцатилитровое ведро. Год был очень урожайный.  Шли мы пешком около пяти километров до просеки. Помню, брусника народилась, да такая, хоть ковшом черпай. Свернув с дороги, мы прошли по багульнику метров десять и «упали» на ягодник. С бабушкой всегда было интересно. Она так красиво рассказывала разные истории из жизни, что не хотелось пропускать ни одного слова. Завораживало!  Часа два собирали крупную спелую ягоду. Затем бабушка, приподнявшись, показала на пригорок, что был метрах в ста от нас, и сказала: « Ещё немного здесь порвём да пойдём туда. Там на свеженькой и дорвём вёдра.». Мы уже набрали ведра почти до верху, как бабушка снова поднялась и сразу же присела. «Сиди, внуча, тихонько. На нашу ягоду «хозяин» пришёл».  Я привстала и посмотрела на пригорок. Там на ягоднике шевелился кто-то в тёмном полушубке. Я, было, возмутилась. «Почему он пришёл на нашу ягоду? Да, ещё в шубе?»- спросила я громко. Бабушка знаками мне показала, чтобы я замолчала. Мы медленно стали выходить на дорогу. «Ничего, он сытый, он на нас не нападёт»,- говорила вполголоса бабушка. Я в то время ничего не  понимала. Выйдя на дорогу, мы быстрым шагом пошли домой. Бабушка несла и своё ведро, и мой котелок. Я держалась за её юбку и семенила рядом.  До деревни оставалось километра полтора. Мы спустились к ручью, где росла моховка. «Теперь можно  отдохнуть и перекусить»,- сказала повеселевшая моя бабушка. Мы присели на травку. Бабушка развязала свой узелок, достала краюху свежеиспечённого хлеба, разломила её на две части, одну из которых дала мне. Потом протянула кусок сахара (теперь такого нет, белый, сладкий, кусковой), и мы стали обедать. Срывали с кустиков спелую сладкую, как мёд, моховку и вприкуску с ключевой водой с наслаждением  трапезничали. «Вот, ведь, какой настырный оказался,-начала бабушка непонятный для меня разговор-, совсем недавно от нас отстал, как дым из деревни учуял. Так, и рванул через падь к Садовне,( место у нас в лесу так называлось, тоже ягодное.) Ну, и слава Богу. Сытые медведи на людей не нападают. Ягоды нынче много. Жирок нагуляют.» Я удивлённо посмотрела на бабушку и спросила: «Бабуль, так тот, в полушубке, медведь что ли был?» Про медведей я слышала много раз, все дяди мои были отменные охотники и весёлые рассказчики. «Да, да, моя девочка, это был Мишка, здоровый такой. Я за тебя напугалась сильно. Ну, слава Богу, всё обошлось»,- ответила бабушка и предложила нарвать ещё моховки в запончики. (фартуки). Усталые, но довольные мы к закату солнца пришли домой. Подрастая, я часто вспоминала ту фигуру в полушубке, шевелящуюся метрах в ста от нас.  Ещё один случай припомнился мне. На летних каникулах ( пятый-шестой класс) к нам в гости приехал мой любимый дядя Василий Григорьевич. Он и его друг Алексей Иванович ранним утром пошли в лес « побродить,  рябчиков пострелять, ягоды и груздочков насобирать». Они взяли с собой и охотничью собаку по кличке «Верный». После обеда мой отчим куда-то уехал на телеге. Мы с мамой ушли на речку полоскать бельё. Когда мы вернулись домой, то увидели, что телега стоит посреди двора, Мужчины сидят на крылечке, о чём-то оживлённо разговаривают. На телеге под брезентом лежало что-то огромное. Тут же крутились мои братишки и соседские ребята. Мы с мамой, поставив тазики с бельём, тоже подошли поближе. С телеги свешивалась огромная мохнатая  лапа. Подходили соседи, родственники. И я услышала рассказ  об убитом медведе. Дядя Вася с другом, набрав ягоды и подстрелив несколько рябчиков, собирались уже идти  домой. Вдруг громко залаял Верный. Из зарослей багульника поднялся большой медведь. Он, видимо, лежал в тени, отдыхал. Зверь ринулся на пса. Дядя Алексей кинулся на помощь четвероногому другу. Медведь резко развернулся и одним ударом лапы сбил охотника на землю. Верный друг бегал вокруг, набрасывался на зверя со всех сторон. Дядя Вася услышал громкий лай, вскрик Алексея и поспешил к ним. На ходу он приготовил ружьё. Когда он подбежал , увидел страшную картину. Медведь подмял под себя друга, тянулся лапой к голове. Верный  наскакивал на зверя, больно кусал его, что ещё больше злило зверя. Дядя Вася боялся сразу выстрелить, чтобы не попасть в друга. Подобрав удобное положение зверя, дядя нажал на курок. Хорошо, что ещё на бегу к месту «сражения», он успел перезарядить ружьё. Медведь обмяк и всей тушей свалился на жертву. Дядя вместе с Верным вытащили потерпевшего из-под зверя. Всё его лицо было в крови. Видимо, когти медведя не раз  прошлись по нему. Собака тоже была в крови. Зверь и его задел. Дядя Вася оставил друга с собакой возле убитого зверя, быстрым шагом отправился к избушке лесника.  Он попросил того съездить на коне в деревню и сказать о происшествии  моему отчиму. Сам же поспешил к другу  «А вдруг зверь не один был, побегу туда»,- добавил он на ходу. Мы все обратили внимание на перевязанную голову  Алексея. Когда сняли брезент, я увидела убитого медведя. Это был огромный зверь. Потом, помню, приходили сельчане с тазиками, кастрюлями, вёдрами за мясом к нам. Мама варила большую кастрюлю супа с рябчиками. Почему- то в нашей семье медвежатину не ели. Почему, не знаю. Говорили, что она сластит. Не знаю, не пробовала.      


               

      

               


Рецензии